проектный метод в организации образовательного процеса ДОУ
Инновационная деятельность обладает системным эффектом и влияет на развитие профессионального мастерства педагогов. Педагогическое проектирование стало важнейшим компонентом деятельности педагогов нашего дошкольного учреждения. У педагогов вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников. Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации приоритетных направлений.
Педагогами разработаны проекты и технологии, которые применяются в работе с детьми:
2008-2009 гг. - Образовательный проект «Наш любимый детский сад» Тематические: - «Время вперед», - «Мир кукол», - «Удивительный мир пчелы» - «Мой веселый звонкий мяч» - «Музей часов» - «Родной свой край люби и знай» - «В мир прошлого» - «Мир природы родного края», - «Юный пешеход»,
| 2009-2010 гг. . Исследовательские проектымини-музеев - «Музей одного образа «Зонтики» - «Сырный домик - «Звукоград» - «Мир ракушек» - «От маски до карнавала» - «Путешествие денежки» - «Электрические приборы» - «Прошлое ручки» - «Мир кукол - «Волшебный ветерок» - «Мир календарей» -«Путешествие в прошлое счетных устройств» - «Деревянная игрушка» | 2010-2011 гг. Проекты сюжетно-ролевых игр: - Магазин «Цветы». - Супермаркет - «Зоомаркет» - «Подарки» - «Детское кафе» - «Домостройка» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_syuzh_rol_igry.doc | 79.5 КБ |
proekt_idiyatulinoy.doc | 83.5 КБ |
proekt_aleksandrovoy.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект сюжетно-ролевой игры «Магазин - Домостройка»
(для старшей группы).
Цель: Формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
1. Развивать и обогащать сюжет игры и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.
2. Углубить знания о труде работников магазина.
3. Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширить и обогатить их словарный запас.
4. Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Актуальность проекта.
Игра- это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мнений, отношения к окружающему миру. Ролевая игра – первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.
В ней успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, общительность и воображение. Кроме того – игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Научно-исследовательское обеспечение.
Сегодня ни кто не отрицает, что рост влияния телевидения, рекламы, прогресс компьютерных технологий на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Многие авторы, исследовавшие ролевую игру (Жуковская Р.И., Маркова Т.А.) единодушно отмечают, что на сюжет игры решающее влияние оказывает окружающая действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Поскольку в нашей реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы..
Известный исследователь детских игр Е.О.Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экономическими бедствиями – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха (из Декларации прав ребен5ка на игру, принятой международной Ассоциацией в 1977 г.)
Французский ученый – естествоиспытатель Ж.Фабру очень далекий от проблем детства в дошкольной педагогике, но хорошо понимавший, как много значит игра в жизни ребенка, исключительно точно выразил суть проблемы руководства детской игрой: «Школа правильной руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем питание..»
Известные психологи Л.С.Выгодский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Получение знаний детей о строительных профессиях.
- Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Парное ролевое общение со сверстниками.
Этапы игровой деятельности
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика игровых навыков, игровой среды | Диагностическая методика Сафоновой. |
Обрисовка сюжетной канвы | Семья готовится к ремонту своего дома, определяют какой материал необходим для ремонта, идут в магазин, покупают, делают ремонт в своем доме. | Изучение литературы В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть», Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников. |
Организационная работа | Чтение художественной литературы Д.Родари « Чем пахнут ремесла?», О.Друз «Разноцветный мальчик», С.Баруздин «Каменщик», «Маляр», «Плотник», «Машины», «Строители». Продуктивный вид деятельности: изготовление атрибутов для игры. Оформление магазина «Домостройка» Беседа с детьми «Дом в котором я живу». Сравнительная беседа «Дома города и древни» Рассматривание альбомов с фасадами зданий, Игры с наборами «Строитель» д/и «Дострой дом» Рассматривание картин «Строитель», «Маляр», «Продавец». Коллективная аппликация «Дома на нашей улице», Экскурсия в магазин «Домостройка». | Придумывание воспитателем материала для игры: Оборудование и материал для строительства дома, униформа для продавца, каталоги с разновидностями красок, лаков, клея и т.д. |
Работа с родителями | Оказание помощи в изготовлении атрибутов. Совместное составление рассказов с детьми о ремонте в доме. | |
Основной | ||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства магазин (витрина, муляжи строительных материалов и оборудования, касса, деньги, рекламный щит, права потребителя- уголок группы. | Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства. |
Игровая деятельность детей | Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. | Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Использование предметов-заместителей. |
Заключительный | ||
итог | Участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. | Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений. |
Словарный минимум
Часть словаря | Средний возраст | Старший возраст |
Профессии | Продавец, кассир, шофер, грузчик, покупатель, директор | Дизайнер, плотник, маляр, каменщик, строитель |
Орудия труда | Витрина, касса, телефон, пластиковая карта, накладная | Кладка, валик, рубанок, дрель, раствор, кирпич, мастерок, ножовка. |
Трудовые действия | Согласовывать, обслуживать, руководить, проверять, продавать, покупать, привозить, развозить, грузить, разгружать, строить | Красить, клеить, класть, прибивать, отпиливать, растворять |
Части дома | Стены, потолок, крыша, пол, лестница, окно, дверь | |
Качество труда | Качественно, вежливо, внимательно, аккуратно, ответственно, честно, четко, добросовестно, умело | |
Свойства | Кирпичный, деревянный, каменный, панельный, одноэтажный, многоэтажный, разноцветный. |
План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры «Магазин Домостройка»
Цель – учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Магазин Домостройка», формировать умения словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развивать умение детей играть дружно, коллективом.
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы используемые в игре |
задачи | Формировать умения словесно обозначать игровую роль. Реализовать специфические ролевые действия. Формировать элементарные ролевые действия
| Формировать умения обозначать свои ролит - продавец, покупатель, кассир, директор, шофер, грузчик. Учить выполнять роли: родавец-продает, кассир- берет деньги за покупку, считает, покупатель-покупает товар, шофер привозит, развозит строительный материал, грузчик-разгружает товар в магазин, грузит в машину. |
Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми | Включать детей в ролевое взаимодействие. Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную роль. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Выслушать мнение детей о том, как можно построить дм, проводить ремонт в квартире, доме, даче. Помочь детям выстроить последовательность действий в процессе игры. Обсудить ролевые действия в конце игры. | Вступительная беседа о видах магазинов. Распределение ролей. Организация игрового пространство и подбор атрибутов. Формирование умения выстраивать сюжетную линию |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Принять на себя второстепенную роль | Задать детям вопросы о том, что продают в магазинах, какие бывают виды магазинов, что продают в магазине «Стройка», для чего. С помощью вопросов помочь детям распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль директора магазина, осуществлять руководство магазином. |
Структура сюжета игры | Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий. | Сюжет игры : дом- магазин – семья (покупатель – папа, продавец – мама, кассир – мама, грузчик –папа, шофер – папа) Из дома идут в магазин за покупками, потом домой. |
Построение ролевого диалога.
Задачи : помочь в устанавливании взаимоотношений и действий в процессе игры, развивать его сюжет, уточнить представления о труде работников магазина.
Роли | Ролевые действия |
Директор магазина | Организует и контролирует работу сотрудников магазина. Обеспечивает поставку товара в магазин. |
продавец | Принимает заказы, помогает подбирать материал, продает, оформляет витрину |
кассир | Берет деньги за товар, выдает чек |
покупатель | Выбирает товар, расплачивается за него |
шофер | Привозит товар в магазин и развозит его по адресам |
грузчик | Грузит товар со склада, разгружает его. |
Построение ролевого взаимодействия .
Директор магазина | продавец | покупатель | |
продавец | Организует работу, контролирует правильность и аккуратность работы | Распределяют работу, общаются между собой | Выбирает товар, покупает |
покупатель | Решает спорные вопросы, удовлетворяет их запросы | Помогает выбирать товар, продает | Советуются между собой |
кассир | Принимает выручку | Выписывает товарный чек | Расплачивается за товар |
грузчик | Организует и контролирует работу | Просят отгрузить товар со склада | |
шофер | Дает указания о поставке товара, подписывает путевой лист, контролирует | Принимает товар | Доставляет товар покупателю |
ПРОФЕССИИ.
На свете существует множество разных профессий: врач, учитель, инженер, строитель, продавец…
А какие профессии ты еще знаешь? Кем работают твои папа, мама? А кем хочешь быть ты, когда вырастешь? Рассмотри картинка. Что ты знаешь об этих профессиях?
Подумай и ответь на вопросы:
- Кто строит дом?
- Кто лечит людей?
- Кто пишет стихи?
- Кто рисует картины?
- Кто пишет музыку?
- Кто играет в театре?
- Кто шьет одежду?
- Кто водит самолет?
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»
Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Задачи: учить развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; создавать условия для творческого самовыражения; помочь детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развивать интерес и уважение к профессии продавца.
Ресурсное обеспечение: предметы – заместители (атрибуты), прилавок, касса.
Актуальность проекта.
Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. Важным аспектом в игре является участие воспитателей и родителей, т.к. это возможность в игровой форме дать ребенку новые знания, представления об окружающем мире, обучить его чему-либо. Например, девочка, играя с куклами в игру «Поход в гости», с помощью мамы может научиться элементарным правилам этикета: здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за подарки, дарить подарки и т.д. Кроме того, совместные игры – это замечательная возможность для взрослых узнать мысли и чувства детей, установить с ним более теплые и доверительные отношения.
В старшем возрасте ребенок уже способен играть в сюжетно-ролевые игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки, речь.
Со временем ребенок все больше усложняет умственное построение, укрепляется связь с реальностью, его игры становятся более интересными и многогранными, ребенок включает все больше элементов фантазирования, творчества, изобразительной деятельности. Именно эти игры шаг за шагом подготавливают малыша к взрослой жизни.
Научно – методическое обоснование.
В дошкольном возрасте поведение ребенка, указывает А.Н. Леонтьев, опосредуется образом действий взрослого. Взрослые, их отношение к предметам и друг к другу опосредуют отношение ребенка к предметам и другим людям. Ребенок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать как они.
Для ребенка в дошкольном возрасте на стадии психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия.
Ребенок, осваивающий окружающий его мир, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому ребенок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение к более широкому миру, то есть стремится действовать, как взрослый (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Д.Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, предметами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно он начинает выполняться самостоятельно.
Одним из условий психического развития ребенок в игре является предметно-пространственная среда. Поэтому организовать среду необходимо так, чтобы ребенок располагал необходимыми «степенями свободы», то есть новых возможностей (Н.И. Подьяков, В. Кудрявцев).
Ожидаемый результат:
- Получение знаний о цветах.
- Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
- Ролевое общение, короткий диалог.
Этапы игровой деятельности.
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный этап | ||
Выявление проблемы | Диагностика: игровых навыков, знаний о комнатных растениях. | Диагностика по методике С.В. Лесина. |
Обрисовка сюжетной канвы | Намечается день рождения. Родные и знакомые решили подарить на день рождения цветы, которые необходимо приобрести в магазине «Цветы». Продавец предлагает покупателю цветы в горшочках или цветы, оформленные в букет, экибано, картину. Предоставляет памятку по уходу за комнатными растениями. Покупатель платит деньги, благодарит продавца и идет на день рождения. Затем проводится сюжетно-ролевая игра «День рождения». | Изучение литературы: 1) Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» - М., 2008 г.; 2) Николаева С.Н. «Растения в нашем уголке» - М., 2002 г.; 3) Уланова Л.И., Пушкарева Л.Д. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» - Й – Ола, 1995 г.; 4) Зотов В.В. «лесная мозаика»; 5) Подбор материалов о растениях и животных на тему «Мы знаем». |
Организационная работа | Наблюдение за растениями, взаимодействие с объектами природы во время прогулок. Продуктивные виды деятельности. Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «О комнатных растениях», «Как ухаживать за растениями», «Способы их размножения». Д/и «Что растет в саду?». Загадки и стихи по теме. Познавательное развитие: «Беседа о комнатных растениях, черенкование традесканции», «Беседа о первоцветах», «Растение – живой организм». Ручной труд: «Картины «Цветы» (из разных видов материалов), «Экибано» (из природного материала). | Придумывание воспи-тателем материала для игры: атрибуты для игры, букеты, экибано, картины, картотека по уходу за растениями. Разработка конспекта игры «Магазин «Цветы». |
Работа с родителями | Экскурсия родителей с детьми в магазин «Цветы». Покупка цветка в горшочке. | Консультация «Уход за комнатными растениями», «Правила поведения в общественных местах» (в магазине). |
Основной этап | ||
Систематизация информации | Организация игрового пространства магазина. Обсуждение содержания игры. | Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли заведующей магазином. |
Игровая деятельность детей | Заведующая магазином объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей. Покупатели выбирают товар. Идет оживленная торговля. | Принятие на себя роли. |
Заключительный этап | ||
Итог | Участие детей в обсуждении проведенной игры. | Подведение итогов игры. Диагностика игровых навыков. |
Словарный минимум
Часть словаря | Старшая группа |
Профессии | Продавец, покупатель, заведующая магазином, шофер, кассир |
Орудия труда | Цветы, кашпо, упаковочная бумага, лента, экибано, альбомы с фотографиями, семена, почва, букет |
Трудовые действия | Согласовывать, отвечать, руководить, обслуживать, предложить, встречать, оформлять, продавать |
Качество труда | Вежливо, внимательно, организованно, ответственно, быстро, красиво |
Общественная значимость | Быстро продавать, красиво оформлять, делать приятное, дарить. |
Результаты труда | Качественное обслуживание покупателей, ознакомление по уходу за растениями. |
Учреждения | Магазин, теплица, оранжерея |
Построение ролевого диалога
Роли | Ролевые действия |
Заведующая магазином | Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями. |
Продавец | Выдает товар по чеку, сверяет по чеку стоимость товара. |
Покупатель | Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар от продавца. |
Кассир | Спрашивает у покупателя, что он хочет приобрести и сколько, пробивает чек согласно заказу (рисует на чеке соответствующее количество палочек), принимает оплату, выдает чек, сдает сдачу. |
Уборщица | Убирает помещение магазина. |
Шофер | Доставляет определенное количество разнообразных товаров, получает заявки от заведующего магазином на приобретение необходимых товаров. |
Построение ролевого взаимодействия
Заведующий магазином | Покупатель | |
Продавец | Организует работу, контролирует правильность и аккуратность работы | Предъявляет чек, делает заказ, получает товар, проверяет качество |
Покупатель | Беседует с покупателями (нравится ли им магазин, какой выбор сделали и т.д.) | Устанавливают очередь. Общаются. Соблюдают правила поведения в общественном месте. |
Кассир | Организует работу. Контролирует. Общаются. Проверяет отчетность. | Просит выдать чек, называет что и сколько хочет купить, рассчитывается за товар, получает чек и сдачу. |
Уборщица | Организует и контролирует работу. | |
Шофер | Дает указание о доставке определенных товаров. Вы-дает деньги на приобретение товара. Подписывает путевой лист. Контролирует. |
План – схема конспекта
сюжетно-ролевой игры «Магазин «Цветы» (старшая группа).
Цели: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли в ходе игры, формировать доброжелательные отношения; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую и связную речь, обогащать словарь детей; учить пользоваться предметами – заместителями (атрибутами); закрепить знания детей о функционировании магазина; развивать творческое воображение; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение обозначать игровую роль. Развивать творческое воображение. Формировать доброжелательные отношения между детьми. | Формировать умение обозначать свои роли: заведующая магазином, продавец, кассир, покупатель, шофер. Учить выполнять роли, развивать умение детей играть с партнерами. |
Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми | Привлечь детей в ролевое взаимодействие, взять на себя игровую роль – зав. магазином. | Беседа о магазине «Цветы». Распределить роли, создать игровое пространство, подготовить атрибуты. В конце игры подвести итог. |
Способы руководства игрой | Принять на себя зав. магазином. Помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям. | Беседа о том, какие бывают магазины. Рассказать, что в магазин «Цветы» проходят за букетом в подарок. Подвести детей к тому, что к празднику (юбилею, дню рождения) можно купить цветы. Составить план игры. Поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, правил поведения в общественных местах. |
Конспект игры «Магазин «Цветы»
Цели: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли в ходе игры, формировать доброжелательные отношения; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую и связную речь, обогащать словарь детей; учить пользоваться предметами – заместителями (атрибутами); закрепить знания детей о функционировании магазина; развивать творческое воображение; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Игровой материал: прилавок, касса, предметы – заместители, плакат «Магазин «Цветы».
Подготовка к игре: этическая беседа о поведении ребят в общественных местах, в том числе в магазине. Экскурсия в магазин. Беседа с администрацией магазина. Оформление и сооружение прилавков и касс. Изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: заведующий магазина, продавец, кассир, покупатель, шофер.
Ход игры.
Воспитатель сообщает, что ребята идут на экскурсию в магазин, после этого проводит этическую беседу о правилах поведения в магазине и в общественных местах. На экскурсии ребята встречаются и беседуют с администрацией магазина, самостоятельно делают покупки.
Возвратившись в группу, обсуждают экскурсию. Организуют работу по изготовлению атрибутов к игре (цветы, экибано, букеты и др.).
Перед началом игры, после распределения ролей и обсуждения плана игры, воспитатель еще раз напоминает, как покупатель должен разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Далее начинается игра.
Заведующий объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей. После этого покупатели рассматривают и выбирают товар. Идет оживленная торговля. Все товары имеют цены, но округленные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рамках изучаемого в детском саду программного материала.
Игру «Магазин» можно соединить с другими играми, такими как «Семья», «Завод», «Фабрика», «Шофер» и т.д.
Предварительный просмотр:
Проект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Стиль»
Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты».
Задачи: учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры; побуждать детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений; формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
Ресурсное обеспечение: набор специальных игрушек «Парикмахерская», самоделки, предметы – заместители.
Актуальность проекта.
Игра является потребностью растущего организма. Она в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту, интересам и включает в себя элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Широкое ее использование в процессе воспитания детей связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.
Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
Научно – методическое обоснование.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Игра, - говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития».
Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).
Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития (Д.Б. Эльконин).
Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:
- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- преобладание познавательного «эгоцентризма» ребенка;
- формирование идеального плана;
- развитие произвольности действий.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование расширение игровых умений детей.
- Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать.
- Комментирование игровых действий и действий партнеров.
Этапы игровой деятельности.
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика игровых навыков, игровой среды. | Диагностика по методике Н.Н. Серовой. |
Обрисовка сюжетной канвы | В детском саду должен состоятся выпускной вечер. Семьи выпускных групп готовятся к этому важному событию. Некоторые родители решили обратиться к услугам «Салона красоты». Салон в свою очередь предоставляет услуги парикмахера, маникюриста и стилиста. Затем организуется праздничный утренник. | Изучение литературы: Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» - М., 2008 г. Зворыгина Е.В., «Первые сюжетные игры малышей» - М., 1988 г.; Александрова Н.А., Полевщиков М.М. «Валеология. О том, как беречь здоровье» - Й – Ола, 1997 г. |
Организационная работа | Чтение художественной литературы: Васильева С.А., Мирясова В.И. «Тематический словарь в картинках Мир человека: Профессии» – М., 2005 г. Продуктивные виды деятельности. Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Об одежде», «Как играть», «Правила поведения в салоне», «Какие роли», «Забота о коже». Д/и «Кто что делает?», «Куклы идут работать», «Логическое лото». Занятия по развитию речи «Расти коса, до пояса»; познавательному развитию «Здоровые волосы – красота человека»; рисованию «Современные прически»; лепке «Бижутерия». Экскурсии в парикмахерскую, салон. | Придумывание воспи-тателем материала для игры: для парикмахера, маникюриста, стилиста, кассира. Планирование календарных планов. Разработка конспекта игры «Салон красоты». |
Работа с родителями | Посещение родителей с детьми парикмахерской, салона. | Консультация. Памятка «Здоровые волосы – красота человека». |
Основной | ||
Систематизация информации | Организация игрового пространства салона. Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. | Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Руководство организацией игрового пространства. |
Игровая деятельность детей | Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером | Обучение элементам развития сюжета. Использование предметов заместителей. Принятие на себя второстепенной роли. Использование предметов - заместителей. |
Заключительный | ||
Итог | Участие детей в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. | Подведение итогов игры. Предложение гипотезы о дальнейшем развертывании сюжета. Диагностика игровых умений. |
Словарный минимум
Часть словаря | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Профессии | Парикмахер, маникюрист, стилист, кассир, уборщица, заведующая, продавец, шофер | Визажист, директор, массажист |
Орудия труда | Телефон, деньги, ручка, ножницы, расчески, бигуди, плойки, фены, щипцы, машинка для стрижки, пилочки | Мобильный телефон, визитки |
Трудовые действия | Отвечать, руководить, согласовывать, обслуживать, предложить, встречать, провожать, стричь, укладывать, предложить | Информировать, обслуживать, заверять, выдавать, руководить, рекомендовать, украсить |
Качество труда | Вежливо, внимательно, аккуратно, чисто, уютно, умело, ответственно, успешно | Высококачественно, добросовестно, четко, энергично, организованно |
Общественная значимость | Качественно обслуживать клиентов, информировать правдиво | |
Результаты труда | Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с модными направлениями. | |
Учреждения | Парикмахерская, салон, магазин |
Построение ролевого диалога
Роли | Ролевые действия |
Парикмахер | Получает заказ клиента. Делает прическу, моет голову, сушит феном, подстригает. Выписывает талон для оплаты за услуги. Дает советы. |
Маникюрист | Получает заказ клиента. Делает маникюр. |
Стилист | Получает заказ клиента. Делает макияж. Помогает подобрать аксессуары. |
Кассир | Принимает плату за услугу. Сдает сдачу, записывает в журнал информацию об услуге. |
Уборщица | Убирает зал, меняет полотенца, моет инструменты. |
Клиент | Делает заказ, расписывается за него, проверяет. Благодарит за работу. |
Заведующая | Подбирает на работу кадры. Устраняет конфликты. Делает заявки на приобретение косметических средств, инструментов, оборудования. Организует работу сотрудников. Беседует с клиентами. |
Продавец в магазине | Выдает товар по заявке, упаковывает его. Выдает чек. |
Шофер | Доставляет косметические средства, оборудование, инструменты из магазина в салон, получает товар. Подписывает путевой лист. |
Построение ролевого взаимодействия
Заведующая салона | Клиент | |
Кассир | Организует работу. Контролирует. Общаются. Проверяет отчетность. | Рассчитывается за услугу, получает сдачу. |
Парикмахер | Организует и контролирует работу. Общаются. Передает пожелания клиентов. Инфор-мирует о поступлении новых товаров, рекламирует их. | Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы. |
Маникюрист | Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров, инструментов, рекламирует их. | Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы. |
Стилист | Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров, инструментов, рекламирует их. | Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы. |
Уборщица | Организует и контролирует работу. | |
Клиент | Беседует с клиентом. | Устанавливают очередь. Соб-людают правила поведения в общественных местах. |
Шофер | Дает указание о доставке. Вы-дает деньги на приобретение товара. Подписывает путевой лист. Контролирует. |
План – схема конспекта
сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Стиль» (старшая группа).
Цели: учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединиться в единый коллектив; учить создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами – заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; закрепить знания детей о работе салона красоты, специалистов, работающих в нем; развивать связную речь детей, обогащать и расширять словарь детей; развивать творческое воображение; формировать доброжелательные отношения между детьми.
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Реализовывать специфические ролевые действия. Развивать творческое воображение. Формировать доброжелательные отношения между детьми. | Формировать умение обозначать свои роли: парикмахер, маникюрист, стилист, кассир, заведующая, уборщица, шофер. Учить выполнять роли. Развивать умение детей играть с партнерами (парикмахер – клиент, заведующая – шофер, маникюрист – заведующая и т.д.). |
Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми | Включать детей в ролевое взаимодействие. Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая новые игровые события. | Вступительная беседа о работе салона. Распределить роли. Обозначить роли. Подготовить атрибуты, создать игровое пространство. В конце игры предложить обсудить действия специалистов. |
Способы руководства игрой | Принять на себя второстепенную роль. Помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям. | Задавать вопросы о том, как поставлена работа в салоне. Рассказать о том, что в детском саду состоится выпускной вечер. Подвести детей к решению посетить салон красоты и тем самым подготовить к торжеству. Составить план игры. В процессе игры направлять развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия мало активных детей. |