Электрические явления
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала
Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, подготовиться к контрольной работе.
Задачи:
Образовательная:
1) повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;
2) выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления», подготовить их к ГИА и контрольной работе;
3) продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами;
4) продолжить работу над развитием умений решать жизненно важные задачи, применяя полученные знания для сдачи ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_elektricheskie_yavleniya._20_marta.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»
План - конспект
повторительно-обобщающего урока физики
в 8 классе по теме
«Электрические явления».
с элементами здоровьесберегающей технологии и
экологической направленностью.
Учитель физики:
Калугина Любовь Ильинична
013-2014 учебный год
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала
Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, подготовиться к контрольной работе.
Задачи:
Образовательная:
- повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»;
- выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления», подготовить их к ГИА и контрольной работе;
- продолжить работу над развитием умений работать с электрическими схемами;
- продолжить работу над развитием умений решать жизненно важные задачи, применяя полученные знания для сдачи ГИА
Развивающая:
1)организация активной мыслительной деятельности учащихся;
2)развитие умений переноса опорных знаний учащихся в новую ситуацию;
3)учить извлекать пользу из образовательного опыта;
4)развивать навыки работы с заданиями из ГИА;
5) способствовать развитию познавательной деятельности уч-ся, интереса к физике.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
- привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
- стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
- продолжить работу по воспитанию культуры научного труда посредством наблюдения, усвоения научной информации;
- воспитание целеустремленности к процессам познания;
- воспитание стремления к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности;
- учить сотрудничать и работать в группах;
- воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, аккуратность в работе;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- поддерживать дух поиска и сотрудничества, показать практическую значимость знаний данной темы;
- научить детей самостоятельно объективно оценивать свою работу.
Оборудование урока:
- компьютер с презентацией к уроку,
- мультимедийный проектор,
- карточки с задачами,
- жетоны для гостей,
- карточки с электрическими схемами,
- источники тока,
- электрические лампы,
- ключи, резисторы,
- электродвигатель,
- амперметр,
- вольтметр,
- провода,
- призы за урок.
Метод: проектно-исследовательский. Формы: фронтальный, индивидуальный и групповой.
«Физика-это наука понимать природу» (Эрик Роджерс - профессор Принстонского университета)
План урока Организационный момент.
- Запись темы на доске, объявление цели урока. 3 мин.
- Главная часть.
- Защита мини-проекта. Энергосбережение дома и в школе. 5 мин.
- Блиц-опрос.1 конкурс (Повторение и контроль знаний основных физических терминов и законов). 5мин.
- Защита мини-проекта « Электробезопасность. Ты должен знать» (техника безопасности при обращении с электроприборами) 5 мин.
- Защита схем. Сборка электрической цепи. «Получение света» (Работа со схемами). Опыт с эбонитовой палочкой и объяснение 10 мин.
- ---Физкультминутка. 1 мин.
- Решение задач. Конкурс «Заработай свет для жизни» 15 мин.
- Заключение. 1 мин. Домашнее задание.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Презентация «Всё об электричестве»
Ход урока
(1 слайд) Всё об электричестве.
Учитель: Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Очень далёкие времена, когда горели лучины и топились печи по "чёрному", люди не представляли себе в каком светлом и тёплом будущем будут жить их предки. Мы же сейчас не можем представить наш мир без электричества. А если попробовать?
Вдруг что-то произойдет, и электричество просто исчезнет. Да, жизнь просто остановится!
Так вот, электрические законы, открытые чуть позже тех далёких времён, являются и сейчас самыми важными, и мы живём среди них.
Иногда, может показаться, что герои истории открытий в области электричества не так далеко. Они как будто находятся где-то рядом. Так и хочется снять этот временной барьер и подкинуть Амперу и Нолле по мультиметру, мобильник Шиллингу и намекнуть о заземлении Рихману или "жучок-фонарик" подарить Герике.
Подобные иллюзии объясняются только тем, что мы неразрывно связаны с историей своего развития и, конечно же, с историей изучения электрических явлений. В нашем мире всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду и т.д.
(2 слайд) Словом – есть электричество – есть жизнь!
Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.
Учитель: - А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища? Послушаем, что об этом расскажут нам ребята.
Выступление групп:(3 слайд) Таня. Ученик 1: Человечество впервые увидело электрическое освещение всего 138 лет тому назад. 23 марта 1876 года наш земляк Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу П.Н. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России – «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.
(4 слайд) Ирина. Ученик 2: - В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что отработав, они требуют специальной утилизации, так как содержат пары ртути и выбрасывать их категорически запрещено.
- Защита мини-проекта. Энергосбережение дома и в школе. (Вера и Света)
Каждый наш день начинается и заканчивается использованием электрической энергии. Сейчас мы можем объяснить многие явления, наблюдаемые в природе, технике, окружающей жизни.
Цель сегодняшнего урока – выяснить уровень ваших знаний по данной теме, проверить, как вы научились применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике, соблюдая меры безопасности, тем самым подготовиться к контрольной работе, которая состоится на следующем уроке.
К сегодняшнему уроку вы должны были повторить темы:
- «Электрический ток»
- «Электрическое напряжение»
- «Электрическое сопротивление»
- «Закон Ома для участка цепи»
- «Удельное сопротивление»
- «Параллельное и последовательное соединение проводников»
- Итак, сели прямо, спина прямая. Пишем в тетрадях тему урока:
Повторение по теме «Электрические явления».
- 2. Блиц-опрос!
- 1.Что такое электрический ток?
- 2.От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока?
- 3.Как выражается сила тока через электрический заряд и время?
- 4.Как называют прибор для измерения силы тока и напряжения? Как они соединяются?
- 5. Как можно определить напряжение через работу тока и электрический заряд?
- 6. Записать формулу, по которой можно рассчитать сопротивление проводника, зная его удельное сопротивление, длину, и площадь поперечного сечения?
- 7. Какими приборами измерят работу тока?
- 8. Как рассчитать мощность тока?
- 9. Как формулируется закон Джоуля-Ленца?
- 10. Назначение предохранителей.
- 11. Типы соединения.
- 12. Единица силы тока.
- 13. Единица мощности.
- 14. Единица работы тока.
3.Защита Мини-проекта. Электробезопасность! (Таня и Алёна)
Прежде чем приступить к следующему конкурсу, давайте вспомним Технику безопасности при работе с электрическими приборами.
Ученик. Во время работы должен
1. Быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя.
2. Перед включением тока пригласить учителя.
3. Не допускать « зашкаливания» приборов.
4. Включать установку лишь для производства измерений, наблюдений, а после этого отключить её.
5. Избегать перекрещивания проводов.
6. Для включения и выключения тока в цепи использовать выключатели и только ими прерывать ток.
Поражение электричеством проявляется
в следующих формах:
- Остановка сердца или дыхания при прохождении электрического тока через тело;
- Ожог;
- Механическая травма из-за сокращения мышц под действием тока;
- Ослепление электрической дугой.
Более уязвимые участки тела, страдающие от действия электрического тока:
- Боковые поверхности шеи, виски;
- Тыльная сторона ладони, поверхность ладони между большим и указательным пальцами;
- Рука на участке выше кисти;
- Плечо, спина;
- Передняя часть ноги.
4. Работа с электрической цепью. Схемы.
«Получение света» Опыт. 10 мин
Теперь поработаем с вами в виртуальной лаборатории. Вы должны определить цену деления шкал приборов, записать данные на этих приборах и сделать вывод, как это мы делаем на наших лабораторных работах. Виртуальная лаборатория http://www.youtube.com/watch?v=G9T0aIHbcLA
Нашим героям очень нужен огонь. Физика - наука экспериментальная.
Сейчас мы с вами поработаем электриками. Вы должны собрать цепь, которую видите на экране, и начертить схему этой цепи.
Физкультминутка.
- Перед началом работы снимем свое мышечное напряжение. Все упражнения необходимо выполнять с хорошим эмоциональным настроем, то есть с улыбкой. Французский невролог Дученни установил, что мимические мышцы лица во время улыбки посылают сигналы в специальные отделы мозга и оттуда по всему телу, к каждому органу эритроцитами крови разносится информация о радостном, приподнятом настроении. Органы и системы начинают работать уверенно и слаженно. От нас с вами зависит наше здоровье.
5 Решение задач из ГИА. (Лукашик) 15 мин
А теперь решаем задачи в тетрадях.
1. Найти силу тока на лампочке, если напряжение в сети 220 В, а сопротивление 11 Ом. ( I=U/R) Ответ: 20 А
2. Никелиновая проволока длиной 120 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм 2 включена в цепь с напряжением 127 В. Определить силу тока в проволоке. Ответ: 1,3 А.
Домашнее задание: Решение задач из Лукашика.1290.1291.1306.1307.1360
- Найти в Интернете по адресу http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?item=15/mari-el училища, колледжи, лицеи и техникумы, где получают специальности электрика, монтажника, наладчика по эксплуатации электрооборудования промышленных и гражданских зданий, специалиста по электрификации и автоматизации сельского хозяйства и т. д., то есть профессии, связанные с электрическими явлениями и сделать сообщение.
- Чтобы подготовиться к контрольной работе, я вам предлагаю дома решить итоговый тест в форме ГИА. Он состоит из 19 заданий, максимальный балл за тест-59 баллов. Ответы и данный тест приложите к контрольной работе.
Подводим итоги. - А теперь подсчитаем свои жетоны. Победитель получает диплом "Самый умный электрик" и оценку 5. За второе место и третье место - тоже медали.
Урок окончен. До свидания. Всего хорошего, ребята!
Ресурсы Интернета:
http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?item=15/mari-el
- http://www.youtube.com/watch?v=G9T0aIHbcLA
- http://www.ssyoutube.com/watch?v=3I3edylPm80
- www.smartboard.ru
- www.exchange.smarttech.com
- http://www.proshkolu.ru/contest/pauza/
Литература
А.В. Перышкин, учебник «Физика 8 класс»: §25-49
А.В. Перышкин, «Сборник задач по физике 7-9 классы
- Перышкин А.В. «Сборник задач по физике 7 – 9 классы», Москва, «Экзамен», 2006 г.
- В.А. Орлов «Тематические тесты по физике 7 – 8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001 г.
- Г.Н. Степанова, А.П. Степанов «Сборник вопросов и задач по физике 5-9 классы», Санкт-Петербург, «Валерии СПД», 2001 г.