Здоровьесбережение

Полынская Татьяна Яновна

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным. сделайте его крепким и здоровым". Ж.Ж. Руссо (Французский философ, писатель и мыслитель 18 века)

1. Десять заповедей здоровья

2. Правильное питание - залог здоровья

3. Значение сна и бодрствования

3. Значение сна

4. Детство в безопасности

5. Движение - жизнь

6. Учить детей быть успешными

7. Презентация. Здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗДОРОВЬЯ

Ты должен:

  • Почитать свое тело, как высочайшее проявление жизни.
  • Воздержаться от любой ненатуральной пищи и возбуждающих напитков.
  • Питать свое тело только натуральной, живой, непереработанной пищей.
  • Посвятить свою жизнь любви и милосердию, перестроить организм, правильно сочетая активную деятельность и отдых.
  • Очистить клетки, ткани, кровь свежим воздухом и солнечными лучами.
  • Воздержаться от любой пищи, если болен душой и телом.
  • Думать и говорить спокойно, быть в меру эмоциональным.
  • Изучать законы природы, жить с ними в полной гармонии и наслаждаться плодами своего труда.
  • Взять за основу правило следования законам природы и помогать другим делать то же.
  • Чтобы стать здоровым, займитесь своим позвоночником, а также правильно питайтесь, хорошо отдыхайте и т. д.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов.

Назовем их еще раз:

1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.

2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам. 3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

4. Оптимальный режим питания.

5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

6. Учет индивидуальных особенностей детей.

7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте.

В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка. Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

           Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

 

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в

пищевых веществах и энергии для

детей и подростков школьного возраста

Вещества

7-10 лет

11-13,

мальчики

11-13,

девочки

14-17,

юноши

14-17,

девушки

Энергия, ккал

2350

2750

2500

3000

2600

Белки, г, в том числе животные

77

46

90

54

82

49

98

59

90

54

Жиры, г

79

92

84

100

90

Углеводы, г

335

390

355

425

360

Минеральные вещества, мг

Вещества

7-10 лет

11-13,

мальчики

11-13,

девочки

14-17,

юноши

14-17,

девушки

Кальций

1100

1200

1200

1200

1200

Фосфор

1650

1800

1800

1800

1800

Магний

250

300

300

300

300

Железо

12

15

18

15

18

Цинк

10

15

12

15

12

Иод

0,10

0,10

0,10

0,13

0,13

Витамины

Вещества

7-10

лет

11-13,

мальчики

11-13,

девочки

14-17,

юноши

14-17,

девушки

С, мг

60

70

70

70

70

А, мкг

700

1000

800

1000

800

Е, мг

10

12

10

15

12

D, мкг

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

В1, мг

1.2

1,4

1,3

1,5

1,3

В2, мг

1,4

1,7

1,5

1,8

1,5

В6, мг

1,6

1,8

1,6

2

1,6

PR мг

15

18

17

20

17

Фолат, мкг

200

200

200

200

200

В12, мкг

2

3

3

3

3

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты

Возраст школьника

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет Юноши

14-17 лет

Девушки

Хлеб пшеничный

150

200

250

200

Хлеб ржаной

70

100

150

100

Мука пшеничная

25

30

35

30

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45

50

60

50

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты свежие

150-300

150-300

150-300

150-300

Фрукты сухие

15

20

25

20

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло сливочное

25

30

40

30

Масло растительное

10

15

20

15

Яйцо. шт.

1

1

1

1

Молоко, КМПр

500

500

600

500

Творог

40

45

60

60

         Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.

В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников

при обучении в первую и вторую смены.

Первая смена

*7.30 - 8.00 Завтрак дома

*10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе

*12.00 - 13.00 Обед дома или в школе

*19.00 - 19.30 Ужин дома

 Вторая смена

*8.00 - 8.30 Завтрак дома

 *12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)

*16.00 - 16.30 Горячее питание в школе

*19.30 - 20.00 Ужин дома

 

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.

2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.

 3. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).

4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Завтрак дома

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

 Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Завтрак с собой

С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай. Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.

Горячий обед

"Школьный бутерброд" не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.

Домашняя упаковка

Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.

Диета

У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты. При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма. Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.





Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ

Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех других ритмов является чередование сна и бодрствования. Оказалось, что сон т бодрствование неразрывно связаны. Если человек крепко и глубоко спит, он может решать днем сложные задачи, выполнять ответственные дела, напряженно работать. Человек, который плохо спит, практически не способен активно бодрствовать.

В течение дня мозг накапливает колоссальную информацию, дальнейшее усвоение которой просто невозможно без определенного перерыва. Необходимо отобрать информацию, перераспределить ее и составить программы на будущее.

Роль сна в процессах «очищения» мозга от избыточной информации подчеркивал создатель кибернетики Ноберт Винер: «Из всех нормальных процессов всего ближе к непатологическому очищению сон. Как часто бывает, что наилучший способ избавиться от тяжелого беспокойства или умственной путаницы — переспать их!»

Расстройства сна — довольно частые явления. Это одно из наиболее характерных проявлений расстройства регуляции биологических ритмов. Часто следствием этих нарушений является недостаточная продолжительность сна.

Какова же нормальная продолжительность сна? Английский физиолог и биоритмолог Уэбб наблюдал весьма значительные колебания продолжительности сна новорождённых: от 11 до 23 часов. С повзрослением не только снижается продолжительность сна, но и уменьшаются колебания показателя, свойственные данному возрасту.

Так, если у новорожденных индивидуальные различия могут составлять 12 часов, то у 2—4- летних детей — только 6 часов, у 20—30-летних — около 4—5 часов.

Расстройства сна        - это обычно признак болезни.

Расстройства сна у здоровых людей могут возникать вследствие переутомления, волнения, нарушения питания и г.д.

Три принципа сна

Фундамент плохого сна закладывается в период бодрствования. Соблюдая следующие три принципа, можно с уверенностью рассчитывать на хороший сон.

         Надо всегда следовать одному режиму. В границах, очерченных различными формами активности, есть самый подходящий час для сна. Нельзя спать, когда попало, и при этом надеяться, что будешь хорошо себя чувствовать



Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ

Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех других ритмов является чередование сна и бодрствования. Оказалось, что сон т бодрствование неразрывно связаны. Если человек крепко и глубоко спит, он может решать днем сложные задачи, выполнять ответственные дела, напряженно работать. Человек, который плохо спит, практически не способен активно бодрствовать.

В течение дня мозг накапливает колоссальную информацию, дальнейшее усвоение которой просто невозможно без определенного перерыва. Необходимо отобрать информацию, перераспределить ее и составить программы на будущее.

Роль сна в процессах «очищения» мозга от избыточной информации подчеркивал создатель кибернетики Ноберт Винер: «Из всех нормальных процессов всего ближе к непатологическому очищению сон. Как часто бывает, что наилучший способ избавиться от тяжелого беспокойства или умственной путаницы — переспать их!»

Расстройства сна — довольно частые явления. Это одно из наиболее характерных проявлений расстройства регуляции биологических ритмов. Часто следствием этих нарушений является недостаточная продолжительность сна.

Какова же нормальная продолжительность сна? Английский физиолог и биоритмолог Уэбб наблюдал весьма значительные колебания продолжительности сна новорождённых: от 11 до 23 часов. С повзрослением не только снижается продолжительность сна, но и уменьшаются колебания показателя, свойственные данному возрасту.

Так, если у новорожденных индивидуальные различия могут составлять 12 часов, то у 2—4- летних детей — только 6 часов, у 20—30-летних — около 4—5 часов.

Расстройства сна        - это обычно признак болезни.

Расстройства сна у здоровых людей могут возникать вследствие переутомления, волнения, нарушения питания и г.д.

Три принципа сна

Фундамент плохого сна закладывается в период бодрствования. Соблюдая следующие три принципа, можно с уверенностью рассчитывать на хороший сон.

         Надо всегда следовать одному режиму. В границах, очерченных различными формами активности, есть самый подходящий час для сна. Нельзя спать, когда попало, и при этом надеяться, что будешь хорошо себя чувствовать



Предварительный просмотр:

Ребенок, несомненно, приносит радость и счастье в жизнь каждой семьи. Но, не следует забывать, что ребенок это, прежде всего, ответственность, и его здоровье находится в Ваших руках

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ

Дети любого возраста больше всего любят активные игры со сверстниками. Но, иногда, невинные шалости могут привести к различным травмам и здесь главное суметь оказать ребенку’ первую помощь.

Ушиб - повреждение тканей или органов без нарушения целости кожи непосредственным действием тупого предмета (падение, удар).

Симптомы: боль, кровоподтек, припухлость. Ушибы в области суставов могут вызвать кровоизлияние в полость сустава. Отмечается нарушение функции ушибленного органа. Боль в области ушиба обычно умеренная и при небольших травмах проходит быстро. Сильные боли возникают при ушибах фаланг пальцев, при кровоизлиянии под ногтевую пластинку.

Первая помощь: обеспечить покой возвышенным положением ушибленной области, фиксировать повязкой, приложить холод.

Обратиться в травматологический пункт.

Растяжение - повреждение связок, сухожилий, мышц без нарушения их анатомической непрерывности. Возникает при совершении резкого движения чаще всего в голеностопном суставе.

Симптомы: интенсивная кратковременная боль, затем светлый промежуток на 1-3 часа, когда ребенок не жалуется, слегка прихрамывает на больную ногу. В процессе нагрузки боль нарастает, опора на стопу становится резко болезненной, появляется отек. Пальпация болезненна, движения ограничены из-за боли.

Первая помощь: приложить холод.

Немедленно обратиться в травматологический пункт.

Ранения (разрывы) мягких тканей - возникают при механическом воздействии внешних причин. Чаще у детей встречаются ушибленные, укушенные раны, но не исключены колото-резаные, рубленые, огнестрельные раны.

Первая помощь: обработать кожу вокруг раны спиртом, промыть 3% раствором перекиси водорода, закрыть стерильной салфеткой, наложить повязку.

Нельзя удалять крупные инородные тела из ран. Необходимо обезболить, успокоить ребенка, иммобилизировать поврежденную конечность. Раны часто сопровождаются кровотечением которое необходимо временно остановить разными способами: наложить давящую повязку, прижать артерии выше (а вены ниже) места повреждения, приподнять поврежденную часть тела, наложить жгут.

Срочно вызвать бригаду скорой помощи, или самостоятельно отвезти ребенка в травматологический пункт, в хирургическое отделение.

Переломы костей - могут быть закрытыми и открытыми (повреждена кожа), без смещения и со смещением костных отломков.

Симптомы:        в момент травмы        возникает сильная боль, появляется припухлость и кровоизлияние над переломом, деформация конечности и нарушение ее функции, при открытых переломах - рваная рана с видимыми отломкам и кости.

Первая помощь: ребенка обезболить, успокоить, наложить транспортную иммобилизацию конечности для безопасной транспортировки в лечебное учреждение. Иммобилизация осуществляется посредством наложения шин или фиксации конечности к телу. Если нет шины, используйте дощечки, твердый картон с прокладками из мягкого материала. При выраженной деформации конечности не пытайтесь выпрямить её путем вытяжения, не применяйте силу, зафиксируйте конечность в том положении, в котором она была обнаружена. Шина должна обездвиживать один сустав выше и все суставы ниже места предполагаемого перелома. После наложения шины вновь проверьте пульс ниже места наложения шины.

В случае открытого перелома не вправляйте в рану отломки костей. Остановите кровотечение. Наложите чистую повязку и затем транспортную иммобилизацию конечности.

Срочно вызвать бригаду скорой помощи, или самостоятельно отвезти ребенка в травматологический пункт, в травматологическое отделение.

Перелом позвоночника - наиболее часто у детей встречаются неосложненные компрессионные переломы тел позвонков. Возникают в результате падения с высоты на ягодицы, пятки или при падении на спину с форсированным сгибанием.

Симптомы: боль в спине, которая усиливается при движениях (особенно при сгибании), задержка дыхания, болезненность при нажатии в области перелома.

Первая помощь: обезболить, уложить на жесткий щит. Укладывание и снятие производят осторожно, не сгибая позвоночник.

Организовать щадящую транспортировку в травматологическое отделение.

Переломы костей таза - возникают в результате дорожно-транспортного происшествия, падения ребенка с большой высоты или падения на область таза тяжелых предметов (футбольные ворота, качели).

Симптомы: боль в области перелома, болезненность при сжатии таза с боков, при давлении на лонное сочленение, симптом «прилипшей пятки», вынужденное положение: ноги согнуты в коленях и отведены. Переломы таза могут сопровождаться кровоизлиянием во внутритазовую клетчатку, травматическим шоком.

Первая помощь: обезболить, организовать щадящую транспортировку на жестком щите, ноги полусогнуты и слегка разведены, под колени укладывают плотный валик из одеяла, одежды.

Организовать щадящую транспортировку в травматологическое отделение.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ)- возникает после сильного удара по голове, после падения с ударом головой. Возможны ушибы, раны головы без повреждения и с повреждением черепа и головного мозга.

Симптомы: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, вялость, сонливость или возбуждение ребенка. Возможна утрата сознания в момент травмы, амнезия событий. При тяжелой ЧМТ нарушение сознания (сопор, кома) длительное.

Первая помощь: вызвать машину скорой помощи. Все дети с ЧМТ должны быть госпитализированы в стационар. Транспортировка на носилках в горизонтальном положении. При сильной головной боли, повторной рвоте, угнетении сознания, развитии судорог, при коматозном состоянии транспортировка в стационар производится специализированной реанимационной бригадой. До ее прибытия необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей (вытащить запавший язык, очистить полость рта от рвотных масс, крови), повернуть голову больного на бок для предотвращения аспирации, при отсутствии самостоятельного дыхания провести искусственное. При наличии ран на голове - обработать их раствором фурациллина, наложить стерильную повязку.

Срочно вызвать бригаду скорой помощи.

Ожоги - возникают у детей в подавляющем большинстве случаев по вине взрослых. И поверхностные, и глубокие ожоги сопровождаются сильной болью, образованием пузырей. Шокогенной поверхностью у детей является площадь глубокого ожога 8 - 10%. Ожоги лица пламенем или паром могут сопровождаться ожогом глотки, гортани, трахеи, при которых нарушается механизм дыхания.

Первая помощь: устранить действие повреждающего фактора, проверить дыхание, пульс, обеспечить доступ свежего воздуха, удалить остатки сгоревшей одежды (не отрывайте плотно прилипшие части одежды). Охладить пораженное место холодной проточной водой, наложить чистую повязку, при обширном ожоге - завернуть ребенка в стерильную простынь, обезболить. Не смазывайте ожог маслом или жиром. Дать пострадавшему растворы Регидрон или Оралит для восполнения потери жидкости. Раствор давать дробно каждые 3-5 минут по 50 мл. для предотвращения рвоты. Если нет этих растворов, возьмите 1 литр воды (лучше минеральной), добавьте 2 ст. ложки сахара, 0,5 ст. ложки поваренной соли и 0,5 чайной ложки соды пищевой.

Срочно вызвать машину скорой помощи для госпитализации в ожоговое отделение.

При ожоге малой площади, после оказания первой помощи, сводите ребенка к врачу, который назначит дальнейшее лечение.

Отморожение - развивается при воздействии температуры ниже 0 С °, способствует этому высокая влажность воздуха и ветер. Местному отморожению обычно подвергаются нос, уши, щёки, пальцы рук и ног.

Первая помощь: заметив побледнение этих частей, ни в коем случае не растирайте и не согревайте их снаружи. Самое важное, наложить термоизолирующую повязку: ватно-марлевый слой, полиэтиленовая пленка, шерстяная ткань. Тепло в поврежденный участок должно приходить с током крови, изнутри. Дать ребенку теплое питье.

Солнечный и тепловой удар – болезненное состояние, вызванное перегревом головы прямыми солнечными лучами и общим перегреванием тела. Наиболее подвержены перегреванию светловолосые дети с бледной, нежной кожей.         Перегреванию тела способствует все, что нарушает выделение пота или затрудняет испарение пота. Тепловые удары случаются не только в жаркую погоду, но происходят также в помещениях в результате длительного воздействия высокой температуры.

Симптомы: первые признаки солнечного удара - покраснение лица, сильная головная боль. Затем появляется тошнота, головокружение, потемнение в глазах, шум в ушах, сильная жажда, одышка, тошнота и рвота. Ребенок вял, его клонит ко сну. Температура повышается до 38-40°С. При тепловом ударе, кроме того, возникают судороги, возбуждение, бред, потеря сознания.

Первая помощь: ребенка следует перенести в прохладное, затемненное, но хорошо проветренное помещение, раздеть, уложить с приподнятой головой, положить лед или холодный компресс на голову и на крупные сосуды. Холодные обтирания, холодное питье. Для возбуждения дыхания осторожно дать понюхать нашатырный спирт. Смоченную ватку несколько раз поднести к носу пострадавшего, пока не нормализуется дыхание. Провести обильное введение солевых растворов в организм. В экстренных случаях, когда ребенок потерял сознание, отсутствует дыхание и не прощупывается пульс, необходимо приступить к проведению искусственного дыхания и закрытого массажа сердца.

Пострадавшие от теплового и солнечного удара, в зависимости от тяжести состояния, госпитализируются в реанимационные или соматические отделения.

Профилактика: детей летом надо одевать в светлую легкую одежду, голову покрывать панамкой, избегать длительного пребывания под прямыми солнечными лучами, особенно среди дня, избегать обильной еды и питья в жаркие дни. При походах летом нужны частые привалы в тенистой местности, ограниченный прием жидкости, так как большое количество воды не утоляет жажду, а наоборот, вызывая усиленное потоотделение, усиливает ее. Жажда лучше утоляется чаем, вишневым отваром, хлебным квасом.

Электротравма. Поражение электрическим током происходит, когда пострадавший непосредственно соприкасается с обнаженным проводом и замыкает электрическую цепь.

Симптомы обусловлены направлением прохождения тока (петля тока). Характерно вскрикивание, при котором могут возникать ларингоспазм и асфиксия. В местах входа и выхода тока развивается отек тканей, образуются знаки тока (раны, кровоизлияния, размозжения и обугливание тканей). В легких случаях больной испуган, жалуется на “искры” в глазах, появление светобоязни. В более тяжелых случаях отмечаются головная боль, головокружение, иногда тошнота (рвота), клонические судороги, парез языка, мышечные боли, потеря сознания, нарушение сердечной деятельности.

Первая помощь: освободить пострадавшего от воздействия тока, что само по себе может спасти ему жизнь: необходимо отключить источник тока (рубильник, пробки) или перерубить провода на разных уровнях топором с деревянной сухой рукояткой. Можно оттащить пострадавшего за ремень или сухую полу одежды, избегая касаний обнаженных конечностей или обуви (металлические гвозди), используя сухую ткань, дерево, пластик. Ребенка укладывают, освобождают от стесняющей одежды, согревают.

При отсутствии сознания дать понюхать нашатырный спирт. При отсутствии дыхания и сердцебиения приступить к искусственному дыханию и массажу сердца. В первые часы после травмы обычно трудно установить степень поражения. Поэтому больной с электротравмой даже при кажущемся легком поражении должен быть срочно госпитализирован. Такие больные считаются тяжелыми и требуют самого тщательного врачебного наблюдения.

Укус насекомого. Человек может вынести более 100 укусов насекомых, но у людей с повышенной чувствительностью организма даже один укус может вызвать смерть. Наибольшую опасность представляют укусы медоносной пчелы, осы-шершня, оводов и шмелей.

Симптомы: появляется покраснение, отек в месте укуса, повышение температуры тела. При множественных укусах - недомогание, головокружение, головная боль, тошнота, рвота, озноб. Возможны токсические проявления и признаки аллергии: высыпания на коже, отек, нарушение дыхания, частое сердцебиение, судороги, потеря сознания, боли в пояснице, суставах, области сердца.

Первая помощь: удалить жало насекомого из ранки тупой стороной лезвия ножа или ногтем. Приложить ватку с нашатырным спиртом, разведенным водой 1:5. Положить пузырь со льдом на место укуса. Дать пострадавшему таблетку супрастина или димедрола.

При развитии анафилактического шока - срочно вызвать реанимационную бригаду скорой помощи.

Утопление.

Симптомы: нарушения ритма и типа дыхания, сердечного ритма, сознания (от оглушения до комы), шок.

Первая помощь: Достать утопающего из воды. Проверить пульс, очистить полость рта. Если пострадавший не дышит, придать соответствующее положение (маленького ребенка - держать за ножки головой вниз, придерживая при этом за спину и живот, подростка - уложить животом на твердый выпуклый предмет (на согнутые колени человека) с опущенным головным концом) и произвести массаж грудной клетки.

Срочно вызвать бригаду скорой помощи!

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ.

Отравления лекарствами, средствами бытовой химии, уксусной эссенцией являются частой причиной тяжелого заболевания, и даже смерти детей раннего возраста. Примерно 75% отравлений средствами бытовой химии приходится на возраст от 1 до 3 лет, так как в этом возрасте дети проявляют большую любознательность и тянут в рот все заинтересовавшие их предметы.

Отравления средствами бытовой химии.

Чистящие средства, жидкости для мытья посуды, шампуни, лосьоны и прочее, без которых в наше время не обходится ни одна семья. Они представляют интерес для ребенка, т.к. упакованы в красочные баночки, пахнут яблоком, медом, шоколадом.

Избежать этих отравлений очень просто - хранить все эти средства плотно закрытыми в недоступном для ребенка месте, не оставлять малыша одного в ванной и на кухне.

Симптомы: тошнота, повышенное слюноотделение, возможен ожог полости рта, который проявляется покраснением и воспалением слизистой.

Первая помощь: если Ваш ребенок случайно употребил какое-либо из вышеперечисленных средств, необходимо срочно вызывать скорую медицинскую помощь!

До приезда врача нужно промыть желудок ребенка - дать выпить подряд 1-2 стакана воды, затем, раздражая пальцем или чайной ложкой корень языка, вызвать рвоту. Обязательно показать врачу и в случае госпитализации взять с собой этикетку от средства, которым предположительно отравился ребенок. Знание состава средства поможет доктору определить тактику и объем терапии.

Отравление лекарственными препаратами.

Уважаемые родители, помните, что все лекарственные препараты, включая «витаминчики» и отвары трав приносят пользу только тогда, когда применяются по показаниям и в соответствующей дозировке! Поэтому, перед применением лекарственных препаратов необходимо проконсультироваться с врачом. Но если Вы все же решились лечить Вашего ребенка самостоятельно, настоятельно советуем внимательно ознакомиться с инструкцией прилагаемой к каждому лекарственному препарату и соблюдать ограничения по возрасту и дозировке, которые там указаны. Несоблюдение дозировок и режима приема даже таких, вроде бы безобидных лекарств, как сосудосуживающие капли в нос, препараты железа, поливитаминные препараты, могут явиться причиной тяжелых отравлений, имеющих необратимые последствия.

Лекарства зачастую имеют яркую, хрустящую упаковку, таблетки - сладкую оболочку и так похожи на конфетки, поэтому все лекарства нужно держать в недоступном для ребенка месте, не оставлять ребенка длительно без присмотра, особенно, если с Вами в квартире проживает человек, употребляющий сильнодействующие гипотензивные, снотворные препараты.

Симптомы: необычная сонливость, шаткая походка, вялость, слабость, бледность, понижение температуры тела или наоборот, повышенная возбудимость, покраснение кожи.

Первая помощь: при отравлении лекарственными препаратами необходимо срочно вызвать скорую медицинскую помощь!

До приезда врача нужно промыть желудок ребенка - дать выпить подряд 1-2 стакана воды, затем, раздражая пальцем или чайной ложкой корень языка, вызвать рвоту. Проверьте, не имеется ли в квартире вскрытая упаковка из-под лекарственных средств, которые мог достать и проглотить Ваш ребенок. Знание названия препарата, вызвавшего отравление, поможет врачу определиться с тактикой и объемом лечения.

Отравления уксусной эссенцией и марганцем.

Отравления уксусной эссенцией и раствором или кристаллами марганца происходят очень часто. Даже маленькие объемы этих веществ, попавшие на слизистую полости рта и пищевода, вызывают тяжелые ожоги. Ожог пищевода может в дальнейшем привести к рубцовому сужению органа и потребовать серьезного оперативного лечения. Отравление марганцем опасно на столько же, как и отравление уксусной эссенцией.

Уксусную эссенцию и марганец необходимо держать в плотно закрытой посуде в не доступном для ребенка месте, например, в высоком шкафу, до которого он не сможет дотянуться.

Симптомы: повышенное слюноотделение, отек слизистой, ожог полости рта.

Первая помощь: немедленно вызывать скорую медицинскую помощь! При данном отравлении промывать желудок нельзя!

Отравления ядохимикатами.

Отравление ядохимикатами происходит летом, когда Ваш ребенок может сорвать с огорода обработанные плоды и, не промыв, съесть их, или, если он случайно вдохнул пары ядохимикатов.

Отравление развивается в течение 15-60 минут очень бурно и нередко заканчивается летальным исходом!

Для профилактики отравлений не оставляйте ребенка одного в саду, не проводите опыление растений ядохимикатами в присутствии детей. Прививайте детям гигиенические навыки, учите их (а нередко и себя) употреблять в пищу только хорошо промытые овощи и фрукты. Это одновременно предохранит Вас и Вашего ребенка от кишечных инфекций и паразитарных заболеваний.

Симптомы: головная боль, сильное слюноотделение, выраженная потливость, головокружение, нарушение зрения, рвота. Дыхание учащается, становится хриплым. Довольно быстро возникают судороги нижних конечностей, затем, паралич мышц и остановка дыхания.

Первая помощь: немедленно вызвать скорую медицинскую помощь!

До приезда врача нужно промыть желудок.



Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК В ДВИЖЕНИИ

Жизнь человека начинается с колыбели. Быть готовым к различным катаклизмам, не прятаться от сложностей жизни, быть готовым выдержать невзгоды, разочарования — вот основная и правильная педагогическая позиция родителей.

Закаливание, тренировка, укрепление и повышение функциональных возможностей «человечка» с первых шагов даст возможность воспитать цельную личность с устойчивой нервной системой, физически крепкую, адаптированную к различным невзгодам, взлетам и падениям, которые могут встретиться на жизненном пути.

Любовь к физкультуре, спорту, движению как раз и начинается с детства. Это надо поощрять, подталкивать и направлять, чтобы зарожденная в виде инстинкта радость в движении сохранилась на всю жизнь.

Здесь уместно процитировать известного ученого и мыслителя X века Гуореланда: «...чаще всего вредят детям не тем, что слишком мало, а тем, что слишком много делают для них... Редко доживают до глубокой старости дети единственные, возлюбленные и окруженные в воспитании чрезмерными заботами. Напротив... простота и суровость воспитания... суть обстоятельств, на которых основывается в гом к инфаркту». Необходимо помнить основные принципы — приемлемый объем нагрузок и постепенность их увеличения...».

...Участие в соревнованиях не обязательно, так как это дополнительная нагрузка. Достаточно ощутить чувство «мышечной радости», «не наслаждаться» скромностью спортивного характера. Основной закон для каждого должен гласить так: начав заниматься физической культурой, продолжай эти занятия всю жизнь, в любых условиях, сезон и погоду.

Нередко люди, физически плохо развитые, со слабым здоровьем или отягощенные семейными заботами, в результате тренировок становятся физически крепкими, полноценными людьми. Пример тому — известный цирковой артист Валентин Дикуль. После перенесенных компенсаторных травм позвоночника, имевший «титул» инвалида II группы, своим упорством и настойчивостью доказал, что «щадить себя» — это порой пагубно, так как физические упражнения «через не могу» не только полезны, но и целительны для человека с утраченным здоровьем.

Испытав на себе влияние физических упражнений, этого чудодейственного эликсира молодости и здоровья, человек любого возраста вряд ли бросит занятия ими.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учить детей быть успешными

Слайд 3

Успешный человек Самостоятелен, он не плывет по течению, он сам выбирает направление своей жизни Ставит цели и определяет стратегию их достижения Анализирует свои и чужие ошибки и корректирует планы Способен выдвигать неожиданные идеи и воплощать их в реальность Он – организатор, мыслитель и творец!

Слайд 4

Творческие задания оргдеятельностного типа П оставить цель по предмету на год, на четверть, на неделю. Начало года – что я хочу узнать и чему я хочу научиться на уроке Конце года – сверяем ожидания и реальные достижения

Слайд 6

2. Составить план домашней работы Работы по курсу, разработать викторину для одноклассников, урок для младших ребят

Слайд 7

Вторым ориентиром, который мы выделили, является способность осознавать свою жизнь, рефлексировать , обдумывать, искать смысл, выявлять ошибки, пытаться найти другое решение, не бояться своих чувств и эмоций (и негативных в том числе), принимать их, и видеть причины их появления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье и ЗОЖ

Слайд 2

Цели урока иметь представление о здоровье и здоровом образе жизни; формирование сознательного и ответственного отношения к своему здоровью;

Слайд 3

Содержание: что такое здоровье, составляющие здоровья; индивидуальное и общественное здоровье; здоровье и болезнь, данные статистики; здоровый образ жизни и его составляющие; двигательная активность физическая культура и спорт; закаливание; режим; вредные привычки;

Слайд 4

Здоровье - это не просто отсутствие болезней и физических недостатков, это состояние физического, психического и социального благополучия. Духовное Социальное это здоровье человеческого разума. Физическое это здоровье тела. Составляющие здоровья

Слайд 5

Различают здоровье: Индивидуальное - личное здоровье человека. Зависит от самого человека, его мировоззрения, культуры и т.д. Общественное - складывается из состояния здоровья всех членов общества. Зависит от политических, социально-экономических, природных факторов.

Слайд 6

Здоровье и болезнь Врачи оценивают состояние здоровья по объективным показателям(АД, ЧСС, ЭКГ и т.д.),которые можно сопоставить с эталоном или нормой и сделать заключение. По данным статистики 10% людей 80% людей 10% людей совершенно между двумя совершенно здоровых состояниями больных

Слайд 7

Здоровье и болезнь На протяжении жизни здоровье человека изменяется болезнь здоровье просто двигаться от здоровья к болезни сложно двигаться от болезни к здоровью Что нам поможет улучшить и сохранить своё здоровье?

Слайд 8

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека,направленная на сохранение и укрепление здоровья. Составляющие здорового образа жизни Оптимальный уровень двигательной активности Закаливание Рациональное питание Режим труда и отдыха Личная гигиена Экологически грамотное поведение Отказ от вредных привычек Психическая и эмоциональная устойчивость

Слайд 9

Двигательная активность, физическая культура и спорт эффективные средства сохранения и укрепления здоровья; им принадлежит первостепенная роль среди факторов, влияющих на рост, развитие и состояние здоровья детей и подростков; значительно улучшают работу всех органов, систем органов и организма в целом; позволяет продлить активный образ жизни.

Слайд 10

Закаливание – повышает устойчивость организма к природным факторам. Средства закаливания солнце воздух вода Принципы закаливания -постепенного увеличения дозы закаливающего воздействия - регулярности - учета индивидуальных особенностей - многофакторности

Слайд 11

Принципы : строгое его выполнение, недопустимость частых изменений деятельность, включённая в режим, должна быть посильной для организма активный Отдых пассивный Режим - это правильное чередование периодов работы и отдыха.

Слайд 12

СКАЖИ «НЕТ» ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАСТРОЙСТВА ПРОГУЛЫ ПОРАЖЕНИЕ ВСЕХ СИСТЕМ ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ И ОРГАНОВ ПРОСТИТУЦИЯ СЛАБОУМИЕ СУИЦИД УМЕНЬШЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ БУДУЩИХ ДЕТЕЙ

Слайд 13

Спасибо за внимание!