Для вас, родители.
На этой странице представлены беседы для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Режим дня школьника во время сдачи экзаменов. | 29.81 КБ |
rezhim_dnya_shkolnikov_pri_podgotovke_i_sdache_ekzamenov.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ.
БЕСЕДА НА ТЕМУ:
«БОЛЕЗНЬ ОТРИЦАНИЯ»
( О НАРКОМАНИИ).
Учитель: Болотова Ольга Леонидовна.
МБОУ «Богатищевская средняя школа»
Каширский район, Московской области
2011 год.
О наркомании сейчас говорят очень много: по телевидению, в газетах,
в журналах. Но тем, кто никогда не видел людей, пораженных этим заболеванием, трудно представить, насколько оно опасно. Трудность состоит еще и в том, что юное поколение знает все о действии наркотиков, старшее - ничего. Любое столкновение с фактами наркомании среди детей и подростков родители и учителя воспринимают как гром среди ясного неба. Но на самом деле тучи сгущаются давно, и не зря журналисты и врачи сейчас забили во все колокола. Согласно опросам старшеклассников московских школ, каждый второй подросток к моменту окончания учебы уже имеет опыт употребления наркотиков. К наркотикам приходят разными путями. Раньше считали, что этой болезни подвержены исключительно представители социальных низов. Однако, как показывает практика, среди наркоманов встречается немало людей(и детей) из вполне обеспеченных и благополучных семей. Бывают случаи, когда из страха за ребенка родители неосознанно сами провоцируют его на опасный шаг. Татьяна, моя хорошая знакомая, узнав, что сын ее близкой подруги – наркоман, превратила в кошмар жизнь собственного сына – подростка. Подруга обсуждала с Татьяной собственные проблемы, и однажды за разговором по душам из лучших побуждений, предупредила: «Смотри, он и твоего Дениса «на иглу» посадит». И мать потеряла голову. Каждое возвращение сына домой сопровождалось одной и той же процедурой показа рук. Поначалу это его веселило. Потом стало раздражать. «Я ведь о тебе пекусь, - кричала Татьяна. Я не хочу, чтобы ты стал наркоманом». Муж пытался образумить жену, но всякий раз нарывался на упреки: « Тебе все безразлично!». Когда Денис возвращался домой веселым, его встречал испуганный вопрос матери: « Ты что - укололся?». Если приходил подавленным – то же самое. Она проверяла содержимое его карманов, подслушивала телефонные разговоры, чуть ли не за руку водила в школу и из школы. И, наконец, добилась своего…
В один прекрасный день Денис действительно вернулся домой « под кайфом» - мать это сразу поняла. Татьяна не преминула устроить скандал: «Я же предупреждала, дружба с Ильей до добра не доведет!». Но как ни странно после этого случая она успокоилась, словно только и ждала подтверждения своим догадкам. Ей хватило ума изменить свое поведение по отношению к сыну, и подобные инциденты больше не повторялись.
Но факт остается фактом: знакомство Дениса с наркотиком она спровоцировала сама. Как ни обидно это признавать, с каждым годом наркотики становятся все более доступными. Продавцы открыли « золотую жилу», найдя покупателей среди подростков, у которых водятся карманные деньги и которые не прочь приобщиться через наркотики к определенной субкультуре. Но кроме «популярности» наркологи отмечают еще некоторые причины, которые могут привести к болезни.
1. ЛЮБОПЫТСТВО ИЛИ ОПЫТ ДРУЗЕЙ. Отсутствие интереса к учебе или полезного занятия, а часто и просто любопытство приводит к первому знакомству с наркотиками. Дети живут чувствами: им все хочется попробовать, пощупать, понюхать, испытать.
И непременно сейчас, сразу! Думать о последствиях многие из них просто не умеют. Когда все вокруг – и в школе, и дома говорят, что наркотики – страшное зло, а приятель, который их уже попробовал, убеждает в обратном, как разобраться, кто лжет? Самый верный выход – убедиться самому.
2. РЕШЕНИЕ МНОГИХ ПРОБЛЕМ.
К сожалению, не все родители способны принимать ребенка таким, какой он есть. Желание воплотить в нем свои мечты приводит к тому, что груз ответственности за свое будущее становится непосильным для ребенка, не блещущего талантами. Постоянно испытывая дискомфорт в семье, он накапливает психологические комплексы. И, если рядом находится доброхот, протянувший «руку помощи» с наркотиками, подростку трудно устоять. Наркотик, хотя бы ненадолго, дает ему возможность почувствовать себя «в порядке»: трусишку сделает смелым, физически слабого – сильным, несообразительного – умным.
3. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ.
Пожалуй, это самый печальный путь к наркотикам. Если в семье были люди, которые употребляли вещества, изменяющие сознание, есть вероятность того, что дети могут иметь предрасположенность к тому же.
4. ЗАВИСИМОСТЬ: ШАГ ЗА ШАГОМ.
На наркоманов обычно смотрят как на людей обреченных. Действительно, попав в зависимость от наркотика, человек подчиняет всю свою дальнейшую жизнь одной цели – достать новую « дозу». И используют для этого любые средства: кражи, обман, мошенничество. Наркоманы с легкостью преступают закон, рвут родственные связи, потому что, прекращая принимать наркотик, испытывают такие психические и физические страдания, которые не в состоянии вытерпеть.
Но все же что- то не позволяет сказать слово « обреченный», если речь идет о совсем юном человеке, который только начинает жить. За него всегда хочется бороться, а чтобы победить болезнь, о ней нужно знать все. При первом знакомстве с наркотиками человек может испытывать состояние эйфории. Однако по мере привыкания острота ощущений снижается и требуется увеличение дозы. Это - первая стадия болезни – психическая зависимость, при которой ощущение дискомфорта появляется, как только наркотик перестает действовать.
Вторая стадия – физическая зависимость и появление абстинентного синдрома – «ломки». Прекращение приема наркотика вызывает целый комплекс физических расстройств, и желание найти новую ( еще большую) порцию становится непреодолимым.
В третьей стадии дозы уменьшаются, но прием наркотиков уже не приводит к полному восстановлению трудоспособности.
5.НЕ ЛГАТЬ СЕБЕ!
Вы узнали, что ваш ребенок употребляет наркотики. Первая мысль – что предпринять? Прежде всего - не поддаваться панике. Общеизвестные внешние симптомы наркомании - беспричинное возбуждение или подавленное состояние, поведение «пьяного», красные глаза, остановившийся взгляд, расширенные или суженные, не реагирующие на свет зрачки – еще не окончательный признак того, что ваш ребенок - наркоман. Но если при дальнейшем наблюдении подозрения подтверждаются, не оттягивайте «момент истины». Правда, какой бы горькой она не была, лучше самой сладкой лжи. Найдите смелость признаться себе в том, что ваш ребенок болен, и скажите ему о своих подозрениях, прямо такими словами: «Мне кажется, что принимаешь наркотики». Только не пытайтесь начать разговор в тот момент, когда ваш любимый отпрыск еще находится под воздействием наркотика, - это бессмысленно. Дождитесь, когда он полностью придет в себя.
6. НЕ НАСТРАИВАЙТЕСЬ НА ЛЕГКУЮ ПОБЕДУ.
Скорее всего, вы даже не дождетесь честного признания. Наркоманию, как и алкоголизм, называют «болезнью отрицания», потому что заболевший человек даже самому себе не признается в своей зависимости, ему всегда кажется, что стоит только захотеть – и он сможет отказаться от привычки. Не усугубляйте ситуацию криком и угрозами. Берегите собственные нервы, они вам еще пригодятся. Тем более что криком вы ничего не добьетесь. Представьте себе, как бы вы себя вели, заболей ваш ребенок другой болезнью. В такой ситуации ведь никому не придет в голову унижать и оскорблять его только за то, что он болен. Не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже.
Наберитесь терпения и постарайтесь понять, что ребенок повзрослел и он вовсе не ваша собственность, поэтому вправе жить так, как хочет, и самостоятельно выбирать – употреблять ему наркотики или нет. Другое дело, что вы можете, да просто обязаны, сказать ему, что не одобряете этот выбор, и сделать все, чтобы он имел полную информацию о том, что его ждет в будущем, какие необратимые процессы будут происходить в организме, если отказаться от лечения. Постарайтесь понять, что не в ваших силах сию минуту все изменить. Самое сложное – признать, что ваш ребенок все равно будет делать то, что считает нужным. Но при этом он должен знать, что ответственность за свой образ жизни ( и за последствия своей болезни) он несет самостоятельно.
Не пытайтесь бороться в одиночку, не делайте из этой болезни семейной тайны, обратитесь за помощью к специалистам. Кстати, все врачи и психологи говорят, что лечение наркоманов нужно начинать с лечения их близких. Но речь здесь идет не о медикаментозном лечении. Речь о духовном самосовершенствовании.
7. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Как уберечь ребенка от возможной беды? К сожалению, универсальных рецептов не существует. Противоядия от наркотиков в природе нет. Но как при любой болезни есть круг профилактических мер, следование которым поможет избежать заболевания. Правда, круг этот очень широк и всеобъемлющ. И суть его заключается (как ни банально это звучит) в здравом образе жизни семьи. Все просто и вместе с тем невероятно сложно. Психологи говорят, что когда ребенок растет в семье, где есть или были алкоголики, от пагубного пристрастия его могут удержать три условия. Первое: он должен видеть рядом пример взрослого человека и здоровые отношения. Второе: ребенок должен нравиться самому себе и быть уверенным в себе. Третье: он должен иметь полезное увлечение. Наличие трех этих условий актуально и для профилактики наркомании, причем и в том случае, если ребенок сталкивается с ней не дома, а в среде одноклассников или друзей.
Это очень нелегкая задача – показать подростку, что мир прекрасен и без наркотиков. Для этого необходимо не терять с ним внутренней связи, интересоваться, чем он живет, относиться к его личности с уважением. В данном случае только от взрослых зависит, смогут ли они сохранить добрый дух семьи, который впоследствии станет для ребенка «охранной грамотой» в любых испытаниях. Доброжелательность – главное условие общения внутри семьи. Быть может, память о собственной юности, ваше внутреннее «я» далеких детских лет безошибочно подскажет верный тон при общении с повзрослевшими детьми.
Не скрывайте от подростка ничего, что вам известно о наркомании. Знание всегда было силой. Только делайте это ненавязчиво и не пытайтесь его запугивать, потому что результат ваших усилий может оказаться обратным: запретный плод сладок.
Наркотики бывают:
- Подавляющие(угнетающие) нервную систему: героин, опий, дериваты(морфин,кодеин,кетамин), барбитураты(нозепам, реланиум, элениум), седуксен, промидол, фенобарбитал.
- Возбуждающие: кокаин, амфетамины, экстази(дает мощный взрыв энергии, подростки часто употребляют таблетки экстази на концертах и дискотеках, после чего могут , не уставая, танцевать часами, но организм при этом теряет огромное количество жидкости), эфедрон.
- Галлюциногены: марихуана, ЛСД, эрготамин.
Как их употребляют?
- Инъекции: растворы героина, опия, морфина, реланиума.
- Принимают внутрь: кофеин, нозепам, ЛСД, фенамин, экстази, барбитураты, седуксен, промидол.
- Нюхают: морфин, кокаин.
- Курят: марихуану.
- Кладут под язык: морфин.
Список используемой литературы:
1. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб.,М.: - Издатеьство БИНОМ, 1997.
2. Верминенко Ю.В., Келасьев В.Н. Профилактика наркомании в подростковой среде. СПб., 2001. - с.8-9.
3. Коробкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: М.: академия, 2002. - c. 190.
4. Курек Н.С. нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте, 2001- с. 220.
5. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический прект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - с.416.
6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - с.176.
7. Хажилина И.М. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - с.228.
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ.
БЕСЕДА НА ТЕМУ:
«Режим дня школьников во время
сдачи экзаменов»
Учитель: Болотова Ольга Леонидовна.
МБОУ «Богатищевская средняя школа»
Каширский район, Московской области
2012 год
Режим дня школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
Подготовка к экзаменам – напряженный и ответственный период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть и успешная сдача экзаменов.
В этот период меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях. Между тем известно, что резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии, а это может существенно снизить работоспособность. Поэтому очень важно, чтобы изменения в режиме были минимальными. Кроме того, в течение продолжительного времени занятий учащимся приходится выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, математические действия и др.), что значительно ускоряет наступление утомления.
Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, ввиду продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные переживания – все это требует от учащихся четкого и рационального построения режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые бы обеспечили организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.
Многие учащиеся испытывают страх перед экзаменами. Главная причина заключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Нередко страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности ( из-за недостаточной подготовки) перед лицом надвигающейся неприятности ( низкая оценка на экзамене). Напряженная умственная работа в этот период сопровождается у подростков отрицательными психоэмоциональными реакциями - беспокойством, тревогой, волнениями, что отражается на аппетите, обменных процессах организма. При этом могут появиться и несвойственные для данного школьника черты поведения в виде упрямства, грубости, несдержанности, подавленного мрачного настроения. Многие нарушения организации режима занятий связаны отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности.
Нередко учащиеся непродуктивно растрачивают время в течение дня, а потом занимаются до глубокой ночи, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.
Подготовку к каждому экзамену следует начинать с равномерного распределения учебного материала на все дни, отведенные на повторение данного предмета, то есть необходимо составить правильный план повторения материала. Лучше, если план рассчитан на день и разбит четко по разделам. «Скакать галопом» не рекомендуется; даже узкий вопрос нужно уяснить сначала в целом, найти принципиальные связи с предыдущим, а затем уже переходить к другому разделу.
Безусловно, методы подготовки к экзаменам во многом индивидуальны, однако наблюдения и опыт позволяют дать ряд полезных советов.
Прежде всего, требуется тщательное повторение ранее изученного материала с тем, чтобы вновь осмыслить и запомнить полученные знания. Повторение каждый раз должно быть и новой работой: чтение конспектов, устный пересказ, выписка отдельных положений, выводов, фактов. Если позволяет время, целесообразно также составить новый, сжатый конспект всего курса, выделяя только главное. Особое внимание при повторении следует уделять трудным, ранее не очень понятным положениям. Перед экзаменом важно также поделиться с друзьями своими знаниями, обсудить с ними наиболее трудные вопросы и тем самым проверить свое и их понимание того или иного вопроса.
В период подготовки к экзаменам учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отхода ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе.
Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы, когда работоспособность учащихся наиболее высока. Их лучше начинать в то же время, что и занятия в школе, то есть в 8.30 – 8.45. Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма подростка. У части школьников с первых минут работы отмечается высокая умственная работоспособность, в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом перейти к повторению более легких вопросов. Другие учащиеся в начале рабочего дня обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. В таких случаях следует идти от простого к сложному, от более легких вопросов к трудным. Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности при подготовке к экзаменам является правильная смена видов деятельности.
Поэтому в процессе занятий необходимо делать перерывы для отдыха через каждые 50-60 минут. «Паузы» не должны превышать 10-15 минут.
После 2,5-3 часов работы надо сделать более длительный (на 20-30 минут) перерыв для второго завтрака, после чего можно заниматься еще 3-4 часа. Затем обед и отдых – прогулка на свежем воздухе ( не менее 2 часов) или сон. Хорошо отдохнув можно продолжить работу еще в течение 2,5-3 часов.
Соблюдение рационального режима занятий будет способствовать глубокому, спокойному сну, а это в свою очередь даст новый запас энергии для следующего дня. Ночной отдых в этот напряженный период должен быть не менее 9 часов.
Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена. Поэтому перед экзаменом нужно вовремя лечь спать и постараться хорошо выспаться. Утром рекомендуется проделать все привычные гигиенические процедуры.
Экзамены, как и всякая проверка знаний не только способствуют углублению, систематизации и закреплению знаний, но и воспитывают у школьников ответственное отношение к труду, дисциплинированность, организованность - качества, крайне необходимые в последующей самостоятельной жизни.
Список использованной литературы:
Антропова М.В. «Организация режима дня школьника» – М., 1955
Куценко Г.И. «Режим дня школьника» – М., 1987
Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков «Книга о здоровом образе жизни» - СП., 1997.
Кальченко Е.И. «Гигиеническое обучение и воспитание школьников» - М., 1984