Позновательно- исследовательский проект

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:  

«ОГОРОД НА ОКНЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: воспитатель Быкова Л.А.

 

 

Проект : долгосрочный.

 

Вид проекта: познавательный, творческий.

 

Продолжительность: 3 месяца.

 

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.

 

Задачи: обогащение и расширение представлений детей о растениях.                       Как можно вырастить лук, помидоры, кабачки, перец, огурцы на окне.

Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? Способы выращивания.

Развивать интерес к развитию и росту растений.

Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как  сажали, появление всходов, способы ухода.

Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.

Воспитывать  любознательность и наблюдательность.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

 

Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам  бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.

 

Методы реализации проекта: беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, занятия в игровой форме.

 

Этапы работы над проектом:

1.     Ознакомительный  (подготовительный) : определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы в  «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности-1-я, 2-я неделя марта.

2.     Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение)-в течении 2 месяцев (март, апрель).

3.      Заключительный : подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа-май.

 

 

Ожидаемый результат:

 

1.     Дети познакомятся с культурными растениями.

2.     С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3.     С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

4.     У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

5.     Формировать у детей уважительное отношение к труду.

6.     Создание в группе огорода на подоконнике.

7.     Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

8.     Активное участие родителей в реализации проекта.

 

 

               Этапы реализации проекта

 

1 этап – подготовительный.

1.Беседа с родителями «Огород на окне».

    Цель: обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

2.Консультация для родителей «Огород на окне».

    Цель: просвещать родителей по данной теме.

3.Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала,    природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. 

      Цель: создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

 

2 этап - основной.

4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. 

    Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и         расширять знания о видах растений.

5.Беседа: «Что мы знаем об овощах».

   Цель:  закрепить представления детей о том, где выращива­ются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описа­тельные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочи­ненные предложения.

6.Практическая деятельность: посадка лука, моркови, томатов, перца.

    Цель: вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

7.Опыт-наблюдение за ростом лука,  моркови, томатов, перца .

    Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих культур

8.Труд в уголке природы.

    Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий ( воды, света, тепла).

9.Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

    Цель: получить необходимые условия для роста растений( свет, вода, тепло).

10.Дидактическая игра « Что сажают в огороде».

  Цель: научить детей классифицировать предметы по опреде­ленным признакам (по месту их произрастания, по их примене­нию), развить быстроту мышления, слуховое внимание.

11.Дидактическая игра « Подбери пару»

Цели: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

12. Наблюдения: «Растут ли наши растения»

       Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

13. Оформление дневника наблюдений.

       Цель: зафиксировать наблюдения за растениями.

14. Итоговая беседа « Огород на окне».

3 этап - заключительный.

15. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

16.Анализ результативности.

 

По реализации проекта « Огород на окне» были получены следующие результаты.

 

1.Дети познакомились с  культурными растениями.

2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили                                                    

     необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети стали бережно относится к растительному миру.

6. В группе был создан огород на окне.

7.Дети стали более уважительно относится к труду.

8. Наблюдения были зафиксированы в дневнике наблюдений.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

 

                                       Работа с родителями:

 

1. Беседа с родителями «Огород на окне».

2.Консультация для родителей « Огород на окне».

3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для                      

    огорода на окне.

Беседа:    «Что мы знаем об овощах»

 

Цели: закрепить представления детей о том, где выращива­ются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описа­тельные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочи­ненные предложения.

Занятие начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с корзинкой с овощами). Хозяюшка по­казывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает сти­хи «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу, ох!

«Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благода­рят и оставляют хозяйку у себя в гостях.

«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно назвать? (Дети называют овощи.)

А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (Урожай, плоды.)

Плоды растут... Что еще про них можно сказать?» (Созревают, поспевают, цветут и т.д.)

Почему одни плоды называют овощами, а другие фрукта­ми?»       (Овощи растут в огороде, поле, а фрукты — в садах, из фрук­тов варят компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам, а фрукты на десерт.)

Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял.

Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшеб­ные квадратики.

Вопросы, на которые нужно ответить:

— где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород)',

— из чего их выращивают;

—это овощи или фрукты;

—где используют спелые плоды;

—как цветут растения, на которых они растут;

—из чего состоит плод;

—какой он на вкус, на ощупь и на запах.

 

Беседа:           «Труд овощеводов и садоводов»

 

Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить пред­ставления о содержании и характере труда овощеводов и садо­водов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Предварительная работа. Для накопления конкретных пред­ставлений проводятся наблюдения за работой взрослых на ого­родах, в садах, парках и скверах, за перевозкой овощей и фрук­тов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на овощных базарах. К занятию подготавливают по 5—6 видов овощей и фруктов, наборы картинок с изображени­ем орудий труда овощеводов и садоводов, а также некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный ком­байн, картофелесажалки и др.), подбирают загадки об овощах и фруктах.

В начале занятия воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в классификации и понимании обоб­щений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и загадывать за­гадки о них.

Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты и кто их выращивает; уточняет, что выращива­ют их сельские жители, овощеводы и садоводы, закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Под­черкивает, что овощеводы и садоводы стараются вырастить боль­шой урожай, работают хорошо и дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные ово­щи и фрукты и благодарят сельских жителей за их труд.

 

  Игра «Подбери пару»

 

Цели: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

Оборудование: знакомые детям геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, кото­рые можно объединить по парам (например, яблоки разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т.д.). По этому -  же принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т.д.

Сначала дети внимательно рассматривают картинки. Затем воспитатель просит их рассказать, что общего между изобра­женными на них предметами и чем они отличаются.

Потом по просьбе игрушки (куклы или зверюшки ) дети выби­рают нужный им предмет (например, морковку для зайчика). Сле­дующее задание — найти овощу пару такой же длины (например, огурец) или такого же цвета (например, апельсин). Выполнив просьбу игрушки, дети объясняют, по какому признаку подобрана пара.

Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару, а потом просят подобрать пару по определенному при­знаку. Дети, сидящие за столом, контролируют друг друга, со­ветуются с игрушками.

Вариант 1

Дети, сидящие за одним столом, делят все картинки между собой и составляют пары из них. Если у ребенка оказываются предметы, которые нельзя объединить ни по какому признаку, воспитатель предлагает поменяться ими с товарищами, чтобы подобрать пары самому и помочь другим.

Вариант 2

В группе появляется мудрая змея, которая интересуется, го­товы ли дети выполнить более сложное задание — взять какую-нибудь картинку и по одному из признаков (цвет, форма, на­значение) подобрать пару среди оборудования комнаты. Дети начинают выполнять задание, а змея поощряет их и просит других детей помочь. Помощники тихими хлопками будут сообщать, что тот, кто отправился на поиски, далек от нужного предмета, а громкими — что он приближается к нему. Таким образом  зада­ние будут выполнять все дети.

Вариант 3

Змея, убедившись, что дети стали почти такими же мудры­ми, как она, предлагает всем одновременно искать пару для своего предмета.

Когда пары подобраны, змея предлагает посмотреть на них и оценить правильность выполнения задания каждым ребенком. С теми, кто удачно нашел пару, змея танцует; тем, кто ошибся, обещает помочь при повторении игры.

Игра «Что сажают в огороде?»

 

Цели: научить детей классифицировать предметы по опреде­ленным признакам (по месту их произрастания, по их примене­нию), развить быстроту мышления, слуховое внимание.

«Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы будете внимательно слу­шать и отвечать. Если я назову то, что растет в огороде, вы ответите "да", если же то, что в огороде не растет, — вы скаже­те "нет". Кто ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель. Морковь.

Дети. Да!

Воспитатель. Огурцы.

Дети. Да!

Воспитатель. Свекла.

Дети. Да!

Воспитатель. Сливы.

Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!»

Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Ме­бель», «Одежда» и др.