Роспись по дереву
На этой странице вы найдете информацию о различных видах традиционных росписей северо-западного региона России (страничка разрабатывается)
КАРГОПОЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
Исторически сложившиеся культурно-географические понятия - Поонежье и Каргополье - относятся к землям вдоль реки Онеги и вокруг Онежского озера, входившим некогда в зону торгово-промышленного и культурного влияния г. Каргополя. Эта территория граничит с Карелией. Сам город, упоминавшийся в летописях еще с XII века, долгое время был важным экономическим, политическим и торговым центром на северо-западе России. В поселениях до сих пор сохранились интересные приемы строительства культовой и жилой архитектуры, свои обычаи и обряды, что свидетельствует о существовании здесь самобытной народной культуры.
Жилые дома в этой части области разнообразны по архитектуре, что можно объяснить наличием здесь различных этнических групп населения (карелов, финнов, вепсов, русских), имеющих собственные традиции и строительную культуру. В этих районах получила широкое бытование фасадная и интерьерная роспись домов, дошедшая до наших дней.
В XVIII веке на северо-западе России сложилось особое стилевое направление народных росписей. Их технической основой является свободный кистевой мазок с белильными "оживками" (линиями). Крайне непринужденная манера исполнения, особая свобода композиции, яркость колорита, соединенные с виртуозной техникой, составляют важные стилистические черты этого искусства, особое влияние на развитие которого оказали художественные мастерские. В них изготовлялись лицевые рукописи, иконы, расписная мебель и бытовая утварь, а также рисовальные картинки.
Дошедшие до сегодняшнего дня памятники позволяют установить стилевую преемственность между этой живописной школой XVIII-первой половины XIX столетий и народными домовыми росписями во многих районах Русского Севера более позднего времени. Особенно явно это влияние обнаруживается в цветочных орнаментах с мотивом розы, получивших на севере очень широкое распространение. Яркая многокрасочная палитра новгородских живописцев, приверженность к чистым локальным тонам, приемы свободного движения кисти, развившиеся в новгородском растительном орнаменте, легли в основу более поздней художественной традиции.
Зачастую это влияние было самым непосредственным. Зафиксировано, что житель Заонежья Михей Абрамов учился живописи у "даниловского старца" и передал затем свое умение сыну, Ивану Абрамову, который с 12 лет начал работать вместе с отцом. Помимо бытовых предметов и орудий труда отец и сынАбрамовы расписывали церкви и часовни, писали иконы.
Другие крестьянские мастера также украшали росписями прялки и туеса, дуги и сани, расписывали дома. Крестьянские художники работали не только дома, но и ходили по деревням в поисках заказов.
Так, братья Таракановы и художники Семьины из Малого Конева расписывали дома и прялки в Кенозерье и других местах. Излюбленный орнаментальный мотив в росписях - букет в форме куста, вытянутой или изогнутой ветви, сложной цветочной композиции, часто вырастающий из "вазона" (символа "древа жизни"). Букеты составлялись из лилий-тюльпанов, фронтально развернутых цветов-розеток, яблок-шаров и цветов, напоминающих розы. Среди цветов и длинных изогнутых листьев зачастую изображались птицы - белые, красные, черные и голубые. Розаны-яблочки, розетки, напоминающие цветы шиповника, могли быть опутаны легким переплетением веточек, усиков, завитков. Нередко в композицию вводились изображения львов. Мотивы льва и виноградной лозы, соседствующие с пышной цветочной росписью балкончика, можно встретить на фронтоне ряда сохранившихся домов. Рисунок винограда символизировал благополучие и богатство дома, в то время как изображение льва выполняло охранные функции.
Следует, однако, подчеркнуть, что в крестьянских росписях иногда проявлялись и национальные особенности различных групп местного населения. Это еще раз свидетельствует о том, что стилистическая близость, а в некоторых случаях и общность русских, карельских финских крестьянских росписей по дереву объясняются взаимодействием культур и художественных традиций.
ИСТОЧНИКИ:
- Арбат, Ю. А. Каргопольская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М., 1970. - С. 95-98.
- Севан, О. Г. Крестьянские росписи Русского Севера: Архангельская область // Обсерватория культуры. - 2007. - № 4. - С. 73-76.
ПУЧУжСКАЯ РОСПИСЬ
Пучужская роспись - одна из нескольких видов росписей, встречающихся на берегах Северной Двины. Центром росписи считается село Пучуга, расположенное в 25 км от Борка Верхнетоемского р-на. Это графическая роспись. Мастера расписывали предметы домашней утвари, сохранилась роспись, в основном, на прялках. По строению прялки Пучуги были традиционны для Севера. В росписи изображались жанровые сцены: свадебный выезд, чаепитие и др.
В Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике находится несколько прялок, расписанных Филиппом Федоровичем и Федором Филипповичем Кузнецовыми. Прялки с Пучуги конца XIX - начала XX века очень похожи на борецкие прялки и фасадной стороной почти точно их повторяют. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами. Ниже - сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. Но есть у пучугских прялок и свои особенности росписи, которых мастера строго придерживались. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. Пучугские кони также нестандартны, они с гордой осанкой, иногда рядом с золотым в пару к нему стоит зеленый. Кони запряжены в крытый золотом возок, на нем мужская фигура в армяке, - не столь архаично-средневековая, как у Никифора Амосова в Борке, а более бытовая, деревенская.
На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев.
А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужской росписи имеет свой вариант - более тонкую, загнутую к стеблю нижнюю часть листа, и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой. На ножке пучугских прялок обычно помещалась шестиконечная звезда - старинный "громовый знак". Прялки Кузнецовых очень поэтичны и по сюжетам, и по колориту.
Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы борокско-тоемско-пучугской группы деревень любили применять при росписи прялок, кроме свадебного катанья (обычно в сочетании с ним). Здесь и сцены крестьянского труда - прядение, тканье, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице, и сцены отдыха, винопития и чаепития. Нередко такие бытовые сцены на борокских, тоемских и пучугских прялках сопровождаются надписями, нравоучительными или ироническими.
Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет.
ИСТОЧНИКИ:
- Арбат, Ю. А. Пучугская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М., 1970. - С. 83-86.
- Пучужская роспись : (азбука народного творчества) / Арханг. обл. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования ; [авт.-сост. Н. С. Козлова ; Арханг. обл. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования]. - Архангельск : Арханг. ИППК работников образования, 1993. - 32 с.
СИМВОЛИКА СЕВЕРНОЙ РОСПИСИ
Расписывая различные предметы, мастера украшали их не только орнаментальными мотивами, но и создавали сюжетные композиции, изображая сцены из повседневной крестьянской жизни. Обращались, прежде всего, к сценам труда. Пахота, уборка урожая, кормление домашней птицы, изображение коня - верного помощника крестьянина и других животных - таковы сюжеты северной народной росписи. Широко распространены также сюжеты, отразившие мечты о счастливой и благополучной жизни: чаепития, свадьбы, выезды, гулянья и т.п.
Развитие бытовой сюжетной живописи неразрывно связано с общим направлением развития русского народного искусства в XVIII-XX веках. Ее мотивы в целом перекликаются с орнаментом резных деревянных бытовых предметов, пряничных досок,
прялок, с вышивкой, лубком, резьбой по кости и пр. Поскольку многие художники, расписывающие эти предметы и сооружения, также принимали участие в церковных росписях тяблов, стен, покраске фасадов и прочего, то семантика росписей может носить как традиционно присутствующий языческий характер, порой забытый в реальной крестьянской жизни, так и христианское содержание.
Семантика народного искусства сложная и малоизученная тема, особенно в области росписей, хотя у многих исследователей имеются материалы по данному вопросу. В народной памяти тщательно сберегались значения наиболее распространенных живописных образов, связанных с обрядами, фольклором и с песенным творчеством русской деревни. Основные образы и мотивы народной живописи Русского Севера встречаются, главным образом, в росписях жилых домов и на предметах быта.
Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил. Это многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих природных явлений и событий жизни человека. Наибольшее значение получил образ солнца.
Круг (солнце)
часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку. Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно. Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные с образами многих птиц и животных, свидетельствует о принадлежности этих символов к небесным силам.
Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях. Белая береза - иногда это образ невесты, за которую сватается дуб - жених. Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне. Сладкие плоды и ягоды - образы любви. "Рвать яблоки, есть виноград" означало "любить", а вишню - "свататься или брать замуж". Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка.
В Заонежье, на Пудожском берегу, на Онеге, Мезени, Ваге, Устье, в Каргополье, в Белозерском крае и ряде других районов было принято украшать дома, прялки и другие предметы росписью с мотивами букетов, гирлянд, вазонов, цветущих деревьев. Значение этих рисунков связывалось с пожеланием счастья. Идею вечности жизни народные художники выражали, рисуя известный им по поморским рукописям фантастический росток "крин" - символ весеннего возрождения природы в искусстве Древней Руси, или же выбирали никогда не виданные ими цветы: розу - "царицу цветов" или тюльпан - "цветок молодости".
Мотив вазона получил большое распространение в народном искусстве. В XVI-XVII веках этот рисунок встречался на изразцах, в рукописях и других предметах прикладного искусства Восточной Европы. Трактовка вазонов, их живописная форма встречается самая различная.
Травы, цветы, кусты и деревьяназывались в народе "волосами" земли. Земля же имела в представлении крестьян некоторый антропоморфный характер, о чем говорит выражение "кормилица - мать сыра земля", термин "сыра" указывает на неразрывную связь с водой. Водаизображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера, начиная с эпохи неолита. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ "древа" в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.
Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.
В орнаменте широко представлены образы птиц.
Птицы часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство. В образах птиц олицетворялись души умерших. Изображение птицы на прялке считали символом невесты, всадника или коня - символом жениха (прялку дарили на свадьбу невесте).
Лебеди (утки) - наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем и водной стихией. Очень часто эти образы находятся в окружении знаков солярной символики (круги, розетки, ромбы). Их изображения встречаются также в скульптуре, в ковшах, уточке-солонице, в вышивке, в резьбе жилых домов (охлупни, курицы, крюки-курицы) и т.д. Как правило, эти образы в народной росписи, в частности в жилом зодчестве, изображаются симметрично относительно "древа жизни" или какой-либо другой композиции. Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними были связаны представления народа о счастливом браке, и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века. Роль гуся как обрядового, свадебного блюда отмечалась у многих народов: он считался символом плодовитости. Жених и невеста в песнях часто сравниваются с селезнем и утицей, с лебедем и лебедушкой. Таково же отношение народа к петуху и курице, которые издавна почитались славянами как первовестники солнца. Их почитание в народе было выражено в разных формах.
Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях.
Его изображение было известно в искусстве античного мира, Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто образы этих птиц в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Нередко павы в образах народа рассматриваются как петухи, утки или кукушки.
В росписях Севера встречаются изображения орла, который, как правило, воспроизводится сидящим со сложенными крыльями и с характерным поворотом головы (в профиль). В росписях домов встречаются также образы голубей. Это могут быть парные голуби, летящие вместе, а чаще всего сидящие на ветках среди цветочных узоров. Символика этих птиц - также любовная, брачная.
Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы. Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения.
Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей.
Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Алконост - птица печали. По сказаниям, пение этих птиц поражало людей. Их изображения, например, в вышивке, почти одинаковы. Поскольку эти птицы подчас олицетворяли радость жизни, в народном искусстве они превращались в сказочную жар-птицу. Сирин всегда "возвышался" над изображением бытовых сцен в прялочных росписях - выезда на санях, в карете, - неизменно паря над всем. В древности образ Сирина выражал идею роста жизненных сил, идею жизни. Культ этой птицы продолжал существовать и в христианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. Его охранительная роль осталась в символике росписей, соединившись с домашним, земным пониманием счастья.
Орнитоморфный орнамент народной живописи вместе с травными рисунками интересно соединялся с зооморфными образами коней, оленей, львов (барсов), единорогов, а порой и коров. Как известно,конь у славян символизировал бога солнца Хорса. Эта символика обусловила его изображение на многих предметах народного искусства и в архитектуре XVIII-XIX веков, тем более что в хозяйственной жизни населения во все времена лошади практически были незаменимы.
Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречаются в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов, в основном на реке Мезени и в Коми.
Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера.
Лев и барс отличаются, главным образом, наличием или отсутствием гривы. Образ льва, как символ власти и мощи, перекочевал в Россию с Востока. Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам "древа" или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.
Единорог - конь с рогом на лбу - также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к XV веку. Единорог (он же индрик или инрог) - мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя - единорога, причем, по преданию, он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам, единорог - могущественное неведомое божество - становится царем подземного царства. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья. Поза борьбы животных, по-видимому, навеяна изображением фирменного знака Московского печатного двора - герба XVI века, который ставился на переплетах книг. Символ Единорога имеет и значительный христианский смысл как образ сына божьего, т.е. Христа, а лев и бык (телец) - атрибуты евангелистов.
В росписях широко распространены бытовые сцены, например,сцены охоты. Эти изображения также имеют определенный символический смысл: фигура охотника - это жених, птица на дереве - это невеста, а вся сцена означает, что жених охотится за невестой. На прялках иногда помещали и охотника с птицей в руках - сцену, символизирующую благополучный результат охоты. Эти предположения подтверждаются данными фольклорных исследований: в причитаниях невесты перед свадьбой звучали слова ее прощания с "девичьей волей"; она сравнивается с птицей, а жених упоминается в роли охотника.
Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы борокско-тоемско-пучугской группы деревень любили применять при росписи прялок. Кромесвадебного катанья (обычно в сочетании с ним) здесь можно встретить сцены крестьянского труда - прядение, тканье, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице и сцены отдыха, винопития и чаепития. На оборотной стороне прялки наиболее часто (причем у разных мастеров в разных местах этой округи) видим в полукружии многоцветную фигуру всадника в петровском кафтане и на красном коне. Иногда над ней белое свободное место, куда пряха могла прилаживать зеркальце. Вместо всадника иные мастера писали коня или двух коней, а то и всадника, за которым гонится лев. На одной прялке изображена простодушно написанная сцена схватки двух воинов в античных доспехах…
ИСТОЧНИКИ:
- Арбат, Ю. А. Пучугская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М., 1970. - С. 83-86.
- Севан, О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера / Ольга Севан. - Москва : Прогресс-Традиция, 2007. - 215 с. : ил.