Городское методическое объединение

 Тема моего выступления

Специфика проектного обучения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.pptx303.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика проектного обучения в начальной школе

Слайд 2

Цель: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе.

Слайд 3

Задачи: – Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения. – Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе. – Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных классов.

Слайд 4

Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”.

Слайд 5

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Слайд 6

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей

Слайд 7

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы Исследовательские Творческие Информационные . Социально значимые Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты .

Слайд 8

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить: краткосрочные (2–6 ч), среднесрочные (12–15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Слайд 9

В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: мотивационный планирующий информационно-операционный Рефлексивно-оценочный

Слайд 10

последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным , межпредметным , от личных проектов к групповым и общеклассным . Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Слайд 11

Группы компетенций исследовательские социального взаимодействия оценочные информационные презентационные рефлексивные менеджерские

Слайд 12

Инновационные подходы в организации педагогической деятельности учителей начальных классов

Слайд 13

Под инновациями в обучении следует понимать : 1. Новые методики преподавания ( методика Русской школы, методика Сократа, школа «Диалога культур», методика «погружения», Вальдорфская педагогика и другие);

Слайд 14

2. Новшества в организации содержания образования ( интегрированные - межпредметные - программы);

Слайд 15

3 . Новые методы оценивания образовательного результата (рейтинговая оценка, создание портфолио – папки достижений каждого учащегося );

Слайд 16

4. Новые способы организации занятий: - проведение мультимедийных уроков и смарт - уроков; - использование компьютерных презентаций и интерактивных программ; - создание схем сетевого взаимодействия; - индивидуальные образовательные траектории; - метод проектов, на котором хочется остановиться более подробно.

Слайд 17

Классификация учебных проектов. 1. По числу участников (личные, парные, групповые); 2. По профилю знаний ( монопроекты – в рамках одного предмета и межпредметные – по двум или более предметов); 3. По характеру результата : информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, обзорный, ролевой, проект – инсценировка; 4. По продолжительности краткосрочный – 3 - 6 уроков, средней продолжительности – 1 – 2 месяца, долгосрочный – до года. 5. По уровню контактов ( внутришкольные , региональные, международные).

Слайд 18

Основные требования к проекту. 1. Необходимо наличие социально значимой задачи. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. 3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет осмыслена, обработана и представлена участникам проектной группы. 4. Результатом работы над проектом, его выходом – является продукт, то, что разработали участники для разрешения поставленной проблемы.

Слайд 19

Д остоинства проектов: - учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу; - ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества; - профессиональное самоопределение. Именно при выполнении проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания? - при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся; -развивается социальный аспект личности за счёт включения в различные виды деятельности.

Слайд 20

Паспорт проектной работы. 1. Название проекта. 2. Руководитель проекта. 3. Консультант( ы ) проекта. ( 1 – 3 – на титульном листе). 4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 7. Состав проектной группы(Ф.И. учащихся, класс); 8. Тип проекта. 9. Заказчик проекта. 10.Цель проекта (практическая и педагогическая); 11. Задачи проекта (2 – 4 задачи, акцент на развивающие); 12. Вопросы проекта ( 3 – 4 проблемных вопроса по теме, на которые нужно ответить в ходе выполнения); 13. Необходимое оборудование. 14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы, района, воспитательный момент, краткое содержание); 15. Предлагаемые продукты проекта. 16. Этапы работы над проектом ( для каждого указать форму, продолжительность, содержание работы, выход); 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Слайд 21

Оформление проектной папки. 1. Паспорт проекта. 2. Планы выполнения проектов и отдельных этапов. 3.Промежуточные отчёты группы. 4. Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, фотографии. Распечатки из Интернета. 5. Результаты исследований и анализа. 6. Записи всех идей, гипотез, решений. 7.Отчёты о совещаниях, дискуссиях, «мозговых штурмах». 8. Краткое описание проблем, с которыми столкнулись, пути их преодоления. 9. Эскизы, чертежи, наброски продукта. 10. Материалы к презентации и черновики.

Слайд 22

Защита проекта. 1. Общие рекомендации: - эмоциональное и короткое по времени выступление ( не более 15 минут) с использованием интересных примеров; - логика изложения; - использование только понятных терминов; - рассказ, а не чтение текста; - использование наглядного материала; 2.Техника подготовки: - предварительный хронометраж; - детали рабочего места; - чёткий, красочный наглядный материал; - тренировочное выступление. 3.Рекомендации выступающему: - начните своё выступление с приветствия; - огласите название проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы; - не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления; - поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя за помощь;

Слайд 23

Проект – это метод обучения. Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проект – это форма организации учебного процесса. Проект – это особая философия образования. Школа будущего – школа проектов.

Слайд 24

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов: 1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. 2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность. 3.Учитель доверяет ученикам, считает из равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие. 4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы. 5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контроллёра на позицию помощника и наставника. 6.Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал неправильно!», а «Почему ты это сделал так?»). 7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Слайд 25

Советы учителю, работающему по методу проектов. 1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе. 2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения. 3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.) 4. Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше. 5. Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи. 6. Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными. 7. Прокомментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.

Слайд 26

Главные условия организации работы над проектом. 1. Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности. 2. Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу. 3. Стремление учащихся работать над проектом. 4. Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты. 5. Доступность информации о ходе проекта. 6. Доступная ученикам библиотека, медиатека . 7. Рабочие уголки групп проекта. 8. Наличие материалов справочной литературы для самопроверки. 9. Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.

Слайд 27

Проектная деятельность в школе –это

Слайд 28

- активизация взаимодействия учебной и внеурочной деятельности учащихся; - определение мотивации, желания и умения учиться; - умение работать с информацией и передавать её другим; - повышение качества образования; - установление межличностных взаимоотношений, отношения к себе, к окружающим, к школе .

Слайд 29

«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно» Р.Киплинг.