рабочая программа кружка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 общеразвивающего вида «Березка» города Заринска
Рабочая программа кружковой работы
Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Разработчик: Тазетдинова А.Е.,
вос-ль I кв. кат.
Заринск 2014
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. А так же театрализованные игры являются средством сохранения и укрепления эмоционального здоровья дошкольника.
Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Формировать простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
Развивающие:
- Развивать желание у детей выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
- Совершенствовать артистические навыки.
Воспитательные:
- Прививать интерес к театрально – игровой деятельности.
- Воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.
Принципы и подходы реализации программы
- Знакомство с историей театра, прошлым и настоящим культуры своего народа.
- Развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.
- Единство развития и воспитания дошкольников.
- Сотрудничество участников образовательного процесса и доступность обучения.
- Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
- Принцип успешности
- Учет возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- Последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний.
- Интеграция всех образовательных областей.
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы
После освоения рабочей программы дети готовы и способны:
- Рассказывать о театре, его истории, театральных профессиях, о костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- Оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства;
- Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем;
- Владеть необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
- Использовать практические навыки при работе над внешним обликом героя — подбор грима, костюмов, прически;
- Повышать интерес к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
- Создавать спектакли различной направленности
Форма отчетности: выступления перед детьми, родителями и сотрудниками ОУ.
II Содержательный раздел
2.1. Календарно – тематическое планирование
Месяц | Тема | События, мероприятия | Предполагаемый результат |
Октябрь | «Чья бабушка лучше?» | 1. Беседа «Моя любимая бабушка». 2. Упражнение «Изобрази эмоцию» 3. Распределение ролей. 4. Ряжение в костюмы. 5. Коммуникативная игра «Дружные зверята» 6. Драматизация произведения. | Выступление на празднике « День пожилого человека. |
Ноябрь | «Кошкин детский сад» | 1 Отгадывание загадок. 2. Имитационные движения под музыку. 3. Подвижная игра «Котята» 4. Изготовление атрибутов к драматизации произведения. 5. Игра – драматизация. | Выступление перед детьми средней группы. |
Декабрь | «Зимняя сказка» | 1. Беседа «Что такое Новый год». 2. Рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Празднование Нового года». 3. Подвижная игра «Заморожу» 4. Музыкальные упражнения на выразительность движений и мимики. 5. Определение игрового пространства. 6. Драматизация сказки. | Участие в новогоднем утреннике. |
Январь | «Яблоко» | 1. Беседа по произведению. 2. Слушание музыкальных фрагментов. 3. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. 4. Пантомимическая игра «Пойми меня». 5. Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко». | Выступление перед детьми младших групп. |
Февраль | «Детский сад для зверят» | 1. Прослушивание песни «Детский сад, детский сад» 2. Игра – загадка «Узнай, кто это?» 3. Интонационные упражнения. 4. Погружение в сказочную атмосферу. 5. Физкультминутка «Лесные жители». 6. Драматизация. | Выступление перед родителями группы. |
Март | «Непослушные ребята» | 1. Коммуникативная игра «Я люблю свою маму….» 2. Игровое упражнение «Как делать нельзя?» 3. Упражнение «Изобрази эмоцию». 4. Ряжение в костюмы. 5. Драматизация сказки. | Выступление на празднике «8 Марта» |
Апрель | «Мы не замарашки» | 1. Слушание стих-я «Девочка – чумазая». 2. Рассказ из личного опыта. 3.Физ. пауза « Любят звери умываться». 4. Имитационные движения. 5. Игра - загадка «Зеркало». 6. Драматизация произведения. | Проведение мероприятия в рамках «Дня здоровья» |
Май | Пьеса – шутка «Курочка Ряба» | 1. Подвижная игра под музыку «Курица и цыплята». 2. Работа над выразительностью исполнения. 3. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. 4. Распределение ролей. 5. Драматизация сказки. |
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы:
- Выступления перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
- Участие в праздниках и развлечениях проводимых в ДОУ.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
- Консультация «Как сделать домашний кукольный театр».
- Папка – передвижка «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста».
- Презентация «Театр своими руками».
- Картотека речевых театрализованных игр для дошкольников.
- Совместные праздники и развлечения.
- Помощь родителей в изготовлении атрибутов к театрализованным постановкам.
III Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением.
Материалы и инструменты
* Кусочки ткани различной длины, ширины и расцветки, куски поролона.
* Цветная бумага, белый и цветной картон, гофрированная бумага различных цветов.
* Леска и нитки различных цветов, цветные ленты различной длины и ширины.
* Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета.
* Клей ПВА, клей – карандаш.
* Ножницы.
3.2. Место реализации программы в режиме дня
* Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет.
* Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности.
*Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня.
* Каждый ребёнок занимается в кружке 1раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируется индивидуально.
* Продолжительность с группой:
Подготовительная группа – 30 – 40 минут.
3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
В группе оформлен театральный уголок, где дети с большим удовольствием обыгрывают полюбившиеся им произведения, используя при этом различные виды театров.
Список литературы
- Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» - М. Творческий центр Сфера 2010.
- Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» - М. ВАКО 2007.
- Горохова Л.А. Макарова Т.Н. «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» - М. Творческий центр Сфера 2005.
- Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» - Методические рекомендации М.2003.
- Гончарова О.В. «Театральная палитра» - М. Сфера 2010.
- Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Т Ц Сфера 2009.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозайка-синтез 2008.
- Мигунова Е.В. «Театрализованная педагогика в детском саду» - методические рекомендации Т Ц Сфера 2009.
- Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М. Просвещение 1991.
- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет Т Ц Сфера М. 2012.
Список детей
- Коваленко Владик
- Бондарь Яна
- Гусельников Максим
- Орешкин Артем
- Блезняк Матвей
- Портнова Лиза
- Котыхов Женя
- Здвижков Миша
- Шуваев Святослав