учебный материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Биография Маяковский и футуризм Футуризм в живописи Картины Маяковского Раннее творчество Анализ «А вы могли бы?» Муза Маяковского О стихотворении Лиличка Окна РОСТА Татьяна Яковлева Сатирические и драматические произведения «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Маяковский читает «Послушайте!» Заключение Задания
Биография Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906). В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. После похорон отца Маяковский вместе с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. В марте 1908 года был исключён из V класса за неуплату за обучение. Первое « полустихотворение » Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, « получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно ».
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП(б). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-9 годах трижды арестовывался, но был освобожден за недостатком улик. В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи. Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина . В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком , основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».
Маяковский и футуризм В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях. Футуризм ( итал . futurismo от лат. futurum – будущее )- авангардистские художественные движения 10-х — начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея».
Футуризм в живописи Но призыв этот смягчен высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как А.Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака . Не говоря уже о море талантов: Хабиас , Каменский, Шкловский, Зданевич , Крученых. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки . Давид Бурлюк — основатель в своем имении колонии футуристов «Гилея». Ему удается сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Крученых, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.»
Картины Маяковского «Ковчег», эскиз к пьесе «Мистерия-буфф» Художник В. Маяковский. 1919 г. Акварель В. Маяковский. «Рулетка», 1915.
Раннее творчество «Ночь» «Утро» «Порт» «Уличное» «Из улицы в улицу» «А вы могли бы?» «Вывескам» «Театры» «Кое-что про Петербург» «За женщиной» « Я» Я сразу смазал карту будня , плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? [1913]
Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. поэту водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. Лирический герой бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня ». Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Я сразу смазал карту будня , плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? [1913]
В 1913 году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915—1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон » (1915). 1917 год — «Революция. Поэтохроника». Маяковский снимался в фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции.
Муза Маяковского Стихи о любви: «ЛИЛИЧКА!» «Любит? не любит? Я руки ломаю» «Ты» « Лиличка » (отрывок) Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.
О стихотворении « Лиличка » “ Лиличка !” – стихотворение, призванное “вместо письма” явиться прощанием с любимой женщиной. И в отличие от письма, оно не обращение к адресату, а лишь “последний крик” отчаянья. В “ Лиличке !” нет светлого пушкинского прощания-прощения. Первые строки вводят нас в напряжённое, даже трагическое настроение. кульминация – самоубийство, которое лирический герой не совершит, потому что над ним “не властно лезвие ни одного ножа”, кроме взгляда героини. Отличительные признаки: “Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени” “Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?” “Сегодня сидишь вот, сердце в железе”
Окна РОСТА 17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919—1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).
ОКНА РОСТА
ОКНА РОСТА
В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. После поездки в 1925 году вышел цикл «Стихи об Америке» Осенью 1928 года Маяковский опять едет в Париж. Помимо чисто литературных дел, поездка имела и другую цель. 20 октября он поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой, которую он признавал своей. Встреча была неудачной; уже 25 октября он вернулся в Париж. Вечером того же дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой русской, в 1925 г. приехавшей в Париж. Маяковский и Т. Яковлева сразу влюбились друг в друга.
Татьяна Яковлева Маяковский покинул Париж в начале декабря, но вернулся туда уже в феврале 1929 г.; в этот приезд он пробыл там два с лишним месяца. Он предложил Т.Яковлевой стать его женой и уехать с ним в Россию - мысль, которую она "встретила уклончиво". Но Т.Яковлева выходит замуж за французского виконта. Маяковский переживал эту весть очень тяжело. Конец романа с ней стал одновременно началом последнего периода его жизни . Продолжались поиски любви, которая могла бы его "спасти". …Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.
Сатирические и драматические произведения «Клоп» (1928) «Баня» (1929) «Облако в штанах» (1914—1915) «Флейта-позвоночник» (1915) «Мистерия-буфф» (1920-1921) «О дряни » (1920-1921)
«Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 1925 г. Д. Бурлюк . "Ты да я, нас, товарищ, двое!»
Маяковский читает «Послушайте!»
14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из пистолета. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта « В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил » , пересудов было много. С 15 по 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек. 17 апреля состоялся траурный митинг и похороны.
Задания по творчеству Основной темой ранней лирики Маяковского являлась: Тема конца света, мира, цивилизации Тема одиночества, непонятности Тема любви Тема современного города
Каким настроением пронизаны послереволюционные произведения В.Маяковского? Их отличает настроение грусти, сожаления об исчезнувшем укладе жизни Их отличает пафос радостной перестройки мира Их отличает настроение разочарования, обманутых надежд Их отличает трагический пафос
Укажите новаторские признаки поэзии Маяковского Введение неологизмов, акцентный стих Благозвучие Использование пейзажа как средство психологической характеристики героя Напевность стиха
Поздравляем, Ваши ответы верны! Продолжить
К сожалению, вы ошиблись! Повторить
Продолжи строку «Ешь ананасы, рябчиков жуй…» «Мужчина, у вас на усах …» «В сто сорок солнц …» «Слава вам, идущие…» «Я волком бы…» «Багровый и белый…»