Я живу на Кубани!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Творим добро" Волонтёрский отряд | 25.51 КБ |
dver_v_detstvo_scenariy_provedeniya_klassnogo_chasa.rar | 10.36 КБ |
v_detyah_my_vidim_samih_sebya.rar | 2.03 МБ |
urok_sosloviya_v_17_veke.rar | 2.02 МБ |
semeynoe_vospitanieroditelskoe_sobranie_word.rar | 15.29 КБ |
doklad_kushnaryova_t.a.rar | 58.09 КБ |
legendy_o_cvetah_1.rar | 9.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
«ТВОРИМ ДОБРО»
АПШЕРОНСКОЙ ШКОЛЫ №4
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
- Пояснительная записка
Программа Волонтерского движения “Творим добро” создана для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Делятся на теоретические и практические занятия. Практические занятия проводится в форме игр социологических опросов, в работе с населением, экологические десанты и другие занятия.
Работа волонтёром разнообразна. Это может быть и сбор урожая, и посадки, и строительство, и восстановление исторических памятников, и расчистка и облагораживание местности, и уход за людьми с ограниченными возможностями или пожилыми и многое-многое другое.
Социализация растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределния в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. В настоящее время в России рассматривается как стратегический ресурс государственно - общественного развития. Современные модели взаимодействия “Общество-государство” предусматривает, в основном, пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.
В то же время воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.
В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность , в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.
Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.
Чисто детских социальных инициатив быть не может.
На самом деле детская социальная инициатива-это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Участниками программы “Творим добро” могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержания проектов, входящих в Программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
В настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Программа “Творим добро” – комплексная программа развития детского волонтерского движения, основная идея которой – воспитать поколение тех, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
2. Цель программы
Цель программы – содействовать развитию и консолидации детских волонтерских отрядов – участников волонтерского движения школы “Творим добро», формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.
3. Задачи программы
- формирование гражданских чувств подростков;
- поддержка социальных инициатив, направленных на - распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
- предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
- привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерских отрядов гимназии;
- создание банка данных детских волонтерских отрядов.
4. Принципы реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу Программы. Пренебрежение каким- либо принципом недопустимо и губительно для Программы. Принципиальные основы деятельности взрослого:
- обеспечение безопасности ребенка;
- достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
- организация совместной деятельтности “Взрослый – ребенок”;
- продуманна, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;
- максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.
Принципиальные основы деятельности ребенка:
- добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности;
- реализация личных способностей ребенка;
- значимость деятельности ребенка;
- положительный результат участия в Программе.
5. Механизм реализации Программы
Программа включает проекты по разным направлениям:
- "Здоровье всех - здоровье каждого", направлена на профилактику асоциальных явлений и пропаганду здорового образа жизни.
- Акция “С любовью и заботой”;
- Акция “Ветеран”;
- “Протяни руку сверстнику”;
- “Тимуровский десант”;
- “Поделись улыбкою своей”;
- “Подарок солдату-земляку”;
- “День служения городу”;
- “Неделя добра”.
Примерное календарно-тематическое планирование
Отряда "Исток"
34 часа
№ | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. | 1 |
|
2 | Организационное занятие. Выборы актива группы. Акция "Нецензурная брань в нашей речи и жизни". | 1 |
|
3 | Спортивно-развлекательное мероприятие «Мы выбираем ЗОЖ». Организация тимуровского движения | 1 |
|
4 | Составление плана работы. | 1 |
|
5 | Работа с уличными тимуровскими командами | 1 |
|
6-7 | Практика. Помощь населению. Акция “Поделись улыбкою своей”. | 2 |
|
8 | Лекции о ЗОЖ в 1-11 классах | 1 |
|
9 | Игры и беседы о ЗОЖ в 1-4 классах | 1 |
|
10 | Теоретические занятия в 1-11 классах | 1 |
|
11 | Подготовка к проведению мероприятий к всемирному Дню борьбы со СПИДОМ | 1 |
|
12 | Подведение итого конкурса рисунков и плакатов к всемирному Дню борьбы со СПИДОМ | 1 |
|
13 | Беседы и игры по экологии к неделе "Чистой воды" | 1 |
|
14 | Учимся писать проекты | 1 |
|
15-16 | Практическая работа. Сбор материалов к проекту | 2 |
|
17 | Виды проектов. Анкетирование « Роль физической культуры в профилактике злоупотребления ПАВ» | 1 |
|
18 | Этапы выполнения проекта. «Здоровый образ жизни: в гармонии с собой и миром» | 1 |
|
19 | Реклама проектов. | 1 |
|
20-21 | Защита творческого проекта - "Тимуровское движение" | 2 |
|
22-23 | "Добры молодцы и красны девицы" мероприятия ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта | 2 |
|
24-26 | Практика. Помощь населению. Акция «Весна – время наводить порядок» | 3 |
|
27-28 | Акция в рамках реализации закона Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1539 КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» - пикеты около магазинов, в которых была зафиксирована продажа алкоголя и табачной продукции несовершеннолетним. | 2 |
|
29 | Акция "Чистый город" | 1 |
|
30 | Конкурс рисунков и плакатов "Мы за чистый город" | 1 |
|
31-32 | Поздравление ветеранов с Днем Победы. | 2 |
|
33 | Проводы выпускников |
|
|
34 | Подведение итогов работы за год |
|
|
Успех Программы зависит от позитивного отношения к детскому волонтерскому движению со стороны государственных и общественных организаций различного уровней, оказание организационной и финансовой поддержки деятельности волонтерских отрядов школы при реализации Программы развития волонтерского движения.
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения классного часа с родителями
«Дверь в детство»
Цель: Формирование у учащихся коммуникативной культуры, умения ценить людей, свою семью.
Прелполагаемый результат: расширение представлений об ок ружающем мире, семье, родных и близких людях, рядом с которы ми растет ребенок.
Учащиеся класса получают задание побеседовать со своими родителями и расспросить их о днях детства, о том возрасте, в котором сейчас находятся они сами. Ребята оформляют полученные воспоминания в виде большой книги. Книгу можно сделать из листов ватмана, один рассказ на один лист. Каждый рассказ сопровождается рисунком, который делает каждый ученик к своему сочинению. Рисунки можно оформить под одним общим названием «Детство моих родителей». Рассказы о детстве родителей пишет весь класс, а затем учащимся класса предлагается объединиться в микрогруппы для выполнения разнообразных заданий.
I группа - оформление выставки фотографий «Детство наших
родителей» и подготовка экскурсии по выставке.
II группа — поиск песен, подготовка музыкальной программы
«Мелодии детства».
Шгруппа — подготовка необычных пригласительных билетов на праздник «Дверь в детство».
1Угруппа — подготовка праздничных необычных сувениров для взрослых — участников праздника.
V группа — подготовка и проведение блиц — интервью во время праздника.
Ход праздника
Заранее ребята приносят родителям приглашения на праздник. Содержание приглашения может быть таким:
Аорогие папа и мама!
Вы помните свое детство? Вы помните его праздники и огорчения, цветы и улыбки? Конечно, вы его помните. Оно было разным, ваше детство и нам в классе очень хочется узнать, каким оно было. Аля этого приглашаем Вас приоткрыть дверь в ваше детство во время праздника, который состоится 1 октября 2007 года в 18.00.
Мы ждем Вас и надеемся на нашу встречу.
Ваша Маша и ее одноклассники.
Родители входят в зал под музыку и песню «Город детства» в ис
полнении Э. Пьехи.
- Вступительное слово классного руководителя о значимости
детства в будущем становлении человека.
II.Блиц опрос родителей
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «Детство»?
- Какими именами вас называли в детстве?
- С кем из ваших школьных друзей или друзей детства вы встречаетесь и сегодня?
- Какие любимые занятия были у вас в детстве?
III. Музыкальный подарок из детства родителей.
Ребята исполняют те песни детства родителей, о которых они узнали из предварительной подготовки к празднику. Родители могут петь вместе с ребятами, если у них есть желание.
1 Ребята знакомят родителей с оформленной ими к празднику книгой детства. Они зачитывают рассказы о детстве своих родителей и знакомят с рисунками, которыми сопровождены их сочинения.
Кульминационным пунктом праздника может стать открытие выставки фотографий «Детство наших родителей».
Эта фотовыставка должна готовиться втайне от взрослых и может стать изюминкой встречи. Презентацию фотовыставки можно провести по-разному: ребята представляют фотографии и расска зывают, кто изображен на фотографии, в каком году она была сде лана. Другим вариантом презентации может стать представление фотографии самими родителями, которые рассказывают, где и когда, в какой момент жизни был сделан снимок, какие факты из биографии он запечатлел.
VI. Всем родителям, чьи фотографии представлены на фотовы ставке вручаются сувениры, сделанные руками ребят.
VII.Конкурс ((Что мы знаем друг о друге»?
Для участия в конкурсе приглашаются семьи, которым нужно продемонстрировать знания о детстве родителей и детей. Вопросы детям:
- Какие конфеты были любимыми у папы и мамы в детстве?
- Любимые песни папы и мамы в детстве?
- Какие увлечения были у папы и мамы в детстве?
- Какие школьные предметы были самыми нелюбимыми?
- Как звали любимых учителей папы и мамы?
- Какие клички были у папы и мамы? (если были)
- Какие курьезные случаи были у папы и мамы в детстве?
- Как звали лучшую подругу или друга папы и мамы?
- Какие любимые группы, певцы были у родителей в детстве?
Вопросы родителям:
1. Любимая одежда вашего ребенка.
- Самое большое желание вашего ребенка.
- Любимая еда сына или дочери.
- Лучший друг или подруга вашего ребенка.
- Самое страшное наказание для ребенка.
- Любимый предмет.
- Любимый учитель.
- Любимая песня.
- Любимое занятие
VIII.Пополнение архивных материалов класса.
В конце праздника ребята и родители делают совместную фото графию на память о празднике.
IX. Рефлексия праздника.
В начале праздника родители получают комплект маленьких сердечек, вырезанных из цветной бумаги. Сердечки должны быть небольшого размера, а по цвету они могут быть красными, зелеными и белыми. В конце праздника родители отвечают на вопросы классного руководителя, который подводит итоги праздника. Вопросы классного руководителя могут быть такими:
- Какие чувства вызвал у вас, папы и мамы, подготовленный нами праздник!
- Узнали ли вы, ребята, что-нибудь новое о своих родителях?
Хотелось бы вам все еще участвовать в таких встречах? После ответов на вопросы родители прикрепляют на лист ватмана помещенный на доске, то сердечко, цвет которого наиболее полно соответствует чувствам, которые испытывали родители на празднике. Родители оставляют на листе ватмана, по желанию, свой автограф и пишут пожелания классу.
Такой праздник получается всегда достаточно искренним и теп лым. Родители и дети становятся ближе друг к другу, у родителей появляется желание и интерес помочь классному руководителю и ребятам жить интересно с пользой для себя и других. Все материа лы, которые оформляются к празднику собираются в архив класса, который хранится в классе. Его можно использовать через много лет, когда ребята будут готовить выпускной вечер.
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в организации предпрофильного и профильного обучения. Кушнарёва Т.А.
Для чего нужны элективные курсы в школьном образовании?
По замыслу авторов школьной реформы, такие курсы должны предоставить старшеклассникам возможность свободно выбирать тот дополнительный объем образования, который соответствует его интересам, потребностям, жизненным ценностям. Предполагается, что при помощи таких курсов по выбору учащиеся совместно с образовательным учреждением смогут построить индивидуальный образовательный маршрут, т.е. путь получения образования.
1Й этап. Это 9-й класс. Было в начале года проведено родительское собрание, где совместно с завучем школы родителям объяснили, что такое элективные курсы, какова их цель.
Дети путём анкетирования разделились на группы. Были учтены основные мотивы учащихся класса степень их заинтересованности увлеченности предложенными курсами по выбору. Было написано расписание, и начались занятия.
2Й этап.10 класс. Профильное обучение.
В детях мы видим самих себя. Дети — это зеркало взрослого поколения. И если семья живет жизнью безнравственной, если дети видят обман, лицемерие, двоедушие, то никакие слова о высоком, произнесенные в школе, дома обычно не могут разрушить это влияние семьи. Поэтому воспитание ребенка начинается с семьи, а все остальное, о чем мы будем дальше говорить, повиснет в воздухе и останется пустыми словами, если не будет подкрепляться личным подвигом родителей.
Контакты с семьями учащихся. Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).
Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).
Результативность организации родительских собраний в классе.
Эффективность индивидуальной работы с родителями.
Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).
Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся классов, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Направление – гуманитарное.
Характеристика класса: урок проводился в 7 «А» классе; в классе 27 учащихся из них 9 мальчиков и 18 девочек. Класс дружный, активный, дети любят спорт, 5 детей посещают художественную школу, 3 музыкальную, 5 человека секцию футбола. Есть группа 14 человек, которая стабильно учится на «4» и «5». Есть дети, имеющие 1-2 тройки – 5 человек. Есть дети, имеющие 2-3 тройки – 3 человека. Двое детей опекаемые живут с бабушками. 6 человек живут в неполных семьях. Три семьи многодетные. Четыре семьи, где один ребёнок. В классе есть дети, требующие постоянного внимания и контроля.
Урок истории по теме: «Пять сословий российского общества». Относится к разделу «Россия в XVII веке», изучаемому в 7 классе по УМК:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
Тип урока – комбинированный (диалоговый) – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, выполняемыми на ИД.
Для просмотра урока необходима программа.
Урок рассчитан на 1 часа изучения, содержит 4 этапа;
1-й этап: актуализация имеющихся знаний учащихся, на этом этапе урока учащиеся вспомнили события начала XVII века;
2-й этап: Эпиграф, постановка цели и задач урока, плана. Второй этап включает в себя изложение нового материала по плану урока
3-й этап: закрепление изученного материала на этом этапе учащиеся решают исторические уравнения, определяют личность по описанию, заполняют синхронистическую таблицу; работа проводится по слайдам презентации и с использованием интерактивной карты.
4-й этап: Рефлексивно – оценочный этап. Учитель предлагает каждому ученику проанализировать его деятельность на уроке и оценить качество работы.
Дидактические средства:
Методы - проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический); индивидуальная, групповая работа;
Технологии - беседа, проблемное изложение; решение познавательных задач; составление сравнительно-обобщающей таблицы.
Оборудование урока - Учебник: История России XIX век. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Издательство «Просвещение», Москва 2007 год. Рабочий лист урока. Зрительный ряд урока представлен презентацией, настенной картой, фотоматериалами.
Форма урока - Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Сообщения учащихся. Обобщение материала. Анализ первоисточников (работа с документами). Словарная работа. Работа с картой (контурной картой).
Предварительный просмотр:
Материалы к родительскому собранию по проблемам:
«Семейное воспитание ребенка и его значение» и
« О взаимодействии школы и семьи».
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,
без самого народа невозможно.
(Ю.П. Азаров)
- Семья – это общечеловеческая ценность.
- Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений.
- Семья – малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядов параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?
Главными функциями семьи являются:
- воспитательная,
- оздоровительная,
- духовно-нравственная.
- познавательно-образовательная,
- бытовая,
- трудовая,
- культурно-просветительская,
- досугово-творческая,
- охранно-защитная,
- стимулирующая самостоятельный опыт личности.
Главные задачи семейного воспитания это:
♦ гармоничное развитие ребенка;
♦ забота о здоровье детей;
♦ помощь в учении;
♦ трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
♦ помощь в социализации личности;
♦ формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
♦ забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
♦ подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
♦ половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
- режим семейной жизни;
- содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи, развиваются в качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, занятость родителей на работе более 7-8 часов в день с целью обеспечить семье более достойный жизненный уровень, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и имеющих одного ребенка. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. А школа, осуществляющая учебно-воспитательный процесс, со своей стороны, также нуждается в поддержке родителей. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Каковы функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей?
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
♦ информационная,
♦ воспитательно-развивающая,
♦ формирующая,
♦ охранно-оздоровительная,
♦ контролирующая,
♦ бытовая.
Задачи взаимодействия:
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- Активное участие родителей в воспитании детей.
Без сотрудничества школы и семьи трудно достичь успешности в развитии личности ребенка, его образовании и воспитании.
Предварительный просмотр:
Россинские педагогические чтения.
Кушнарёва Татьяна Анатольевна, МБОУСОШ № 4, г. Апшеронск, учитель истории, обществознания, киноведения, победитель НППО 2008, 2010, почётный работник общего образования.
Тема: «Эффективность воспитательного процесса, подходы в теории и практике: традиции и новаторство»
«Будущее человечества сидит сейчас
за партой, оно еще очень наивно, доверчиво,
чистосердечно. Оно целиком в наших
взрослых руках. Какими мы сформируем их,
наших детей, - такими они и будут. И не
только они. Такими будет и общество через
30-40 лет, общество, построенное ими по
тем представлениям, которые мы у них
создадим».
Введение. Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.
Тема моего доклада эффективность воспитательного процесса, подходы в теории и практике: традиции и новаторство продиктована самой жизнью, поэтому актуальна будет всегда!
Самое ценное за Земле – дети. Они приходят в этот мир, заявляя о себе громким криком, словно говоря: «Здравствуйте! Я пришел к вам!» У них основной мир, их душа – чистый листок, на котором жизнь еще напишет свои строки. Что ждет маленького человека в нашей непростой жизни? Кто будет с ним в минуты радости и неудачи? Кто протянет ему руку помощи, утешит и ободрит? Все зависит от взрослых. Они умиляются наивностью и непосредственностью ребенка, но все ли взрослые понимают, что от того, каким вырастет этот малыш, зависит их будущее, будущее всей страны, потому что страна начинается с детства, с того, каким будет подрастающее поколение, на плечи которого ляжет тяжелой ношей груз непростительных ошибок, совершенных взрослыми. Самые страшные и неисправимые ошибки – это равнодушие, эгоизм, безразличие и черствость. Я убедилась в этом сама.
На каникулах я находилась в Москве. Из окна квартиры хорошо был виден вход в метро, около него стояли двое детей. Девочке, видимо, около тринадцати лет, а мальчик намного младше. Они приставали к прохожим, просили милостыню. Если люди проходили мимо, дети негодовали, размахивали руками, стараясь привлечь к себе внимание, что-то кричали вслед. Это происходило каждый день. Ребята уходили и появлялись снова. Время от времени к ним подходил мальчик постарше, и они получали от него затрещины и пинки.
Я решила познакомиться поближе с ними. Они не желали со мной разговаривать. Я протянула каждому шоколадку, и девочка немного рассказала о себе. Мальчик продолжал обращаться к людям, входящим в метро и выходящим из него.
- Вы москвичи?
- Нет. Мы приехали из Воронежа.
- Почему вы ушли из своего дома?
- А что там хорошего?! Папка нас бросил, а мать все время пьет. Нас хотели забрать, но мы сбежали сюда.
- Почему вы сбежали?
- Отправят в разные детдома. Ищи потом брата неизвестно где. Кто его там защитит? Да и в неволе-то жить не хочется. Тебе это не понять.
- Как же вы живете?
- Сами зарабатываем себе на хлеб и крышу.
- А как вы зарабатываете?
- Иди отсюда! Любопытная очень! Мой совет тебе: поменьше базарь на улице.
Девочка отошла от меня и вместе с братом вошла в метро. Я вернулась в свою комнату, сняла куртку и не обнаружила в ее кармане кошелька. Мне стало понятно, что я на себе ощутила «работу» этих детей. Может быть, именно так девочка ответила на мой последний вопрос.
Основная часть. Кто виноват, что такие ребята уходят из дома, занимаются воровством и попрошайничеством? Родители? Безусловно. Не зная тепла родительских рук, дети черствеют душой, чувствуют себя одинокими и начинают жить по законам улицы. Окружающие люди? Конечно. Многие взрослые, равнодушно проходя мимо, отводят взгляд или презрительно смотрят сверху вниз на бомжующего ребенка. Есть у нас много и отзывчивых, милосердных, добрых людей, но не могут они помочь всем, у кого украдено детство. Нужно, чтобы люди, имеющие власть, задумались над судьбой маленьких граждан, от которых тоже зависит будущее страны.
Человечество обновляет и совершенствует себя через воспитание новых поколений. Воспитание сегодня – главный приоритет страны и общества. В Российской Федерации проживает 38 млн. детей и учащейся молодежи, что составляет более четверти страны. Будущее России определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления.
Вопорос 1. Эффективность процесса воспитания учащихся пытаются выявить руководители и педагоги образовательных учреждений. У одних эти попытки оказываются удачными, у других – безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные. Сначала необходимо определить понятие «эффективность воспитательного процесса». Если обратиться за подсказкой к справочной литературе, то в большинстве источников содержание понятия эффективности раскрывается посредством таких слов, как действенный, результативный, дающий эффект. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они советуют произвести и еще одну операцию – соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса – это соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Вопорос 2 .Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:
- №1 определение цели и задач изучения;
- №2 подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
- №3 выбор методик изучения;
- № 4 подготовка диагностического инструментария;
- № 5 исследование испытуемых;
- № 6 обработка и интерпретация результатов исследования;
- № 7 анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса.
№ 1 Определение цели и задач изучения. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:
- выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения;
- выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;
- получить информацию о результативности работы классных руководителей;
- определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.
№ 2 Подбор критериев и показателей.
1. Интеллектуальная развитость учащегося. (Освоенность учащимся образовательной программы).
2. Развитость познавательных процессов и интересов личности (Сформированность учебной деятельности. Нравственная развитость учащегося. Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка Социальная активность ребенка).
3. Физическая развитость учащегося (Состояние здоровья ребенка. Овладение навыками личной гигиены. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости).
Критерии | Показатели |
I. Самоактуализированность личности учащегося. | 1. Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. 4. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 5. Обладание способностью к рефлексии. |
II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. |
|
III. Конкурентоспособность учебного заведения. |
|
№ 3 Выбор методики изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным – выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:
Аспекты изучения | Диагностические средства |
I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. | 1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. 3. Школьный тест умственного развития (ШТУР). 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. |
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. |
|
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. |
|
IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося. |
|
V. Сформированность физического потенциала личности учащегося. | 1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. 2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивание (юноши), поднимании туловища (девушки). |
VI. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. |
|
VII. Сформированность общешкольного коллектива. |
|
№ 4 Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования надо своевременно подготовить необходимый инструментарий – бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Увеличение числа субъектов диагностики сокращает время подготовки диагностического инструментария, а в дальнейшем – время изучения обработки результатов. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, школьный психолог, классные руководители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, учитель физкультуры, музыки, изобразительного искусства, руководителя кружков и секций, некоторые родители и старшеклассники.
№ 5 Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.
№ 6 Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех – четырех человек. В нее входят, как правило, школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.
№ 7 Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации (развитие, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее.
Диагностические методики (Приложение 1-3)
Известные ученые А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, утверждается, что при исследовании эффективности человеческой деятельности можно использовать два универсальных критерия – продуктивность деятельности и удовлетворенность как психологическое состояние. Если согласиться с данной точкой зрения, а на это имеются основания, то в качестве основных критериев эффективности воспитательного процесса необходимо избрать следующие:
- развитость личности ребенка;
- Сформированность коллективов образовательного учреждения и его структурных подразделений;
- удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей процессом и результатами воспитательной деятельности.
Первые два критерия позволяют оценивать продуктивность воспитательной деятельности, а третий – психологическое состояние ее участников.
Заключение Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у наших отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне огромной и мощной пропагандистской машиной. И, слава богу. Но у наших отцов и матерей было то, чего нет у нынешней молодежи: знание о законах общества и системы. Им было точно известно, как достичь той или иной цели, что возможно, а что нет. К сожалению, современная молодежь не имеет такого знания. Молодому человеку необходимо иметь представление о жизни и окружающем мире. Вся эта информация поступает к ребенку от родителей, друзей, педагогов, из сказок, мультиков, песен и кинофильмов. А молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта. Картина мира, которая сейчас есть у молодых людей, которая создавалась в течение десятилетия, говорит им о бессилии и предрешённости. Такая картина мира провоцирует молодое поколение. Одна его часть полностью потеряла интерес к политике и жизни государства. Другая, накопив в себе достаточно агрессии, объединяется под радикальными, националистическими и фашистскими лозунгами. И, похоже, что никто из современных политиков не думает, что у России через 10 лет будет лицо современной молодежи. Очень многие проблемы уже начали решаться: это и улучшение качества образования, и создание социальных программ для молодых, и организации молодёжных движений. Но, всё-таки, уже сейчас очень многое упущено: молодёжь, которая не развита духовно, не видящая свои перспективы в современном мире, это опасная масса безучастных людей, для которых слово Родина является чем-то далёким и абстрактным. Нашему государству нужно срочно сделать работу над ошибками. Любой школьник знает, что делать работу над ошибками трудно, но необходимо, дабы не допускать повторения этих ошибок в дальнейшем, развиваться, выходить на новый уровень. Фундамент России должен быть заложен основательно и качественно. Только при этих условиях можно выстроить то здание государства, котором мы заявляем. Очень хочется жить в надёжном и уютном доме под названием Россия.
Список использованной литературы
- Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994.
- Байбородова Л.В., Рожков М.И Воспитательный процесс в современной школе Ярославль 1997.
- Воспитывать анализируя /Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Громова. Смоленск, 1994.
- Диагностика как фактор развития образовательной системы /Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 1995.
- Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ http://www.romic.ru/referats/0703.htm
- Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой.М.,1991.
- изучение эффективности воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях /Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 1991.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элемент педагогического мониторинга региональных стандартов в управлении. СПб, 1992.
- Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе / Под ред. З.И. Васильевой. Л., 1991.
Предварительный просмотр:
Легенды о цветах
Сирень
Легенда утверждает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда весна согнала с лугов снег и высоко подняла солнце. Солнце в сопровождении радуги пошло над землёй. Тогда весна стала брать лучи солнца, смешивать их с лучами радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи солнца, распускались желтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда весна перемешала солнечный и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у весны остался один белый цвет. Не пожалела его весна и щедро рассыпала белый цвет над землёю, а из него получилась белая звездчатая сирень.
С весною у нас связано воспоминание о весне, о чудном мае месяце, когда пробудившись от зимы природа покрывает деревья и кусты свежей благоухающей зеленью, засевает луга пестрыми коврами.
Родом сирень, по одним преданиям , с Балканского полуострова, по другим, - из Малой Азии. Четыреста лет назад привезли её в Вену, и оттуда она стала быстро распространяться по всей Европе.
Своё название она получила от греческого «сиринкс» - «трубка» , потому что из ее древесины пастухи вырезали трубчатые свирели. Кому доводилось слышать мелодичные звуки свирели, сделанной из сирени, тот на всю жизнь не забудет их напева.
А на Руси ее называют еще и синель, от слова «синий», поскольку это один из оттенков соцветий растения.
Более шестисот декоративных видов ее известно в садоводстве. Из сортовых сиреней создают специализированные сады – сирингарии.
Сиреневые сады есть во многих городах мира. За создание новых сортов удостоен Государственной премии СССР – Колесников. Всего Колесников вывел более двухсот сортов сирени, и один сорт – это Алексей Маресьев. Небесно – голубые , устремленные в небо соцветия этой сирени, лепестки изогнутые как пропеллер, напоминают о вековечном стремлении человека к покорению воздушного пространства.