проектный метод в организации образовательного процеса ДОУ

Ковальчук Людмила Николаевна

Инновационная деятельность обладает системным эффектом и влияет на развитие профессионального мастерства педагогов. Педагогическое проектирование стало важнейшим компонентом деятельности педагогов нашего дошкольного учреждения. У педагогов вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения дошкольников. Значительно возросла методическая активность педагогов, активизировалось их взаимодействие внутри учреждения в рамках реализации приоритетных направлений.

                    Педагогами разработаны проекты и технологии, которые применяются в работе с детьми:

 

                2008-2009 гг.

-  Образовательный проект «Наш любимый детский сад»

   Тематические:

- «Время вперед»,

- «Мир кукол»,

- «Удивительный мир пчелы»

- «Мой веселый звонкий мяч»

- «Музей часов»

- «Родной свой край люби и  знай»

- «В мир прошлого»

- «Мир природы родного края»,

- «Юный пешеход»,

 

  2009-2010 гг.

. Исследовательские проектымини-музеев

- «Музей одного образа «Зонтики»

- «Сырный домик

- «Звукоград»

- «Мир ракушек»

- «От маски до карнавала»

- «Путешествие денежки»

- «Электрические приборы»

- «Прошлое ручки»

- «Мир кукол

- «Волшебный ветерок»

- «Мир календарей»

-«Путешествие в прошлое счетных устройств»

 - «Деревянная игрушка»

               2010-2011 гг.

Проекты сюжетно-ролевых игр:

- Магазин «Цветы».

- Супермаркет

- «Зоомаркет»

- «Подарки»

- «Детское кафе»

- «Домостройка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_syuzh_rol_igry.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_idiyatulinoy.doc83.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_aleksandrovoy.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект сюжетно-ролевой игры «Магазин - Домостройка»

(для старшей группы).

Цель: Формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи: 

1. Развивать и обогащать сюжет игры  и подводить  к самостоятельному созданию игровых замыслов.

2.  Углубить знания о труде работников магазина.

3. Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширить и обогатить их словарный запас.

4.  Воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Актуальность проекта.

        Игра- это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мнений, отношения к окружающему миру. Ролевая игра – первая возможность ребенка познакомиться с различными  социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни.

        Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.

        В ней успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, общительность и воображение. Кроме того – игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Научно-исследовательское обеспечение.

        Сегодня ни кто не отрицает, что рост влияния телевидения, рекламы, прогресс компьютерных технологий на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Многие авторы, исследовавшие ролевую игру (Жуковская Р.И., Маркова Т.А.) единодушно отмечают, что на сюжет игры решающее влияние оказывает окружающая действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Поскольку в нашей реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы..

        Известный исследователь детских игр Е.О.Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экономическими бедствиями – разладился  механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная,  связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха (из Декларации прав ребен5ка на игру, принятой международной Ассоциацией в 1977 г.)

         Французский ученый – естествоиспытатель Ж.Фабру очень далекий от проблем детства в дошкольной педагогике, но хорошо понимавший, как много значит игра в жизни ребенка, исключительно точно выразил суть проблемы руководства детской игрой: «Школа правильной руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем питание..»

        

        Известные психологи Л.С.Выгодский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Получение знаний детей о строительных профессиях.
  2. Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
  3. Формирование коммуникативных навыков.
  4. Парное ролевое общение со сверстниками.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

Диагностическая методика Сафоновой.

Обрисовка сюжетной канвы

Семья готовится к ремонту своего дома, определяют какой материал необходим для ремонта, идут в магазин, покупают, делают ремонт в своем доме.

Изучение литературы В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть», Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре»

В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников.

Организационная работа

Чтение художественной литературы

Д.Родари « Чем пахнут ремесла?», О.Друз «Разноцветный мальчик», С.Баруздин «Каменщик», «Маляр», «Плотник», «Машины», «Строители».

Продуктивный вид деятельности:

изготовление атрибутов для игры.

Оформление магазина «Домостройка»

Беседа с детьми «Дом в котором я живу».

Сравнительная беседа «Дома города и древни»

Рассматривание альбомов с фасадами зданий,

Игры с наборами «Строитель»

д/и «Дострой дом»

Рассматривание картин «Строитель», «Маляр», «Продавец».

Коллективная аппликация «Дома на нашей улице»,

Экскурсия в магазин «Домостройка».

Придумывание воспитателем материала для игры:

Оборудование и материал для строительства дома, униформа для продавца, каталоги с разновидностями красок, лаков, клея и т.д.

Работа с родителями

Оказание помощи в изготовлении атрибутов.

Совместное составление рассказов  с детьми о  ремонте в доме.

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства магазин (витрина, муляжи строительных материалов и оборудования, касса, деньги, рекламный щит, права потребителя- уголок группы.

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность детей

Поиск решения с помощью воспитателя.

Повторение за педагогом диалогов персонажей.

Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером.

Использование многоперсонажных сюжетов.

Обучение элементам развития сюжета. Использование предметов-заместителей.

Заключительный

итог

Участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета.

Диагностика игровых умений.

Словарный минимум

Часть словаря

Средний возраст

Старший возраст

Профессии

Продавец, кассир, шофер, грузчик, покупатель, директор

Дизайнер, плотник, маляр, каменщик, строитель

Орудия труда

Витрина, касса, телефон, пластиковая карта, накладная

Кладка, валик, рубанок, дрель, раствор,  кирпич, мастерок, ножовка.

Трудовые действия

Согласовывать, обслуживать, руководить, проверять, продавать, покупать, привозить, развозить, грузить, разгружать, строить

Красить, клеить, класть, прибивать, отпиливать, растворять

Части дома

Стены, потолок, крыша, пол, лестница, окно, дверь

Качество труда

Качественно, вежливо, внимательно, аккуратно, ответственно, честно, четко, добросовестно, умело

Свойства

Кирпичный, деревянный, каменный, панельный, одноэтажный, многоэтажный, разноцветный.

План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры «Магазин Домостройка»

Цель – учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Магазин Домостройка», формировать  умения словесно обозначать  игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развивать умение детей играть дружно, коллективом.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы используемые в игре

задачи

Формировать умения словесно обозначать игровую роль.

Реализовать специфические ролевые действия.

Формировать элементарные ролевые действия

 

Формировать умения обозначать свои ролит -  продавец, покупатель, кассир, директор, шофер, грузчик.

Учить выполнять роли: родавец-продает, кассир- берет деньги за покупку, считает,  покупатель-покупает товар, шофер привозит, развозит строительный материал, грузчик-разгружает товар в магазин, грузит в машину.

Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми

Включать  детей в ролевое взаимодействие.

Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную роль.

Подготовить атрибуты, игровое пространство.

Закрепить полученные знания о труде взрослых.

Выслушать мнение детей о том, как можно построить дм, проводить ремонт в квартире, доме, даче.

Помочь детям выстроить последовательность  действий в процессе игры.

Обсудить  ролевые действия в конце игры.

Вступительная беседа о видах магазинов.

Распределение ролей.

Организация игрового  пространство и подбор атрибутов.

Формирование  умения выстраивать сюжетную линию

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент.

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям.

Принять на себя второстепенную роль

Задать детям вопросы о том, что продают в магазинах, какие бывают виды магазинов, что продают в магазине «Стройка», для чего.

С помощью вопросов помочь детям распределить роли, распланировать действия и составить план игры.

Взять на себя роль директора магазина, осуществлять руководство магазином.

Структура сюжета игры

Многоперсонажный сюжет.

Последовательность  сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий.

Сюжет игры : дом- магазин – семья (покупатель – папа, продавец – мама, кассир – мама, грузчик –папа, шофер – папа)

Из дома идут в магазин за покупками, потом домой.

Построение ролевого диалога.

Задачи :   помочь в устанавливании взаимоотношений и действий в процессе игры, развивать его сюжет, уточнить представления о труде работников магазина.

Роли

Ролевые действия

Директор магазина

Организует и контролирует работу сотрудников магазина. Обеспечивает поставку товара в магазин.

продавец

Принимает заказы, помогает подбирать материал, продает, оформляет витрину

кассир

Берет деньги за товар, выдает чек

покупатель

Выбирает товар, расплачивается за него

шофер

Привозит товар в магазин и развозит его по адресам

грузчик

Грузит товар со склада, разгружает его.

Построение ролевого взаимодействия .

Директор магазина

продавец

покупатель

продавец

Организует работу, контролирует правильность и аккуратность работы

Распределяют работу, общаются между собой

Выбирает товар, покупает

покупатель

Решает спорные вопросы, удовлетворяет их запросы

Помогает выбирать товар, продает

Советуются между собой

кассир

Принимает выручку

Выписывает товарный чек

Расплачивается за товар

грузчик

Организует и контролирует работу

Просят отгрузить товар со склада

шофер

Дает указания о поставке товара, подписывает путевой лист, контролирует

Принимает товар

Доставляет товар покупателю

ПРОФЕССИИ.

        На свете существует множество разных профессий: врач, учитель, инженер, строитель, продавец…

        А какие профессии ты еще знаешь? Кем работают твои папа, мама? А кем хочешь быть ты, когда вырастешь? Рассмотри картинка. Что ты знаешь об этих профессиях?

Подумай и ответь на вопросы:

-  Кто строит дом?

-  Кто лечит людей?

-  Кто пишет стихи?

-  Кто рисует картины?

-  Кто пишет музыку?

-  Кто играет в театре?

-  Кто шьет одежду?

-  Кто водит самолет?



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»

Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Задачи: учить развивать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; создавать условия для творческого самовыражения; помочь детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развивать интерес и уважение к профессии продавца.

Ресурсное обеспечение: предметы – заместители (атрибуты), прилавок, касса.

Актуальность проекта.

Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. Важным аспектом в игре является участие воспитателей и родителей, т.к. это возможность в игровой форме дать ребенку новые знания, представления об окружающем мире, обучить его чему-либо. Например, девочка, играя с куклами в игру «Поход в гости», с помощью мамы может научиться элементарным правилам этикета: здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за подарки, дарить подарки и т.д. Кроме того, совместные игры – это замечательная возможность для взрослых узнать мысли и чувства детей, установить с ним более теплые и доверительные отношения.

В старшем возрасте ребенок уже способен играть в сюжетно-ролевые игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки, речь.

Со временем ребенок все больше усложняет умственное построение, укрепляется связь с реальностью, его игры становятся более интересными и многогранными, ребенок включает все больше элементов фантазирования, творчества, изобразительной деятельности. Именно эти игры шаг за шагом подготавливают малыша к взрослой жизни.

Научно – методическое обоснование.

В дошкольном возрасте поведение ребенка, указывает А.Н. Леонтьев, опосредуется образом действий взрослого. Взрослые, их отношение к предметам и друг к другу опосредуют отношение ребенка к предметам и другим людям. Ребенок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать как они.

Для ребенка в дошкольном возрасте на стадии психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия.

Ребенок, осваивающий окружающий его мир, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому ребенок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение к более широкому миру, то есть стремится действовать, как взрослый (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Д.Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, предметами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно он начинает выполняться самостоятельно.

Одним из условий  психического развития ребенок в игре является предметно-пространственная среда. Поэтому организовать среду необходимо так, чтобы ребенок располагал необходимыми «степенями свободы», то есть новых возможностей (Н.И. Подьяков, В. Кудрявцев).

Ожидаемый результат:

  1. Получение знаний о цветах.
  2. Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
  3. Ролевое общение, короткий диалог.

Этапы игровой деятельности.

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный этап

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков, знаний о комнатных растениях.

Диагностика по методике С.В. Лесина.

Обрисовка сюжетной канвы

Намечается день рождения. Родные и знакомые решили подарить на день рождения цветы, которые необходимо приобрести в магазине «Цветы». Продавец предлагает покупателю цветы в горшочках или цветы, оформленные в букет, экибано, картину. Предоставляет памятку по уходу за комнатными растениями. Покупатель  платит деньги, благодарит продавца и идет на день рождения. Затем проводится сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Изучение литературы: 1) Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников»

 - М., 2008 г.;

2) Николаева С.Н. «Растения в нашем уголке» - М., 2002 г.;

3) Уланова Л.И., Пушкарева Л.Д. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» - Й – Ола, 1995 г.;

4) Зотов В.В. «лесная мозаика»;

5) Подбор материалов о растениях и животных на тему «Мы знаем».

Организационная работа

Наблюдение за растениями, взаимодействие с объектами природы во время прогулок.

Продуктивные виды деятельности. Изготовление атрибутов для игры.

Беседы с детьми «О комнатных растениях», «Как ухаживать за растениями», «Способы их размножения».

Д/и «Что растет в саду?».

Загадки и стихи по теме.

Познавательное развитие: «Беседа о комнатных растениях, черенкование традесканции», «Беседа о первоцветах», «Растение – живой организм».

Ручной труд: «Картины «Цветы» (из разных видов материалов), «Экибано» (из природного материала).  

Придумывание воспи-тателем материала для игры: атрибуты для игры, букеты, экибано, картины, картотека по уходу за растениями.

Разработка конспекта игры «Магазин «Цветы».

Работа с родителями

Экскурсия родителей с детьми в магазин «Цветы».

Покупка цветка в горшочке.

Консультация «Уход за комнатными растениями», «Правила поведения в общественных местах» (в магазине).

Основной этап

Систематизация информации

Организация игрового пространства магазина. Обсуждение содержания игры.

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли заведующей магазином.

Игровая деятельность детей

Заведующая магазином объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей.

Покупатели выбирают товар. Идет оживленная торговля.

Принятие на себя роли.

Заключительный этап

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Подведение итогов игры. Диагностика игровых навыков.

Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Профессии

Продавец, покупатель, заведующая магазином, шофер, кассир

Орудия труда

Цветы, кашпо, упаковочная бумага, лента, экибано, альбомы с фотографиями, семена, почва, букет

Трудовые действия

Согласовывать, отвечать, руководить, обслуживать, предложить, встречать, оформлять, продавать

Качество труда

Вежливо, внимательно, организованно, ответственно, быстро, красиво

Общественная значимость

Быстро продавать, красиво оформлять, делать приятное, дарить.

    Результаты труда

Качественное обслуживание покупателей, ознакомление по уходу за растениями.

Учреждения

Магазин, теплица, оранжерея

Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Заведующая магазином

Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями.

Продавец

Выдает товар по чеку, сверяет по чеку стоимость товара.

Покупатель

Перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек от кассира, по чеку получают товар от продавца.

Кассир

Спрашивает у покупателя, что он хочет приобрести и сколько, пробивает чек согласно заказу (рисует на чеке соответствующее количество палочек), принимает оплату, выдает чек, сдает сдачу.  

Уборщица

Убирает помещение магазина.

Шофер

Доставляет определенное количество разнообразных товаров, получает заявки от заведующего магазином на приобретение необходимых товаров.

Построение ролевого взаимодействия

Заведующий магазином

Покупатель

Продавец

Организует работу, контролирует правильность и аккуратность работы

Предъявляет чек, делает заказ, получает товар, проверяет качество

Покупатель

Беседует с покупателями (нравится ли им магазин, какой выбор сделали и т.д.)

Устанавливают очередь. Общаются. Соблюдают правила поведения в общественном месте.

 Кассир

Организует работу. Контролирует. Общаются. Проверяет отчетность.

Просит выдать чек, называет что и сколько хочет купить, рассчитывается за товар, получает чек и сдачу.

  Уборщица

Организует и контролирует работу.

 Шофер

Дает указание о доставке определенных товаров. Вы-дает деньги на приобретение товара. Подписывает путевой лист. Контролирует.

План – схема конспекта

сюжетно-ролевой игры «Магазин «Цветы» (старшая группа).

Цели: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли в ходе игры, формировать доброжелательные отношения; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую и связную речь, обогащать словарь детей; учить пользоваться предметами – заместителями (атрибутами); закрепить знания детей о функционировании магазина; развивать творческое воображение; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение обозначать игровую роль. Развивать творческое воображение. Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Формировать умение обозначать свои роли: заведующая магазином, продавец, кассир, покупатель, шофер. Учить выполнять роли, развивать умение детей играть с партнерами.

Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми

Привлечь детей в ролевое взаимодействие, взять на себя игровую роль – зав. магазином.

Беседа о магазине «Цветы». Распределить роли, создать игровое пространство, подготовить атрибуты. В конце игры подвести итог.

Способы руководства игрой

Принять на себя зав. магазином. Помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.

Беседа о том, какие бывают магазины. Рассказать, что в магазин «Цветы» проходят за букетом в подарок. Подвести детей к тому, что к празднику (юбилею, дню рождения) можно купить цветы.

Составить план игры.

Поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, правил поведения в общественных местах.

Конспект игры «Магазин «Цветы»

Цели: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли в ходе игры, формировать доброжелательные отношения; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую и связную речь, обогащать словарь детей; учить пользоваться предметами – заместителями (атрибутами); закрепить знания детей о функционировании магазина; развивать творческое воображение; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Игровой материал: прилавок, касса, предметы – заместители, плакат «Магазин «Цветы».

Подготовка к игре: этическая беседа о поведении ребят в общественных местах, в том числе в магазине. Экскурсия в магазин. Беседа с администрацией магазина. Оформление и сооружение прилавков и касс. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли: заведующий магазина, продавец, кассир, покупатель, шофер.

Ход игры.

Воспитатель сообщает, что ребята идут на экскурсию в магазин, после этого проводит этическую беседу о правилах поведения в магазине и в общественных местах. На экскурсии ребята встречаются и беседуют с администрацией магазина, самостоятельно делают покупки.

Возвратившись в группу, обсуждают экскурсию. Организуют работу по изготовлению атрибутов к игре (цветы, экибано, букеты и др.).

Перед началом игры, после распределения ролей и обсуждения плана игры, воспитатель еще раз напоминает, как покупатель должен разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем, и предлагает одно из главных условий игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» товары отпускаться не будут. Далее начинается игра.

Заведующий объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей. После этого покупатели рассматривают и выбирают товар. Идет оживленная торговля. Все товары имеют цены, но округленные, чтобы дошкольникам было легче считать, в рамках изучаемого в детском саду программного материала.

Игру «Магазин» можно соединить с другими играми, такими как «Семья», «Завод», «Фабрика», «Шофер» и т.д.  



Предварительный просмотр:

Проект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Стиль»

Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты».

Задачи: учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры; побуждать детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений; формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Ресурсное обеспечение: набор специальных игрушек «Парикмахерская», самоделки, предметы – заместители.

Актуальность проекта.

Игра является потребностью растущего организма. Она в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту, интересам и включает в себя элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Широкое ее использование в процессе воспитания детей связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.

Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.

Научно – методическое обоснование.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Игра, - говорил К.Д. Ушинский, - основной и главный вид деятельности ребенка, претерпевающий значительные изменения по мере его роста и развития».

Игра есть путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить (М. Горький).

Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития (Д.Б. Эльконин).

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

  • развитие мотивационно-потребностной сферы;
  • преобладание познавательного «эгоцентризма» ребенка;
  • формирование идеального плана;
  • развитие произвольности действий.

Ожидаемые результаты:

  1. Совершенствование расширение игровых умений детей.
  2. Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать.
  3. Комментирование игровых действий и действий партнеров.

Этапы игровой деятельности.

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды.

Диагностика по методике Н.Н. Серовой.

Обрисовка сюжетной канвы

В детском саду должен состоятся выпускной вечер. Семьи выпускных групп готовятся к этому важному событию. Некоторые родители решили обратиться к услугам «Салона красоты». Салон в свою очередь предоставляет услуги парикмахера, маникюриста и стилиста. Затем организуется праздничный утренник.

Изучение литературы: Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников»

 - М., 2008 г.  

Зворыгина Е.В., «Первые сюжетные игры малышей» - М., 1988 г.;

Александрова Н.А., Полевщиков М.М. «Валеология. О том, как беречь здоровье» - Й – Ола, 1997 г.

Организационная работа

Чтение художественной литературы: Васильева С.А., Мирясова В.И. «Тематический словарь в картинках Мир человека: Профессии» – М., 2005 г.

Продуктивные виды деятельности. Изготовление атрибутов для игры.

Беседы с детьми «Об одежде», «Как играть», «Правила поведения в салоне», «Какие роли», «Забота о коже».

Д/и «Кто что делает?», «Куклы идут работать», «Логическое лото».

Занятия по развитию речи «Расти коса, до пояса»; познавательному развитию «Здоровые волосы – красота человека»; рисованию «Современные прически»; лепке «Бижутерия».

Экскурсии в парикмахерскую, салон.

Придумывание воспи-тателем материала для игры: для парикмахера, маникюриста, стилиста, кассира. Планирование календарных планов. Разработка конспекта игры «Салон красоты».

Работа с родителями

Посещение родителей с детьми парикмахерской, салона.

Консультация.

Памятка «Здоровые волосы – красота человека».

Основной

Систематизация информации

Организация игрового пространства салона. Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры.

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность детей

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером

Обучение элементам развития сюжета. Использование предметов заместителей. Принятие на себя второстепенной роли. Использование предметов - заместителей.

Заключительный

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры. Предложение гипотезы о дальнейшем развертывании сюжета. Диагностика игровых умений.

Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Парикмахер, маникюрист, стилист, кассир, уборщица, заведующая, продавец, шофер

Визажист, директор, массажист

Орудия труда

Телефон, деньги, ручка, ножницы, расчески, бигуди, плойки, фены, щипцы, машинка для стрижки, пилочки

Мобильный телефон, визитки

Трудовые действия

Отвечать, руководить, согласовывать, обслуживать, предложить, встречать, провожать, стричь, укладывать, предложить

Информировать, обслуживать, заверять, выдавать, руководить, рекомендовать, украсить

Качество труда

Вежливо, внимательно, аккуратно, чисто, уютно, умело, ответственно, успешно

Высококачественно, добросовестно, четко, энергично, организованно

Общественная значимость

Качественно обслуживать клиентов, информировать правдиво

Результаты труда

Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с модными направлениями.

Учреждения

Парикмахерская, салон, магазин

Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Парикмахер

Получает заказ клиента. Делает прическу, моет голову, сушит феном, подстригает. Выписывает талон для оплаты за услуги. Дает советы.

         Маникюрист

Получает заказ клиента. Делает маникюр.

           Стилист

Получает заказ клиента. Делает макияж. Помогает подобрать аксессуары.

                 Кассир

Принимает плату за услугу. Сдает сдачу, записывает в журнал информацию об услуге.

             Уборщица

Убирает зал, меняет полотенца, моет инструменты.

            Клиент

Делает заказ, расписывается за него, проверяет. Благодарит за работу.

        Заведующая

Подбирает на работу кадры. Устраняет конфликты. Делает заявки на приобретение косметических средств, инструментов, оборудования. Организует работу сотрудников. Беседует с клиентами.

 Продавец в магазине

Выдает товар по заявке, упаковывает его. Выдает чек.

Шофер

Доставляет косметические средства, оборудование, инструменты из магазина в салон, получает товар. Подписывает путевой лист.

Построение ролевого взаимодействия

Заведующая салона

Клиент

Кассир

Организует работу. Контролирует. Общаются. Проверяет отчетность.

Рассчитывается за услугу, получает сдачу.

Парикмахер

Организует и контролирует работу. Общаются. Передает пожелания клиентов. Инфор-мирует о поступлении новых товаров, рекламирует их.

Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы.

Маникюрист

Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров, инструментов, рекламирует их.

Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы.

Стилист

Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров, инструментов, рекламирует их.

Делает заказ. Проверяет заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы.

Уборщица

Организует и контролирует работу.

Клиент

Беседует с клиентом.

Устанавливают очередь. Соб-людают правила поведения в общественных местах.

Шофер

Дает указание о доставке. Вы-дает деньги на приобретение товара. Подписывает путевой лист. Контролирует.

План – схема конспекта

сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Стиль» (старшая группа).

Цели: учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединиться в единый коллектив; учить создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами – заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; закрепить знания детей о работе салона красоты, специалистов, работающих в нем; развивать связную речь детей, обогащать и расширять словарь детей; развивать творческое воображение; формировать доброжелательные отношения между детьми.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Реализовывать специфические ролевые действия. Развивать творческое воображение. Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Формировать умение обозначать свои роли: парикмахер, маникюрист, стилист, кассир, заведующая, уборщица, шофер. Учить выполнять роли. Развивать умение детей играть с партнерами (парикмахер – клиент, заведующая – шофер, маникюрист – заведующая и т.д.).

Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми

Включать детей в ролевое взаимодействие. Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая новые игровые события.

Вступительная беседа о работе салона.

Распределить роли. Обозначить роли. Подготовить атрибуты, создать игровое пространство. В конце игры предложить обсудить действия специалистов.

Способы руководства игрой

Принять на себя второстепенную роль. Помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.

Задавать вопросы о том, как поставлена работа в салоне. Рассказать о том, что в детском саду состоится выпускной вечер. Подвести детей к решению посетить салон красоты и тем самым подготовить к торжеству. Составить план игры. В процессе игры направлять развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия мало активных детей.