Информация для родителей

Нижегородцева Виктория Тахаровна

 Возрастные особенности детей школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_shkolnogo_vozrasta.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

   Подростковый возраст

                                                              (10-11 — 14-15 лет)

        К концу начальной школы, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.

                                           

    Это период:

  - осознания собственной индивидуальностиоткрытия своего «Я»;

  - появления жизненного плананаброски  пробных (дальних) перспектив;

  - формирования установки на сознательное построение своей жизни;

  - расширения жизненного мира личности, постоянное «врастание» в различные сферы        

общественной жизни.

     Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир.

                           Доминантные (основные, главные) интересы подростков

                                                        (по Л.С. Выготскому):

  • эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);
  • доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы («наполеоновские планы»), которые для него более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);
  • доминанта психологического усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях);
  • доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, к рискованному, к приключениям, героизму). 

      Ведущая деятельность - общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка.

        В этот период проявляются:

  • интенсивное половое созревание и развитие, физиологическая перестройка организма («гормональная буря»);
  • неустойчивость эмоциональной сферы, всплески и неуправляемость эмоциями и настроением;
  • утверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми.

                                Психологические особенности  подросткового возраста

  • изменение системы ценностей: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы.
  • освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;
  • стремление принадлежать «своей» компании (поиски друга, того, кто может тебя понять);
  •  формирование самооценки, характера;
  • возможно возникновение акцентуаций характера (выделение характерных индивидуальных черт, особенностей поведения, фиксирующихся в личности) и дезадаптивных форм поведения (негативизм, упрямство, уход из дома, бродяжничество, пропуски занятий в школе, так как все главное и самое интересное для подростка теперь происходит вне школы);
  • ярко выраженная эмоциональность,  резкость в суждениях (иногда до грубости).
  • формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной (значимой для подростка) группы;
  • отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
  • развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
  • самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;
  • склонность к риску, агрессивности как способам самоутверждения;
  • появление сексуальных влечений и интересов; повышенной утомляемостью,
  • формирование самосознания своего «Я»;
  • избирательность в учении (математические, гуманитарные и др. дисциплины; любимый не любимый учитель);
  • сензитивность для развития общих и специальных способностей (подходящее для данного возрастного периода);
  • повышенная утомляемость, раздражительность, уход в себя, отгороженность от окружающих.

                                                        Личностные новообразования:

  • появление чувства «взрослости»;
  • формирование определенного уровня самосознания;
  • формирование самоопределения;
  • активизация процессов самооценивания и самоотношения (отношение к самому себе, принятие или непринятие).

                                    Выделяют следующие типы самоотношения подростка.

  1. Самооценка ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе прежде всего те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонепринятия. Для ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительские оценки становятся единственными внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними. Неблагоприятность этой самооценки (пусть даже и в позитивном ее варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых Других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к себе, несмотря на колебания уровня самооценки.
  1. Смешанная самооценка. Она заключает в себе противоречивые компоненты: один — это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй — отголосок родительского видения ребенка. Образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее, ребенку удается в некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию (к себе) и чувство близости с родителями.
  1. Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, по дает ей другую оценку. Упрямство не называют бесхарактерностью. Поскольку для подростка этого возраста по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения в себе чувства «Мы» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения. Но одновременно послушание означает отказ от автономности и утрату собственного «Я». Переживания этого внутриличностного конфликта как невозможности ответа требованиям родителей и сохранения значимости своего «Я» приводит к тому, что подросток оценивает себя как плохого, но сильного.
  1. Подросток ведет борьбу против мнений родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае подросток воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания.
  1. Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть: «Хотите? Gолучите!». Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье. Наступает полное взаимное непонимание, что ведет к отчуждению, разрыву отношений.
  1. Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим.

         Борьба за самоутверждение подростка проходит не только в семье, она начинает проявляться в некоторой степени и в школе  (в снижении в глазах подростков авторитетности учителей; в появлении тенденций скрытого или открытого противодействия требованиям педагогов). От педагогов требуется терпение, профессиональный подход к проявлению особенностей самого сложного возрастного периода, гармоничное сочетание требовательности и чуткого понимания, авторитарности и демократичности в стиле общения. При этом важно помнить: подросток может быть объектом воспитания и обучения только в том случае, если педагог для него авторитетен. В ином случае, ожидается длительное и мучительное противостояние, в котором «выигрывает» ученик.

            Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями или быть вместе с теми, кто дорог и ценим.

           Другие виды деятельности подростков:

  • общественно-организационная;
  • спортивная;
  • художественная;
  • трудовая.  

            При выполнении этих видов общественно полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться личностно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «Я». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. 

           Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии (самоанализа, осмысления) свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».  

                     Основные причины недовольства и беспокойства родителей и педагогов:

  1. Поведение ребенка дома или в школе - неуправляем, «не желает подчиняться школьным требованиям», «невозможно заставить за собой вымыть чашку», «делает все наперекор».
  2. Черты характера, расцениваемые как неприемлемые: «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен».
  3. Снижение интереса к учебе подростков, их резкость, конфликтность, усиление агрессивности.
  4. Усиление роли друзей по сравнению с влиянием педагогов и родителей.
  5. Нарушения дисциплины, протест против запретов и нравоучений.

          Если для младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных мотивов, овладение ее предметным содержанием и структурой и т. д.), то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола.

    Важнейшие потребности подростка

(и чем старше подросток, тем активнее эти потребности выражаются):

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о «соотношении» сил в классе 9чтобы быть не хуже всех);
  • стремление отмежеваться, отречься от всего подчеркнуто детского (хотя детские, незрелые поступки еще сохраняются);
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам (следует использовать только веские аргументы);
  • восприимчивость к промахам учителей (нельзя потерять свой авторитет);
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам, к положению «худшего»;
  • тенденция предаваться мечтаниям, боязнь осквернения мечты;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • увлечение современной музыкой, киноискусством и т.д.
  • приобщение к молодежным субкультурам и течениям, слабый анализ содержания их деятельности.

                                             Наряду с этим, для старшего  подростка характерны:

  • активизация осознания необходимости самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности;
  • стремление к утверждению своей позиции субъектной исключительности и  индивидуальности, сильное желание чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности - ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, особенно в составляющую «награды», «успеха».

                                                    Основные  новообразования этого возраста:

1.  Социальное сознание, перенесенное внутрь (самосознание, рефлексия).

     Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания окружающей среды (домашней, школьной, за пределами учебного заведения и дома).

2. Самоопределение.      

    Формируется к окончанию переходного периода. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Подросток начинает присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает различные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации.                                                       

                                                              Юношеский возраст

                                                                   (15 — 17 лет)

             Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я-концепцией», но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости от этого ориентируясь либо на ценности учения, либо на ценности трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус  старшего школьника.

            Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

           Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения - гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных (значимых) групп. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно - ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.

         Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

  • самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
  • собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную" ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
  • стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться в своей самостоятельности и оригинальности, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п.

     Ведущая деятельность учебно-профессиональная.

                                Психологические особенности юношеского возраста

  • формируется самосознание - представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
  • происходит соотношение себя с идеалом, появляется желание и возможность самовоспитания;  
  • возрастает волевая регуляция, умение управлять своими желаниями, эмоциями;
  • стремление приобрести профессию - основной мотив познавательной деятельности;
  • возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;
  • появляется умение самостоятельно разбираться в сложных жизненных вопросах;
  • формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии — увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
  • стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности;
  • пренебрежение к советам старших;
  • критиканство, проявление недоверия;
  • сухой рационализм, практицизм;
  • стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее и происходящее в этом мире;
  • происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;
  • отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
  • завершено половое созревание, формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям;
  • возникает первое чувство любви, дружбы;
  • происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;
  • еще сохраняется недостаточное осознание последствий своих поступков.

                                               Новообразование возраста: 

       -  формируется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

 

               Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться именно его теориям, а не теории  действительности.

               Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура).

               Любовь и дружба, формирующиеся в этот период, накладывают серьезный отпечаток на всю последующую жизнь. Они могут остаться единственными на всю жизнь. В этом возрасте все согласны на совершение ошибок, только чтобы не лишать себя опыта формирования этих жизненных ценностей («Да, я допускаю в своей жизни ошибки, но это – мои ошибки, и я сам буду в них разбираться»).

             В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития.