САМООБРАЗОВАНИЕ (Технологии ФГОС)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучающихся.
Что такое технологии? Само слово «технология» имеет различные трактовки. Например, в общем смысле – это прописанный детально путь проведения определенной деятельности на основе выбранного метода. Относительно образовательных педагогических технологий заметим, что речь идет о построении деятельности учителя таким образом, что в нее включены действия, выполняемые в строгой последовательности, с обязательным выдвижением прогнозируемого результата.
Особенности технологий Методологическая система должна отвечать на следующие вопросы: «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?». Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:
- строгое и однозначное выявление цели обучения;
- выбор содержания,
- структурирование материала;
- оптимальность организации учебной деятельности; приемы, методы, средства обучения.
Кроме того, должна быть учтена квалификация педагога, сформирована объективная методика выставления оценок.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
· Информационно – коммуникационная технология
· Технология развития критического мышления
· Проектная технология
· Технология развивающего обучения
· Технологии модерации
· Технология проблемного обучения
· Игровые технологии
· Модульная технология
· Технология мастерских
· Кейс – технология
· Технология интегрированного обучения
· Технологии уровневой дифференциации
· Групповые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 165.19 КБ |
tehnologiya_aktivnyh_metodov_izucheniya.docx | 63.89 КБ |
tehnologiya_aktivnyh_metodov_izucheniya.docx | 63.89 КБ |
tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda.docx | 0 байтов |
tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 74.82 КБ |
tehnologiya_moderatsii.docx | 105.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов
В современном мире основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. В традиционной системе обучения акцент делался на усвоение готовых знаний, а само обучение происходило в основном за счет эксплуатации памяти. В настоящее время принят другой подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Немаловажную роль в достижении этих целей играет метод проектов.Этот дидактическая технология не является принципиально новым в мировой педагогике. В 1905 году идеи проектного обучения возникли в России. Под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор серьёзных попыток возродить его в России не было.В США метод проектов возник в 20-е годы прошлого века. Его называли методом проблем, и он был связан с идеями, разработанными философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком.
Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан, на умение работать с различными источниками информации. Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).
Этапы работы над проектом
Эффекты проектных технологий
актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
формирование исследовательских умений;
мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.
Предварительный просмотр:
Что такое технология АМО?
Общепринятого определения понятия активные методы обучения (АМО) пока нет. В глоссарии федерального портала «Российское образование»[1] сказано: А-активные М-методы О-обучения это методы, стимулирующие познавательную деятельность. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности участников.
Идея разработать стройную систему использования активных методов родилась на основе многолетнего опыта использования АМО в образовательном процессе. Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в образовательном процессе.
В технологии АМО можно выделить две составляющих
– структуру и содержание.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Основные принципы построения входящих в технологию активных методов основываются на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:инициация
(приветствие, знакомство)вхождение или погружение в тему (определение целей урока )определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:закрепление изученного материала
(обсуждение домашнего задания)интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:эмоциональная разрядка (разминки)
подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока.
Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов - создание свободной творческой обстановки, наполнение каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечение в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придание процессу обучения личностной значимости для каждого его участника, обеспечение самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организация командной работы и построение истинных субъект-субъектных отношений.
Предварительный просмотр:
Что такое технология АМО?
Общепринятого определения понятия активные методы обучения (АМО) пока нет. В глоссарии федерального портала «Российское образование»[1] сказано: А-активные М-методы О-обучения это методы, стимулирующие познавательную деятельность. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности участников.
Идея разработать стройную систему использования активных методов родилась на основе многолетнего опыта использования АМО в образовательном процессе. Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в образовательном процессе.
В технологии АМО можно выделить две составляющих
– структуру и содержание.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Основные принципы построения входящих в технологию активных методов основываются на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:инициация
(приветствие, знакомство)вхождение или погружение в тему (определение целей урока )определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:закрепление изученного материала
(обсуждение домашнего задания)интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:эмоциональная разрядка (разминки)
подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока.
Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов - создание свободной творческой обстановки, наполнение каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечение в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придание процессу обучения личностной значимости для каждого его участника, обеспечение самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организация командной работы и построение истинных субъект-субъектных отношений.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления
Основная цель применения ТРКМ – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Авторы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма - американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России реализуется с середины 90-ых годов. В основе технологии лежит:
· диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера
· психологические исследования Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.
· педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили
Что такое критическое мышление? Это мышление:
· свободное
· независимое
· рефлексивное
· оценочное
· аналитическое
Алгоритм технологии развития критического мышления:
Технологические этапы урока
I стадия
Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения
II стадия
Осмысление содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения
III стадия
Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения
Содержание каждой фазы
ВЫЗОВ
Деятельность учителя - Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Деятельность учащегося - Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы
Возможные приемы и методы - Составление списка «известной информации»:
Рассказ – предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II.Осмысление содержания
Деятельность учителя - Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».
Деятельность учащихся - Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы - Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях);
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
III. Рефлексия
Деятельность учителя - Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения. дополнения; дать творческие. Исследовательские задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся - Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Возможные приемы и методы - Заполнение кластеров, таблиц.Установление причинно-следственных связей между блоками информации.Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.Ответы на поставленные вопросы.Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах
Приемы технологии РКМ
1. «Инвентаризация» - составление списка известной информации
· Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
2. «Верите ли вы…?» - верные и неверные утверждения
· На стадии вызова учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
· На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
3. Ключевые слова
· Учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.)
4. «Тонкие» и «толстые» вопросы
Толстые вопросы: Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?
Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?
5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».
6. Прием « ИНСЕРТ» - маркировка текста значками по мере его чтения
I – interactive - интерактивнаяN – noting - размечающаяS – system - системаE – effective - для эффективногоR - reading and - чтения и
T - thinking - размышления
Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:
· " V " - уже знал " + " - новое " - " - думаю иначе, не согласен " ? " - не понял, есть вопросы
7. Зигзаг –групповая работа с текстом
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов в группе. Каждый учащийся работает со своим текстом, по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме. Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы
8. Эффективная лекция -
· Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
· Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
· Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
· Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы
9.Кластер ( «грозди») –графический прием систематизации материала Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди
10. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
11. Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
· Р – роль, от чьего лица составляется текст
· А- аудитория кому адресован текст
· Ф- форма
· Т – тема
Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма
Стадия вызова
· «Инвентаризация»
· «Верите ли вы…»
· «Ключевые слова»
· «Тонкие» и «толстые» вопросы
· Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Стадия осмысления
· ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
· Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
· Зигзаг
· Лекция
· Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии
· Ответы на вопросы
· Кластер
· Синквейн
· Проверка и обсуждение таблиц
· Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
· Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы
Эффективность использования технологии критического мышления
В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи (дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий);
Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления;
КМ развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;
В технологии КМ заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;
Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный;
КМ развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом ( трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.)
Предварительный просмотр:
Технология модерации
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.
Модерация – техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде..
Принципы модерации:
Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.
Этапы(фазы) урока
Ключевые процессы модерации:
1 - эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
2 - упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
3 - обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
4 - мотивация всех участников образовательного процесса;
5 - мониторинг образовательного процесса;
6 - рефлексия педагога и обучающихся;
7 - анализ деятельности участников и оценка результатов.
Эффекты технологии модерации
- Эффекты от четкого целеполагания и учета потребностей учащихся:
· Образовательный процесс становится понятным и желанным для детей.
· Цели образования становятся целями обучающихся,
· Приобретается значительный мотивационный потенциал,
· Обеспечивается высокая познавательная активность и самостоятельность.
2.Эффекты от самостоятельности в процессе обучения:
· Формирование ответственности за результаты своей учебной деятельности
·Развитие у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах.
3. Эффекты от групповой работы и сотрудничества:Легкая адаптация в коллективе.
4. Эффекты от качественной коммуникации на уроке:
· Взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса,
· Открытый и свободный обмен информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.
· Развитие диалога и полилога,
· Активное включение в образовательный процесс всех обучающихся.
5. Эффекты от визуализации:
· Обеспечивается наглядность, четкое восприятие и понимание нового материала,
· Оживляется образовательный процесс, позитивно воспринимается и положительно сказывается на результатах обучения.
6. Эффекты от мотивации:
· Стимулирование познавательной активности и творческого процесса,
· Раскрытие и развитиеспособностей обучающихся, содействию их качественному обучению.
· Позволяет долго сохранять работоспособность и хорошее настроение как у учащихся так и у педагога.
7. Эффект от мониторинга:
· Содействует упорядоченности формирующихся знаний обучающихся,
· Помогает педагогу в контроле полноты реализации учебного плана.
· Содействует качественному усвоению обучающимися нового материала.
8. Эффекты от обучения в сотрудничестве:
Обеспечивается приобретение универсальных навыков и готовность к их применению в практических ситуациях.
9. Эффект от рефлексии:
· Учащийся достигает необходимого уровня понимания нового материала, новых отношений, новых моделей поведения,
· Лучшие понимание своих потребностей и возможностей.
· Вырабатывается адекватные модели эффективного поведения с учетом нравственных норм и общекультурных ценностей.
10. Эффекты от анализа и оценки:
Учитель получает четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.
11. Эффекты от применения технологии:
· Эффективное управление процессами обучения, воспитания и развития.
· Образовательный процесс делается более контролируемым, устойчивым
· Позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке
· Позволяет педагогу получать запланированные результаты.
· Возрастает доверие к учителю, повышается его авторитета и уважение у обучающихся.
· Обеспечивается полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков
· Целенаправленно и методично осуществляется воспитание, развитие и социализацию личности учащегося.