Транслирование педагогического опыта практических результатов профессиональной деятельности
Представлены результаты по транслированию и обобщению педагогическим опытом на уровнях ДОУ, муниципальном и областном.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Вайсят Ирина Александровна
Место работы:
МБДОУ детский сад
комбинированного вида №1 «Светлячок»
г. Александровск-Сахалинский
Методика преподавания
исторического и литературного краеведения в ДОУ.
Современные требования, предъявляемые к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приёмов в дошкольном образовании, путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В целях воспитания нравственно-патриотических качеств у детей на протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада через народные традиции приобщали детей к искусству и культурному наследию своей родины. Следуя идеологии А. Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО, который считает, что в основе стиля воспитания лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению, делая ставку на современного ребёнка.
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности, приобретая все большее общественное значение.
Не секрет, что именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы будущей личности, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия и от того, какие образы восприятия будут сформированы, во многом зависит его последующее нравственное развитие.
Совершенствование воспитательной работы с точки зрения её патриотической направленности осуществляется за счет приближения обучения детей к реальной жизни, ознакомления с объектами ближайшего природного и социального окружения, создания запоминающегося образа малой Родины.
Концептуальной основой воспитания и обучения духовно – нравственного воспитания, является обогащение, амплификация детского восприятия через знакомство детей с историей, культурой и природой малой Родины.
Основная цель здесь, будет являться: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине на основе национально-региональных и природных особенностей родного края.
Проводимая работа с детьми предполагает:
• приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию, традициям своей малой родины;
• расширение представлений детей о социально-экономической значимости родного края, трудовой деятельности людей, профессиях;
• знакомство с выдающимися жителями, людьми, родословной своей семьи, семейными традициями;
• организация творческой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие и заботу о ближайшем окружении: человеке, растениях, животных, населенном пункте.
Особое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции, как представителям своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления с малой Родиной были положены конкретные принципы:
- энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т. д.);
- уникальность родных мест предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона; способствует формированию патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина;
- единство содержания и методов – работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий, экскурсий, видео путешествий.
- динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей того или иного возраста.
Современные дети имеют гораздо больше особенностей в своем развитии, чем имели в детстве их родители или дедушки и бабушки. Эти особенности развития обуславливают необходимость индивидуализации образовательной среды.
Интеграция детоцентризма и развития индивидуальности нашла своё отражение в организации развивающей предметно-пространственной среды. Это и введение в образовательное пространство нового современного ИКТ - оборудования, сюжетные игры и игрушки с ярко выраженными региональными признаками, оформление игрового пространства с учетом регионального компонента. На этом фоне ещё актуальнее выглядят традиционные игрушки, которые постепенно уходят из жизни ребёнка как предметы игры, приобретая сувенирный статус и теряя тем самым свое главное предназначение – передачу культурного и духовного наследия будущим поколениям. Поэтому в развивающей предметно-пространственной среде (РППС) дошкольной образовательной организации традиционные игрушки должны быть широко и разнообразно представлены: начиная от матрёшки и неваляшки – заканчивая предметами народных промыслов.
На этом этапе собираем, анализируем и доводим до детей всю информацию о том населенном пункте, где они живут, привлекая родителей; экскурсии в библиотеку, музеи, чтение произведений; знакомство с писателями и поэтами родного города и края, исторические факты, пусть не масштабного, местного значения; окружающую природу с потребительской позиции (роль промышленности) и с точки зрения признания само ценности природы; основные профессии, которые присущи жителям города (если они не выражены ярко, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии).
В планы по ознакомлению с малой Родиной входят такие темы:
«Сегодня - дошколята, завтра – школьники, где проводятся экскурсии к зданию школы, развивая интерес к школе, закрепляются знания поведения на улице, названия улиц, почему так называются. Даются знания о профессии «Учитель». Тема «Земля – наш общий дом» - формирует у детей у детей понятия, что наша планете – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха; расширяем знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах живой и неживой природы разных зон, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, воспитываем желание заботиться о природе, сохраняя ее.
Тема «Мой город» - закрепляем и расширяем знания о родном городе: название города, символы, основные достопримечательности (места отдыха горожан, дом культуры, исторические памятники, краеведческий музей имени А.П. Чехова. Знакомим с историей возникновения города, его названия. С названием главных улиц, даются представления об основных предприятиях города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее; учим ориентироваться в пределах ближайшего к ДОУ.
Проводиться непосредственная образовательная деятельность на тему «История моего города», чтение стихотворений, дидактические игры «Достопримечательности города», беседа – наблюдение на тему «Улицы нашего города», игра – экскурсия по родному городу на тему «Мое любимое место в городе», рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Мой город».
Беседа на тему «Мой город – моя малая Родина» вызывает у детей интерес к истории своего города, к людям, жившим и живущим в нём.
Беседа на тему «Путешествие в прошлое и настоящее родного города» расширяет знания детей о прошлом города.
Беседа на тему «Мы гуляем по улице», «Герб и флаг моего родного города», «Мой дом – моя крепость», беседа – рассказ на тему «Улицы родного города» мы не только знакомим с названиями улиц, но и рассказываем в честь кого они названы. Целевые прогулки, «Город, в котором мы живём» сопровождаются рассказом на тему «Чем славен наш город».
Совместная изобразительная деятельность на тему «Мой город самый-самый», изготовление макетов.
Одна из тем недели «Семья и семейные традиции», дает представления детям о семье и родственных связях, желание детей узнать о членах семьи, их занятиях, интересах; интерес и уважение к семейным традициям, воспитывается желание и потребность проявлять заботу, внимание к близким. На этом этапе проводятся беседы «Моя семья» продолжаем формировать интерес к членам семьи, «Семейная фотография» - вызывает желание рассказывать о членах семьи, их занятиях, увлечениях.
Рассказывание воспитателя на тему «Что такое генеалогическое дерево» дает детям представление о родственных взаимосвязях. Беседа на тему «Организация быта в нашей семье в будни и праздники», семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями»
чтение художественной литературы, обсуждение поговорок о семье, песни и хороводы, дидактические игры поддерживает интерес и уважение детей к семейным традициям.
В план – программу входят и книжкины недели, где знакомят детей с деятельностью писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя, процессом создания книг, с правилами обращения с книгами.
С одним из писателей в старших группах – А.П. Чехов. Знакомим детей с биографией и фактом о том, что он побывал у нас в городе, с его трудом. Посещение музея – одна из форм деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Материалы краеведческого музея имени А.П. Чехова поистине уникальны. Все, что изучают и о чем узнают дошкольники в музеи, есть часть жизни их предков, истории родного края и государства. Чтение рассказов, экскурсии позволяют более глубоко познакомить детей с историей своей малой Родиной, стимулируют у дошкольников интерес и любовь к своему родному городу, заботу о его красоте, неповторимости.
При ознакомлении с историей малой Родины организуется поисковая деятельность. Взрослые, родители делятся с ребятами знаниями об известных людях, на занятиях дети обмениваются полученной информацией. Рассматривание фотографий и иллюстраций способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым людям и землякам.
В 2016 году в рамках областного конкурса «Современные подходы к проведению этнокультурного воспитания» принимали участие педагоги и результатом участия стал диплом лауреата с разработкой «Мой город». Публикуем свои разработки на сайте «Планета детства» - «Александровск-Сахалинский – моя малая Родина».
В качестве результатов реализации данной работы были отмечены следующие показатели:
• усиление гражданской и патриотической направленности воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
• Создание единого культурно-регионального образовательного пространства с участием всех субъектов воспитания.
• Обновление содержания и технологии работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе учета национально-регионального компонента.
• Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Список использованной литературы
1. Информационный бюллетень Мильченко Л., Кресова О.А., Зацаринный М., «Экологические записки Сахалина» – 2006.
2. История в названиях на карте Сахалинской области. К.М. Браславец, Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение. Южно-Сахалинск – 1983.
3. Гармония красок и форм. Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение. Южно-Сахалинск – 1976.
4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: ООО «Издательство» «Детство-пресс, 2016. – 352 с.
5. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII – начало XXв.) – 2002.
6. Область на островах. Краткий очерк истории, развития экономики и культуры. П.А. Леонов, И.В. Панькин, И.Е. Белоусов – 1970.
7. Освоение Сахалина русскими людьми. Костанов А.И. – Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение. Сахалинская областная типография, Южно-Сахалинск – 1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь! (древняя китайская пословица)
Актуальность Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем
Как создать детям условия для самостоятельного поиска ?
Способы мотивации для экспериментально-исследовательской деятельности детей Использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника(чувство радости, удивления, удовольствия); Создавать проблемные ситуации; Четко формулировать проблемы; Выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей; Развивать способность к прогнозированию; Обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности-умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать;
Способы мотивации для исследовательской деятельности детей Создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству; Побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий; Подводить к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор; Знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.
Оборудование центра экспериментирования:
Коллекция круп, семян
Мини-лаборатория
Коллекция жуков
Гербарий родного края
Игротека
Наборы шишек, камней
Выбор названия и героя
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! В процессе познавательно-исследовательской деятельности происходит формирование ребенка как самостоятельного инициативного субъекта деятельности, познания. Способствует организации партнерской деятельности взрослого с детьми, т.е добровольное( без психологического принуждения) участия детей в работе и включенность в него взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»
Выполнила:
воспитатель 1 квалификационной категории –
Вайсят Ирина Александровна
2015 год
Проблемный вопрос
Ценность художественной литературы стало не актуально у детей дошкольного возраста.
Актуальность и значимость проекта.
Мы живём в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают книг. Поэтому нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николя Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Герои рассказов Н. Носова, обязательно заняты каким – нибудь интересом делом: строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело
Вид проекта:
Информационно-творческий.
Продолжительность:
Краткосрочный (2 недели – с 30 марта по 10 апреля 2015 года).
Цель проекта:
Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников.
Задачи:
Познакомить детей с биографией Н.Носова.
Познакомить детей с основными произведениями Н. Носова: «Живая шляпа», « Фантазеры», «Тук-тук», « Карасик», «Саша», « Ступеньки», « Леденец», « Затейники», « Прятки», « Заплатка», « Незнайка и его друзья».
Приобщать детей к словесному искусству путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей.
Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам.
Развивать познавательные и умственные способности детей, умение высказывать свою точку зрения.
Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, сопереживание героям произведений.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, семьи воспитанников, педагоги детского сада.
Основные формы реализации проекта:
1) Пополнение содержания книжного уголка Николая Носова.
2) Выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям Н.Н. Носова.
3) Создание фотоальбома «Любимые и смешные произведения Н. Носова»
4)Проведение бесед о прочитанных произведениях Н.Носова
Ожидаемый результат:
У детей
У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы.
Пробуждение у детей желания самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
У родителей
Повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературу в воспитании детей.
Ресурсы.
- Нормативно правовое обеспечение: Закон «Об образовании» РФ, конвенция ООН о правах ребёнка(1989 год). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.(1990 год). Конвенция дошкольного воспитания(1989 год). Декларация прав ребёнка(1959 год). Указ президента РФ от 15 июня 2007 года об объявлении 2008 года, Годом семьи.
- Произведения.
- Материал технического оснащения: материал для художественного творчества, иллюстрации, атрибуты для театрализованной деятельности ТСО, видеотека, мультимедиа, игрушки ( Незнайка и его друзья).
Этапы.
- Подготовительный этап.
Цель: Повышение теоретической профессиональной компетенции педагога по вопросам организации проектной деятельности.
- Определение целей и задач.
- Подбор дидактического материала.
- Изучение методической литературы по реализации образовательных областей.
- Практический этап.
Цель: Реализация мероприятий проекта.
Тематический план работы с детьми
Форма | Срок | Цель |
Конструирование из бумаги «Кошка» Речевая творческая игра на тему: «Что произойдет, если в нашем д/саду появится «Живая шляпа Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей». Чтение детской художественной литературы «Ступеньки» – «Леденец» – «Как Незнайка был художником» – «Заплатка «Пересказ рассказа Н. Носова «Огурцы». | Цель: формирование позитивных установок детей к различным видам конструирования. Цель: Развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, используя разнообразные средства связи между смысловыми частями Цель: развитие устной связной речи на примере художественных произведений. Цель: Формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других. | |
Игра-драматизация на тему: «Мишкина каша» Занятие по развитию речи «Все дело в шляпе» (по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа») Аппликация «Галстук для Незнайки» | Цель: Помочь детям создать собственный сюжет приключений двух друзей, героев произведения Н. Носова Цель: Формирование целостной картины мира через приобщение детей к творчеству Н. Носова. Цель: учить детей создавать образ, используя технику «объема». Добиваться качественного исполнения задания; развивать творческие способности детей, моторику рук, мышление; воспитывать интерес к рассказам, дружелюбие, трудолюбие. | |
Чтение детской художественной литературы – «Фантазеры» – «Тук-Тук» – «Карасик» – «Саша» , «Бобик в гостях у Барбоса» Пластилинография «Бобик» Д/ у «Найди отличия» «Что лишнее?» Рисование «Незнайка и его друзей» Литературное развлечение для детей «В гостях у Незнайки» (по произведениям Н. Н. Носова). Выставка рисунков по произведениям Н.Н. Носова. | Цель: обобщение знаний детей о писателе Н. Н. Носове и его произведениях. Цель: развивать мелкую моторику рук, чувство правильного распределения слоев пластилина, воспитывать терпеливость, интерес к результату труда. Цель: Формировать умение рисовать изображение незнайки, передавать правильные пропорции лица, сходство с моделью, передавать настроение героя, дополнять портрет необходимыми деталями (шляпка, зонтик и т.д.) Цель: Формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других. Цель: обобщение знаний детей о писателе Н. Н. Носове и его произведениях. | |
Викторина «Эти смешные рассказы!»( Пересказ полюбившихся рассказов писателя) Мой любимый литературный герой из произведений Н.Н Носова Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму. | Цель: Развивать у детей умение передавать образ сказочного героя. Цель: Приобщение детей к художественной литературе на примере рассказов Н. Носова, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений. | |
Театрализованная игра по рассказу Н.Носова «Приключения Незнайки». Д/игра: «Что каждый герой возьмет в путешествие» Выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям Носова. Мультимедийная презентация «Назови рассказ по картинке – слайду» Итоговое мероприятие: Литературная викторина по творчеству Н. Н. Носова Вечер загадок по произведениям Н.Носова. Участие в физкультминутках « Как незнайка был писателем». Игра «Заплатка» (умение следить за своим внешним видом) Д/и « Бюро находок» ( по предметам угадать произведение) Д/и «Дорисуй деталь». Ручной труд по реставрации книг. Изготовление книжек-малышек» Лепка из глины « Мой любимый герой» | Май | Цель: Активизировать интерес к театрализованной деятельности. Учить имитировать характерные особенности движений героев, сопровождать движения речью. Вызвать желание выступать перед сверстниками. Учить составлять пересказ с опорой на иллюстрации Цель: учить использовать в игре свои знания о прочитанных книгах. Цель: Закрепить знания детей о творчестве Н. Н. Носова. |
Тематический план работы с родителями
Форма | Срок | Задачи |
Беседа с родителями на тему: образовательный проект «Мой любимый писатель - Н.Н.Носов» Семейное чтение дома с детьми рассказов Носова | Привлечь родителей к помощи, сотрудничеству, участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ | |
Консультация для родителей «Путь в страну книг, от слушателя к читателю. Дорога в библиотеку». | Цель: формировать читательские потребности, художественный вкус, духовное сплочение семьи | |
Посещение родителями мероприятий по изобразительной деятельности. | Организовать с помощью родителей выставку рисунков в группе «Сказки дедушки Корнея». | |
Помощь в пополнении книжного уголка Выставка работ по произведениям Н.Н. Носова | Привлечение родителей к организации и проведению выставки и пополнению книжного уголка | |
Создание альбома детских работ по произведению писателя Н.Н.Носова Изготовление родителями атрибутов к произведениям Н.Н. Носова. | Привлечение родителей к изготовлению альбома детских работ. Привлечение родителей к организации и проведению мероприятия. |
ЛИТЕРАТУРА
1) Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».
2) О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»
3) О.С.Ушакова,Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»
4) В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе»
5) Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада».
6) Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе»
7) «Полная хрестоматия дошкольника 5-7 лет»Москва 2007 г.
8) Мой любимый писатель – Николай Носов. Газета «Педсовет» №3 1998 г.
9) О творчестве замечательного писателя Николая Николаевича Носова, статья 2007 год, Наталья Буртовая.
10) А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова « Увлекательные игры и упражнения для развития памяти для детей старшего дошкольного возраста».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фотогаллерея
Смотрим, читаем вместе.
Пластилинография «Бобик»
Обрывная аппликация « Барбосик »
Лепка «Живая ш ляпа»
Лепка «Живая шляпа»
Аппликация «Галстук для Незнайки»
Изготовление «Книжки- малышки»
Вырезание и аппликация «Кошка» (по произведению «Живая шляпа»)
Итоговое мероприятие в библиотеке «По страницам произведений Н.Н Носова»
Игра «Загадки от котят»
Пальчиковые и двигательные минутки
Знакомство с библиотекой
Книжкин дом
Удивительный уголок детства
Спасибо за в нимание!
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Светлячок»
ГО Александровск-Сахалинский район
Комплексно-тематическое планирование проекта
«Добрый мир сказок К. И. Чуковского»
Подготовила:
Вайсят Ирина Александровна –
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ детского сада
комбинированного вида № 1 «Светлячок»
г. Александровск-Сахалинский
2015 год
Актуальность
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,
блистательный, весёлый, праздничный»
И. Андроников
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Детство. Самые яркие страницы жизни. Самые первые шаги в огромный, красочный мир радости и счастья. И конечно волшебники, которые дарят нам этот мир восторгов, восхищений, удивлений.
Один из таких волшебников — Корней Иванович Чуковский.
31 марта 2014 года исполнится 132 года со дня рождения этого известного русского поэта, писателя и переводчика.
В ходе построения образовательного процесса с детьми, выявилось, что родители и педагоги недостаточно используют художественную литературу в воспитании детей. В то время как в современных государственных федеральных требованиях, выделяется отдельно образовательная область «Чтение художественной литературы». Что доказывает ценность и актуальность использования художественной литературы в воспитании дошкольника, как основного метода воспитания.
Анализ сказок К. И. Чуковского позволит детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержания и художественные достоинства. Поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Книги К. И. Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Его герои: добрый Доктор Айболит, бесстрашный Бибигон, Крокодил, удалой Комарик вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивает неряшливость, трусость, зазнайство.
Опираясь на это, мы выбрали для данного проекта произведения
К. И. Чуковского.
Цель проекта:
Развитие свободной творческой личности ребёнка через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.
Задачи проекта:
- Познакомить детей со сказками Чуковского: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Цыплёнок», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха Цокотуха».
- Учить понимать сюжеты сказок К.И Чуковского;
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду;
- Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
- Вводить в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческих и эмоциональной активности детей;
- Расширять представления родителей о детской литературе;
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
Место проведения: МБДОУ детский сад комбинированного вида «Светлячок» №1, средняя группа «Смешарики».
Участники проекта:
- Воспитатель
- Дети
- Родители
- Узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)
Сроки реализации проекта: 3-4 неделя марта (с 14.03.2015г-25.03.2015г).
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный (одна неделя)
- Подбор методической, художественной литературы по данной теме.
- Составления плана работ над проектом.
- Подбор наглядного и дидактического материала.
2 этап - основной (2 недели)
- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап - итоговый
Подведение итогов работы по проекту.
Планирование и организация деятельности
1этап – подготовительный
Мероприятия | Цель, задачи | Ответственные | Сроки проведения |
Подбор методической, художественной литературы по данной теме. Составления плана работ над проектом. Подбор наглядного и дидактического материала. | Воспитатели Родители | 3неделя | |
Беседа с родителями на тему» «Проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе). | Познакомить с целью, задачами, предстоящими мероприятиями проекта. | Воспитатели Родители | 3неделя |
2 этап – основной
Работа с детьми
НОД Знакомство детей с биографией. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского. Ручной труд «Книжкина больница». | Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского;вызвать интерес к литературному слову, общению Развивать у детей интерес к книгам с книгой. Учить детей «лечить» порванные книги. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Воспитатели | 3неделя |
Чтение сказки «Доктор Айболит». Дидактическая игра «Как вести себя больным?». Коллективная лепка «Больница для зверей». | Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи. Учить лепить зверей различными способами; развивать умение передавать образ сказочных героев. | Воспитатели | 3неделя |
«Сказка в гости к нам пришла».Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон», «Муха-цокотуха». Выставка рисунков «Мой любимый герой». | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнять словарь эмоционально-оценочной лексикой; развивать умение передавать свой замысел, располагая изображения на всем листе, подбирая соответствующую гамму красок. | Воспитатели | 3неделя |
Чтение стихов: «Слониха читает», «Свинки», «Бутерброд», «Федотка», «Черепаха». Подвижные игры: «Каравай» («Муха-цокотуха»),
| Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок. | Воспитатели | 3неделя |
О.О. Художественное творчество. Лепка «Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо!» Игра-драматизация «Муха-Цокотуха». | Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму – изгибать, закручивать, дополнять мелкими деталями – прикреплять глаза из бусин, пуговиц и т.д. Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение. Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки. | Воспитатели | 3неделя |
О.О. Коммуникация Чтение сказки «Цыплёнок», «Краденное солнце». Дидактическая игра «Угадай по описанию» (загадка или отрывок из сказки). | Учить детей правильно отвечать на вопросы, воспроизводить содержание сказки по вопросам. Закреплять знания детей о сюжетах и героях сказок. | Воспитатели | 3неделя |
Чтение сказки «Мойдодыр». Беседа «Надо, надо умываться по утрам,и вечерам!» | Формировать культурно-гигиенические навыки. | Воспитатели | 3неделя |
О.О. Художественное творчество. Аппликация «Подарок для Федоры». Подвижная игра «По ровненькой дорожке» («Федорино горе») | Учить детей располагать узор в центре и по краю круга; составлять изображение из деталей. Закреплять умение пользоваться клеем, кистью и салфеткой. Воспитывать самостоятельность, стремление сделать подарок. Развивать физические качества детей. | Воспитатели | 4неделя |
Сюжетно-ролевая игра «Угощенье» По сказке «Муха – Цокотуха». Дидактическая игра «Угадай сказку». | Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. Поддерживать интерес к знакомым произведениям. | Воспитатели | 4неделя |
Словесная игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Бусы для Федоры». | Развивать фонематический слух, внимание, память. Учить выявлять закономерности в расположении фигур. | Воспитатели | 4неделя |
Чтение сказки «Путаница». Беседа «Любимый герой из сказок К.И Чуковского». Подвижная игра «Путаница». | Учить составлять короткий описательный рассказ о героях сказок Чуковского. | Воспитатели | 4неделя |
О.О. Художественное творчество. Рисование «Развесёлые цыплята» (по сказке «Цыпленок»). Подвижная игра «Кто быстрее?» | Продолжать формировать интерес к изобразительному искусству. Познакомить детей с нетрадиционными приемами рисования (с использованием ватной палочки). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение, не выходя за контур. Воспитывать эстетические чувства. | Воспитатели | 4неделя |
Развивающая игра «Сказки Дедушки Корнея» (лото) Прослушивание цифровых записей сказок, песен, стихов по сказкам К.И Чуковского. | Продолжать знакомить с героями сказок Чуковского. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение играть сообща. | Воспитатели | 4неделя |
Викторина по сказкам. Коллективная аппликация «Чудо-дерево». Выставка детских работ. | Продолжать формировать заинтересованное отношение к творчеству писателя. Расширять словарный запас. Учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем, гармонично размещать все детали на листе бумаге. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Воспитатели | 4неделя |
Работа с родителями
Беседа с родителями по теме образовательного проекта «Добрый мир сказок К.И Чуковского». Домашнее задание для родителей | Привлечь родителей к помощи, сотрудничеству, участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ. | Воспитатели | 3неделя |
Акция «Подарите книгу группе». | Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского. продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе | Родители | 3неделя |
Литературная гостиная «В мире сказок К.И. Чуковского». | Прививать любовь к семейному чтению. | Воспитатели Родители | 2 неделя |
Создание альбома детских работ по произведениям К.И Чуковского, поделок. | Привлечение родителей к изготовлению альбома детских работ, поделок своими руками. | Родители | 3 неделя |
Разучивание с детьми отрывков стихов из сказок К.И Чуковского. | Помочь детям разучить отрывки из любимых сказок Чуковского. | Родители | 3 неделя |
Выставка рисунков по сказкам К.И Чуковского. | Передавать в рисунке эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. | Воспитатели | 3 неделя |
3 этап заключительный
Обобщение результатов проекта | Анализ работы | Воспитатели | 4 неделя |
Составление презентации к проекту | Объединить все материалы по проекту в единое целое. | Воспитатели | 4 неделя |
Ожидаемый результат.
Расширение знаний и приобщение детей к художественной литературе, повышение культурно-нравственного потенциала ребенка. Развитие образной и фонематической речи ребенка и театрализованного мастерства. Обогащение предметно-развивающей среды группы, создание благоприятного взаимодействия между родителями и детьми, между сверстниками.
Вывод
Сказки К.И Чуковского входят в жизнь ребенка как добрые, веселые, а иногда и насмешливые друзья. Сказки смеются и плачут вместе с ним. И вместе с ним растут, открывая ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности; «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку; «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других; «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
Список использованной литературы
1. И. Г. Сухин. Литературные викторины для маленьких читателей. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.
2. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981.
3.Е.Е Зубарева «Детская литература».
4.К.И Чуковский «Сказки, стихи, песенки».
5.О.С Ушакова, Н.В Гавриш «Знакомство с литературой детей 3-5 лет».
6.Л.Н Елисеева «Хрестоматия для маленьких».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Развитие свободной творческой личности ребенка через ознакомление детей с произведениями К.И. Чуковского . Задачи: Познакомить детей с произведениями К.И. Чуковского; Учить понимать сюжеты сказок; Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное описание образов; Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию; Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду; Расширять представления родителей о детской литературе; Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Сроки реализации проекта:3-4 неделя марта ( с 17.03.2014г.- 28.03.2014г.) Этапы реализации проекта: 1 этап- подготовительный (Подбор методической, художественной литературы по данной теме). 2 этап - основной (Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта). 3 этап – итоговый (подведение итогов по проекту). Место проведения: МБДОУ детский сад комбинированного вида « Светлячок»№1, средняя группа « Смешарики ».
1 этап-подготовительный Создана развивающая среда; составлен перспективный план мероприятий НОД. Оформлена выставка детских книг по теме. Подобран наглядный и дидактический материал для работы с детьми. Проведена беседа с родителями о предстоящем проекте ( вывешано красочное объявление, предложно сотрудничество, участие в мероприятиях, акции «Подари книгу группе»). Обсуждение с узкими специалистами о запланированной работе по проекту (выбор произведений для продуктивной художественной работы; игр по музыкальной и физической деятельности).
2этап-основной Формы и методы работы с детьми Чтение стихов, сказок, загадок по теме, рассматривание иллюстраций; Дидактические игры: «Как вести себя больным?»; «Угадай по описанию?»; «Угадай сказку»(по отрывкам); «Доскажи словечко»; «Бусы для Федоры». Подвижные игры: «Развеселые цыплята»( «Цыпленок»); «Путаница»; «По ровненькой дорожке»( « Федорино горе»); «Каравай»( «Муха-Цокотуха»). Сюжетно-ролевые игры: «День рожденье Мухи-Цокотухи»; «Подарок для Федоры»; «Больница Доктора Айболита». Заучивание отрывков из сказок; Беседа «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!», « Любимый герой из сказок К.И. Чуковского». Игра-драматизация «Муха-Цокотуха», «Телефон». Ручной труд « Книжкина больница».
Знакомство с выставкой, рассматривание иллюстраций
Хужожественное детское творчество Рисование «Подарок для бабушки Федоры»
Художественное творчество Итог детского труда Предварительная работа
Самостоятельная художественная деятельность
Лепка «Угощение для Мухи-Цокотухи»
Коллективная творческая работа с детьми «Чудо-дерево» Коллаж по сказкам К.И. Чуковского
3 этап - итоговый Обобщение результатов проекта; Оформление выставки детских работ; Составление презентации к проекту (объединение всех материалов в единое целое).
3 этап - итоговый Выставка творческих детских работ (совместно с родителями) Развлечение «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Ожидаемый результат - В результате проекта дети познакомились с творчеством К.И Чуковского. -Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателя, героев сказок. -Способствовали повышению уровня культурно-нравственного потенциала детей. -Развитие образной и фонематической речи ребенка и театрализованного мастерства. -Обогащение предметно-развивающей среды группы, создание благоприятного взаимодействия между родителями и детьми, между сверстниками. -У педагогов повысился уровень профессиональной компетенции по реализации образовательной области «Художественная литература». -У родителей повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.