мои педагогические разработки
Применение портфолио в рамках проведения текущего контроля успеваемости обучающихся специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение портфолио в рамках проведения текущего контроля успеваемости обучающихся специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
Автор: Воловодова Л.М.,
преподаватель ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»
Реализация современного подхода в профессиональной подготовке студентов СПО направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе текущей и промежуточной аттестации.
Ввиду формирования общих и профессиональных компетенций, которые являются требованиями к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, меняется система оценивания результатов обучения. В этом отношении одной из инновационных технологий контроля, позволяющих проследить динамику учебного прогресса, выступает портфолио.
Под термином портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся в одной или нескольких учебных дисциплинах; коллекция работ обучающегося, его учебных проектов, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами; форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося.
Это – новый подход к обучению, новый способ работы и оценивания, выражающий современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения. Создавая портфолио, обучающийся приобретает опыт самоорганизации познавательной и творческой деятельности, учится рефлексивно мыслить, адекватно оценивать свои успехи и неудачи. Благодаря портфолио повышается мотивация студентов на созидательную деятельность, на совершенствование результатов обучения, на личностный и профессиональный рост.
Обучающиеся специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) создают портфолио оригинальных творческих работ – «папку», которая отражает усилия, прогресс и достижения студентов в определённой предметной области и документирует приобретенный ими опыт.
Портфолио как «инструмент» оценивания достижений обучающихся помогает решать важные педагогические задачи:
- Осуществление мониторинга знаний, умений обучающихся, способностей целеполагания, планирования, анализа;
- Выявление сформированности у студентов навыков рефлективной и оценочной деятельности, социально-трудовых навыков (владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения);
- Оценивание степени их мотивации, заинтересованности в учебной дисциплине и осваиваемой специальности в целом;
- Оценивание навыков самопрезентации обучающихся и их коммуникативных умений;
- Определение активности, самостоятельности и творческого потенциала студентов, их умения оригинально решать поставленные, практико-ориентированные задачи, отбирать и анализировать свои работы и др.
Портфолио обеспечивает индивидуальную направленность достижений будущего дизайнера. Оно позволяет использовать такие формы и методы оценки, как учебные проекты, практические работы, творческие работы студентов, их самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Кроме того, портфолио является своеобразным «инструментом» построения образовательного рейтинга обучающихся, стимулируя будущих дизайнеров к тому, чтобы представить свои достижения наилучшим образом.
В своей педагогической практике мы применяем портфолио в качестве одной из самых надежных и перспективных форм текущего контроля успеваемости обучающихся по всем темам и разделам учебных дисциплин и профессиональных модулей специальности 54.02.01: «Дизайн-проектирование», «Выполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале», «Основы конструкторско- технологического обеспечения в дизайне», «Основы проектной и компьютерной графики» по всем темам и разделам.
Студенты готовят портфолио (главным образом электронные) по рисунку, живописи, основам дизайн-проектирования, выполнению проектов в материале и др., т.е. собирают образцы работ, выполненных в течение всего периода обучения в учебном заведении, либо за определенный промежуток времени (учебный год, семестр).
Важно понимать, что наряду с оцениванием от студента ожидается целенаправленная, систематическая и непрерывная самооценка результатов учебной деятельности.
Применение портфолио в учебном процессе заключается в последовательной реализации следующих этапов:
- 1-ый этап – знакомство с темой портфолио и ее исследование.
Студент выбирает тему, изучает ее по литературе и иным источникам информации, подбирает теоретический материал, выбирает аналоги выполняемого задания, анализирует отобранное и отражает это в портфолио. За конечный, материально оформленный результат этого этапа обучающийся получает первую отметку.
- На 2-ом этапе работы по созданию портфолио – условно говоря «этапе оформления» – происходит детальная разработка темы, подготовка эскизов, набросков, которые выполняются в ручном и компьютерном варианте, отражаются в портфолио и также оцениваются преподавателем. Студент отбирает лучшие работы, наиболее подходящие под тематику, идею портфолио, осуществляет самоанализ и компоновку работ. Описывает материалы, используемые в проекте.
- На 3-ем – заключительном – этапе работы происходит защита портфолио перед аудиторией.
Во время выполнения всех этапов работы над созданием портфолио преподаватель консультирует студентов, помогает им в отборе материалов и тематических работ.
Структура портфолио, как правило, включает в себя:
- общие сведения об авторе;
- официальные документы, подтверждающие участие автора в конкурсах, олимпиадах и конференциях;
- творческие, проектные и исследовательские работы и проекты;
- отзывы на творческие работы,
- сведения о результатах сдачи квалификационных экзаменов по всем изучаемым модулям с помощью итоговых портфолио, где, кроме работ по всем темам за весь курс, представлены итоги работы на практиках, самостоятельные творческие работы.
Данные портфолио оценивают приглашенные на защиту представители работодателей и высших учебных заведений по нашей специальности, а также практикующие дизайнеры и художники.
К достоинствам данной формы текущего контроля отнесем:
1. Преподаватель может отследить процесс изучения материала обучающимися и их учебные результаты, усилия, приложенные к достижению результатов, а также прогресс в знаниях и умениях на основе использования персонифицированных процедур оценки с учетом личных особенностей, образовательного и творческого потенциала студентов.
2. Студент может использовать портфолио в качестве учебника по изучению, обобщению, углублению и повторению материала по определенной учебной дисциплине или модулю за весь период обучения, т.к. наблюдается недостаток учебной литературы.
3. Порфолио может быть представлено как при поступлении в высшее учебное заведение, так и при приеме на работу.
4. Портфолио органически интегрирует составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание. Причем в процессе оценивания поощряется не только оценка преподавателя, но и самооценка, взаимооценка обучающихся, а также их самоанализ и самоконтроль.
5. Оно направлено на сотрудничество преподавателя и обучающегося.
Однако реализации данной формы текущего контроля успеваемости обучающихся могут помешать следующие факторы:
- недостаток знаний и несформированность умений у студентов;
- частые пропуски занятий;
- отсутствие мотивации к учебе, заинтересованности в выполнении работы, разочарованность в осваиваемой специальности;
- неумение осуществлять самоанализ деятельности;
- отсутствие компьютера, Интернета и других источников информации;
- плохая самоорганизованность;
- неумение воплощать творческий замысел в реальном объекте;
- неумение составлять коллекцию творческих работ, следуя теме и идее портфолио.
В заключение отметим, что потенциал портфолио как формы текущего контроля успеваемости огромен, поскольку оно мотивирует обучающихся к совершенствованию результатов образовательной деятельности, учит студентов исследовать современные тенденции в мире дизайна, позволяет им эффективно обмениваться творческим опытом, связанным с будущей профессиональной деятельностью, поглощать новые идеи, конструктивно критиковать друг друга, а в итоге – быть открытыми, свободными личностями. Недаром одно из определений понятия «портфолио» гласит, что это «своеобразная выставка работ обучающегося, задачей которой является отслеживание его личностного роста».