Для родителей
СТАТЬЯ: для родителей
«Музыкальное воспитание детей в семье»
Дети очень эмоциональны. Они растут и развиваются и потому, испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств: с удовольствием поют, танцуют, рисуют, любят слушать музыку, сказки, рассказы.
Формирование интереса к музыке и музыкальных способностей у детей проявляются по-разному. Многие из них охотно слушают музыку и поют, другие к музыке как бы равнодушны. Некоторые родители считают, что такие дети от природы не музыкальны, у них «нет слуха» и развивать его бесполезно. Такая точка зрения ошибочна. В каждом ребенке можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос.
Приобщать ребенка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста. Для этого существует несколько способов: петь ему песни, приучать слушать аудиозаписи, детские музыкальные телепередачи, смотреть видеофильмы. Если есть возможность, водить на концерты "живой музыки".
Хорошо иметь дома аудиосборники:
· детских альбомов Чайковского, Шумана, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Свиридова,
· отдельных детских пьесок и песенок,
· музыкальных сказок («Приключения Незнайки» Н. Носова, музыка Френкеля и Шахова, «Курочка Ряба», музыка Ройтерштейна),
· детских опер «Муха-цокотуха» и других.
Давать детям слушать отрывки из балетов П. Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и так далее.
Необходимо старайться, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились понимать и переживать заложенные в ней чувства. Спрашивайте, какая это музыка: веселая или грустная, спокойная или взволнованная. Про кого такая музыка может рассказывать? Что под неё хочется делать? Иногда, не называя пьесу, спросите: "Как бы ребенок ее назвал?" Такие вопросы мотивируют интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.
Развитию умения эмоционально переживать музыку помогают и чтение сказок, рассказов, поскольку озвученный, в словесной форме сюжет и переживания героев, детям более понятны.
Хорошо загадывать детям загадки: спойте песню без слов, одну только мелодию и спросите, что это за песня. Детям свойственнен высокий эмоциональный отклик, позитивной направленности, при правильно отгаданном ответе.
Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку, поэтому необходимо стараться предоставлять им такую возможность.
Очень важно, чтобы ребенок не только слушал музыку, но и сам пел песни, инсценировал их, двигался под музыку, играл на детских музыкальных инструментах.
Развивать в детях их естественную склонность к пению неодходимо с колыбельных песен, когда ребенку еще несколько месяцев, укладывая его спать. Запомнив их, он будет петь своим куклам, баюкая их.
Гуляя в саду или парке, увидев сидящую на ветке птицу, попробуйте заинтересовать ребёнка спев, к примеру, такую песенку:
«Маленькая птичка прилетела к нам,
Маленькой птичке зёрнышек я дам"
В дождливый день обратите внимание ребенка на то, как стучит дождь по крыше, окнам, какие большие лужи на улице. Тихо и грустно напойте песенку:
«Дождик, дождик, кап да кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Где наши сапожки?»
Исполняя песни разного характера, этим вы приучите ребенка откликаться на разные настроения в музыке. Петь старайтесь как можно эмоциональнее и выразительнее, чтобы вызвать у ребёнка ответную эмоциональную реакцию.Повторите песню несколько раз, чтобы ребенок запомнил слова и мелодию, начал подпевать вам.
Взрослые всегда должны поощрять музыкальные выступления детей. интересуйтесь у детей какие песни они выучили в детском саду. Учите их импровизировать и петь о том, что ребенок видит вокруг себя. Предложите спеть песенку драчливого петушка, веселой птички, ласковой кошечки, больного щенка, песню про осень, лето, весну, про солнце или дождик, про веселую игру или ссору. Хвалите детей, говорите, что вам очень нравится их сочинения. Ведь импровизирование развивает музыкально-творческие способности детей, приучает их свободнее владеть голосом, петь вернее и выразительнее.
Большое удовольствие доставляет детям пляска под пение. Чаще включайте музыку, учите прислушиваться к ней, делать движения в ее характере, выделять сильную долю. Перед тем как начать танцевать, предложите прохлопать «шаги» под музыку. Это помогает ребёнку осознанно согласовывать свои движения с музыкой. Успехи окрыляют детей, приводят в радостное возбуждение. Так постепенно дети будет приобщаться к музыке.
Самое главное – надо создать в доме атмосферу благожелательного отношения к ребенку, всячески поощрять его попытки проявлять себя в музыке. Это приносит детям радость и делает их добрее.
У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше, быстрее и полнее воспринимают все новое, и, как правило, хорошо учатся в школе. Они более коммуникабельны и уверены в себе.