ШКОЛА РОСАТОМА
Конкурс учителей, владеющих эффективными
технологиями реализации ФГОС ступеней общего
образования (без деления на предметы)
Ссылка на положение конкурса: http://rosatomschool.ru/ra/info/14669.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stazhirovki_peshekhonova_sarov.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Информационный блок программы
1.1. ФИО разработчика: Пешехонова Ольга Павловна
1.2. Название программы: «Технология РКМЧП и интерактивности - инструментарий формирования и оценивания предметных результатов в условиях реализации ФГОС».
1.3. Цель программы: овладение стажёрами компетенцией использования интерактивности для формирования и оценивания предметных результатов в технологии РКМЧП.
1.4. Задачи программы:
- создание стажёрами аналитических материалов существующих парадигм применения технологий (ИКТ и РКМЧП) в деятельности педагогов, аналитических материалов по визуализации приёмов, стратегий, организации материала в интерактивном поле для формирования и оценивания предметных результатов;
- формирование у стажёров представления о технологии РКМЧП и о возможностях её реализации в учебном процессе для формирования и оценивания предметных результатов через погружение в трёхфазную модель занятия;
- формирование у участников стажировки умения создавать в сервисах Web 2.0 и Google информационные, обучающие, развивающие, оценочно-тестовые (диагностические) задания, задания исследовательского, поискового характера, призванных обеспечить формирование и оценивание предметных результатов и являющихся моделями приёмов технологии развития критического мышления;
- стимулирование творческого развития и профессиональной реализации личности педагога через представление «Дневника стажировки» педагогическому сообществу в сетевой среде (Blogger).
1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры
В документах ФГОС НОО к окончанию 4 класса, то есть к завершению курса начальной школы, дети должны освоить комплекс УУД, необходимых для последующих ступеней общего образования. Слово «комплекс» даёт нам понять, что деление планируемых результатов на предметные, метапредметные и личностные достаточно условно. Ведь только на основе конкретного предметного содержания занятия достигаются личностные результаты и формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Значит, планируемые предметные результаты учебного занятия или целого курса должны стать смысловым центром для построения целостного процесса обучения, воспитания и должны быть тесно связаны с личностным ростом обучающихся, формированием у них метапредметного восприятия мира. Именно такой подход создаёт основу для дальнейшего самостоятельного и успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций и способов деятельности.
В основе формирования предметных результатов по стандартам второго поколения лежит системно-деятельностный подход к обучению. Учителя разработают инструментарий для реализации системно-деятельностного подхода на межпредметной основе, развития критического мышления с применением ИКТ технологий и проблемно-исследовательского метода.
Работа стажёров будет опираться на технологии:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – РКМЧП (Ж.Пиаже, Л.Выготский, Д. Дьюи). Она даёт способы активных действий, в том числе и социально значимых, которые задействуют внутреннее размышление, умение обсуждать, контактировать с другими людьми в соответствии с полученной информацией, поэтому данная технология при получении предметных результатов активно формирует личностные результаты и метапредметные ууд.
Так на первой мотивационной стадии занятия «Вызов» формируются, в основном, познавательные и коммуникационные универсальные учебные действия. На второй стадии «Осмысление содержания» - познавательные ууд, а на стадии рефлексии – ещё и регулятивные ууд, и личностные результаты. Но пройдя три стадии технологии РКМЧП мы приобретаем новое знание, то есть предметный результат. Так как предметный результат мы получаем только на третьей стадии учебного занятия, то и вербализированы предметные результаты могут быть только на заключительном этапе урока. На первых же двух фазах занятия от оценивания стоит воздержаться.
Проектно-исследовательская деятельность. (Д.Б.Богоявленская, В.С.Мухина, А.С.Обухов) У многих людей, в том числе и у младших школьников, и у учителей, имеются благоприятные внутренние предпосылки для развития познавательных интересов, что позволяет приобрести универсальные способы познания мира, а через них прийти к конкретным знаниям, к предметным результатам. Получив конкретный продукт исследовательской деятельности, предметный результат, мы его можем оценить, воспользовавшись определёнными критериями.
Технология дрейф-групп (основанная на парковой технологии М.А.Балабана) Открытые группы, объединяющие людей с различными интересами и способностями искать, обрабатывать информацию, с различной степенью участия в творческой, исследовательской или проектной деятельности, способствуют получению предметного результата всеми участниками учебного процесса, что создаёт ситуацию успеха для всех. Информационно-коммуникационные технологии (в современном обучении чаще всего под ИКТ подразумевают компьютерные технологии). В связи с бурным ростом информационного поля, актуальным становится эффективность поиска, отбора, преобразования и презентации информации посредством ПК. Большое место в современном образовательном информационном поле занимают сетевые ресурсы. Причин этому много. Во-первых, это доступная среда, нет привязки к месту и времени, к тому же возможна одновременная работа всех учащихся и учителя, а также отслеживание педагогом результатов совместной деятельности участников сетевого взаимодействия. Во - вторых, при выполнении коллективных проектов сохраняется единый стиль оформления, возможно распределение обязанностей. В – третьих, не возникают конфликты программных обеспечений школьных и домашних ПК. В – четвёртых, учитель видит продукт, то есть результат деятельности обучающихся, может его анализировать, комментировать, оценивать. Различные сетевые ресурсы для формирования и оценивания предметных результатов можно использовать на всех этапах учебного занятия.
По окончании стажировки учителя получат интернет ресурс: блог с разработанными ими материалами: дидактическими играми, презентациями, таблицами, схемами, тестами, диагностическими заданиями, которые будут являться сетевой поддержкой учителей, работающих в технологии РКМЧП, и способствовать формированию предметных результатов, а также помогут учителям в оценивании этих результатов (http://stazirovka2014.blogspot.ru).
Чтобы реализовать данную программу, я предлагаю уже готовые методические и дидактические разработки, а также поддержку информационных ресурсов: блог, способствующий совместной работе учителей-стажёров, шаблоны дидактических игр (интернет - ресурсы) и разнообразные сетевые продукты, которые возможно использовать для формирования предметных результатов или диагностирования их сформированности.
Эффективность идей, применяемых в процессе обучения, была освещена в моём докладе «Информационное поле в деле возрождения традиционных ценностей». В информационном поле происходит взаимодействие объектов (человек-машина, человек-человек). Эти объекты обмениваются опытом, знаниями, умениями, информацией, при этом создаётся определённая система взаимодействия – интерактивность (от англ. Interaction — «взаимодействие»). Значит, интерактивность – это инструментарий, то есть совокупность средств, применяемых для достижения результатов при взаимодействии учитель-ученик-машина. Данная программа покажет стажёрам, что совокупность технологии РКМЧП и сетевых ресурсов способствует формированию предметных результатов и даст учителям средства для оценивания знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Содержательный блок программы
2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы, для проведения стажировки
Автор программы может предоставить стажёрам:
- персональные компьютеры (использование оборудования кабинета информатики МБОУ СОШ №5 г.Саров), подключённый к сети Internet с периферийными устройствами (веб-камерой, наушниками) – 15 штук;
- планшеты с выходом в Internet (WI-FI) – 25 штук;
- оборудование: принтер, ксерокс, сканер, доска Mimio-Teach, проектор, документ-камера, фотоаппарат;
- дидактические, методические, раздаточные материалы в бумажном и электронном виде.
2.2. Программа стажировки.
Итак, тема программы: «Технология РКМЧП и интерактивности - инструментарий формирования и оценивания предметных результатов в условиях реализации ФГОС».
Технология РКМЧП и интерактивности (сетевые ресурсы, групповая работа) многофункциональный динамично развивающийся инструментарий, формирующий предметные результаты у разных возрастных групп, поэтому моя программа рассчитана не только для учителей, преподающих различные предметы в начальной школе, но и для педагогов среднего и старшего звеньев.
Курс рассчитан на 24 учебных часа и включает 5 тем.
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
На первом занятии происходит погружение стажёров в технологию, так как оно проводится по структуре развития критического мышления (три стадии учебного занятия: вызов, осмысление содержания и рефлексия), используя следующие приёмы и стратегии: приём «Верно-неверно», приём «Кластер», стратегия «Зигзаг». Для визуализации применяются сервисы Google.
- Коллективная игра в мыслительный эксперимент.
Работа стажёров строится по технологии дрейф-групп. Рассматриваются приёмы РКМЧП: игра «Как вы думаете», чтение, суммирование прочитанного в парах, различные виды таблиц: концептуальная, сводная, синтез, З-Х-У, приём «Дневники». Результаты представляются на сервисах Google.
- Планирование учебных занятий.
Семинар проводится по стадиям РКМЧП (стратегия решения проблем «ИДЕАЛ», приём «Дискуссия «Совместный поиск», художественная форма письменной рефлексии «Эссэ»), а стажёрская проба – в сервисах Google и Web 2.0.
- Открытая мастерская.
Данная тема включает в себя 3 раздела:
*Создание парка дидактических, учебных, развивающих игр и заданий.
*Такие разные презентации!
*Разработка материалов для диагностики предметных результатов.
Занятия по теме проводятся в форме стажёрских проб на сервисах Google и Web 2.0. Для рефлексии и самооценки работы в «Открытой мастерской» используется художественная форма письменной рефлексии – стратегия «РАФТ» и круглый стол (приём «Дискуссия»).
- Рефлексия по итогам пройденной программы стажировки.
Данная тема предполагает анкетирование стажёров для оценки эффективности обучения, анализ полученных результатов, прогнозирование, построение индивидуальной траектории саморазвития, итоговая работа в стратегии РАФТ или написание синквейна, а также награждение победителей и призёров по результатам голосования на странице блога стажировки. Стажёры для выполнения итоговой работы используют интерактивные сервисы по своему выбору. Составляется рейтинг наиболее популярных сервисов среди стажёров, сравнивается с рейтингом посетителей блога стажировки.
Ещё раз хочу отметить, что семинары и стажёрские пробы проводятся по трём стадиям технологии РКМЧП.
Для каждой стадии используются различные сервисы Web 2.0, Google и приёмы, стратегии (некоторые описаны в книге «Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011).
Стадии | Приёмы и стратегии | Сервисы |
Вызов | Приём «Кластеры», «Верите ли вы, что», «Выглядит как…, звучит как…», «Плюс-минус-интересно», «Плюс – минус – вопрос», таблица «Тонкие и толстые вопросы», таблица З-Х-У (знаю-хочу узнать-узнал), стратегия «Зигзаг», стратегия «Идеал», стратегия «Фишбоун» | Сервисы Web 2.0: Ребус 1 Learning Apps Trend Club Твой тест Сервисы Google: форма, таблица, документ, рисунок, Blogger. Сервисы Mimio: презентация Mimio-Teach |
Осмысление содержания | Приём «Кластеры», «Инсерт», «Эффективная лекция», «Дерево предсказаний», чтение с остановками, «Дневники», «Бортовые журналы», таблица «Тонкие и толстые вопросы», концептуальная таблица, таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?», сводная таблица, таблица З-Х-У (знаю-хочу узнать-узнал), чтение, суммирование прочитанного в парах, стратегия «Зигзаг», игра «Как вы думаете?», дискуссия «Совместный поиск», «Перекрёстная дискуссия», стратегия «Идеал», стратегия «Фишбоун» | Сервисы Web 2.0: Learning Apps Сервисы Web 2.0: Learning Apps Calameo, Trend Club Сервисы Google: форма, таблица, документ, презентация, рисунок, Blogger. Сервисы Mimio: Презентация Mimio-Teach |
Рефлексия | Приём «Кластеры», таблица «Тонкие и толстые вопросы», концептуальная таблица, сводная таблица, таблица З-Х-У (знаю-хочу узнать-узнал), стратегия «Зигзаг», стратегия «Идеал», стратегия «Фишбоун» эссе, очерк, «Синквейн» РАФТ | Сервисы Web 2.0: Сlass Tools Learning Apps Playcast, KIZOA, Calameo, Picasa, Trend Club Фабрика кроссвордов Open Test START EXAM, Твой тест. Сервисы Google: форма, таблица, презентация, Blogger. Сервисы Mimio: тест-опрос Mimio-Teach |
2.3. Учебный план стажировки на 24 учебных часа:
№ | Тема | Количество часов | |||
Лекции | Семинар | Стажерская проба | Онлайн занятие | ||
1 1 | Погружение в технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП):
| 1 | 1 | ||
2 | Коллективная игра в мыслительный эксперимент:
| 1 | 3 | ||
3 | Планирование учебных занятий (документ Google, таблица Google):
| 1 | 2 | ||
4 | Открытая мастерская. Создание парка дидактических, учебных, развивающих игр и заданий (сервисы Web 2.0: Сlass Tools, Learning Apps, Фабрика кроссвордов, Ребус 1) | 4* | |||
5 | Открытая мастерская. Такие разные презентации! (Презентация Google, Mimio, Playcast, KIZOA, Calameo, Picasa, Trend Club). Художественная форма письменной рефлексии – стратегия «РАФТ» (Blogger) | 4* | |||
6 | Открытая мастерская. Разработка материалов для диагностики предметных результатов (Open Test START EXAM, Твой тест, форма Google, тест-опрос Mimio-Teach). Рефлексия и самооценка работы в «Открытой мастерской» (круглый стол) | 4* | 1 | ||
7 | Рефлексия по итогам пройденной программы стажировки:
| 1 | 1 |
* - стажерские пробы могут выполняться с присоединением оn – line аудитории.
3. Способы оценки результатов стажировки.
3.1. Внешняя оценка результатов стажеров
Стажёры смогут оценить достижения друг друга, а также получить рецензию преподавателя курса, педагогического сообщества в виде комментариев в блоге, где будут размещаться работы стажёров.
На главной странице блога будет организовано интернет-голосование, которое поможет выявить и наградить дипломами стажёров (победителя и призёров), подготовивших наибольшее количество интересных и качественных работ по формированию и оцениванию предметных результатов в технологии РКМЧП (тест-опросы, презентации, дидактические игры и упражнения, плэйкасты, кроссворды, ребусы, учебные плакаты в виде комиксов).
3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.
Ещё в начале программы стажировки будет проведено установочное занятие c анкетированием стажёров (Форма Google). Просмотрев итоги анкеты, слушатели сумеют оценить степень владения материалом и понять своё личное отношение к рассматриваемым вопросам, что создаст мотивацию к дальнейшему взаимодействию участников курса. В конце программы стажировки педагоги снова ответят на те же вопросы, а таблица (Форма-ответы Google) поможет сделать вывод об эффективности курса для каждого слушателя в отдельности и построить индивидуальную траекторию дальнейшего саморазвития.
В данную траекторию так же войдут вопросы с собственных страничек стажёров в блоге «Критическое мышление и интерактивности» (http://stazirovka2014.blogspot.ru), где участники курса будут вести «Трёхчастный дневник». По прошествии некоторого времени (применение приобретённых на программе стажировки умений и навыков) педагоги смогут ответить на свои вопросы, оставить комментарии о технологии РКМЧП или об интерактивном сервисе. Информация об обновлении страничек блога будет приходить каждому участнику стажировки на его электронную почту.
Рефлексия будет проведена с помощью организованной письменной работы стажёров (приём «Синквейн» и стратегия РАФТ). Данный подход достаточно технологичен, так как показывает позитивный предметный результат обучения (получен продукт). Такая технологичность в свою очередь чётко диагностируется: если письменная работа выполнена, соответствует теме, раскрывает главную мысль, то компетенция на базовом уровне сформирована.