Формирование и развитие фонематического восприятия

Мудрова Ирина Владимировна

«Формирование и развитие

навыков фонематического

восприятия, анализа и синтеза»

 

 

Вводная часть.

Формированию фонематического восприятия отводится ведущее место в комплексном подходе в коррекции общего недоразвития речи (Р.Е.Левина, Г.А.Никашина, Р.М.Боскис). Практический опыт логопедической работы также подтверждает, что развитие фонематического  восприятия положительно влияет  на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

  С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального  эффекта и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

  Кроме того, без  достаточной сформированности  основ фонематичесого восприятия  невозможно становление его высшей ступени – звукового  анализа, операции мысленного  расчленения на составные элементы (фонемы) различных  звукокомплексов, сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

 Начинается эта работа на материале неречевых звучаний и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые ещё только ставятся и вводятся в самостоятельную речь)

            При этом учитываются следующие положения:

1.  Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и  слуховой памяти, что позволяет наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

2. В процессе занятий ребёнок должен, прежде всего, приобрести умение опознавать различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребёнка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Приобретается  умение контролировать своё произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

3. Ребёнка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь, на то, что он спонтанно им овладеет.

4. Исходными единицами речи должны быть слова, т.к. звуки-фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путём специальной операции они выделяются при анализе лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

5. Опора на символику, моделирование (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы) и использование наглядного материала (материал окружающей среды, игрушки, картинки) позволяет включать в деятельность многие анализаторы для сопоставления и противопоставления, которые И.П.Павлов рекомендовал как основные методы формирования дифференцировок.

6. Использование преимущественно игровой формы работы. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Игра возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.

 

Основная часть.

            Вся система логопедической работы по формированию и развитию фонетической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи можно условно разделить на несколько этапов.

 

I Развитие фонематического слуха на примере узнавания и различения неречевых звучаний.

 

Цель: Формировать у детей способность узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений.

Игры:

1. «Угадай, что звучало?» (звуки улицы, группы, зала, леса и т.д.)

2. «Что делал Буратино? (манипуляции  с различными предметами за ширмой)

3 «На чём играл Петрушка?»

Цель: Различение на слух музыкальных инструментов.

4 «Дождик», «Сосулька», «Белка в колесе», «Яблоня»

Цель: Определение количества ударов.

5 «Дудочка – молоточек», «Точка – полоска»

Цель: Дифференциация длинных и коротких звучаний.

6 «Жёлуди и листики», «Крестики» 

Цель: Дифференциация громкого и тихого звучаний.

7 Упражнение: Разложи  счётные палочки, сколько  и как услышишь удары  (фасоль, кружки и т.д.)

Цель: Восприятие и воспроизведение ритмов различной сложности.

Игры:

1. «Грибочки»

2  «Яблоня»

3 «Птички»

4 «Узор из палочек»

 

II Формирование фонематического анализа и синтеза.

 

1 Формирование понятий и овладение терминами их обозначающими с опорой на наглядность.

Термины: Слово. Предложение. Слог (открытый, закрытый). Звук (карточка – рот, ухо) Буква (карточка – глаз, рука; глаз – тетрадь)

Слово – предмет. Слово – действие. Слово – признак. Слово    - помощник (предлоги - схемы)

2 Уточнение артикуляции гласных звуков: «символы» гласных ( по Т.А.Ткаченко)

А) Выделение ударного гласного в начале слова.

(Аня, Оля, ива, уши, эхо и т.д.)

Б) Выделение звука из ряда гласных.

В) Выделение гласного звука из ряда слогов.

Г) Выделение безударного гласного в начальной позиции.

(учёба, арбуз, экран и т.д.)

Д) Выделение гласного из положения после согласного из односложных слов.

(сок, мак, сук и т.д.)

3 Уточнение артикуляции согласных звуков (звонкий – глухой, твёрдый – мягкий) «символы» согласных (по В.М. Акименко)

Д/и «Поймай звук»

А) Выделение из ряда звуков.

Б) Выделение из ряда слогов.

В) Выделение из ряда слов:

§  В конце слова

(стук, дом, кот и т.д.)

§  В начале слова

(стол, жук, зонт и т.д.)

§  Выделение из текста

            Д/и «Коврик» - откладывание фасоли  на заданный звук.

4 Дифференциация согласных  по звонкости – глухости, пары согласных.

(В – Ф, Б – П, Г - К, Д – Т, З – С, Ж – Ш)   

5 Дифференциация оппозиционных согласных

(С – Ц, З – Ж, С – Ш, Ч – ТЬ, Щ – СЬ, Ч – Щ, Ч – Ш, Й – ЛЬ, Р – Л)

6  Анализ и синтез слогов:

А) Обратного (закрытого – карточка «замок») слога, без стечения согласных

(ОП, УХ, АТ И Т.Д.)

Б)  Прямого  (открытого – карточка – «открытая дверь»)

(ПА, ТО, КУ, МЫ, НЭ, ПИ  и т.д.))

В) Слогов со стечением согласных в начале и в конце слова

(ОСТ, ИСТ; ТРУ, СВА и т.д.)

7 Определение местоположения звука в слове по отношению к другим звукам (начало, середина, конец)

На слух  Д/и «Домики» (карточки с 3 квадратами, сезонные карточки, по лексическим темам)

По представлению Д/и «Подбери (назови) картинку (слово)»

8 Преобразование слов путём замены звуков

(СОК – СУК – ТУК; БАК – БОК – БУК – БЫК и т.д.)

9 Различение слов близких по своему звуковому составу.

 

 

10 Знакомство с буквами:

Ø Обведи контур буквы

Ø Выложи из фасоли, счётных палочек

Ø Д/и «Буквоедик» - допиши букву (изготовлены индивидуальные  шаблоны для всего алфавита)

Ø Преобразование букв

Ø Д/и «Найди и назови буквы» - накладные, зашумленные буквы и т.д.

11 Полный звуко – буквенный анализ слов.

Алгоритмы устного и письменного разбора слов

12 Расскажи о каждом звуке в слове.

Алгоритм «Звуковой квадрат»

13 Отгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм.

14 Чтение изографов.

 

Развитие навыков  фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно:

1 С опорой на моделирование (различные вспомогательные средства)

ü «светофоры»

ü «фишки»

ü «домики»

ü «символы гласных»

ü «символы согласных»

ü «звуковые линейки»

ü «графические схемы слов»

ü «цифровые ряды»

Д/и «Разноцветный экран» - составление слов по цветным фишкам с опорой на цифры.

Д/и «Волшебный экран» - дифференциация фонем по звонкости – глухости.

«Кольца Луллия»

v Подбери к букве символ и наоборот (гласные, согласные) – 8 дисков

v Подбери к букве символ и наоборот (йотированныегласные) – 2 диска

v Найди к символу (букве) картинку (по первому звуку) йотированные гласные -2 диска

v Найди к символу (букве) картинку (по первому звуку) – 11 дисков

v Найди пару (символы согласных) – звонкий – глухой – 2 диска

v Найди пару (картинки) – звонкий - глухой  - 2 диска

v Подбери символ к картинке и наоборот (аффрикаты, соноры) – 2 диска

2 Д/и «Прочитай слово (предложение) по символам гласных, соласных.

3 Речевое проговаривание слов.

4 На основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривания во внутреннем плане.

 

III  Полный звуко-слоовой анализ и синтез слов.

 Цель:

 Учить детей делить слова на слоги (прошагать, отхлопать, отстучать и т.д.)

Задачи:

1 Познакомить со слогообразующей ролью гласных.

2 Познакомить со схемами слогов: открытые, закрытые слоги. Со слов.

3 Тренировать в подборе картинок к схемам, самостоятельное придумывание слов.

4 Развитие чувства ритма.

Этапы работы над словами:

1 Односложные слова без стечения согласных.

(МАК, СУК )

2 Двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов.

(МУКА, ПИЛА )

3 Трёхсложные слова без стечения согласных из открытых слогов.

(МАШИНА, КУБИКИ)

4 Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов.

(ДОМИК, КУБИК)

5 Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов.

(СУМКА, МЫШКА)

6 Односложные слова со стечением согласных в начале, конце слов.

(КРОТ, МОСТ, ФРУКТ, ХВОСТ)

7 Двусложные слова со стечением согласных в начале, конце.

(ПТИЦА, ПУДИНГ, КРОШКА)

8 Трёхсложные слова со стечением согласных в начале, конце.

(КРАПИВА, ЛОДОЧКА, СКАМЕЙКА)

Виды заданий:

·        Д/и «Разноцветные квадраты» - на каждый слог закрыть квадрат ладошкой. Ударный слог квадрат большего размера и другого цвета.

·        Д/и « Болото» - пройти пальчиками по кочкам на каждый слог. Большая кочка – ударный слог.

·        Д/и «Собери цепочку»

·        Д/и «Живые слоги»

·        Д/и «Доскажи словечко»

·        Д/и «Найди схему»

·        Д/и «Подбери картинку»

·        Графический диктант – деление слов на слоги с выносом гласных.