Психолого педагогические условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого педагогические условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого педагогические условия формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Сенаторова Татьяна Николаевна
Воспитатель
МБУ детский сад №104 "Соловушка"
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного образования , разрабатываются оригинальные методические материалы, предлагаются педагогические технологии. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.
Конечно,современная школа предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников детских садов, поэтому в дошкольных образовательных учреждениях основное внимание уделяется интеллектуальному развитию дошкольников, а вот развитие их эмоциональной сферы рассматривается как второстепенная задача.
Воспитание чувств ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума, Умение сопереживать, сочувствовать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Поэтому проблема формирования эмпатии у детей дошкольного возраста важна и актуальна.
В.А. Петровский рассматривает эмпатию как феномен, включенный в комплекс жизненных отношений людей, как своеобразный эмоциональный процесс, который в генетическом аспекте представляет собой трехзвенную цепочку: сопереживание - сочуствие - импульс к содействию, где каждое звено занимает свое определенное место. Эмпатийный процесс основывается на фундаментальной человеческой потребности – потребности в другом человеке.
Рассматривая эмпатию как способность человека индивидуально отзываться на переживания другого (определение А.В. Запорожца), я в своей профессиональной деятельности обратилась к методам формирования эмпатии, созданию оптимальных условий для ее формирования у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование сопереживания у детей старшего дошкольного возраста, как особой формы эмпатиии, проявляющейся в переживании субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек возможно при наличии определенных условий.
Первым условием является использование в работе с детьми комплекса специально разработанных занятий, направленных на расширение и обогащение знаний детей об основных эмоциях (радость, страх, грусть, удивление, обида, гнев). Занятия строятся на прочтении и анализе сказок (рассказов), беседах из личного опыта детей (Когда ты испытывал эту эмоцию? Как ты себя в этот момент чувствовал? и др.), развитии у детей умений мимически и пантомимически изображать эмоции.
Следующим условием является закрепление в процессе психогимнастических этюдов, разработанных М.И. Чистяковой, способности детей старшего дошкольного возраста распознавать, понимать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния других людей.
Так же необходимо использовать в работе с детьми различные игры и упражнения с целью повышения уровня передачи эмоционального состояния в речевом плане, в мимике и пантомимике.
В ходе игр "Джунгли", "Где мы были, не скажем, а что делали – покажем", "Зеркало", «Наседка и цыплята» и др. у детей развиваются выразительность движений и групповая сплоченность.
В ходе упражнений «Повтори фразу» - умение передавать эмоциональное отношения в речи.
В ходе игры «Прочитай письмо» - способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
В результате было замечено, что дети, после проведения игровых занятий стали более дружными, раскрепощенными, дети помогали друг другу в выполнении игровых заданий, тем самым наметились эмпатийные тенденции в поведении у детей.
Следующим условием формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является - развитие у детей потребности к эмпатии (сопереживанию и сочувствию).
Для развития у детей потребности к эмпатии используются следующие методы: чтение художественных произведений, беседы о прочитанном, решение детьми проблемных ситуаций. Влияние художественной литературы на формирование эмпатии у детей дошкольного возраста неоспоримо. Произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи) активизируют воображение ребенка, заставляют его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Окунувшись в проблемную ситуацию, созданную воспитателем, можно увидеть мир глазами другого человека, как бы поставить себя на его место и именно с этого места оценить ситуацию, почувствовать боль или радость найти выход из лабиринта человеческих отношений.
Так в ходе проделанной работы у детей:
- повышается уровень понимания эмоциональных состояний другого человека;
- повышается стремление к проявлению эмпатии в своем поведении;
- выявляется динамика формирования уровня дифференциации и адекватной интерпретации эмоционального состояния другого человека с помощью жестово-мимических средств;
- выявляется положительная динамика формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проделанной работы можно с уверенностью сказать о том, что эмпатия является врожденным нравственным качеством, на формирование и проявление которого влияют специально созданные психолого - педагогические условия.
Литература:
1. Запоржец, А. В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций/А. В. Запорожец // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. - М.: Педагогика, 1981. - С. 57 - 63.
2. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко - М.: Педагогика, 1986. – С. 42-64.
3. Чистякова, М.И. Психогимнастика/ М.И. Чистякова. - М. :Владос, 1995. - 160с.