"Кто в лесу живет?"
Цели:дать представление об обитателях леса,учить различать животных по внешним признакам,развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса,вызвать интерес к их жизни.
Материал: картины из серии "Дикие животные",изображение на фланелеграфе леса и его обитаттелей.
Словарная работа:животные,звери,хищники,травоядные,окраска,сезонные изменения.
Ход занятия.
Встреча с Лесовичком
Сегодня мы с вами идем в гости к старичку-Лесовичку.
Здравствуй, лес .зеленый лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовой?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи: ты же видишь - мы свои.
Чтение рассказов Е. Чарушина «Заяц», «Волк», «Лиса». После знакомства с каждым из отрывков, детям предлагается рассказать ,что нового и интересного они узнали из рассказов о жизни описываемого автором обитателя леса.
Лес- это большой дом, где по соседству живут разнообразные растения и животные .Они не только живут вместе, но и нужны друг другу .В лесу несколько « этажей» растений :высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы .На всех этажах леса и почвы живут животные .Птицы, белочки, куницы живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери, как лиса, еж, медведь - обитают внизу .В лесу обитает множество насекомых. Какие из них вам известны?
В лесу много животных ,которые питаются различными частями растений : листьями ,плодами, корой, почками. Таких животных называют травоядными. Интересно, что такое животное ,как медведь , предпочитает полакомиться малиной и другими лесными ягодами, любит сладкие коренья некоторых трав. Травоядным мы называем и зайчика. Кто знает ,чем он питается в лесу?
Но есть в лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными (лиса, волк, еж, куница). Что предпочтет на обед кумушка лиса? А почему по- вашему ,еж -хищник?
.Все обитатели леса не могут существовать друг без друга. Давайте поиграем в игру «Что было бы , если бы из леса исчезли ..»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых.
Чтобы было с остальными животными? А если исчезли птицы? А если пропали бы ягоды, грибы? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается , не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они приспособлены к жизни в лесу: находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, берлоги ,гнезда).Травоядные животные приспособлены к тому, чтобы защищаться от врагов, хищники- чтобы преследовать добычу. Как? Многие животные имеют маскировочную окраску , быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям в природе (под зиму запасают корм, ложатся в спячку ,меняют шубку на более теплую и т.д)
Мы с вами узнали много нового и интересного, а сейчас давайте поиграем в игру «Противоположность».(Дети ищут противоположности: волк злой- лиса хитрая, волк серый - лиса рыжая и т.д.)
Пальчиковая гимнастика.
Волк -серьезный, грозный зверь. Изобразить правой рукой волчью морду;
С недовольной, злою миной, ладонь прямая ,большой палец поднят кверху «ухо»,
Зайцу уши натрепал а мизинчик отведен вниз и то сходится, а то расходится
И еще пообещал: с безымянным пальцем
То ли будет впереди, «открывается пасть волка».
Ну,заяц.погоди!