В помощь воспитателю.
1. План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса на 2019-2020 уч. год.
2. Образец ИОМ
3. Перечень диагностических методик
4. Образец характеристики на ребёнка дошкольника
5.Методические рекомендации по проведению и организаций экологических экскурсий по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с природой
6. "Применение игровых технологий и инновационных методик в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста"
7. Презентация "Дикие животные"
8.Семинар - практикум для родителей "Играем вместе с детьми"
9. Картотека
10.Обмен опытом
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса на 2019-2020 уч. год.
Цель:
- формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи:
- создать условия для толерантного воспитания дошкольников средствами социально-культурной деятельности и предметно-развивающей среды в группе (диалог, игра, проблемные ситуации, продуктивная творческая деятельность и элементы предметно-развивающей среды, создающие предпосылки для формирования устойчивых толерантных отношений в среде сверстников).
- повышать компетентность родителей по правовым вопросам;
- оснащать предметно-развивающую среду в группе и в ДОУ;
- организовать системную работу по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
Перспективный план работы с родителями
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения |
1 2 3 | Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека?" Анкетирование по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения Совместное проведение чаепития "У самовара" с бабушками и дедушками к "Дню пожилого человека" | сентябрь |
1 2 3 | Консультация на тему "Организация комфортной среды для ребенка в ДОУ" Составление "Древа семьи" Совместная организация выставки "Что означают наши имена" | октябрь |
1 2 3 4 | Оформление папки-передвижки "Как помочь ребенку стать добрым". Совместная организация стенгазеты ко "Дню Матери" Индивидуальные консультирования родителей по интересующим вопросам Совместный проект "Изготовление книжки-малышки", "Стихи о дружбе, доброте" | ноябрь |
1 2 3 | Консультирование по вопросам организации отдыха детей во время каникул Информирование родителей о новинках педагогической и художественной литературы по вопросам социально-нравственного воспитания детей Выставка книг для родителей на тему: "Воспитание доброжелательности у дошкольников" | декабрь |
1 2 3 4 | Информация для родителей тема: «Куда пойти с дошкольником на каникулах» Анкетирование на тему «Традиции нашей семьи» Выставка «Как мы встретили Новый год и Рождество» Тематическая консультация "Толерантность и правовая культура дошкольников" | январь |
1 2 3 4 | Совместная организация стенгазеты ко «Дню защитника Отечества» Спортивный праздник «Наши папы» Родительское собрание на тему «Социальная готовность ребенка к школе» по итогам анкетирования | февраль |
1 2 | Оформление папки – передвижки «В гармонии с ребенком», | март |
1 2 | Совместная подготовка к проведению в группе вечера-досуга для детей «День Смеха» Анкетирование на тему: «Скоро в школу» | апрель |
1 2 | Совместная организация книжной выставки печатной продукции: (открытки, плакаты, газеты, книги, периодические издания прошлых лет, посвященные Дню Победы) Экскурсия на праздник «Мой любимый город» ко «Дню города» совместно с родителями | май |
Работа воспитателя с детьми
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения |
1 2 | Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Конкурс поделок на тему: «Подарок другу» из природного материала | сентябрь |
1 2 3 4 | Тренинговое занятие для детей «В кругу друзей» Презентация на тему: «Уроки добра» Детский праздник «Осенины на Руси» День матери. Изготовление подарков для мам. | октябрь |
1 2 | Досуг на тему: «Толерантность – дорога к миру» Беседы с детьми «Многонациональная Россия» | ноябрь |
1 2 | Совместная деятельность на тему: «Новогодние обычаи народов мира" Тренинговое занятие для детей «Найди друга» | декабрь |
1 2 | Презентация на тему: «Как праздновали на Руси Рождество Христово» Неделя игр и забав "Игры народов мира" | январь |
1 2 3 | Викторина по сказкам А.С. Пушкина Спортивный праздник «День защитника Отечества» Сказкотерапия: «Кто из нас прав?», «Маленький котенок», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», А. Барто «Любочка», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | февраль |
1 2 3 4 | Развлечение «Широкая Масленица» с родителями Организация выставки рисунков детей «Самые красивые мамы» | март |
1 2 3 | "Мы - дети планеты Земля" выставка рисунков Фольклорный праздник "Пасха". | апрель |
1 2 | Литературно-музыкальный праздник "День Победы" Экскурсия к памятнику | май |
Работа с педагогами
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения |
1 2 | Консультация на тему: «Будущее за молодым поколением» Оформление папки – передвижки «Дети – зеркало отношений и характеров родителей» | сентябрь |
3 4 | Разработка методических материалов по проведению мероприятий, связанных с воспитанием толерантности, профилактикой экстремизма. Создание клипа «Доброта» | октябрь |
5 | Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни» | ноябрь |
6 | Творческая мастерская: рисование на тему "Портрет друга" | декабрь |
7 | Игровой тренинг: «Толерантность к детям с ограниченными возможностями здоровья» | январь |
8 9 | Семинар – практикум «Воспитание толерантности начинается с педагога» | февраль |
10 11 | Проведение праздника "День доброты" Памятка «Благоприятная семейная атмосфера». | март |
12 | Оформление папки – передвижки «Все люди разные» | апрель |
13 | Круглый стол «Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания» | май |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №… «…»
ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
1. Общие сведения о ребенке:
Фамилия, имя:_______________________________________________________________________________________________
Год рождения:________________________________________________________________________________________________
Группа пребывания ребенка в ДОУ:____________________________________________________________________________
2. Куратор:___________________________________________________________________________________________________
3. Рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москва от ____________№_________
3.1. Образовательная программа:_________________________________________________________________________________
3.2. Форма обучения:___________________________________________________________________________________________
3.3. Режим обучения:___________________________________________________________________________________________
4. Сроки реализации:_________________________________________________________________________________________
5. Направления работы: (коррекция и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой, социальной и других сферах)_________________________________________________________________________________________________________
6. Ответственные: (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и другие)___________________________________________________________________________________________
Согласие родителя (законного представителя)
_______________________________________________________________________/ФИО родителя (законного представителя)
Дата ознакомления родителя с ИОМ
Индивидуальный график
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
Фамилия, имя:_______________________________________________________________________________________________________________
Группа № ___________________________________________________________________________________________________
день недели | учитель- логопед | педагог-психолог | инструктор по ФИЗО | воспитатель | музыкальный руководитель |
понедель- ник | |||||
вторник | |||||
среда | |||||
четверг | |||||
пятница |
Индивидуальный план работы … (указать должность)
Фамилия,имя ребенка:_________________________________________________________________________________________________________
Год рождения:_________________________________________________________________________________________________________________
Цель: (согласовывается с заключением ПМПК)_____________________________________________________________________________________
Методы:______________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование, ТСО:___________________________________________________________________________________________________________
Сроки реализации:_____________________________________________________________________________________________________________
Ответственный:_______________________________________________________________________________________________________________
Месяц | Образовательная область | Направление развития | Задачи | Содержание работы | Тема | Результа- тивность |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики
для выявления нарушений у детей дошкольного возраста
Перечень диагностических методик
для выявления нарушений у детей дошкольного возраста
№ | Название методики | Автор | Источник |
1 | Методы изучения уровней словарного запаса и грамматической стороны речи дошкольников | Поваляева М.А. | Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с. |
2 | Диагностика памяти у детей дошкольного возраста | Тихомирова Л. Ф. | Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. |
3 | Диагностика социального интеллекта «Картинки», "Понятливость" | Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М | Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с. (с.17-21). |
4 | Методика развития речи детей дошкольного возраста | Ушакова О.С., Е.М. Струнина | Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 |
5 | Диагностика коммуникативно-речевых умений дошкольников | Коненкова И.Д. | Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с. |
6 | Исследование самосознания | М. И. Непомнящая | Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 299 с. (с. 100-105) |
7 | Диагностика познавательных способностей. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» | Немов Р. С. | Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с. |
8 | Методика выявления особенностей развития связной речи | Н.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой. | СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (СНОСКА: Исследования Н.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой.) |
9 | Методика развития речи детей | Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. | Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. ... 12. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999 |
10 | Методика определения уровня речевого развития детей. дошкольного возраста | Безрукова О.А., Каленкова О.Н. | Методика определения уровня речевого развития детей. дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова) |
11 | Диагностика познавательного развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями (Е. А. Стребелева) | Е. А. Стребелева | Источник: Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004 — 164 с. |
12 | Методика диагностики экологической воспитанности дошкольников | Н. Б. Вершинина | Источник: комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт. -сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2010 - 35 с. Феникс, 2006 - 299 с. (с. 100-105) |
Предварительный просмотр:
Образец характеристики на ребёнка дошкольника Ф.И.О,
г. рождения, посещающего учреждения (название учреждения, город)
Ребёнок воспитывается в полной, благополучной семье, есть младшая сестрёнка. Отношения между членами семьи доброжелательные. Семья проживает в изолированной квартире. У ребенка есть свое место для учебы и отдыха. В социальном и материальном плане семья благополучная (родители адекватно принимают имеющееся у ребенка нарушение, и это не сказывается на взаимоотношениях в семье).
В последнее время поведение ребёнка неадекватное.
На контакт с детьми идёт легко, в контакт со взрослыми вступает неохотно, никакие попытки вовлечь ребёнка в разговор, вызвать к себе положительные отношения не имеет успеха.
Проявляет упрямство, т.е. отказ подчиниться обоснованным требованиям взрослых. Например, Миша отказываться заниматься на групповых занятиях (уходит на диван и сидит), идти спать, играть вместе с детьми (вырывает, разбрасывает и ломает игрушки) т.д.
С детьми отношения скорее дружеские, хотя часто бывают конфликты из-за игрушек. Если ребёнку игрушка понравилась, или она похожа на игрушки, которые находятся у него дома, ребёнок ошибочно может принять её за свою, и его трудно переубедить в обратном. У Миши часто возникает немотивированный плач, агрессия от незначительной причины. Например, ребёнок или взрослый не сразу выполнил его просьбу.
Мальчик часто испытывает негативные эмоции, либо пребывает в состоянии возбуждения, беспричинной эйфории, смеётся и улыбается, часто выполняет хаотичные движения пальцами.
В привычной обстановке детского сада, ребёнок самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми и детьми. Не всегда заходит в группу с хорошим настроением: здоровается, прощается, обращается за помощью, часто неправильно выговаривая слова и не по смыслу.
Развитие речи.
Словарный запас ограничен. Редко строит предложения, использует только те слова, которые он часто применяет «Моя игрушка», «Отдай, это моё», «Простите»и т.д.
Чтобы добиться желаемого результата, часто с ребёнком повторяем заученные слова, при повторении заменяет слова или вообще не повторяет.
Ребёнок не участвует в беседе. Не может составить рассказ по сюжетной картинке, по набору картинок, пересказать небольшие произведения, говорит только отдельные слова порой даже не связаны друг с другом.
При чтении сказок, стихов, потешек ребёнок отвлекается на посторонние предметы. Часто закрывает уши, отвлекается, может играть с пальцами, причём в самом начале чтения произведения. В последнее время не любит слушать сказки, просто уходит.
Математические представления.
Знает основные цвета, геометрические фигуры, но не всегда правильно их называет.
Не определяет, не выражает словами место предмета к себе, другим предметам.
Миша не умеет ориентироваться на листе бумаги, выстраивает предметы, как ему нравится, но чаще в линию.
Путает левую и правую сторону, не называет текущий день недели, частей смены суток, времена года.
Изобразительная деятельность.
Мальчик не проявляет интерес к произведениям искусства. Не может лепить и рисовать самостоятельно, требует помощь педагога..
Конструктивная деятельность.
Не создаёт постройки по рисунку, по образцу, схеме, но заниматься с конструктором любит. Радуется, когда его хвалят.
Не всегда у ребёнка, получается, работать коллективно: забирает детали конструктора у детей, пытается сломать постройку.
Игровая деятельность: действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение этих игрушек (отсутствует замысел в игре, отмечается бедность, стереотипность, формальность игровых действий.)
Снижена потребность в игре. Наблюдается нечёткое и неточное выполнение игровых сюжетов, что говорит о недостаточном объёме представлений о предметах окружающего мира, об отношениях людей в процессе игры.
Очень редко играет с детьми в сюжетно-ролевые игры, не умеет согласовывать свои действия с действиями партнёров.
Физическое развитие.
Основные движения выполняет без желания, часто уходит и садится на стул. Координация у ребёнка не нарушена. Участвует в подвижных играх по желанию, но порой не понимает смысл игры, что от него требуют.
Музыкальное развитие.
Не проявляет самостоятельности в использовании песен, но если песни часто поются (при подготовке мероприятий) иногда поёт.
В последнее время не любит слушать музыку, кричит, закрывает уши. Музыка для Миши является раздражителем.
Самообслуживание.
(Имя ребёнка)самостоятельно одевается, ест, выполняет личную гигиену.
Развитие мелкой моторике не соответствует возрастной норме.
Психические процессы.
Восприятие не соответствует возрастной нормы.
Внимание. Ребёнок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и быстрому переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного.
Память. Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания. Слуховая память, зрительная – ниже возрастной нормы
Мышление. (Имя ребёнка) самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь взрослого; последовательность действий при выполнении задания устанавливает с помощью.
Родители к проблеме относятся с пониманием, активно сотрудничают с воспитателями и специалистами.
Адаптированную программу для детей с ОВЗ усваивает на низком уровне, в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Воспитатель: роспись
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению и организаций экологических экскурсий по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с природой
Введение
Экскурсия как форма учебно – воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Цель подобных экскурсий – экологическое воспитание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильного труда, игр), освоения правил охраны природы. Всё это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей – доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека.
Как писал В.А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному»
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных понятий о природе.
Развивающий компонент экскурсии стимулирует формирование:
- навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;
- сенсорных способностей (умения видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);
- мыслительных процессов ( анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);
- воображения и творческих способностей.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Экскурсия состоит из вводной беседы, коллективного наблюдения, индивидуального самостоятельного наблюдения детей, сбора материала, игры детей с собранным материалом, заключительной части, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить связи между ними. Это достигается различными приёмами. Например, педагог задаёт детям вопросы, дополняет их наблюдениями своим рассказом, пояснением. Известно, что без помощи взрослого ребёнок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребёнка на её восприятие. Для этого воспитатель может использовать выразительность художественного слова: прочитать отрывки из стихотворений и прозы.
Всё это способствует развитию у детей «художественной зоркости», более тонкому и глубокому переживанию увиденного, помогает видеть и осознавать метафоричность языка, своеобразие ритма и яркость отражённых в слове впечатлений.
Организация экскурсий.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Для каждой экскурсии определяются задачи, обязательные для усвоения всеми детьми.
Экскурсии проводятся по определённой системе. Проводить их целесообразно на одних и тех же объектах в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию организовать труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при том условии, что проведена тщательная подготовка.
Подготовка воспитателя к экскурсии.
Воспитатель, планируя, определяет тему и цель экскурсии, уточняет её программное содержание, выбирает объект, учитывая при этом физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Важно выбрать такую дорогу, которая не была бы утомительной, не отвлекала бы детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность проведения наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данных явлениях определяет, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить её план, но и придумать приёмы её проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.
Подготовка детей к экскурсии.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает её цель – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду детей – она должна соответствовать сезону и погоде. Также полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Это побуждает интерес к предстоящей экскурсии.
Подготовка экскурсионного снаряжения.
Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Для сбора растений необходимо следующее оборудование:
- лопатка или совочки для выкапывания растений;
- нож складной для срезания веток с дерева или кустарника;
- папки для растений;
- корзиночки для шишек и листьев;
- сачки для вылавливания растений из водоёма;
- ведёрки для переноски растений.
Для сбора животных необходимо следующее оборудование:
- сачки воздушные для ловли насекомых (1-2шт.);
- сачки для вылавливания животных из водоёма (1-2 шт.);
- коробки с отверстием для переноса животных;
- посуда для переноски водяных животных…..
Также на экскурсию можно взять лупы, термометр, фотоаппарат, видеокамеру.
Ход экскурсии. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель напоминает её тему, даёт детям возможность осмотреться, чтобы после этого приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам – заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
В процессе наблюдения за природными явлениями полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приёмов и их соотношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
По окончании основной части воспитатель даёт детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остаётся безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задаёт вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением), поддерживает инициативу детей, обменивается с ними впечатлениями. Это даёт возможность менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. При этом детям следует показать, как надо выкапывать растения, срезать ветку и т. д., однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его тут же используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей.
Целесообразны игры:«Угадай по описанию», «Раз, два, три – к берёзе (липе) беги! и другие.
В заключительной части экскурсии воспитатель ещё раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Работа после экскурсии.
Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются и обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесёнными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.
Сразу же после экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы или на участке.
Через несколько дней после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесённый с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.
В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель придумывает систему вопросов так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связей факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе.
Экскурсия и последующая работа должна способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы.
При организации и проведении экскурсий используются различные методические приёмы: игровые сюжеты, сравнение, коллективное наблюдение, обращение к художественному слову, обобщающая беседа, коллективное рисование, фотографирование, индивидуальные наблюдения и т. д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие « игровые технологии » включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Применение мною игровых технологий и инновационных методик на занятиях: - способствует преодолению пассивности; - повышает познавательный интерес; - вызывает эмоциональный подъем; - тренирует память; - развивает внимание. - развивает мышление, воображение. - помогает выработать речевые умения и навыки; - способствует развитию творческого самовыражению.
При использовании игровой технологии я соблюдаю следующие условия: - соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия ; - доступность для воспитанников данного возраста; - умеренность в использовании игр на занятиях.
Сущность игровых технологий заключается в совокупности огромного количества инновационных методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса в форме различных игр . Цель и задачи игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест –игра «Оживи лес»
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей в старшей группе
«Играйте вместе с детьми!»
Воспитатель: Антонова Н.Н.
2019год
Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»
Цель: - дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей;
- привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.
Оборудование. Фишки - красного, желтого, синего цветов (для каждого участника). Мяч, магнитофон, аудиозапись. Карточки, на которых сформулированы условия и методы развития игровой деятельности детей в семье. Игрушка – молоток (с пищалкой); мольберт; предметные картинки к игре «Загадки и отгадки». Набор предметных картинок к игре «Логический поезд»; буклеты «Домашняя игротека», презентация «Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».
План семинара - практикума.
1. Теоретическая часть.
1.1.Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка».
2. Практическая часть.
2.1. Игра - задание для родителей
2.2. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье.
2.3. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье».
2. 3. Традиционная игра «Я дарю тебе словечко».
2.4. Игротека (совместные игры детей и родителей). Оформление журнала в групповой комнате «Отгадки и загадки».
3. Итог.
3.1. Просмотр презентации «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
3.2. Вручение буклетов «Домашняя игротека».
Теоретическая часть.
Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов В. Сухомлинского «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка»
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Это такие игры как «Магазин», «Гости» и т.д.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг с другом, к друзьям, к другим людям. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают взрослым: манере общаться с окружающими, их поступки. И все это они переносят в игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношений.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Однако без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы воспитатели играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они с большим удовольствием принимают активное участие в них. Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимоотношения.
Уважаемые родители, изготовьте всей семьей плоские фигуры из картона, других материалов это даст возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Игры: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.).
Играя вместе с ребёнком, следить, пожалуйста, за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
2. Практическая часть. 2.1. Игра-задание
Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.
1.Каждый вечер уделяю время на игры с детьми,
2.Рассказываю о своих играх в детстве.
3.Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
4.Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты
игры.
5.Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
5.Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или
игрушки.
6.Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.
Задание. Уважаемые родители, у вас на столе лежат карточки, на которых сформулированы следующие условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
Приложение 1. Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
1.Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
2.Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание пластинок, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
3.Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
4.Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
5.Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
6.Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
7.Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Педагог организует дискуссию о целесообразности используемых родителями методов.
2.2.Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье».
2.3.Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи и нашей группы игру «Я дарю тебе словечко». Цель - расширить словарь ребенка; развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его лексическое значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж...), «тяжелые» (гиря, штанга...), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко...) и т.п.
Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Мы на маленьких листочках бумаги записывать каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки будем складывать вот в эту копилку. Периодически будем доставать копилку, и проводить разнообразные игры.
Например. Вариант 1. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он награждается фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Вариант 2. Можно организовать игру и по-другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку. На следующей нашей встрече мы вместе будем играть в игру «Я дарю тебе словечко». Приложение 1.
2.4.Игротека (совместные игры детей и родителей.) (На вторую часть семинара – практикума приглашаются дети.)
Воспитатель. Я предлагаю всем нам отправиться в волшебную страну «Игралочка», где мы сможем поиграть в любимые игры. Вы согласны?
Игра «Логический поезд».
Воспитатель. В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. (Подходим к мольберту), посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие. Или может что – то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. (Картинки – вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)
Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку - вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на еле. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому, что он живет дома, рядом с человеком, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Шуба - она согревает, как солнышко, варежки – это тоже одежда и т.д.)
Воспитатель. Молодцы! Поезд к отправке готов. Я паровозик, вы мои вагончики, прикрепляетесь к паровозику. (Звучит музыка.)
Вот мы и приехали.
В волшебной стране все жители умеют приветствовать друг друга без слов. Давайте и мы попробуем. (Игра «Давайте поздороваемся»).
Здороваться надо определенным образом:
- Музыка звучит – все гуляем по залу.
- Музыка останавливается 1 раз – здороваемся за руки, с тем, кто окажется рядом.
- 2 раз – здороваемся плечиками.
- 3 раз – здороваемся спинками. Разговаривать запрещается.
После игры участники присаживаются на стульчики.
Игра «Аукцион»
В стране Игралочка аукцион! Вы все знаете, что такое аукцион? (Ответы). Называйте, пожалуйста, предметы, имеющие один одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп игры замедляется, воспитатель считает и стучит игрушкой - молотком (с пищалкой) по столу: «Круглый - раз, круглый — два, круглый — три!» Выигрывает тот, кто последним назовет заключительный предмет и награждается наклейкой. Аукцион продолжается, назовите, пожалуйста, объекты, которые имеют один признак кудрявый и т.д.
Игра «Загадки и отгадки».
А сейчас отправимся в мастерскую «Отгадай - ка». Здесь каждая (семья) составит загадку(по методике ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и РТВ (развитие творческого воображения) и загадает всем участникам игры. Кто отгадает загадку – становится победителем. А загадки будем составлять так, каждая семья возьмёт картинку, внимательно рассмотрит объект, назовёт, какой он и сравнит, что такое же бывает? Например:
Красный, как цветок,
Круглый, как Колобок,
Резиновый, но не шланг. (Мяч) И.т.д.
- Все молодцы, придуманные загадки интересные, не похожи друг на друга, они всем очень понравились. Я предлагаю всем дома, записать придуманную загадку (родители), а ребята нарисуют к ней иллюстрацию. Каждый листок заламинируем, скрепим брошуратором и будет у нас свой журнал с загадками. Вы согласны? (Да.) И мы сможем загадать их своим ровесникам, старшей группой №2. Приложение 2. Родители активно ввели в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Один раз в месяц в информационном уголке для родителей, вывешиваем благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом, как для детей, так и для родителей.
Приложение 3. Нам пора возвращаться в детский сад. А в волшебной стране есть сердечки, напишите на них, пожалуйста, о том, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения и опустите в шкатулку.
3. Итог.
3.1. А сейчас, я предлагаю вам посмотреть презентацию «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
3.2. Вручаются родителям буклеты «Домашняя игротека».
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми! До свидания! До новых встреч!
Объявление
Уважаемые родители!
8 февраля в 15.30 состоится родительское собрание
Повестка дня
1.Семинар – практикум для родителей
«Играйте вместе с детьми!»
2.Разное.
(При себе иметь бахилы)
Приложение 1. Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
1.Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
2.Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание пластинок, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
3.Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
4.Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
5.Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
6.Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
7.Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Приложение 1. Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
1.Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
2.Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание пластинок, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
3.Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
4.Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
5.Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
6.Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
7.Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Приложение 1. Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
1.Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
2.Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание пластинок, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
3.Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
4.Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
5.Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
6.Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
7.Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Приложение 1. Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
1.Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
2.Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание пластинок, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
3.Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
4.Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
5.Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
6.Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
7.Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Приложение 1. Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
1.Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
2.Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание пластинок, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
3.Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
4.Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
5.Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
6.Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
7.Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Приложение 1. Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.
1.Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
2.Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание пластинок, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров; привлечение внимания детей
к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
3.Выделение времени для игры с ребенком.
Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм - фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
4.Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
5.Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
6.Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
7.Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.
Предварительный просмотр:
Картотека «Современные педагогические технологии в ДОУ»
Название | Цели применения |
Личностно- | - развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; |
Информационно- коммуникативная | - модернизация учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности; |
Социоигровая | - раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности; |
Технология проектной | - формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрытие его индивидуальности, реализация интересов и потребностей, способствование личностному развитию ребёнка |
Здоровье-сберегающая технология | - создание здоровьесберегающего пространство ДОУ и семьи; |
Технология «ТРИЗ» | - развитие у ребёнка мышления, поисковой активности, стремление к новизне, связной речи и творческого воображения; |
Предварительный просмотр:
Обмен опытом «Развитие речи детей раннего возраста».
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.
Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
5. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
6. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.
Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.