"Инновационная деятельность на базе КФУ"

«Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора»

В наше время над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. Детский фольклор, где чувства и эмоции составляют главное содержа-ние, особенно привлекательны для детей раннего возраста.  Поэтому значительное место в практике воспитания нами отводится эмоциональному развитию именно средствами фольклора. Цель: реализация содержательно-смыслового аспекта модели личностно-ори-ентированного развития детей раннего возраста средствами фольклора. Задачи: подобрать и систематизировать фольклорный материал в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей. Объединить усилия воспитателей, специалистов детского сада и родителей в вопросах нравственного и эмоционального развития ребенка. Развитие эмоциональной отзывчивости. Обеспечить эмоционально-психологический комфорт для детей, создать соответствующую развивающую среду.

По результатам проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что дети научились преодолевать стеснение, приобрели уверенность в себе,  стали более эмоциональными. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Эмоциональное развитие детей

младшего  дошкольного возраста

средствами фольклора.

   Мы живем во время больших перемен , когда над  человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное и эмоциональное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности. Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений. А чрезмерные запреты в выражении чувств ( нельзя плакать, нельзя громко говорить, громко смеяться) влекут за собой потерю той природной естественности, спонтанности, обаяния, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Детский фольклор, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Интонация  фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Успех обучения детей раннего возраста определяется не только знаниями, умениями, навыками, но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на фольклорном произведении, запоминать события со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Взрослые –хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться  огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

Поэтому  проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  А.П.Усова и др.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

А.П. Усова считает: «Потешки,сказки, загадки, пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».

Таким образом, исследования практиков показывают, что : устное народное творчество (народные песенки, потешки, заклички, пестушки, приговорки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе. Поэтому значительное место в практике воспитания нами отводится эмоциональному развитию именно средствами фольклора.

Для реализации цели нашей работы были определены следующие задачи:

  • Подбор и систематизация фольклорного материала в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей.
  • Создание соответствующей развивающей среды.
  • Обеспечение  эмоционально- психологического комфорта для детей.
  • Объединение усилий педагогов и родителей в вопросах нравственного и эмоционального развития ребенка.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста.

Эти задачи определили принцип, по которым строилась наша работа по эмоциональному  развитию детей средствами фольклора:

  • Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • Во- вторых, малые фольклорные формы в воспитательно-образовательной работе с детьми используются нами в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности(прогулка, игра, режимные моменты);
  • В –третьих, активного включения детей;
  • В – четвертых, уважение к личности каждого ребенка;
  • В- пятых, тесного сотрудничества всех специалистов детского сада и родителей.

Вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами фольклора касается всех видов деятельности детей в д\с. Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости.

Фольклорный материал, с учетом возрастных возможностей детей включаемый в разные виды деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и эмоциональному развитию наших воспитанников.

Детский фольклор- это особенная область народного творчества. В течении многих веков прибаутки, пестушки, потешки, приговорки, заклички, игровые и колыбельные песенки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа .Знакомство с детским фольклором  развивает у малыша интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета,  краткость, ритмичность, образность языка,  музыкальность, игровой момент.  По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В произведения народного творчества народ вложил всю свою мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети  учатся быть добрыми, ласковыми, любить свою родную природу, помогать младшим, почитать своих родителей. И не случайно слово  «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость.

Работая по своей теме «Детский фольклор в работе с детьми младшего дошкольного возраста» я ставила задачу: поэтапно формировать интерес к фольклору, к различным его жанрам и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Активизировать речь, побуждая к высказывания; обогащать эмоциональное, речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к драматизации; эмоционально обогатить малышей теплотой народной поэзии; воспитывать любовь к родному языку, к родной природе; развивать эмоциональную отзывчивость.Я замечаю, что интересное содержание ,богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают ребенка, доставляют ему радость  и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие(учат быть добрыми, трудолюбивыми, гостеприимными, заботиться о младших, помогать старшим): «Пошел котик на торжок», «Идет лисичка по мосту», «Курочка-рябушечка», «Бабушка Варварушка на базар ходила», «Ладушки, ладушки пекла бабка оладушки»  и др. Малые фольклорные формы в воспитательно- образовательной работе с детьми я использую в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности(прогулка, игры, режимные моменты)

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит интересно.

Используя  на занятиях фольклор, мы помогаем детям быстрее и легче справиться с заданием, создаем благоприятный эмоциональный фон, эмоционально настраиваем на занятие. Такие занятия приносят ребенку радость, становятся более интересными, нескучными, не переутомляют малышей, вызывают у них положительные эмоции, побуждают сопереживать героям народных произведений.

В своей работе я столкнулась с определенными трудностями фольклорных занятий с малышами.

  • Народные произведения несут на себе отпечаток исторической давности. Следовательно, перед педагогом стоит задача - донести до детей  их смысловое содержание. Но сквозное чтение текста и пояснение в процессе чтения не дают эффекта, «уводят» от текста.
  • В народных произведениях весьма часто звучат слова, не употребляемые в современной разговорной речи  ( кузовок, печурочка, плетень, хворост, лапти ит.д.)
  • Нет почти наглядных обучающих средств, с помощью которых можно раскрыть содержание произведения

Чтение народных произведений , сопровождаемое показом наглядного  материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста, эмоциональному отношению к персонажам

Можно привести еще достаточно примеров, которые позволяют выделить фольклорные занятия в разряд особенных:

Владение педагогом художественными средствами (умение петь, танцевать, играть на народных инструментах, имитировать их звучание)

Прекрасно, если педагог может привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений.

Тогда занятия будут проходить не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребенка разыгрывается красочное действие : звери разговаривают человеческими голосами,  поют, пляшут, играют и т.д.  Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства – вот в чем приоритет фольклорных занятий. Воспитатель должен приложить все усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, соответственно коллизиям развивающегося сюжета. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа, то есть необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.

Принципы и приемы   при ознакомлении детей с фольклором:

  • Принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей и получает эмоциональный отклик
  • Принцип наглядности (картинки, пособия, игрушки)
  • Приём действенного, активного соучастия детей .Этот приём  рассчитан на активное вхождение детей в развертывающийся перед их глазами действия. Детям предлагают попоить цыплят, привязать козлика к березке, посадить сову на веточку, покачать люлечку. Прием действенного соучастия помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь.
  • Ещё один приём – динамический акцент на фрагментах, сочетающийся с действенным показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Этот прием помогает понять смысл прочитанной строчки.
  • Приём усилия зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или ее местоположением), исчезновением или внезапным появлением в несколько измененном виде ( спица вращается, петушок кружится, летает, хлопает крылышками).
  • Принцип цикличности.  Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т. е. поэтапностью обучения

Эксперименты показали, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Детям нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию игрушки(яркого петушка, сороки –белобоки). Доказано: наибольшая степень активного усвоения проявляется не при первом прочтении текста, не при первом предъявлении игрушки, а при повторных показах и прочтениях. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности.

  • Принцип вариативности – повторение заданий  в несколько изменённом варианте.

Первым этапом работы был подбор фольклорного материала и атрибутов к нему. Мы читаем детям : « Цып-цып- цып, цыплятки, есть водица в кадке», «… полное лукошко дам тебе горошка», «Сидит белка на тележке, продает она орешки», «Тень-тень-потетень выше города плетень», « Идет лисичка по мосту, несет вязанку хвороста» и т.д.  – эти строчки не знакомы детям. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять их в руки (хворост, плетень, тележку лукошко, люлечку, кадку), образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает чувственную эмоциональную окраску, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Поэтому атрибутике к народным произведениям я уделяю большое внимание. Иногда я сама сочиняю небольшую потешку, если покупаю или мастерю оригинальную игрушку, а народного произведения к ней найти не могу. Атрибутов  к потешкам, приговоркам, закличкам, песенкам у меня накопилось так много, что я оборудовала фольклорную зону и завела картотеку произведений народного поэтического творчества. Дети с великим удовольствием берут любой персонаж и рассказывают любимое произведение народного творчества.

Для того, чтобы фольклорное занятие прошло более эмоционально, интереснее, эффектнее, я провожу его в уголке «Русская изба»,  где хозяйка бабушка Варварушка, с радостью встречает малышей. Девочки достают из большого расписного сундука и надевают яркие русские сарафаны, платочки, бусы, мальчики – красные атласные рубахи, кушаки.  В уголке  «Русская изба» мы сделали из коробок русскую печь, раскрасили её в русском стиле. На печке лежит разная утварь, муляжи национальной выпечки, здесь же, за печкой, живет домовенок Прошенька и его дружок кот Васька. Рядом стоит стол с самоваром, за которым сидят куклы в русских национальных костюмах. На расписной табуретке стоит короб с разноцветными бусами и лентами. Вдоль стены стоит деревянный забор. На нем сидит большой нарядный петух, весит коромысло с ведрами. За забором  «растет» белоствольная береза,  рядом с березой расписные лавочки. Всё  это придает особый колорит фольклорным занятиям. Т. е. в группе сложилась такая атмосфера, которая позволяет детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно. Мы разучиваем с детьми игры с пением, хороводы, частушки, русские народные песни. Мои дети садятся на скамеечки под раскидистую березу в русских костюмах и, играя на расписных деревянных ложках, поют задорные частушки, задушевные русские песни, мягкие, успокаивающие колыбельные.

Очень нравится моим детям выступать с драматизацией потешек на публику. Мы приглашаем детей из других групп и с большим удовольствием показываем им свои мини-спектакли. Наши маленькие артисты очень стараются, играют свои роли с выражением, эмоционально. Эти выступления пользуются большой популярностью и любовью.

Чтобы потешка, прибаутка, закличка или приговорка прочно вошли в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать её содержание. Я не просто читаю ту или иную потешку, а продумываю в какой форме ее преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать у него эмоциональное отношение к персонажам.  Так, например, потешки «Наши уточки с утра», «Топ-топ-топотушки», «Идет коза рогатая», «Идет лисичка по мосту» я оформила для показа на фланелеграфе.  Потешки «Петушок», «Ай качи-качи-качи», « Уж как яль мою коровушку люблю», «Как у наших у ворот», «Ай тари-тари-тари» мы поём на русский народный мотив,используя при этом колокольчики, деревянные ложки, трещотки. Такие потешки как « Котик серенький присел на печурочке», «Сидит белка на тележке», «Привяжу я козлика к белой берёзке», «Зайчишка трусишка по лесу бежал», «Тень-тень-потетень» и многие другие мы читаем, используя атрибуты. Так же я использую при чтении потешек пальчиковый театр и шапочки – маски. Часто прибегаю к такому приему, как прослушивание русских народных сказок на DVD диске. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей, помогают вслушаться  в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью, нежностью народного языка.

И так, гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем детям войти в мир, прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального  наслаждения.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активными, эмоционально открытыми, расширились их представления об окружающем мире. Дети с удовольствием  разучивают произведения устного народного творчества, используют малые фольклорные формы в играх, в повседневном общении. Дети научились преодолевать стеснение, приобрели уверенность в себе. У детей обогатился словарный запас. Ведь постоянное обращение к фольклору делает речь детей богаче, образнее. Фольклорные произведения богаты на необычайно оригинальные и красочные эпитеты, точно характеризующие любой персонаж и предмет( «Петушок, петушок красный носок, сметанный лобок, чёсана бородушка, масляна головушка, расписные перышки, серебряные шпорушки.  Рано утром он встаёт, звонко песенки поет, никому спать не даёт»)

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Я смогла заинтересовать их своей темой. И вся моя работа проводится в тесном контакте с родителями (пошив костюмов, изготовление атрибутов к потешкам, помощь в подготовке к фольклорным праздникам и принятие активного участия в них, пополнение уголка «Русская изба» предметами быта русского народа). Большинство родителей стали замечать улучшение речевого развития у детей, появление в их речи красочных эпитетов, выразительность и эмоциональность речи. Многие родители говорят, что их дети используют фольклорные произведения дома в играх, во время прогулок.

Таким образом, можно отметить, что если  организована систематическая работа с малышами, то малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию.

Я смогла заразить своим энтузиазмом и любовью к фольклору своих коллег. Уже несколько лет в нашем садике существует клуб по интересам «Сударушка». Он объединяет всех, кто любит фольклор, интересуется народными традициями,  обычаями, обрядами. Работа этого клуба и, проводимые нами народные праздники: Сороки, Капустные вечерки, Жаворонки, Святки, Масленица, Семик, а также показательные выступления на ежегодно проводимых концертах к Дню пожилых людей,- встречают неизменный положительный отклик и пользуются большим успехом у педагогов детского сада, детей и их родителей.

Хорошие результаты работы, заинтересованность родителей и поддержка коллег вдохновляют меня на новые идеи. Знакомство с фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность и требует  творческой активности и фантазии. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший. Нужно только дать канву, по которой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, «загорится» сам и « зажжет» своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей.