Рабочие программы по физике

Рабочие программы по физике для 7-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_fizike_7-11_klassy.rar431.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

Согласована:

________________

Руководитель ШМО

естественнонаучного цикла

Лисина Ю.В.

Принята

Педагогическим советом ОУ

Протокол №___

от «__»__________2014 года

Утверждаю

__________________________

Директор

МБОУ «Криушинская СОШ»

Севостьянов П.П.

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физика»

Ступень обучения (класс)  10 класс, среднее общее образование

Количество часов___70__ 

                                                             Учитель: Лисина Юлия Валерьевна

        2014 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для  10 классов разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта (общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по физике, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  • Программа для общеобразовательных учреждений «Физика. 10-11 классы»/ сост. П.Г. Саенко, В.С. Данюшенко и др. – М.: Просвещение, 2010.
  • Авторская программа «Физика. 10-11 классы» под редакцией В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.

Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Физика. 10 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни /Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.  – М. : Просвещение, 2009.- 366с.

2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб заведений./ А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2006. – 192 с.

 3. Физика. 10 кл. : учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М. : Дрофа, 2010.-157с. - (дидактические материалы)

4. Опорные конспекты и разноуровневые задания к учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В. Перышкин «Физика. 10 класс»./ Е.А Марон – СПб.: «Виктория плюс», 2012. -96с.

Изучение физики в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально - этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные, направленные на:

  • развитие интеллекта;
  • использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
  • формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
  • формирование здоровьесберегающих знаний.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Школьный курс физики  системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, технологии и ОБЖ.

Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Целями изучения физики в средней школе являются:

• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

• приобретение обучающими опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерения, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

• овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени среднего общего образования отводится не менее 138 часов за два года обучения, из расчета 2 ч в неделю 10 и 11 классах. Рабочая программа по физике для 10 класса составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, разнородности контингента учащихся средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета

Количество плановых контрольных работ – 6. Количество лабораторных работ – 5.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ФИЗИКА. 10 КЛАСС

(70 часов, 2 часа в неделю, 2 часа – резервное время)

  1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 час)

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

  1. Механика.  (23 часа)

Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
  2. Изучение закона сохранения механической энергии.
  3. Молекулярная физика. Термодинамика.  (21 час)

Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения

 вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

        Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Фронтальные лабораторные работы

3. Опытная проверка закон Гей-Люссака.

  1. Электродинамика (20 час)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Фронтальные лабораторные работы

4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

5. Обобщающее повторение (3 часа)

Резервное время (2 часа)

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема урока

Количество

часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

I.  Введение. Основные особенности физического метода исследования

1

1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Физика и познание мира.

1

Вводный (информационно – развивающий)

Техника безопасности

в кабинете физики. Физика как наука. Научные методы

познания окружающего мира и их отличие от других

методов познания. Роль

эксперимента и теории.

Моделирование физ.

явлений и процессов. Научные гипотезы. Физ. тории. Границы применимости законов и теорий. Основные элементы физ. Картины мира. Научный методом: научный

эксперимент-физическая гипотеза-модель- физическая теория—эксперимент.

Беседа. Опорный конспект.

II.  Механика

23

Кинематика

7

1. Основные понятия кинематики.

1

Лекция

Механическое движение, виды движений, его характеристики. Принцип

Относительности Галилея. Материальная точка, перемещение, скорость, путь. Связь между

Кинематическими величинами. Физ. смысл различных видов движения.

Беседа. Опорный конспект.

2. Равномерное прямолинейное движение тел. Скорость. Уравнение прямолинейного движения. Решение задач.

1

Комбинированный урок

Понятие скорости, уравнение равномерного

движения. Графики прямолинейного движения, мгновенная скорость.

Фронтальный опрос. Решение задач.

3. Относительность механического движения. Принцип относительности в механике.

1

Комбинированный урок.

Относительность механического движения. Принцип относительности Галилея.

Дифференцированные задания.

4. Прямолинейное равноускоренное движение.

1

Урок изучения нового материала.

Прямолинейное

Равноускоренное движение, уравнение прямолинейного

равноускоренного движения. Падение тел в отсутствии сопротивления

воздуха. Ускорение свободного падения.

Беседа. Ответы на вопросы. Решение задач.

5. Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения.

1

Комбинированный урок

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного

вертикально вверх

Фронтальный опрос. Решение задач.

6. Равномерное движение точки по окружности.

1

Комбинированный урок.

Прямолинейное и криволинейное движения.

Центростремительное ускорение, центростремительная сила, период.

Беседа, ответы на вопросы. Решение задач.

7. Контрольная работа №1 «Кинематика»

1

Урок контроля знаний

Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме

Контрольная работа.

Динамика и силы в природе

9

8. Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение.

1

Урок изучения нового материала

Взаимодействие тел в природе. Масса. Сила. Явление инерции. 1-й

закон Ньютона. Понятие силы как меры взаимодействия тел.

Инерциальные системы отсчета. 2-ой закон Ньютона. 3-ий закон Ньютона.

Беседа, ответы на вопросы. Опорный конспект.

9. Решение задач на законы Ньютона.

1

Урок закрепления знаний

Применение законов Ньютона к решению задач.

Решение задач.

10. Силы в механике. Гравитационные силы.

1

Урок изучения нового материала.

Гравитационные силы. Типы сил, силы в механике.

Фронтальный опрос.

11. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес.

1

Комбинированный урок

Расчет первой космической скорости. Сила тяжести и вес. Различие силы тяжести и весу тела: их природа, изображение на чертеже и действие в состоянии

невесомости.

Индивидуальный опрос. Беседа.

12. Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела».

1

Урок закрепления знаний.

Уметь решать задачи на определение гравитационной силы. Вес тела. Качественные,

экспериментальные задачи.

Решение задач.

13. Силы упругости – силы электромагнитной природы.

1

Урок изучения нового материала

Силы упругости, закон Гука, деформация, жесткость пружины.

Беседа, составление опорного конспекта.

14. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела под действием сил упругости и тяжести».

1

Урок практикум

Экспериментальное изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

Правильное выполнение лабораторной работы, вывод.

15. Сила трения

1

Комбинированный урок

Силы трения, силы

трения покоя,

скольжения, качения.

Индивидуальная работа

16. Повторение и обобщение темы «Динамика. Силы в природе»

1

Урок повторения и обобщения изученного материала

Проверить знания учащихся по изученной теме  

Тест

Законы сохранения в механике

7

17. Закон сохранения импульса.

1

Урок изучения нового материала

Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса.

Решение задач.

18. Реактивное движение. Решение задач.

1

Комбинированный урок

Реактивное движение. Принцип действия ракеты. Освоение космоса. Решение задач.

Дифференцированные задания. Решение задач.

19. Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая.

1

Урок изучения нового материала

Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость.

Индивидуальный опрос. Беседа. Составление опорного конспекта.

20. Закон сохранения энергии в механике.

1

Комбинированный урок

Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

Решение задач.

21. Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» 

1

Урок практикум

Опытным путем изучить закон сохранения механической энергии

Правильное выполнение лабораторной работы, вывод.

22. Обобщающее повторение по теме «Динамика. Силы в природе. Законы сохранения в механике»

1

Урок повторения и обобщения знаний

Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос. Решение задач.

23. Контрольная работа №2»Динамика. Силы в природе. Законы сохранения в механике»

1

Урок контроля

 

Контрольная работа

III. Молекулярная физика. Термодинамика.

21

Основы молекулярно-кинетической теории

4

1. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование.

1

Урок изучения нового материала

Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ. Строение вещества. Броуновское движение.

Решение качественных задач.

2. Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.

1

Урок закрепления знаний

Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы

вещества и массы одной молекулы.

Фронтальный опрос, решение задач.

3. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ.

1

Комбинированный урок

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Связь давления со средней кинетической энергией молекул

Тест.

4. Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ»

1

Урок закрепления знаний

Умение применять знания при решение задач

Решение задач.

Температура. Энергия теплового движения молекул.

1

5. Температура.

1

Информационно развивающий

Теплопередача. Температура и тепловое равновесие, измерение температуры, термометры. Абсолютная температура, абсолютная температурная шкала. Соотношение между шкалами Цельсия и Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения молекул.

Самостоятельная работа с учебником. Составление опорного конспекта

Уравнение состояние идеального газа. Газовые законы

4

6. Уравнение состояние идеального газа.

1

Комбинированный урок.

Уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева-Клайперона. Закон Авогадро.

Тест

7. Газовые законы.

1

Комбинированный урок

Изопроцессы: изобарный, изохорный и изотермический

Решение задач, построение графиков.

8. Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

Урок практикум

Опытным путем проверить уравнение Менделеева-Клайперона на изобарном процессе.

Правильное выполнение лабораторной работы. Вывод.

9. Решение задач на уравнение состояния идеального газа и газовые законы.

1

Комбинированный урок

Уметь определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику.

Индивидуальный опрос. Решение задач.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела.

4

10. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Испарение и кипение.

1

Урок изучения нового материала

Агрегатное состояние и фазовые переходы. Испарение и конденсация. Насыщенный и нена

Индивидуальный опрос. Экспериментальные задания.

11. Влажность воздуха и ее измерение.

1

Комбинированный урок

Парциальное давление. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности.

Индивидуальный опрос.

12. Кристаллические и аморфные тела.

1

Комбинированный урок

Кристаллические тела. Анизотропия. Аморфные тела. Плавление и отвердевание.

Опорный конспект. Решение задач.

13.Контрольная работа №3 «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа».

1

Урок контроля знаний

Уметь применять полученные знания  при решении задач

Контрольная работа

Термодинамика

8

14. Термодинамика как фундаментальная физическая теория

1

Урок изучения нового материала

Что изучает термодинамика?

Анализ контрольной работы. Составление опорного конспекта.

15. Работа в термодинамике.

1

Комбинированный урок

Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Работа в термодинамике. Закон термодинамики.

Фронтальный опрос. Решение задач.

16. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1

Комбинированный урок

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость, ее

физический смысл, удельная теплота парообразования.

Самостоятельная работа по учебнику. Решение задач.

17. Первый закон термодинамики.

1

Комбинированный урок

Первый закон термодинамики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека.

Составление таблицы «Применение первого закона термодинамики к изопроцессам». Решение задач.

18. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

1

Комбинированный урок

Необратимость тепловых процессов. Использовать

приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека. Статистический смысл второго закона

термодинамики. Вероятность толкования

равновесного состояния системы

Самостоятельная работа с источниками информации.

19. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

1

Комбинированный урок

ДВС. КПД тепловых двигателей. Практическое

применение в повседневной жизни физических знаний об охране окружающей

среды. Рациональное

природопользование и

защита окружающей среды.

Самостоятельная работа с источниками информации. Решение задач.

20. Повторение и обобщение знаний по теме «Термодинамика».

1

Комбинированный урок

Научить применять знания при решение задач.

Решение задач.

21. Контрольная работа №4 «Термодинамика»

1

Урок контроля знаний

Уметь применять полученные знания при решение задач.

Контрольная работа.

IV.   Электродинамика

20

Электростатика

7

1. Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория.

1

Урок изучения нового материала

Что такое электродинамика. Электростатика. Элементарный электрический заряд.

Закон сохранения

электрического заряда.

Электрическое поле.

Электрический ток.

Анализ контрольной работы. Фронтальный опрос.

2.Закон Кулона.

1

Комбинированный урок

Закон Кулона, единица электрического заряда.

Физический смысл закона Кулона. Графическое

изображение действия зарядов. Изучение закона Кулона в сравнении с законом всемирного тяготения.

Индивидуальный опрос. Тест.

  1. Электрическое поле.

Напряженность

электрического поля.

Идея близкодействия.

1

Комбинированный урок

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Равновесие статистических

зарядов. Характеристика поля по плану: 1.

Существование и

экспериментальное

доказательство.

  • Источники поля (чем

порождаются). Как

обнаруживается

3.Основная характеристика,

Количественный закон.

4. Графическое представление поля (линии поля, их особенности).

5.Виды

полей ( однородное,

неоднородное,

потенциальное, не потенциальное).

Опрос. Беседа. Решение задач.

4. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

1

Проблемно-поисковый

Проводники и диэлектрики в электрическом поле, поляризация

Беседа. Составление опорного конспекта.

5. Энергетические характеристики электростатического поля.

1

Комбинированный урок.

Потенциал, разность потенциалов,

эквипотенциальные

поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов.

Индивидуальный опрос. Решение задач.

6. Конденсатор. Назначение, устройство и виды.

1

Комбинированный урок

Электрическая емкость проводника. Конденсатор. Виды конденсатора. Емкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

Тест.

7. Обобщающее повторение по теме «Электростатика»

1

Комбинированный урок

Научиться применять полученные знания при решение задач

Дифференцированные задания.

Постоянный электрический ток.

8

8. Стационарное электрическое поле.

1

Урок изучения нового материала.

Условия существования

электрического тока.

Электрический ток. Сила тока. Напряжение, сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

Беседа. Составление опорного конспекта.

9. Схема электрических цепей. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

Комбинированный урок

Схемы электрических цепей. Уметь собирать

электрические цепи, ТБ при работе с электрическими

приборами.

Решение экспериментальных задач.

10. Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».

1

Урок практикум

Уметь собирать схемы различных соединений,

проводить измерения

величин при последовательном и

параллельном соединений

проводников.

Организация работы в исследовательском режиме. Правильное оформление лабораторной работы.

11. Работа и мощность постоянного тока.

1

Комбинированный урок

Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность тока.

Тест.

12. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1

Комбинированный урок

Источник тока. Сторонние силы. Природа сторонних сил. Закон Ома для полной цепи.

Решение задач.

13. Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1

Урок практикум

Экспериментально измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Правильное выполнение лабораторной работы. Вывод.

14. Обобщающее повторение по теме «Постоянный электрический ток»

1

Урок применения знаний

Научиться применять полученные знания при решении задач.

Решение задач

15. Контрольная работа №5 «Электростатика. Законы постоянного тока»

1

Урок контроля

Контрольная работа

Электрический ток в различных средах.

5

16. Электрический ток в металлах.

1

Урок изучения нового материала

Электрический ток в

металлах. Условия

возникновения и

существования

электрического тока в металлах.

Фронтальный опрос.

17. Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.

1

Урок изучения нового материала

Электронная, дырочная

проводимость. Собственная

проводимость полупроводников: акцепторные и донорные примеси. Условия

возникновения и существования электрического тока в полупроводниках. Зависимость электрической

проводимости полупроводников от температуры.

Фронтальный опрос.

18. Закономерности протекания тока в вакууме.

1

Урок изучения нового материала

Понятие вакуума. Способами получения свободных носителей заряда в вакууме:термоэлектронная

эмиссия, фотоэлектронная

эмиссия.

Проект

19. Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях

1

Урок изучения нового материала

Электролитическая

диссоциация, электролиз. Физическая природа

электропроводимости

жидких проводников

(электролитов). Закон Фарадея для электролиза,

электрохимический

эквивалент.

Проект

20. Электрический ток в газах

1

Урок изучения нового материала

Электрический разряд в газе. Ионизация газа. Проводимость газов. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного электрического разряда.

Фронтальный опрос

V. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

3

1. Итоговое повторение за курс 10 класса.

1

Повторно-обобщающий

Повторение основного материала

Решение задач

2. Контрольная работа № 6 «Основы механики, молекулярной физики и электродинамики».

1

Урок контроля

Итоговая контрольная работа

3. Итоговое повторение

1

Повторно-обобщающий

Повторение основного материала

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Резерв

2

Итого

70

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторной работы

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

1

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела под действием сил упругости и тяжести».

· Штатив с муфтой и лапкой -1

· Лента измерительная - 1

· Динамометр лабораторный -1

· Весы с разновесами -1

· Шарик на нити -1

· Линейка -1

· Пробка с отверстием -1

2

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» 

· Штатив с муфтой и лапкой -1

· Динамометр лабораторный -1

· Линейка -1

· Груз на нити -1

3

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

· Стеклянная трубка -1

· Запаянная с одного конца -1

· Цилиндрический сосуд с горячей  водой -1

· Стакан с холодной водой -1

· Кусочек пластилина -1

4

Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».

· Источник тока -1

· Два проволочных резистора-1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Реостат -1

· Соединительные провода -1

5

Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

· Аккумулятор или батарейка(4,5В) -1

· Вольтметр -1

· Амперметр -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

7. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа

1

Контрольная работа №1 «Кинематика»

2

Контрольная работа №2»Динамика. Силы в природе. Законы сохранения в механике»

3

Контрольная работа №3 «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа».

4

Контрольная работа №4 «Термодинамика»

5

Контрольная работа №5 «Электростатика. Законы постоянного тока»

6

Контрольная работа №6 «Основы механики, молекулярной физики и электродинамики».

8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса «Физика. 10  класс» ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, идеальный газ, взаимодействие, атом.
  • смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, давление, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, электродвижущая сила, индукция магнитного поля.
  • смысл физических законов, принципов и постулатов ( формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Гука, закон Всемирного тяготения, закон сохранения энергии и импульса, закон Паскаля, закон Архимеда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, Ома для полной цепи, Джоуля-Ленца.

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризацию тел при контакте, взаимодействие проводников стоком, действие магнитного поля на проводник с током, зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять: скорость, ускорение свободного падения, массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики в энергетике.
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального использования и защиты окружающей среды.

9. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Примерные нормы оценок ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Примерные нормы оценок за выполнение контрольных работ по физике

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Примерные нормы оценок за выполнение лабораторных работ по физике

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

10. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

        1.Учебник: Физика. 10 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни /Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.  – М. : Просвещение, 2009.- 366с.

        2. Наглядные пособия: комплекты таблиц, комплект портретов ученых – физиков.

        3.Оборудование: комплекты лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов. 

        4. Наличие компьютера и компьютерных средств обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

        5. Мультимедийные пособия:

Перечень дисков и интерактивных наглядных пособий по физики

1

Электронное приложение к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева «Физика 11 класс»

2

Электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс»

3

Электронное приложение к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс»

4

Электронное приложение к учебнику «Физика 10»

5

Современный открытый урок «Физика 7 класс»

6

Современный открытый урок «Физика 8 класс» часть 1-2

7

Современный открытый урок «Физика 9 класс» часть 1-2

8

Современный открытый урок «Физика 10 класс» часть 1-2

9

Современный открытый урок «Физика 11 класс» часть 1-2

10

Образовательный комплекс «Физика 8 класс»   (679 обучающих заданий, 229 статичных слайдов, 137 анимаций, 56 тренажеров, 28 видеофрагментов, 22 интерактивные модели и таблица)

11

Библиотека наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

12

Образовательный комплекс «Физика 7 класс»   (400 рисунков и фотографий, 28 анимаций, 19 видеофрагментов, 26 интерактивных моделей, 491 интерактивное задание)

13

Электронное приложение:  «Повторение и контроль знаний Физика. Механика 9-11 классы. Подготовка к ЕГЭ и ГИА»

14

Электронное приложение:  «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы»

15

Мультимедийное приложение к урокам физики 7-11 классы

16

Полный интерактивный курс физики «Открытая физика 1.1»

17

Живая физика

18

Методический материал к урокам по физике в 7-11 классах (инновационные образовательные технологии, творческая деятельность, контроль знаний, задачи и упражнения, внеурочные мероприятия)

19

 Интерактивные демонстрации «Оптика и атомная физика»

20

Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы

21

Виртуальные лабораторные работы по физике 7 класс

22

Виртуальные лабораторные работы по физике 8 класс

23

Виртуальные лабораторные работы по физике 9 класс

24

Виртуальные лабораторные работы по физике 10 класс

25

Виртуальные лабораторные работы по физике 11 класс

11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (основной и дополнительной)

  1. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/З.В.Александрова и др.-М.: Издательство «Глобус», 2009.
  2. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы / Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Кафедра физики и математики: инновационные образовательные технологии/ авт.-сост. Т.Г.Попова, Г.А. Кругова, О.Г.Закирова, под  ред. О.В.Кузьмина.- Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Школа молодого учителя / авт.-сост.  Л.А.Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб заведений./ А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
  6. Физика. 10 кл. : учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М. : Дрофа, 2010.-157с. - (дидактические материалы)
  7. Опорные конспекты и разноуровневые задания к учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В. Перышкин «Физика. 10 класс»./ Е.А Марон – СПб.: «Виктория плюс», 2012. -96с.
  8. Кузнецов И.Н. «Настольная книга преподавателя». – М., 2005 г.
  9. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З.В. Александрова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Глобус»,2010
  10. Физика 7-11 классы: организация внеклассной работы /авт.-сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. – Волгоград: Учитель,2012. – 153 с.
  11. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы. Выпуск 1 , Выпуск 2. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / З.В. Александрова В.Н. Анатольев и др. – М.: Планета, 2013. – 304 с.- (Современная школа).

Физика 7-11 классы: организация внеклассной работы /авт.-сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. – Волгоград: Учитель,2012. – 153 с.

  1. Физика. 10 класс: учебно-методическое пособие /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2010. – 156с.
  2. Физика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.А. Лымарева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
  3. Физика. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Семке. – М.: Просвещение, 2011. – 271 с.
  4. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 10 класс/ О.И. Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 190с.

Интернет-ресурсы: 

1. Библиотека – все по предмету «Физика». – Режим доступа : http://www.proshkolu.ru

2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа : http://fizika-class.narod.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа : http://class-fizika.narod.ru

5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа : http://www.openclass.ru

6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа : http://www.fizika.ru