Занятие с использованием многоканальной модели освоения культурного наследия.
Кронштадт - гениальное творение Петра I - воистину Коронный город. Он вместил в себя славную историю создания и развития неприступной морской крепости. Здесь на небольшом острове Котлин в Финском заливе зарождалась и крепла морская мощь нашего государства.
Попробуем на примере истории нашего города Кронштадта реконстрировать эпоху царствования Петра I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_ispolzovaniem_mnogokanalnoy_modeli_osvoeniya_kulturnogo_naslediya.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа
по проектированию занятия
с использованием многоканальной модели
освоения культурного наследия
Занятие с использованием многоканальной модели освоения культурного наследия.
9 класс.
Тема занятия: Эпоха царствования Петра I
Цель: Сформировать представления о петровской эпохе начала 18 века и роли Петра Великого в образовании и становлении Кронштадта.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными объектами городского пространства, проблемами жизни общества, бытом петровского времени, используя проблемные задания и открытые вопросы;
- определить роль Петра I в формировании Кронштадта как форпоста Санкт-Петербурга - новой столицы Российской империи, анализируя различные культурные тексты: письменные источники, музейное пространство, городское пространство;
- развивать критическое и аналитическое мышление, используя работу в группах при работе с разными каналами информации.
- побуждать учащихся к изучению культурного наследия, воспитывать уважительное отношение к истории города при работе с разными каналами информации.
Вступительное слово учителя:
«То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».
С.М.Соловьев
Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Кронштадт – гениальное творение Петра I – воистину Коронный город. Он вместил в себя славную историю создания и развития неприступной морской крепости. Здесь, на небольшом острове Котлин в Финском заливе, зарождалась и крепла морская мощь нашего государства.
Попробуем, на примере истории нашего города Кронштадта, реконструировать эпоху царствования Петра I.
Класс делится на 3 группы.
1 группа. Письменные источники.
В библиотеке познакомьтесь с содержанием книг, посвященных петровской эпохе, истории Кронштадта
- Розадеев Б.А. «Кронштадт», стр.6-30
- Раздолгин А.А. «Кронштадтская крепость», стр. 20-21, 28-47, 54-56
- Шикурина А.О. «Петербургские маршруты», стр. 381-384
- Крестьянинов В.А. «Кронштадт»
- «Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы» стр.208-226
- Еськов А.И. «Кронштадт в открытках и фотографиях»
- Токарева Л.И. «Экскурсии по городу», ст. из газеты «Кронштадтский вестник» № 12 от 19.03.2004
- Буганов В.И. «Петр I и его время», стр. 82-87, 163-177
- Петров Г.Ф. «Кронштадт», стр. 10-26
- Ознакомьтесь с материалами на указанных страницах этих книг.
- Используя только те тексты, с которыми вы работали при выполнении задания, составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы представление об основных чертах петровского Кронштадта.
3. Для вашего рассказа воспользуйтесь следующим планом:
- важнейшие события;
- основные исторические персонажи;
- дальновидность Петра I, как политика;
- образ жизни людей;
- основные проблемы строительства крепости и города;
- условия жизни строителей города
4. Какую роль отводил Петр I Кронштадтской крепости в жизни Санкт-Петербурга и России?
5. Какие планы относительно города на острове Котлин строил Петр I? Суждено ли им было сбыться?
6. Что нового появилось в вашем представлении о личности Петра I?
Заполните таблицу на основании изучения вашего «канала».
Письменные источники | Музейное пространство | Городское пространство | |
Важнейшие исторические события | |||
Герои времени | |||
Проблемы общественного сознания | |||
Стиль жизни, быт |
2 группа. Пространство музея.
Вашей группе предстоит работать в Музее истории Кронштадта и познакомиться с экспозицией, посвященной петровскому времени.
В первом (желтом) зале рассмотрите представленные экспонаты.
1. О каких событиях они хранят память? Почему именно на острове Котлин Петр I решил строить крепость?
2. О каких людях, игравших важную роль в строительстве крепости, вы узнали?
3. С какого форта начинался Кронштадт? Кто автор его модели?
4. Какой адмирал рекомендовал Петру I дополнительно укрепить остров Котлин?
5. Какие Указы были изданы Петром I при строительстве крепости?
6. Когда начались работы по созданию на острове «настоящего» города? Как вы думаете, какие события препятствовали сделать это ранее?
7. Рассмотрите план крепости, утвержденный Петром I в 1721 году. Обратите внимание на каналы, которые планировалось прорыть на острове. Что вам это напоминает? Как вы думаете, о чем мечтал царь Петр, разрабатывая план застройки?
8. Какие сооружения были построены на острове по замыслу царя? Какие его планы так и не осуществились?
9. Во втором (зеленом) зале найдите сведения об учреждении, основанном Петром I и его дальнейшей истории.
Составьте небольшой рассказ об эпохе Петра I, о личности царя и о его любимом детище – Кронштадте.
Заполните таблицу, пользуясь сведениями, полученными вами при знакомстве и работе с музейными экспонатами.
Письменные источники | Музейное пространство | Городское пространство | |
Важнейшие исторические события | |||
Герои времени | |||
Проблемы общественного сознания | |||
Стиль жизни, быт |
3 группа. Городское пространство.
Вашей группе предстоит совершить путешествие по историческому центру города, познакомиться с объектами петровского времени. Для выполнения задания воспользуйтесь картой Кронштадта.
- Начните свой маршрут с Петровского парка.
- Что говорит о том, какое значение придавал Петр I внешнему облику Кронштадта? С какой целью он заботился об этом?
- Осмотрите памятник Петру I, прочитайте надпись на его постаменте. О каких событиях она вам напоминает?
- Выйдите из парка на Макаровскую улицу. Вы видите перед собой так называемые губернские дома. Почему они так названы? Как вы думаете, почему они построены именно на этом месте? Что изменилось в их облике с петровского времени?
- Пройдите к Петровскому каналу. Рассмотрите карту. Какие сооружения входили в систему Петровского канала? В чем его уникальность?
- Пройдите по разводному мосту к Итальянскому пруду. Как вы думаете, почему он так назван? Рассмотрите здания на его берегах. Предположите, для каких целей они были построены.
- Напротив Итальянского пруда расположен Итальянский дворец Александра Меншикова. Он считался лучшим дворцом того времени. Как вы думаете, почему Меншиков построил для себя такой дворец именно в Кронштадте?
- Как вы думаете, почему иностранные торговые суда швартовались в гаванях Кронштадта, а не Санкт-Петербурга?
- С какой целью, по вашему мнению, был прорыт Обводный канал? Какое название он носил раньше? Почему? Проследите по карте путь движения по нему кораблей. Пройдите вдоль канала. Рассмотрите здания Адмиралтейства. Каково их назначение? Какие элементы зданий говорят об их назначении.
- Пройдите вдоль канала до улицы Рошаля, а затем по ней до улицы Восстания. Осмотрите крепостные укрепления вдоль ул. Восстания. Оцените их обороноспособность.
- Пройдите на берег через ворота крепостного вала. Рассмотрите с берега форты. Как вы думаете, естественные ли это острова? С какой целью были построены эти сооружения?
- Рассмотрите карту Кронштадта. Подумайте, что делает Кронштадт похожим на Санкт-Петербург?
Используя только впечатления и наблюдения, полученные при выполнении задания, составьте небольшой рассказ о Кронштадте времен Петра I, о его жителях и их занятиях.
Анализируя свои наблюдения, заполните таблицу.
Письменные источники | Музейное пространство | Городское пространство | |
Важнейшие исторические события | |||
Герои времени | |||
Проблемы общественного сознания | |||
Стиль жизни, быт |
Подведение итогов.
- Что нового появилось в вашем представлении о личности Петра I, о петровской эпохе?
- Что нового вы узнали об истории своего города?
- Предложите какой-либо другой источник информации об эпохе Петра I.
- Согласны ли вы с мнением современников Петра, что появление города-крепости на острове Котлин это «чудо-дело»? Что дает вам право согласиться с этим?