Электрические явления

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала

Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

 Образовательная:

1)    повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;

2)    выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»,  подготовить их к ГИА и контрольной работе;

3)    продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами;

4)    продолжить работу над развитием умений решать жизненно важные задачи, применяя полученные знания для сдачи ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_elektricheskie_yavleniya._20_marta.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»

План - конспект

повторительно-обобщающего урока физики

в 8 классе по теме

«Электрические явления».

с элементами здоровьесберегающей технологии и

экологической направленностью.

Учитель физики:

Калугина Любовь Ильинична

013-2014 учебный год

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала

Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, подготовиться к контрольной работе.

Задачи:

 Образовательная:

  1. повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;
  2. выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»,  подготовить их к ГИА и контрольной работе;
  3. продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами;
  4. продолжить работу над развитием умений решать жизненно важные задачи, применяя полученные знания для сдачи ГИА

Развивающая:

1)организация активной мыслительной деятельности учащихся;

2)развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;

3)учить извлекать пользу из образовательного опыта;

4)развивать навыки работы с заданиями из ГИА;

5) способствовать развитию познавательной деятельности  уч-ся, интереса к физике.

   Воспитательная:

  1. способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
  2. привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
  3. создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  4. стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
  5. продолжить работу по воспитанию культуры научного труда посредством наблюдения, усвоения научной информации;
  6. воспитание целеустремленности к процессам познания;
  7. воспитание стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности;
  8. учить сотрудничать и работать в группах;
  9.  воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, аккуратность в работе;
  10. формировать навыки самоконтроля и самооценки;
  11.  поддерживать дух поиска и сотрудничества, показать практическую значимость знаний данной темы;
  12. научить детей самостоятельно объективно оценивать свою работу.

Оборудование урока:

  1. компьютер с презентацией к уроку,
  2.  мультимедийный проектор,
  3. карточки с задачами,
  4. жетоны для гостей,
  5.  карточки с электрическими схемами,
  6. источники тока,
  7. электрические лампы,
  8. ключи, резисторы,
  9. электродвигатель,
  10. амперметр,
  11. вольтметр,
  12. провода,
  13. призы за урок.

Метод: проектно-исследовательский. Формы: фронтальный, индивидуальный и групповой.

«Физика-это наука понимать природу»  (Эрик Роджерс - профессор Принстонского университета)                     

План урока  Организационный момент.

  1. Запись темы на доске, объявление цели урока. 3 мин.
  1. Главная часть.
  1. Защита мини-проекта. Энергосбережение дома и в школе. 5 мин.
  2. Блиц-опрос.1 конкурс (Повторение и контроль знаний основных физических терминов и законов). 5мин.
  3. Защита мини-проекта  « Электробезопасность. Ты должен знать» (техника безопасности при обращении с электроприборами) 5 мин. 
  4. Защита схем. Сборка электрической цепи. «Получение света» (Работа со схемами). Опыт с эбонитовой палочкой  и объяснение 10 мин.
  5. ---Физкультминутка. 1 мин.
  6. Решение задач. Конкурс  «Заработай свет для жизни» 15 мин.
  1. Заключение. 1 мин. Домашнее задание.
  2.  Подведение итогов.

ХОД   УРОКА.

1.Организационный момент.

Презентация «Всё об электричестве»

Ход урока

(1 слайд) Всё об электричестве.

Учитель:   Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Очень далёкие времена, когда горели лучины и топились печи по "чёрному", люди не представляли себе в каком светлом и тёплом будущем будут жить их предки. Мы же сейчас не можем представить наш мир без электричества. А если попробовать?

Вдруг что-то произойдет, и электричество просто исчезнет. Да, жизнь просто остановится!

Так вот, электрические законы, открытые чуть позже тех далёких времён, являются и сейчас самыми важными, и мы живём среди них.

Иногда, может показаться, что герои истории открытий в области электричества не так далеко. Они как будто находятся где-то рядом. Так и хочется снять этот временной барьер и подкинуть Амперу и Нолле по мультиметру, мобильник Шиллингу и намекнуть о заземлении Рихману или "жучок-фонарик" подарить Герике.

Подобные иллюзии объясняются только тем, что мы неразрывно связаны с историей своего развития и, конечно же, с историей изучения электрических явлений. В нашем мире  всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду и т.д.

(2 слайд) Словом – есть электричество – есть жизнь!

Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.

Учитель: -  А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища? Послушаем, что об этом расскажут нам ребята.

Выступление групп:(3 слайд) Таня. Ученик 1: Человечество впервые увидело электрическое освещение всего 138 лет тому назад. 23 марта 1876 года наш земляк Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу П.Н. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России – «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.

(4 слайд) Ирина. Ученик 2: - В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что отработав, они требуют специальной утилизации, так как содержат пары ртути и выбрасывать их категорически запрещено.

  1. Защита мини-проекта. Энергосбережение дома и в школе. (Вера и Света)

               Каждый наш день начинается и заканчивается использованием электрической энергии. Сейчас мы можем объяснить многие явления, наблюдаемые в природе, технике, окружающей жизни.

        Цель сегодняшнего урока – выяснить уровень ваших знаний по данной теме, проверить, как вы научились применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, тем самым подготовиться к контрольной работе, которая состоится на следующем уроке.

К сегодняшнему уроку вы должны были повторить темы:

  • «Электрический ток»
  • «Электрическое напряжение»
  • «Электрическое сопротивление»
  • «Закон Ома для участка цепи»
  • «Удельное сопротивление»
  • «Параллельное и последовательное соединение проводников»

-  Итак, сели прямо, спина прямая. Пишем  в тетрадях тему урока:

 Повторение по теме «Электрические явления».

  • 2. Блиц-опрос! 
  • 1.Что такое электрический ток?
  • 2.От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока?
  • 3.Как выражается сила тока через электрический заряд и время?
  • 4.Как называют прибор для измерения силы тока и напряжения? Как они соединяются?
  • 5. Как можно определить напряжение через работу тока и электрический заряд?
  • 6. Записать формулу, по которой можно рассчитать сопротивление проводника, зная его удельное сопротивление, длину, и площадь поперечного сечения?
  • 7. Какими приборами измерят работу тока?
  • 8. Как рассчитать мощность тока?
  • 9. Как формулируется закон Джоуля-Ленца?
  • 10. Назначение предохранителей.
  • 11. Типы соединения.
  • 12. Единица силы тока.
  • 13. Единица мощности.
  • 14. Единица работы тока.

3.Защита  Мини-проекта. Электробезопасность! (Таня и Алёна)

Прежде чем приступить к следующему  конкурсу,  давайте вспомним Технику безопасности при работе с электрическими приборами.

Ученик. Во время работы должен

1. Быть  внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя. 

2. Перед включением тока   пригласить учителя.

3. Не допускать  « зашкаливания» приборов.

4. Включать установку лишь для производства измерений, наблюдений, а после этого отключить её.

5. Избегать перекрещивания проводов.

6. Для включения и выключения тока в цепи использовать выключатели и только ими прерывать ток.

Поражение электричеством проявляется
в следующих формах
:

  1. Остановка сердца или дыхания при прохождении электрического тока через тело;
  2. Ожог;
  3. Механическая травма из-за сокращения мышц под действием тока;
  4. Ослепление электрической дугой.

Более уязвимые участки тела, страдающие от действия электрического тока:

  1. Боковые поверхности шеи, виски;
  2. Тыльная сторона ладони, поверхность ладони между большим и указательным пальцами;
  3. Рука на участке выше кисти;
  4. Плечо, спина;
  5. Передняя часть ноги.

4.  Работа с электрической цепью.  Схемы.

«Получение света»  Опыт. 10 мин

Теперь  поработаем с вами в виртуальной лаборатории. Вы должны определить цену деления шкал приборов, записать данные на этих приборах и сделать вывод, как это мы делаем на наших лабораторных работах. Виртуальная лаборатория http://www.youtube.com/watch?v=G9T0aIHbcLA

Нашим героям очень  нужен огонь. Физика - наука экспериментальная.

Сейчас мы с вами поработаем электриками. Вы должны собрать цепь, которую видите на экране, и начертить схему этой цепи.

Физкультминутка.  

       - Перед началом работы  снимем свое мышечное напряжение. Все упражнения необходимо выполнять с хорошим эмоциональным настроем, то есть с улыбкой.  Французский невролог Дученни установил, что мимические мышцы лица во время улыбки посылают сигналы в специальные отделы мозга и  оттуда по всему телу, к каждому органу эритроцитами крови разносится информация о радостном, приподнятом настроении. Органы и системы начинают работать уверенно и слаженно. От нас с вами зависит наше здоровье.

5 Решение задач из ГИА. (Лукашик) 15 мин

А теперь решаем задачи в тетрадях.  

1. Найти силу тока на лампочке, если напряжение в сети 220 В, а сопротивление 11 Ом. ( I=U/R) Ответ: 20 А

2. Никелиновая проволока длиной 120 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм 2 включена в цепь с напряжением 127 В. Определить силу тока в проволоке. Ответ: 1,3 А.

Домашнее задание: Решение задач из Лукашика.1290.1291.1306.1307.1360

  1. Найти в Интернете по адресу http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?item=15/mari-el училища, колледжи, лицеи  и техникумы, где получают специальности электрика, монтажника, наладчика по эксплуатации электрооборудования промышленных и гражданских зданий, специалиста по электрификации и автоматизации сельского хозяйства и т. д., то есть профессии, связанные с электрическими явлениями и сделать сообщение.
  2.  Чтобы подготовиться  к контрольной работе,  я вам предлагаю дома решить итоговый тест в форме ГИА. Он состоит из 19 заданий, максимальный балл за тест-59 баллов. Ответы и данный тест приложите к контрольной работе.

      Подводим итоги.      - А теперь подсчитаем свои жетоны.  Победитель получает диплом "Самый умный электрик" и оценку 5. За второе место и третье место - тоже медали.

Урок окончен.  До свидания.  Всего хорошего, ребята!

Ресурсы Интернета:

http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?item=15/mari-el

  1. http://www.youtube.com/watch?v=G9T0aIHbcLA
  2. http://www.ssyoutube.com/watch?v=3I3edylPm80
  3. www.smartboard.ru
  4. www.exchange.smarttech.com
  5. http://www.proshkolu.ru/contest/pauza/

Литература

А.В. Перышкин, учебник «Физика 8 класс»: §25-49
А.В. Перышкин, «Сборник задач по физике 7-9 классы

  1. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике 7 – 9 классы», Москва, «Экзамен», 2006 г.
  2. В.А. Орлов «Тематические тесты по физике 7 – 8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001 г.
  3. Г.Н. Степанова, А.П. Степанов «Сборник вопросов и задач по физике 5-9 классы», Санкт-Петербург, «Валерии СПД», 2001 г.