"Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения грамотности учащихся"

Словарная работа на каждом уроке помогает повышать грамотность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.

        Донцова С.И.

        МКОУ СОШ №4

                                                                                                    с. Золотарёвка

      Я решила попробовать изменить отношение учеников к школьному предмету под названием «русский язык». Каким образом? Очень просто: сделать каждый урок интересным. Я чувствовала, что заинтересовать детей нужно не столько занимательным материалом, сколько сознанием серьезности того, чем мы занимаемся на уроке. Теперь я убеждена, что именно серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Вместе с ребятами мы делаем маленькие открытия, я поощряю их стремление писать грамотно, говорить правильно, выразительно, красиво, поддерживаю их интерес к слову, его истории, радуюсь тому, что мои ученики осваивают новые слова, вникают в их смысл, ищут точные фразы для выражения своих мыслей, чувствуют лишнее в тексте, ещё не умея этого объяснить, но интуитивно ощущая гармонию высказывания. Я радуюсь их неравнодушию к языку. Отношение детей к предмету изменилось, и тут мне помогла словарная работа.

    «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» Эти  слова К.Г. Паустовского, открывающие в 5 классе раздел «Лексика», должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.

     Именно поэтому я с особой тщательностью отношусь к организации словарной работы на уроке русского языка.

     По большому счету весь урок языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и … сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинен одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

     В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы. Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

…Сотни слов, родных и метких,

        Сникнув, голос потеряв,

                                           Взаперти, как птицы в клетках,

                                           Дремлют в толстых словарях.

                                           Ты их выпусти оттуда,

                                           В быт обыденный верни,

                                           Чтобы речь – людское чудо –

                                            Не скудела в наши дни.

     Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроке мы рассматриваем слово одновременно в четырех аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

     Следуя принципу А.М. Пешковского, утверждавшего, что «сперва услышать, а затем смотреть, как это писано», мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится (хочу сразу оговориться, что есть простые и непростые в смысле произношения слова, от этого зависит и работа над ним). Затем мы  пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на значения учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберем близкие по значению слова. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться писать его.

 На доске четко и аккуратно написано слово, выделены «трудные» буквы, подчеркнуты «ошибкоопасные» места. Работа над орфографией начинается с побуквенного проговаривания слова по слогам (хором несколько раз). Затем это слово заносится в тетрадь и учащиеся, закрыв глаза на 20-30 секунд, пытаются запомнить орфографический облик слова, опять же (шепотом) по слогам побуквенно его проговаривая. После этого пробуем заставить слово  работать в контексте – словосочетании и предложении. Записав слово три – четыре раза, ученик невольно запоминает его.

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этимологический аспект (пятый) в освоении слова очень важен, но рассмотрение его затруднено отсутствием нужного справочного материала (этимологического словаря). Поэтому в своей работе я использую этимологию слова как подспорье, как дополнение, порой помогающее объяснить и запомнить значение слова и его написание. Как правило, этимологические справки дает учитель. Этот прием – этимологическая справка – формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому последующие уроки будут ещё одной ступенькой к овладению словом. На втором этапе (последующие уроки) возможны такие виды упражнений.

  1. Орфоэпический диктант – правильное произнесение записанных на доске слов.

Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.

  1. Диктант «Угадай словечко!» - учитель дает толкование, дети записывают само слово.
  2. Лексический диктант – диктуемым словам дети должны дать толкование.

Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к себе.

  1. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по значению (представить-предоставить, одеть-надеть, экономный-экономичный); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения.

Так идет усвоение лексико-семантического уровня слова.

5.      Зрительные диктанты используются как на первом, так и на втором                  

этапе работы со словом. Возможен и такой вариант, когда для зрительного диктанта берутся 3-7 предложений, записанных на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочередно демонстрируются учащимися по 10-30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается. Этот диктант обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки у каждого ученика в классе. Тогда появляется новый зрительный диктант и начинается та же самая работа, но с другими словами и предложениями. Такой вид упражнения в V-VI классах, кроме прочего, ещё помогает улучшить технику чтения. Зрительный диктант особенно полезен, на мой взгляд, при работе с непроверяемыми написаниями, так как на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматике приходит зрение как серьезный фактор, способствующий запоминанию нужных орфограмм, выработке навыка правописания. Именно на зрительную память опирается и работа с орфографическим словарем.

Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаем систематическое его использование. Хорошее знание алфавита, быстрота психической реакции, сноровка, любознательность учащихся – подспорье в этой работе. Кроме орфографического и грамматико-орфографического словаря, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся «Школьным толковым словарем» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской и Г.П. Снетовой, дома помогают более солидные: С.И. Ожегова, академический. Трудности заключаются в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.

К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения…всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.

Включив новое слово в контекст, т.е. составив словосочетание и предложение, ученик не завершает этим освоение слова. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания – это тоже работа со словом.

После ознакомительной работы ученик пишет свое «Слово о слове». Вот пример освоения слова автограф учеником 7 класса – сочинение «Осенняя миниатюра».

«Осень приносит с собой конец лета, первые морозы, листопад. Листопад – это автограф осени и самое красивое зрелище, какое мы можем увидеть…»

Не правда ли, звучит красиво: «Листопад – автограф осени». Здесь налицо не только овладение лексико-семантическим уровнем слова, но и создание с его помощью яркого художественного образа.

Кроме словарных слов, на уроках мы с ребятами тщательно рассматриваем и проверяемые написания. Работа с ними включает в себя и словарные диктанты из слов с одной определенной орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм, и орфографический разбор, и орфографический диктант (из грамматических форм слов), и тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся, и работу над ошибками, и творческие задания.

Например, дается набор глаголов, вызывающих у детей трудности при образовании каких-либо грамматических форм. Необходимо, включив глаголы в контекст, употребить их в форме 2-го лица ед. числа. Вот эти глаголы: видеть, гладить, мыть, дышать, смотреть, выгонять, плескаться, улыбаться. Самые обычные глаголы. А у ученицы VII класса получается такая зарисовка:

«Ты смотришь вдаль и видишь бесконечную гладь моря. Бежишь по воде, мочишь-моешь ноги, затем ныряешь, плещешься, плаваешь, дышишь свежим воздухом.  Потом лежишь, загораешь, пропускаешь песок сквозь пальцы, гладишь руками его горячую поверхность. Ты улыбаешься, ты счастлив!»

Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса (последнему – обогащению словарного запаса -  программа не отводит специального времени). Но в силу того, что все в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделом науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для нее, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его. Я практически всегда отвожу словарной работе не менее 5-7 мин., отводя ее в урок на разных этапах.

Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.