Развитие внимания и речевого мышления
На странице представлена методическая разработка развивающе-коррекционной работы с учащимися 2-3 классов по теме: "Развитие внимания и речевого мышления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_razrabotka_-_kopiya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 698
Московского района Санкт-Петербурга «Пансион»
Методическая разработка
Развивающие занятия для учащихся 2-3-х классов
«Развитие внимания и речевого мышления».
Педагог-психолог прогимназии 698 «Пансион».
Мацкевич Н.А.
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
У некоторых учащихся 2-х и 3-х классов начальной школы в силу причин медицинского характера или педзапущенности наблюдается недостаточное развитие произвольного внимания и речевого мышления.
Данная программа позволяет поработать над развитием интеллектуальных и волевых умений.
Цели программы:
Целью программы является улучшение адаптационных возможностей учащихся в школе.
Задачи программы:
Задачи программы представлены в виде 2-х блоков задач:
1. Развитие произвольного внимания.
2. Развитие речевого мышления.
Условия проведения занятий.
Занятия проводятся психологом в кабинете психологии или в классе во второй половине дня. Группа детей 2-3 человека.
Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 30 минут. Цикл работы рассчитан на 10 занятия.
Для детей создается атмосфера принятия и психологического комфорта.
Во избежание утомления упражнения в течение одного занятия чередуются по своей направленности.
Для достижения эмоционального комфорта и снятия напряжения в начале занятия вводятся вопросы про настроение детей, в конце проводятся игры.
- Пальчиковые
- Коммуниктивные
- На внимание
- Фантазию
- Координацию движений
Оборудование:
Тетради в клетку, карандаши, ручки.
Адресатом программы являются ученики 2-х и 3-х классов начальной школы, выделенные учителем, как неуспешные в учебе.
Форма работы.
Групповая форма работы позволяет вводить дополнительные игровые приемы, делает работу более эмоциональной, привлекательной, повышает успешность выполнения заданий.
Технология работы.
Выбор заданий определяется с учетом поставленных целей и задач. Большое внимание при выборе заданий уделяется их привлекательности, занимательности, доступности для выполнения, простоте оборудования. Задания, в целом, имеют тенденцию к усложнению.
Продуктивность работы определяется сравнением результатов в начале и в конце работы.
Учебно-тематический план.
№ | Тема. | Цель. | Кол-во часов. (Все практические). |
1 | Произвольное внимание. | Развитие произвольного внимания. | 5 |
2 | Речевое мышление. | Развитие речевого мышления. | 5 |
Итого | 10 |
Содержание программы.
Примерное поурочно-тематическое планирование.
1 занятие. «Вводное. Внимание. Сравнение понятий».
Цель – развитие произвольного внимания, речевого мышления. Упр.:
Вводная информация о предстоящем цикле занятий.
Графический диктант «Собака»
Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Муха-бабочка», «Дом-избушка».
2 занятие. « Внимание. Сравнение понятий».
Цель – развитие произвольного внимания, речевого мышления. Упр:
Графический диктант «Заяц»
Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Стол-стул», «Книга-тетрадь», «Вода-молоко».
3 занятие. Тема: «Внимание. Сравнение понятий».
Цель – Развитие произвольного внимания, речевогомышления. Упр:
Графический диктант «Мальчик».
Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Топор-молоток», «Пианино-скрипка», «Шалость-драка».
4 занятие. Тема: «Внимание. Сравнение понятий».
Цель – развитие произвольного внимания, речевого мышления». Упр:
Графический диктант «Клоун».
Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Щекотать-гладить», «Город-деревня», самостоятельно придуманные пары.
5 занятие. Тема: «Внимание. Словарный запас».
Цель – развитие внимания, активизация словарного запаса. Упр.
Графический диктант «Мышонок».
«Отгадай, что я хочу сказать: ПО…., НА…., ЗА….»
6 занятие. Тема: «Внимание. Словарный запас».
Цель – развитие произвольного внимания, активизация словарного запаса. Упр:
Графический диктант «Дом».
«Отгадай, что я хочу сказать: МИ…,МУ…,ДО…,ЧЕ…»
7 занятие. Тема: «Внимание. Классификация.
Цель – развитие произвольного внимания, четкости речевого мышления.
Упр:
Графический диктант «Олень».
«Я знаю 5 имен мальчиков, девочек, предметов мебели, электроприборов.
8 занятие. Тема: «Внимание. Классификация».
Цель – развитие произвольного внимания, четкости речевого мышления.
Упр:
Графический диктант «Гусь»
«Я знаю 5 домашних животных, диких животных, домашних птиц, диких птиц, лесных деревьев, плодовых деревьев, цветов, ягод.
9 занятие. Тема: «Внимание. Классификация».
Цель - развитие произвольного внимания, четкости речевого мышления.
Упр:
Графический диктант «Галера».
«Я знаю 5 городов, стран, рек, морей, океанов, профессий».
10 занятие. Тема: «Внимание. Классификация»
Цель – развитие произвольного внимания, обобщения.
Графический диктант «Рыбка».
Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Орел-самолет», «Телевизор-компьютер».
Игра «Пум-пум». Инструкция: «Я загадала какой-то предмет, вам нужно, задавая мне вопросы, на которые я буду отвечать «да» или «нет», угадать предмет, который я загадала».
Итоги.
Задания для измерения результативности работы
Начало занятий. См. 1 занятие.
- Графический диктант «Собака»
- Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Муха-бабочка», «Дом-избушка».
Конец занятий. См. 10 занятие.
- Графический диктант «Рыбка».
- Чем похожи, чем непохожи пары понятий: «Орел-самолет», «Телевизор-компьютер».
Образец листа посещаемости и результативности занятий
ФИО | Графический диктант | Сравнение понятий | Динамика | ||
№ 1 | № 10 | № 1 | № 10 | ||
1 | Не выполнил | Выполнил | Не выполнил | Выполнил | Гр дикт + Ср понят + |
2 | Не выполнил | Выполнил | Не выполнил | Не выполнил | Гр дикт + Ср понят 0 |
3 | Не выполнил | Не выполнил | Не выполнил | Выполнил | Гр дикт 0 Ср понят + |
Общий результат | Гр дикт 2+ Ср понят 2+ |
Обработка результатов
Графический диктант – положительная динамика 2+ из 3+ возможных = 66%
Сравнение понятий – положительная динамика 2+ из 3+ возможных = 66%
Выводы
В результате проведенной развивающее-коррекционной работы по теме: «Развитие внимания и речевого мышления» с учащимися 2-3 классов была получена положительная динамика, что может говорить о ее эффективности.
Литература.
- Голуб В.Т. «Графические диктанты». Москва. «ВАКО». 2004.
- Ковалева Е., Синицына Е. «Готовим ребенка к школе». Лист». Москва. 2000.
- Под ред. Ладыженской Т.А. «Речевые секреты». Москва «Просвещение». 1992.