Главные вкладки
Петрова Светлана Ивановна
Викторина к 100- летию города Чапаевска «Любимый город Чапаевск». Автор разработки.: Петрова С.И. Огромное значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими город Чапаевск. При ознакомлении дошкольников с родным городом важно сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Чапаевска. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, городу, к своему народу. Задачи: - обобщить знания детей о родном городе, его истории, культурных традициях, архитектурных сооружениях. Воспитывать любовь и уважение к родному городу, его истории; - дать детям элементарные представления о расположении города. Учить пользоваться картой; - дать детям элементарные представления о происхождении герба. Воспитывать уважительное отношение к символам города Чапаевска; - формировать элементарные представления о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города; - закреплять знания детей об исторических памятниках города. Способствовать воспитанию патриотических чувств и почитания героев войны; Материал: наглядный материал о г. Чапаевске (фотографии, картины, диск), волчок, конверты с заданием, эмблемы для каждого ребенка, магнитофон с записью правил участия в викторине « Что? Где? Когда?», песни для музыкального оформления викторины, силуэтное изображение герба г. Чапаевска, картины для игры « Можно- нельзя», мяч, цветные карандаши, компьютер, 2 светильника, жетоны, флажки с надписью « Процветания тебе, любимый город! », памятные подарки. Содержание образовательной деятельности. Звучит песня в исполнении нашего земляка Р. Фатахова «Любимый город Чапаевск» В. Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими. Но у каждого из нас есть и своя малая родина. Для кого – то малая родина – небольшой поселок или деревушка, для других- городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Куда бы мы ни уехали- в дальние страны или в глухую лесную деревушку, мы скучаем, тоскуем по родным улицам, по нашей неказистой речушке, по родному дому. Чувство тоски по родине люди называют ностальгией. Малая родина- Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая, А под ней скамья. Ласковая малая Родина моя! Продолжает звучать песня о г. Чапаевске в исполнении Р.Фатахова. В. Давайте поговорим о нашей малой родине, чтобы лучше ее узнать и любить, как частицу нашей большой родины. Мы с вами много говорили о нашем городе, теперь вы сможете ответить на любые трудные вопросы. Одним словом вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток. Вот мы сегодня и узнаем. Мы сегодня с вами поиграем в игру « Что? Где? Когда?». Как в настоящей игре , у нас будет 2 команды. У каждой команды своя эмблема. Еще раз посмотрите на эмблемы и покажите их всем. Дети садятся за столы. Заходит ассистент в строгом костюме ( приносит волчок, задания в конвертах, « звуковое письмо») В. Посмотрите, ребята, что нам принес мой ассистент. Давайте же послушаем поскорее звуковое письмо. Идет прослушивание правил игры- викторины в магнитофонной записи. Уважаемые знатоки и умники! Вас приветствуют жители города Чапаевска. Сейчас вы начнете увлекательное путешествие по родным местам. В конвертах , которые вам принесли, содержатся вопросы- задания. Волчок укажет конверт, на вопросы из которого нужно ответить. А теперь послушайте, какие правила необходимо выполнять во время игры- викторины: - вопросы надо слушать внимательно; - отвечать на задания может любой из вас, кто знает ответ и хочет ответить. Для этого нужно нажать на кнопку; -за правильный ответ будет вручаться жетон; - команда, набравшая больше жетонов, будет считаться победителем , и ей будет вручен значок « Знаток города». Удачи вам! В. Ребята, вы прослушали правила. А теперь давайте заведем волчок. Задание 1. « История города Чапаевска». В. Мы живем в прекрасном городе. Это наша малая родина. Как и у человека у города есть имя. Как называется наш город? А мы, живущие в Чапаевске- чапаевцы. Г. Чапаевск основан в 1911 году. В этом году у города юбилей- ему исполняется 100 лет. Ребята, ответьте на вопросы: - Как изначально назывался Чапаевск ( Иващенково); -Какие поселки вошли в состав Иващенково ( Титовка, Губашево, Большое Томылова); - Как раньше называлась река Чапаевка? ( Моча); В. Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Заводим волчок. Задание 2. « Знаю и люблю свой город» - Какие водоемы есть на территории Чапаевска? ( О. Ильмень, река Чапаевка, Гусиное озеро); - Как называется центральная площадь города ? (Комсомольская) Как называется микрорайон, в котором мы живем? Покажите на карте, где находится город Чапаевск. В. Молодцы, ребята. Давайте еще раз заведем волчок. Задание 3. «Родные улицы». - Как называется улица, на которой вы живете ? - Назовите улицы города, носящие имена писателей ( Чехова, Гоголя, Маяковского, Гайдара, Радищева, Гончарова, Добролюбова). В. Продолжаем игру. Следующее задание 4. « Памятники нашего города» Ребята, подойдите поближе к компьютеру и внимательно посмотрите на памятники. Следующий вопрос: « Назовите памятники нашего города и где они расположены. ( Чапаев, Ленин, монумент Славы и др.) В. Игра продолжается. Еще раз заводим наш волчок. Задание 5. « Знаменитые земляки». - Назовите детских писателей, живших в нашем городе. ( Мария Пахомова, Владимир Бондаренко); - Какие сказки вы знаете, которые написала Мария Осиповна Пахомова? - А какие сказки Владимира Никифоровича Бондаренко? -Назовите имя нашего земляка летчика- космонавта РФ ( Сергей Васильевич Авдеев). В. Остался последний конверт. Задание 6. - Какой архитектурной достопримечательностью может похвалиться наш город? ( Церковь Сергия Радонежского, здание ДК им. Чапаева). В. Ребята, все задания выполнены, на все вопросы даны правильные ответы. Ну а теперь я предлагаю отправиться на удивительную экскурсию по городу. Жетоны посчитает мой ассистент и в конце нам объявит победителя. Как вы думаете, на чем нам можно доехать до города. Правильно, ребята, а сегодня мы отправимся на пешеходную прогулку. Растет наш город, строятся новые дома. Дома бывают разные: Зеленые и красные. Высокие и низкие, Далекие и близкие, Панельные и кирпичные- Вроде бы обычные. Дошкольные, лечебные, Торговые , учебные Театры и жилые, Красивые такие, Полезные прекрасные- Дома бывают разные. В. Ребята, а какие здания есть в Чапаевске ? Нас приглашает к себе в гости одна из школ- художественная школа. Сейчас мы ее посетим. Кто мне ответит ,чем же она отличается от других школ ? Встречает учитель. Учитель. Над бумажным над листом Машет кисточка хвостом, И не просто машет, А бумагу мажет. Красит в разные цвета Ух, какая красота! В. Ребята, желающие научиться рисовать, можете задержаться в художественной школе. Задание для подгруппы детей : раскрасить герб города Чапаевск. В. А мы отправляемся дальше. В нашем городе есть еще музыкальные школы. Хотите посетить одну из музыкальных школ? Нам надо перейти в другую часть города. Ребята, перед нами железная дорога, через нее мы можем переходить только по перекидному мосту. Встречает учитель. Дети исполняют песню о родине. В. Вот к нам присоединились Ваня с Димой. Они что- то держат в руках. Ребята, что это за знак? ( Герб) Это вы раскрасили в художественной школе? В. Давайте подойдем к компьютеру и сравним, правильно ли вы раскрасили символ города. Как это связано с жизнью города? Д. Четыре языка пламени Гренады показывают четыре завода, которые выпускали военную продукцию, а зеленый венок означает природу. В.Правильно, ребята. Красный цвет поля символизирует мужество и самоотверженность горожан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., справедливую борьбу за экологическую чистоту города. Венок из зелёных листьев охватывающий Гренаду и как бы не дающий ей взорваться, символизирует мир и экологию. Зелёный цвет - надежда изобилие, природа. Серебро в геральдике символизирует чистоту, мудрость, благородство, совершенство. В. Продолжаем нашу экскурсию. Как вы думаете, это что за школа? Д. Спортивная школа. Встречает тренер и проводит с ними физзарядку. Мы живем в стране большой, Щедрой и богатой, И не жалко ничего, Нам ,для вас, ребята! Стадионы строят новые, Чтобы вы росли здоровыми, Чтоб каждый стал сильней И смелее и добрее. И хорошими делами Помогал стране своей Командам – физкульт…ура! Становитесь по порядку Дружно делайте зарядку! В. Ребята, пора нам возвращаться свой микрорайон. В нашем микрорайоне две школы. В одной из школ учится наш товарищ – Петя С. Его учительница для нас тоже придумала задание и она надеется , что мы справимся и с этим заданием. В.Ребята , а сейчас с вами поговорим о том, что можно делать на улицах города и чего делать нельзя. Игра «Можно- нельзя». Дети рассматривают картины , рассказывают и проводят стрелки к знакам ( запрещающему или разрешающему): - переходить улицу на красный свет нельзя; - нельзя рвать цветы на клумбе; -можно любоваться цветущей клумбой; - можно сажать деревья и цветы во дворе; - нельзя бросать обертки от конфет на тротуарах; - нельзя писать на домах , рисовать картинки. В. Пора нам возвращаться в свою родную школу. Ребята, давайте поиграем еще одну игру, подберите признаки к нашей малой родине. Какая она? Воспитатель бросает мяч, а ребенок у кого мяч подбирает одно прилагательное . Д. Любимая, родная, прекрасная, богатая, красивая, веселая, маленькая, замечательная, удивительная… В. О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Какие пословицы вы знаете? Д. - Скучно Иванушке на чужой сторонушке. - Где родился – там и сгодился. - На чужой стороне рад родной воронушке. - Родная сторона- золотая колыбель, чужая сторона – дремучий бор. - Русский человек без родины не живет. - Родная сторона- мать родная, чужая сторона- мачеха. Дети читают стихотворение О.Дмитриевой « Наш город». Был он посёлком крошечным Тихим, тёмным, заброшенным С маленькими домишками, Вечно в грязи без дорог. Люди мечтали исстари, Чистым и светлым выстроить Вместо посёлка пыльного Каменный городок. В нашей стране как водится, С делом слова не расходятся, Он хорошеет, строится, Город, где мы живём. Смотрим с законной гордостью Там, где бараки горбились, На распрямлённых улицах Строят за домом дом. Всё, что мечталось, сбудется. Мы от души потрудимся, Чтобы ещё наряднее, Чище наш город стал. Это же – наша улица, Это же – наша Родина! А для любимой Родины Нам ничего не жаль! В. Пора подводить итоги. В нашей игре сегодня победителей нет, потому что вы все очень хорошо знаете свой город, любите его, будете беречь, делать все, чтобы он был краше и чище. Награждение детей.