Эссе для областного конкурса «Учитель года Дона-2019»
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека», - так писал В.Г.Белинский. А что понимается под словом «воспитание»? В.Даль в словаре даёт следующее определение: «Воспитывать – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его». Читая произведения великих писателей, каждый раз задумываюсь над тем, какое внимание уделялось воспитанию героев.
Например, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». XIX век. Вот типичный представитель – молодой дворянин. Он получил домашнее образование.
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил…
Тогда было модно, чтобы детей обучали и воспитывали французы-гувернеры. Эти «учителя» были в своем Отечестве булочниками, парикмахерами, поэтому не могли дать достойного образования.
Продолжая тему воспитания в романе «Капитанская дочка», Александр Сергеевич обращает внимание, что главный герой Петр Гринев благодаря родителям, сумевшим воспитать в сыне множество положительных качеств: любовь к родине, верность своему долгу и данному слову, уважительное отношение к старшим, стремление к справедливости, - стал честным и порядочным человеком. Немаловажную роль в воспитании сыграл и стремянной Савельич, которому Петруша «с пятилетнего возраста отдан был на руки ». Так описывает А.С.Пушкин домашнее воспитание юного героя.
XX век. М. Горький, В. Астафьев, К.Паустовский, А. Гайдар … Пристальное внимание писатели уделяют нравственным проблемам: взаимоотношения человека и коллектива, мнимого и настоящего товарищества, дисциплины и долга, подлинной красоты человека, смысла жизни. Книги воспитывают детей в духе уважения и любви к своей Родине.
Я уверена, что обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства. А это и есть воспитание.
А что же необходимо воспитывать в современных детях? Какими качествами должен обладать выпускник школы?
Во-первых, быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Перед моими глазами возникает образ Андрея Штольца, героя романа И.А.Гончарова «Обломов», предприимчивого, самостоятельного, ответственного молодого человека, который стремится достичь в жизни всего сам, не ожидая ни от кого помощи. Именно такие лидеры очень востребованы в современном мире.
Во-вторых, образ выпускника школы – это образ юности, осознающей социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии, подготовленной к созидательной деятельности на основании Добра, Истины и Красоты. Хочется, чтобы мои дети были похожи на героев романа –эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова, Наташу Ростову и Марью Болконскую, которые жили, стремясь к самосовершенствованию, проявляли уважение к людям.
В-третьих, дети должны научиться проявлять любовь к Родине, природе, которая их окружает. Эта любовь наделяет бережным и заботливым отношением к флоре и фауне, способностью сопереживать младшим братьям нашим на земле, желанием приумножать природные богатства, наслаждаться красотой окружающего мира, а также способностью сопротивляться бездумной корысти, экологическим преступлениям, уничтожению красоты. В каждом я стараюсь воспитать «маленького принца», которого создал Антуан де Сент -Экзюпери, такого же заботливого, доброго и внимательного.
На мой взгляд, воспитание В.Г.Белинский неразрывно связывал с образованием. Нельзя разделять эти понятия. Они идут на протяжении веков нога в ногу. И уроки литературы убедительно доказывают это мнение. Я считаю, влияние художественных произведений на формирование нравственности учащихся является неоспоримым фактом, поэтому цель литературного образования – воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духово-значимые нормы и ценности. А это и есть задачи современного образования в рамках ФГОС: становление в каждом обучающемся Человека. Но этот процесс сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей. По отдельности достичь положительных результатов не удастся, только совместными усилиями родителей и педагога можно воспитать современного, развитого человека с четкими принципами, моральными ценностями и широким мировоззрением. Именно поэтому важно сохранить одинаково высокий авторитет семьи и школы.
Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей малой родине, стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет народа!