ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Предварительный просмотр:
Занятие-тренинг «В волшебном лесу»
Актуальность: В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие, все это приводит к нарушению эмоционального состояния детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития. Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.
Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.
Задачи:
- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние;
- развивать интерес детей в изучении самих себя;
- развивать слуховое внимание;
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- знакомить детей с разными способами корректировки своего настроения;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: мяч, мягкая игрушка (медвежонок Миша), лепестки 6 цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, серый, коричневый, сюжетные картинки, аудиозапись, дерево «настроения», смайлики: весёлые и грустные.
Ход занятия:
1.Вступление.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. И очень хочу познакомиться с вами. Я буду передавать по кругу волшебный мяч, а каждый из вас возьмет его в руки и назовет своё имя.
- «Меня зовут Елена Владимировна» и т.д.
- Сейчас, ребята, мы с вами отправимся путешествие. Все готовы? Тогда давайте расслабимся, улыбнемся, и представим, что мы взбираемся вверх на радугу. Делаем глубокий вдох через нос, мы на радуге, а теперь длинный выдох через рот, скатились с радуги. Ещё раз взбираемся на радугу – скатываемся с радуги. И ещё разочек. Молодцы!
- Ребята, а вы не видели моего другу медвежонка Мишу? Я же с ним к вам пришла. Куда же он делся? Наверное, заблудился в новом детском саду. Отправляемся гулять, вместе Мишеньку искать.
2. Игра «Путешествие»
По тропинке в лес пойдём, (Шагают друг за другом)
Лужу мимо обойдём, (Обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеёк (Прыгают)
Посмотрели мы налево, (Стоят, смотрят налево)
Посмотрели мы направо (Смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко, (Смотрят вверх, встали на носочки)
Посмотрели вниз на травку (Смотрят вниз)
Улыбнулись и сказали
Ах, как красиво!
(Автор движений – И. А. Пазухина).
- Ну вот нашелся мой дружок. Миша, познакомься с ребятами (дети знакомятся с медвежонком). Миша, а почему ты загрустил? У тебя что-то случилось?
Миша: «Я не знаю, что со мной, просто мне не хочется ничего делать, ни бегать, ни прыгать, ни рисовать».
- Ну ничего, такое бывает, у тебя просто грустное настроение.
3.Игра «Разноцветное настроение»
Ребята, я открою вам секрет, оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. У меня есть разноцветные лепестки, я разложу их по кругу. Каждый лепесток – разное настроение (психолог крепит лепестки в виде цветка на магнитной доске):
(Каждый лепесток сопровождается сюжетной картинкой)
1.Красный цвет – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры
2.Желтый цвет – весёлое настроение – хочется радоваться всему
3.Зелёный - общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть сними
4.Синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать сказку, посмотреть в окно
5.Серый – скучное настроение, не знаю чем ы заняться
6.Коричневый – грустное настроение, мне грустно, я расстроен
- Сейчас мы с вами соберём цветок нашего настроения. Подумайте, какое у вас сейчас настроение, в данный момент. Возьмите лепесток с цветом своего настроения. А теперь разложите лепестки вокруг серединки. Мишенька, а какой лепесток выберешь ты? (Коричневый). Вот какой интересный цветок вырос в нашем волшебном лесу.
(Дети выкладывают лепестки в виде цветка на столе)
Ребята, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение, а тем, кому грустно, мы поможем и сделаем волшебную зарядку. Поможем нашему медвежонку прогнать грусть.
4.Физминутка «Звериная зарядка»
(Движения выполняются по тексту).
Раз – присядка. Два – прыжок. Это заячья зарядка.
Птичка скачет, словно пляшет. Птичка крылышками машет. И взлетает высоко.
А лисята, как проснуться, очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть, ловко хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
Молодцы, у нас очень хорошо получилось взбодриться!
5. Игра «Мыльные пузыри»
А теперь, ребята, давайте представим, что мы с вами мыльные пузыри и сидим все вместе в пузырьке (стоим в кругу, тесно прижавшись друг к другу). Вместе нам тепло и уютно, но вот мы решили полетать по одному (летают). Но летать одному скучно, грустно, найдите себе друга и полетайте вместе. А теперь давайте вернемся в домик – в наш общий пузырек и нам опять весело вместе. (Музыкальное сопровождение).
А чтобы стало еще веселее, мы передадим, друг другу рукопожатие и споем веселую песенку.
6. Игра «Радостная песенка»
Я беру за руку своего соседа (имя ребенка) и пою «Я очень рада, что (имя ребенка) в группе есть» и т. д. Наше рукопожатие с песенкой пролетело по кругу и дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
7. А сейчас мы вернёмся к нашим волшебным лепесткам. Уберём этот цветок и соберем новый цветок настроения. Подумайте, какое у вас сейчас настроение, в данный момент? Выберете лепесток. (Дети выкладывают лепестки настроения на столе). Какой замечательный цветок у нас получился. Молодцы, ребята! Мишутка, а у тебя какое сейчас настроение? (веселое). Спасибо, вам ребята, вы так мне помогли, теперь мне очень весело.
Какие вы молодцы, ребята, порадовали медвежонка. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Мишутка.
Закройте глазки. Вокруг себя мы повернёмся и в детский сад опять вернемся, откройте глазки. И вот мы снова в нашем любимом детском саду.
8. Рефлексия.
А теперь ребята посмотрите на волшебное дерево, мы с вами сделаем его деревом настроения. Если вам понравилось наше занятие, то повесьте на него улыбающийся смайлик. А если вам что-то не понравилось или было что-то такое чего делать не хотелось, то повесите грустный смайлик.
9. Прощание. Игра «Свеча пожеланий»
Очень жаль нам расставаться. Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не огорчиться. Будем мы теплом делиться.
Ребята, сейчас мы свами на прощанье подарим друг другу маленький кусочек света и тепла. Мы будем передавать свечу своему соседу справа, смотреть ему в глаза и говорить добрые слова, пожелания.
Психолог: «(Имя ребенка) я желаю тебе радости. Посмотри, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Передай свечу (имя ребенка), улыбнись и ему (ей) пожелай что-нибудь хорошее. И т.д.
Спасибо вам ребята за такие теплые пожелания.
Вот занятие прошло, до скорого свидания, всем друзьям и взрослым скажем дружно «До свидания!»