Развитие внимания и речевого мышления

На странице представлена методическая разработка развивающе-коррекционной работы с учащимися 2-3 классов по теме: "Развитие внимания и речевого мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razrabotka_-_kopiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 698  

Московского района Санкт-Петербурга «Пансион»

Методическая разработка

Развивающие занятия для учащихся 2-3-х классов

«Развитие внимания и речевого мышления».

Педагог-психолог прогимназии 698 «Пансион».

Мацкевич Н.А.

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

У некоторых учащихся 2-х и 3-х классов  начальной школы  в силу причин медицинского характера или  педзапущенности наблюдается недостаточное развитие произвольного внимания и речевого мышления.

Данная программа позволяет поработать над развитием интеллектуальных и волевых умений.

Цели программы:

Целью программы является улучшение адаптационных возможностей учащихся в школе.  

Задачи программы:

Задачи программы  представлены в виде 2-х  блоков задач:

1. Развитие произвольного внимания.

2. Развитие речевого мышления.

Условия проведения занятий.

Занятия проводятся психологом в кабинете психологии или в  классе во второй половине дня. Группа детей 2-3 человека.

Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 30 минут. Цикл работы рассчитан на 10 занятия.

Для детей создается атмосфера принятия и психологического комфорта.

Во избежание утомления упражнения в течение одного занятия чередуются по своей направленности.

Для достижения эмоционального комфорта и снятия напряжения в начале занятия вводятся вопросы про настроение детей, в конце проводятся игры.

- Пальчиковые

- Коммуниктивные

- На внимание

- Фантазию

- Координацию движений

Оборудование:

Тетради в клетку, карандаши, ручки.

 Адресатом программы являются ученики 2-х и 3-х классов начальной школы, выделенные учителем, как неуспешные в учебе.

 

Форма работы.

Групповая форма работы позволяет вводить дополнительные игровые приемы, делает работу более эмоциональной, привлекательной, повышает успешность выполнения заданий.  

Технология работы.

Выбор заданий определяется с учетом поставленных целей и задач. Большое внимание при выборе заданий уделяется их привлекательности, занимательности,  доступности для выполнения, простоте оборудования. Задания, в целом, имеют тенденцию к усложнению.

Продуктивность работы определяется сравнением результатов в начале и в конце работы.

                          Учебно-тематический план.

Тема.

Цель.

Кол-во часов.

(Все практические).

1

Произвольное внимание.

Развитие произвольного внимания.

5

2

Речевое мышление.

Развитие речевого мышления.

5

Итого

10

 

Содержание программы.

Примерное поурочно-тематическое планирование.

1 занятие. «Вводное. Внимание. Сравнение понятий».

 Цель – развитие произвольного внимания, речевого мышления. Упр.:

Вводная информация о предстоящем цикле занятий.

Графический диктант «Собака»

Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Муха-бабочка», «Дом-избушка».

2 занятие. « Внимание. Сравнение понятий».

Цель – развитие произвольного внимания, речевого мышления. Упр:

Графический диктант «Заяц»

Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Стол-стул», «Книга-тетрадь», «Вода-молоко».                        

3 занятие. Тема: «Внимание. Сравнение понятий».

Цель – Развитие произвольного внимания, речевогомышления. Упр:

Графический диктант «Мальчик».

Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Топор-молоток», «Пианино-скрипка», «Шалость-драка».

4 занятие. Тема: «Внимание. Сравнение понятий».

Цель – развитие произвольного внимания, речевого мышления». Упр:

Графический диктант «Клоун».

Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Щекотать-гладить», «Город-деревня», самостоятельно придуманные пары.

5 занятие. Тема: «Внимание. Словарный запас».

Цель – развитие внимания, активизация словарного запаса. Упр.

Графический диктант «Мышонок».

«Отгадай, что я хочу сказать: ПО…., НА…., ЗА….»

6 занятие. Тема: «Внимание. Словарный запас».

Цель – развитие произвольного внимания, активизация словарного запаса. Упр:

Графический диктант «Дом».

«Отгадай, что я хочу сказать: МИ…,МУ…,ДО…,ЧЕ…»

7 занятие. Тема: «Внимание. Классификация.

Цель – развитие произвольного внимания, четкости речевого мышления.

Упр:

Графический диктант «Олень».

«Я знаю 5 имен мальчиков, девочек, предметов мебели, электроприборов.

8 занятие. Тема: «Внимание. Классификация».

Цель – развитие произвольного внимания, четкости речевого мышления.

Упр:

Графический диктант «Гусь»

«Я знаю 5 домашних животных, диких животных, домашних птиц, диких птиц, лесных деревьев, плодовых деревьев, цветов, ягод.

9 занятие. Тема: «Внимание. Классификация».

Цель - развитие произвольного внимания, четкости речевого мышления.

Упр:

Графический диктант «Галера».

«Я знаю 5 городов, стран, рек, морей, океанов, профессий».

10 занятие. Тема: «Внимание. Классификация»

Цель – развитие произвольного внимания, обобщения.

Графический диктант «Рыбка».

Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Орел-самолет», «Телевизор-компьютер».

Игра «Пум-пум». Инструкция: «Я загадала какой-то предмет, вам нужно, задавая мне вопросы, на которые я буду отвечать «да» или «нет», угадать предмет, который я загадала».

Итоги.

Задания для измерения результативности работы

Начало занятий. См. 1 занятие.

- Графический диктант «Собака»

- Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Муха-бабочка», «Дом-избушка».

Конец занятий. См. 10 занятие.

- Графический диктант «Рыбка».

- Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Орел-самолет», «Телевизор-компьютер».

Образец листа посещаемости и результативности занятий

ФИО

Графический диктант

Сравнение понятий

Динамика

№ 1

№ 10

№ 1

№ 10

1

Не выполнил

Выполнил

Не выполнил

Выполнил

Гр дикт +

Ср понят +

2

Не выполнил

Выполнил

Не выполнил

Не выполнил

Гр дикт +

Ср понят 0

3

Не выполнил

Не выполнил

Не выполнил

Выполнил

Гр дикт 0

Ср понят +

Общий результат

Гр дикт 2+

Ср понят 2+

Обработка результатов

Графический диктант – положительная динамика 2+ из 3+ возможных = 66%

Сравнение понятий – положительная динамика 2+ из 3+ возможных = 66%

Выводы

В результате проведенной развивающее-коррекционной работы по теме: «Развитие внимания и речевого мышления» с учащимися 2-3 классов была получена положительная динамика, что может говорить о ее эффективности.

Литература.

  1. Голуб В.Т. «Графические диктанты». Москва. «ВАКО». 2004.
  2. Ковалева Е., Синицына Е. «Готовим ребенка к школе». Лист». Москва. 2000.
  3. Под ред. Ладыженской Т.А. «Речевые секреты». Москва «Просвещение». 1992.