Концепция воспитательной работы

Быстрова Наталья Александровна

Концепция воспитательной работы

Классного руководителя 8 «В» класса

«Средней общеобразовательной школы № 4»

Быстровой Натальи Александровны.

 

3009
bystrova_koncepciya.jpg
Каждый ребёнок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении их прав на полноценное образование и воспитание, желание и готовность включить их в детское сообщество. Выбранная система воспитания имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в воспитательнo- образовательном процессе – психолог - педагогическом сопровождении.

Инклюзивное образование.

Инклюзия – это принадлежность к сообществу. Быть инклюзивным – означает искать пути для всех  детей, быть вместе во время обучения и воспитания (включая детей- инвалидов).

Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определённого общественного статуса и утверждения своей социальной значимости. Инклюзия – попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом

отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в

школе. Существование обычных школ с установкой на инклюзию - самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования.

Инклюзивное образование помогает детям развиться и находить своё место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Каждый ребёнок приобщён, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных    потребностей.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация,  педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого–педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться  только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Правила инклюзивного образования

 

  • Все ученики равны в школьном сообществе.
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Планируется и проводится эффективное обучение.
  • Работники, вовлечённые в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения.
  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
  • Семья активно участвует в жизни школы.
  • Вовлечённые работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

 

 Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном воздействии на детей, так и в организации совместной деятельности, основанной на принципах:

  • природосообразности - закономерность развития ребёнка;
  • целостностное - воспитание и обучение являются равноправными взаимодействующими компонентами;
  • сотрудничество – единство целей жизни ребёнка и воспитательных целей педагога;
  • гуманизма – ребёнок не объект воспитания, а неповторимая личность;
  • дифференциации – отбор содержания, форм, методов воспитания с учётом индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.

 

Психолого-педагогическая характеристика 8 В класса

 

8В класс является учебной группой пониженного уровня 7 вида (задержка психического развития). Все дети были зачислены в этот класс на основании результатов медико–психологической комиссии.

 

В классе 13 человек, из них 7 мальчиков и 6 девочек (одна - инвалид lVгруппы). Психологом была проведена   диагностика. Результаты были следующие: не умение слушать взрослого, выполнять простейшие поручения, не умение дружить, не желание участвовать в коллективных творческих делах класса. Нет авторитетного стержня, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение учащихся, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других.

 

Такое общение в коллективе не приносило ни радости, ни удовлетворения. Учащиеся имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них наблюдается повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость (см. Приложение 1). По результатам тестирования учащиеся в большинстве имеют низкий уровень воспитанности и мотивации во всех видах деятельности (см. Приложение 2).

 

Анкетирование родителей дало сведения о психических и физических особенностях детей. Все они имеют различные заболевания, (см. Приложение 3).

Исходя из данных анкет, были получены сведения о социальном статусе семей: в классе 5 неполных семей, 5 состоящих на учёте в КДН, 6 малообеспеченных. По медицинским показаниям llгруппу здоровья  имеют 8 человек; IIIгруппу – 4 человека; IVгруппу – 1 человек) (см. Приложение 4).

 

Анализируя анкеты, стало понятно, что родители готовы к сотрудничеству.

Имея в виду такой состав детей, понятно, что должна быть особая связь с участниками воспитательного процесса, их родителями и педагогами.

 

Какие же условия может предоставить школа для таких детей?

 

В программе развития школы на  2006 – 2010 год определена миссия школы. Мы видим себя как «Школа доверия социума и родителей». Родители доверяют школе – мы доверяем родителям. Основные направления социально – педагогической деятельности согласованы с родительским заказом и возможностями детей.

 

Какова же цель воспитательной работы в классе для детей с задержкой психического развития?

 

Цель воспитания:

социально – зрелая личность с активной гражданской позицией, со сформированными компетенциями:

 

- бытовыми;

- коммуникативными;

- профессионально – сориентированными.

 

Социокультурная среда.

 

Комплексная помощь и поддержка ребёнка  в системе образовательного учреждения – это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико–социальной поддержки детей и их родителей.

 

Сложный процесс взаимодействия сопровождающих и  сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Субъектом и носителем проблемы ребёнка является не только он сам (или заболевание), и его родители и педагоги, то есть «субъектный четырёхугольник».

Классный руководитель координирует работу сопровождающих для того, чтобы сберечь здоровье детей, следит за развитием способностей,  за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, учащихся, родителей.

 

Алгоритм сопровождения детей:

  • формирование здорового образа жизни;
  • личностные проблемы развития ребёнка;
  • выбор образовательного маршрута;
  • преодоление трудностей в обучении;
  • развитие способностей ребёнка в деятельности;

формирование ценностей у детей (взаимное уважение, осознание себя частью общества, взаимопомощь, толерантность, возможность помочь самим себе и людям в своём сообществе, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека).

 

Чтобы создать благоприятные условия для обучения детей с задержкой психического развития, необходим всесторонний анализ имеющихся проблем. С этой целью в школе ведутся различные мониторинги, отражающие различные сферы развития этих детей учащихся: мониторинг состояния здоровья, мониторинг уровня развития психических процессов, социальный паспорт семей учащихся.

 

Как дети обучаются в этих классах?

 

1. Мониторинг состояния здоровья обучающихся ведётся заместителем по УВР. Как правило, у детей с диагнозом «задержка психического развития» состояние здоровья требует особого внимания со стороны педагогов, учёта при организации учебного процесса.

 

2. Мониторинг уровня развития психических процессов ведётся педагогом – психологом. В данном классе проводится диагностика уровня развития отдельных психических процессов с целью организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

 

3. Социальным педагогом школы организованы всесторонние наблюдения за семьями учащихся классов для детей с ЗПР. Результаты наблюдений отражены в таких документах как: социальный паспорт семьи, акт посещения семьи учащегося, тетрадь наблюдений за социально – бытовыми условиями проживания, протоколы профилактических бесед, заседаний Совета профилактики, ведётся индивидуальная картотека на учащихся, находящихся в социально – опасном окружении.

 

Деятельность педагогов

 

Деятельность педагогического коллектива по организации учебно–воспитательного процесса регламентируется Положением о классах для детей с задержкой психического развития.

Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов:

 

  1. представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чём его отличие от традиционных форм;
  2. знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  3. знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
  4. умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами – учителями, специалистами, руководством).
  • Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно:
  • выбирает интересное, доступное, личностно и практико–ориентированное содержание;
  • организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектную и творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры.               
     

В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это даёт возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

 

В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой

 

Профориентационная работа в школе

 

Школа заботится об обоснованном выборе профессии её выпускниками.

Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближённого к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города), путём расширения представления о мире профессий.

Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно–воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально – профессиональную адаптацию.

 

Профессиональная работа предусматриваетсяпрограммами элективных курсов профильной направленности «Профессиональное самоопределение школьников» (8 – 9 класс) (см. Приложение  5)

 

На данных занятиях ребята знакомятся с особенностями различных профессий, с требованиями, предъявляемыми работникам той или иной специальности, узнают, где и как получить интересующую их профессию.

 

Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.

Общешкольные мероприятия:

 

  • выпуск тематических газет к профессиональным праздникам.
  • профориентация: игра «Мир профессий».
  • общешкольные собрания  «Мир профессий» (встречи с представителями различных профессий).
  • день микрорайона (профессии жителей микрорайона)
  • посещение городской ярмарки профессий, средних профессиональных учебных заведений  (в рамках дня открытых дверей)
  • создание каталога профессий «Профессиональная карта города».

 

Программа внеурочной деятельности основного общего образования для 8 В класса:

 

  • ОП «Хозяин усадьбы» (благоустройство территории, основы агрономии, ландшафтный дизайн).
  • «Прикладная информатика».
  • Организована летняя трудовая практика, летний лагерь труда и отдыха для подростков, склонных к правонарушениям, трудовые десанты.                     
  • Система воспитательной работы объединяет усилия педагогов школы, семьи, педагогов муниципальных учреждений дополнительного и профессионального образования, муниципальных общественных и властных структур.

 

Сотрудничество школы с родителями

 

Огромное значение с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. В планировании воспитательной работы большое внимание уделяется участию самих родителей во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в музеях на экскурсиях, в поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.

Ежегодно расширяются связи с родителями, включая их в воспитательную деятельность школы.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и школы играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношениях родителей друг с другом, общение детей. В планировании общешкольных и классных  дел активное участие принимают родители, которые понимают проблемы своих детей и стараются помочь в их  воспитании и обучении. Вместе с родителями был составлен план работы родительского комитета.

(см. Приложение 6).

 

Организация процесса воспитания классным руководителем в 8 В классе на 2006 – 2010 год.

« Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам».

 

Этапы реализации программы

В деятельности по моделированию системы воспитания  можно  выделить 3 этапа:

·                     Подготовительный  (диагностико–формирующий;

функции: диагностическая, проектировочная, организационная 2006 – 2007).

·                     Практический (функция: деятельностная 2007 – 2009).

·                     Обобщающий (функция: аналитическая, контроль–коррекционная 2009 – 2010).

 

Взаимодействие  классного руководителя с родителями

1. Функции классного руководителя в работе с родителями:

 

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
  5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

 

2. Основные направления в работе с родителями

а) Диагностика:

 

  • предварительная;
  • оперативная;
  • итоговая.

 

б) Коррекционная работа

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа. Главным назначением такой работы является оказание родителям своевременной психолого–педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. Как правило, такие семьи  нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и в оперативной  помощи различных специалистов и служб: врачей, психологов, правоохранительных органов.

в) Анкетирование родителей (см. Приложение 7).

 

3. Формы взаимодействия с семьёй:

 

  • индивидуальные  консультации, беседы;
  • посещение ребёнка на дому;
  • родительские собрания;
  • родительские чтения;
  • конференции;
  • родительские вечера;
  • родительские тренинги.

 

Взаимодействие с учащимися

 

I. Этап – Подготовительный

 

1. Приёмы педагогического воздействия.

Процесс обучения должен приспосабливаться к каждому ученику, поэтому необходимо выбрать приёмы педагогического воздействия, которые помогут в преодолении негативных особенностей эмоционально – личностной сферы учащегося.

Созидающие приёмы – приёмы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных:

  • организация успехов в учении;
  • вовлечение в интересную деятельность;
  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
  • убеждение;
  • доверие;
  • ожидание лучших результатов;
  • проявление доброты, заботы;
  • просьба;
  • поощрение;
  • проявление огорчения;
  • поручительство.

 

2. Классное самоуправление - это режим протекания совместной и са­мостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое ме­сто и реализовать свои способности и возможности.

 

Классное самоуправление предусматривает вовлечение всех уча­щихся в управлении делами класса, созданием  работоспособных орга­нов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязан­ностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовос­питанию.

 

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую дея­тельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в жела­нии самоутвердиться.

 

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе (см. Приложение 8)

 

3. Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включён в школьное расписание и проводится в определённый день. При составлении классных часов исходили из основной цели воспитания

(см. Приложение 9).

На одном из классных часов дети сами предложили составить «Заповеди класса».

 

Заповеди класса

  1. Люби свою школу. Бери все от нее хорошее.
  2. Не говори плохо о людях.
  3. Помоги своему товарищу в учебе.
  4. Учись дружить и будь в дружбе верным.
  5. Умей с сочувствием относиться к несчастью других.
  6. Умей подавлять в себе плохое настроение.
  7. Умей ставить цель, преодолевать лень и добиваться успеха.
  8. Научись быть красивым.
  9. Научись быть здоровым и жизнерадостным.
  10. Учись понимать природу
  11. Кто не любит природу - тот не любит себя.
  12. Учись думать.
  13. Постарайся познать свое «Я».

 

Классные часы и организационные пятнадцатиминутки, регулярно проводимые с начала сентября, зажгли первые искорки взаимопонимания и укрепили уверенность классного руководителя в том, что детям необходимо конкретное дело, движение вперед.

 

Психодиагностика классного коллектива

( По методике Лутошкина)

« Мягкая глина».

 

На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива. Не всё получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой – либо цели происходит с трудом. Отношения в основном стали доброжелательными, хотя ребята не всегда бывают,  внимательны друг к другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет.

Дети стараются относиться к своим поручениям добросовестно, но пока  не у всех это  получается.

II. Этап – Практический

 

а) Коллективные творческие дела

 

Объединение детей создаётся, сплачивается  только тогда, когда есть общее дело, интересное для всех участников её осуществления. Основой содержания воспитания становится создание условий, при которых каждое дело обязательно для всех не потому, что его надо сделать по распоряжению педагога, а обязательно потому, что оно задумано самими учениками. В условиях взаимной поддержки учитель занимает новое, непривычное для него место, следуя формуле: «не вместо учеников, а вместе с ними и впереди них». Учителя учат не наставлениям, требованиям и понуканиями, а общей с учениками творческой работе. Благодаря этому опыт совместной работы, её сути, закрепляется в сознании детей, становится руководством к самостоятельному принятию решений во взрослой жизни.

 

1.Организационные:

 

  • распределение и выполнение поручений в классе;
  • создание классной газеты  « Покори свою высоту».                 
     

2.Познавательные:

 

  • «Наш город»;
  • «В мире цветов»;
  • «В мире профессий».

 

3. Трудовые дела « Наши добрые дела»:

  • «Операция школьный двор»;
  • «Город весёлых мастеров»;
  • «Открытка ветерану»;
  • «Звёздный поход»;
  • «Поможем малышам!» (см. Приложение 10)

 

4. Творческие дела, посвящённые семейным традициям:

  • «История моего рода»;
  • «Семейные праздники»;
  • «Профессии моей родословной».

5. Художественные:

Оформление выставки для младших школьников на тему « Наш любимый город».

 

Психодиагностика классного коллектива

« Мерцающий маяк»

 

Формирующийся в классе коллектив на данном этапе к каждому готов прийти на помощь. В классе у ребят преобладает желание трудиться сообща,  дружить,  помогать друг другу и  малышам. Дети  стараются выполнять порученное им дело, но не у всех это ещё получается.  В группе  есть ребята, на которых можно опереться, но недостаточно ещё проявляется инициатива. Активность происходит всплесками, да и то не у всех.

 

III этап – Обобщающий

 

Деятельность классного руководителя по профориентации старшеклассников включает в себя немало полезных бесед и мероприятий. Трудовая и общественная деятельность ребёнка в школе играет большую роль в дальнейшем процессе социализации личности: в выборе профессии, приобретении духовных ценностей, взаимоотношениях с разными людьми, становлении характера. Сюда можно отнести и попадание молодого человека в современные условия рыночных отношений, умение защитить собственную жизненную позицию, получение экономических и политических знаний о жизни общества, развитие правовой культуры.

На данном этапе запланированы следующие формы работы:

 

  • организация уголков профориентации.
  • встречи с представителями различных профессий.
  • профконсультационные экскурсии.
  • передачи о профессиях. Подготовка, просмотр, обсуждение.
  • смотры и выставки технического творчества.
  • заключение договоров с различными учебными заведениями
  • разработаны классные часы на 9 класс.
  • спланированы мероприятия по благоустройству территории.

 

Ожидаемые результаты

 

Цель воспитания: социально – зрелая личность с активной гражданской позицией, со сформированными компетенциями:

 

- бытовыми;

- коммуникативными;

- профессионально – сориентированными.

 

Такая система воспитания позволяет  определиться  в выборе дальнейшего пути не только учащимся, но и родителям помочь своему ребёнку в выборе будущей профессии.