программа по краеведению 5 класс
предлагаю своим коолегам разработанную мною программу , на программу получена рецензия кандидата биологических наук, доцента, декана естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА И.В.Казанцева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.doc | 124.5 КБ |
retsenziya.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. Все чаще мы сталкиваемся с жестокостью подрастающего поколения. Мы можем обвинять их сколько угодно в бездуховности, безверии, безнравстенности, список можно продолжать, но кто, как не мы, учителя, должны помочь учащимся стать настоящими гражданами нашего государства, а знание истории своего края, города, семьи, поможет учащимся воспитать в них уважение и любовь.
Уроки краеведения должны помочь учащимся лучше понять свой край, воспитать в них чувство гордости за свою малую родину. Узнать родословную своей семьи, окунуться в ее прошлое – одна из задач краеведения.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Школьное краеведение есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест. Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. Изучение родного края, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»
В соответствии с программой ФГОС уроки в 5 классе 1час в неделю. Всего 34часа.
Для реализации обозначенного подхода необходимо следовать общим принципам:
Принцип открытости.
Ученики самостоятельно добывают информацию из различных источников . Учитель является координатором.
Принцип привлекательности будущего дела.
Учитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Учитель предлагает учащимся разнообразные формы проведения уроков, на которых ученик мог бы самореализоваться.
Принцип свободы участия.
Учитель, на выбор ученика, предлагает несколько вариантов различных работ.
Учащийся с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей самостоятельно делает свой выбор.
Принцип обратной связи.
Каждый урок заканчивается рефлексией.
Принцип сотворчества.
Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.
Принцип успешности.
Помочь ребёнку познать себя, развить, раскрыть и реализовать свои возможности и творческие способности.
Включение учащихся в активную деятельность, через:
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Цель:
- Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- научить из большого объема выбирать главное;
- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
- воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
- изучение исторического прошлого родного края;
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью города Чапаевска.
- познакомить с историей школы.
Воспитательные задачи:
- воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников
Развивающие задачи:
- развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.
Формы занятий:
- Викторина;
- Индивидуальная самостоятельная работа;
- Консультация
Проектная деятельность и создание презентаций.
Планирование работы на 2013 – 2014 учебный год.
№ | содержание | Сроки проведения |
Введение(1 час) | ||
1 | Что мы будем изучать на уроках краеведения? | 1 неделя |
Моя семья (6 часов) | ||
2,3 | История моей семьи. Составление генеалогического древа | 2,3 неделя |
4 | О чем рассказала моя фамилия. | 4 неделя |
5,6 | Мои родственники в годы Великой Отечественной войны | 5,6 неделя |
7 | Профессии нашей семьи. | 7 неделя |
Моя школа (6 часов) | ||
8 | Летопись школы | 8 неделя |
9 | Встреча с выпускниками, участниками локальных войн. | 9 неделя |
10 | Кем стали выпускники нашей школы. Сбор материала | 10 неделя |
11 | Встреча с хирургом Н.Н.Кондулуковым. | 11 неделя |
12 | Встреча с поэтом, художником Кижайкиной Т.В. | 12 неделя |
13 | Хихин Сергей - Герой России.Его имя носит наша школа | 13 неделя |
Мой город.(7 часов) | ||
14 | С чего начинается родина. История города. | 14 неделя |
15 | Геральдика. Символика родного города. | 15 неделя |
16 | Топонимика. Улицы города, происхождение их названия. | 16 неделя |
17 | Вклад наших земляков в победу в Великой Отечественной войне. | 17 неделя |
18 | Наш земляк-писатель В.Н.Бондаренко. | 18 неделя |
19 | Экскурсия «Город Чапаевск – прощлое, настоящее, будущее» | 19 неделя |
20 | Проект «Мое открытие родного края» | 20 неделя |
Природные особенности города и его окресностей.(6 часов) | ||
21 | Особенности географического положения, рельеф, полезные ископаемые. | 21 неделя |
22 | Климат и погода. | 22 неделя |
23 | Водные ресурсы. Река Чапаевка. | 23 неделя |
24 | Озеро Ильмень. | 24 неделя |
25,26 | Защита проектов «Зоны отдыха горожан» | 25,26 неделя |
Мы в ответе за будущее!(8 часов) | ||
27 | Экологическое состояние города. | 27 неделя |
28 | Охрана природы. | 28 неделя |
29 | Встреча с главным экологом города. | 29 неделя |
30,31 | Посадка деревьев и кустарников. | 30,31 неделя |
32,33 | Защита проектов «Будущее моего города» | 32,33 неделя |
34 | Викторина «Я и мой город» | 34 неделя |
Содержание программы курса «Краеведение».
1. Введение – 1 час
Цели и задачи курса. Источники информации. Что такое краеведение. Понятие и структура краеведения.
2. Моя семья – 6 часов
Кто мы и откуда. Что такое генеалогическое древо? Как его составить? О чем мне рассказала моя фамилия. Состав моей семьи. Вклад моих родственников в победу в Великой Отечественной войне. Профессии нашей семьи.
Практические работы:
1.Составление генеалогического древа.
2. Сбор и обработка материалов о фамилии моей семьи.
3. Сбор и обработка материалов о профессиях нашей семьи.(презентации)
Защита проектов «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны»
3. Моя школа (6 часов)
Дата основания школы. Этапы ее становления. Директора школы. Кем стали выпускники нашей школы. Какие войны называют «локальными». Выпускники – участники локальных войн. Все профессии нужны, все профессии важны…
Практические работы:
- Сбор материала «Кем стали выпускники нашей школы»(презентация)
- Организация встречи с выпускниками, участниками локальных войн.
- Подготовка и организация встреч с хирургом Н.Н. Кондулуковым и поэтессой Т.В.Кижайкиной.
- Сбор материала о С.Хихине и встреча с его родителями.
4. Мой город (7 часов)
Первое упоминание о поселении, причина возникновения, дата основания. Прежние названия города. Символика города. Происхождение названий улиц, план города. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Как ковалась победа в тылу. Знакомство с биографией и творчеством писателя-земляка В.Бондаренко.
Практические работы :
1.Сбор материала о земляках, участниках Великой Отечественной войны.(презентация)
2.Сбор материала о писателе В.Н.Бондаренко.(презентация)
3.Защита проекта «Мое открытие родного края»
Экскурсия «Город Чапаевск-прошлое, настоящее, будущее»
5. Природные особенности города и его окрестностей (6 часов)
Географическое положение города. Геологическое строение, полезные ископаемые. Рельеф. Климатические особенности. Характеристика сезонов года.Микроклимат городского ландшафта. Режим и питание р.Чапаевки. Гидрология озера Ильмень. Поверхностные и подземные воды. Водоснабжение города.
Практические работы:
1. Знакомство с горными породами в окрестностях города.
2.Систематические метеорологические наблюдения и анализ данных.
Защита проекта «Зоны отдыха горожан»
6.Мы в ответе за будущее!(8 часов)
Статистические данные об экологической обстановке в городе. Мероприятия проводимые в городе для улучшения экологической обстановки. Памятники природы.
Растения в пределах города и его окрестностей. Благоприятное влияние древесной растительности на микроклимат города. Цветники, клумбы. Охрана естественной растительности города.
Практическая работа:
1. Посадка деревьев и кустарников на пришкольной территории.
Защита проектов «Будущее моего города»
Викторина «Я и мой город»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- цели и задачи курса краеведения. Источники информации. Понятие и структуру краеведения;
- что такое генеалогическое древо. Значение своей фамилии;
- дату основания школы, интересные страницы истории школы, чье имя носит школа;
- значение официальных символов г. Чапаевска ;
- основные направления краеведческих исследований: географическое, историческое, культурологическое;
- изученные источники краеведческой информации: географические названия (топонимы), географические карты и планы, данные полевых наблюдений;
- краеведческие понятия и термины: краевед, краеведение, экология, топонимика, легенда, рельеф, климат, погода, метеорология, водораздел, бассейн реки, речной сток, ландшафт, природный комплекс, флора, фауна;
- причины образования ветра, факторы, определяющие климат и погоду в Самарской области, г.Чапаевске;
- изменение природной среды города Чапаевска в результате деятельности человека;
- экологическую обстановку в городе, мероприятия, проводимые в городе по улучшению экологической обстановки;
-памятники природы в городе.
Уметь:
- собирать и обрабатывать материал о своей семье, о профессиях членов своей семьи;
- организовывать встречи с интересными людьми;
- создавать презентации о земляках;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
- определять и показывать по карте Самарскую область, город Чапаевск;
- местные достопримечательности Чапаевска;
- объяснять (приводить версии) происхождения географических названий города Чапаевска и его улиц;
- определять по образцам местные горные породы ;
- определять изменения температуры воздуха и атмосферного давления;
- составлять график хода температур воздуха за месяц, строить диаграммы осадков, розы ветров, диаграммы, показывающие зависимость облачности или осадков от направления ветров, описание погоды за сутки и месяц;
- составлять характеристику климата города Чапаевска;
- описывать по плану реку Чапаевку и озеро Ильмень;
- знать источники водоснабжения города;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Чапаевска, адаптации человека к местным условиям;
- знать и описывать растения, произрастающие в окрестностях города;
-уметь выбирать растения, знать как их сажать, как за ними ухаживать и разбивать клумбы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- организации встреч с интересными людьми, умение составлять вопросы и брать интервью;
- организации самостоятельных наблюдений за температурой воздуха, видами осадков, облачностью, направлением ветра, высотой Солнца над горизонтом, уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера;
- предсказания погоды по местным признакам;
- выявления особенностей компонентов природы своей местности и объяснения их взаимосвязей;
-определения качества окружающей городской среды;
Литература:
«Географическое краеведение Самарской области»в двух частях часть первая «История и природа» Самара 2009 г.
«Ими гордится город» Чапаевск 2009 г.
Т.В.Кижайкина “Вчерашний дождь» Самарское отделение Литфонда 2010
В.Полетаева «Начало звездных дорог» Самара 2011г. Самарское отделение Литфонда
Л.Ю.Спасов «Тебе,Чапаевск» г.Чапаевск 2008 г.
А.И. Степанов «Страницы из истории г.Чапаевска 1909-1930», г. Чапаевск 1996
« Чапаевск 100 лет»(историко-публицистические очерки)издательство «ОФОРТ»
Самара 2011
«Чапаевск»(историко-экономический очерк) Куйбышевское книжное издание 1998 г.
М.С.Чигринев «От Иващенково до Троцка»(очерки по истории города) 1909-1918
Издательство «ОФОРТ» Самара 2010
М.С.Чигринев «С именем Троцкого»(очерки по истории г.Чапаевска 1919-1929)
Издательство «ОФОРТ» Самара 2011
Предварительный просмотр:
Рецензия на программу «Краеведение»
Данная программа разработана учителем географии ГБОУ СОШ №10 городского округа Чапаевск Самарской области Плотниковой Е.М. как предмет дополнительного образования в рамках Региональной концепции воспитания Самарской области.
Реализация данной программы способствует развитию личности ученика с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели. Именно данное направление является одним из важнейших в Программе развития школы
Актуальность данной программы выражается в том, что сегодня, в век информационных технологий, общество вынуждено все чаще обращаться к духовным ценностям прошлого, искать пути и способы восстановления и сохранения прерванных связей времен, осознавать необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и духовного богатства.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий, встреч с интересными людьми) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Этот курс способствует углублению интереса учащихся к дальнейшему изучению истории своей семьи, школы,края.
Знания, полученные на уроках краеведения в 5 классе, ученики применяют в последующем обучении на других уроках: литературе, географии, обществознании – тем самым осуществляя преемственность и межпредметные связи.
Многообразие форм и методов проведения учебных занятий, а именно:
- викторины;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- консультация;
- проектная деятельность и создание презентаций.
позволяют сформировать:
-устойчивый интерес и уважение к истории малой родины,
-способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в малых группах.
-умение устанавливать связи между прошлым и современностью,
-творческое мышление, что в целом способствует развитию личности компетентностной, устойчивой к социальным стрессам, способной впоследствии самостоятельно решать возникающие проблемы.
Программа утверждена на заседании методического совета учителей естественно-научного цикла .
.2013 год