Программа по биологии 9 класс ФГОС по В.В. Пасечнику
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
"Рассмотрено" на заседании кафедры ____________ ____________________ от " " 20 г. Зав. кафедрой _____________________ | "Согласовано" декан ФОО _____________________ _____________________ " " 20 г. | "Утверждаю" ректор СГОАН _____________________
" " 20 г. |
Рабочая программа
по Введение в общую биологию 9 класс
_______________________
(дисциплина)
для _9 «Б» «Г»________ классов
на 2014 /2015учебный год
Автор, составитель
(учитель, преподаватель)
Полякова В.А
Квалификационная
Категория высшая
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, в полном соответствии с программой основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2009 //.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов:
- Федеральный закон № 273- ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013- 2014 учебный год».
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4.10.2010г. № 986;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189;
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ … Протокол …
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты, контрольные, самостоятельные и проверочные работы, устный и письменный опросы.
Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к результатам обучения» и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» авторов Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2005 – 2010.
Общая характеристика курса
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Материал подобран с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, необходимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Программа строится с учетом основных содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
В 9 классе учащиеся обобщают и систематизируют знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой для знакомства с доступными восприятию школьников общебиологическими закономерностями при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию познавательной , нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями; для повседневной жизни и практической деятельности.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, экскурсии.
Цели
Определяются предметным содержанием общего среднего образования и психологическими возрастными особенностями обучаемых. В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения предметов.
Особенность переходного возраста детей 11-15 лет - переход от детства к взрослому состоянию организма. В этот период происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют учебные действия: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. А также приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различие, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал . Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Учитывая, что образовательные результаты на предметном уровне подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. Ведущая учебная деятельность ученика на уровне учебных действий включает умение характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и др. Таким образом целеполагание осуществляется на разных уровнях: на уровне метапредметных , предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Задачи
Сформировать понятия об основных закономерностях эволюции животного мира, законах генетики, экологических взаимодействиях.
Место курса в базисном учебном плане
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Предмет биология входит в инвариантную часть учебного плана образовательного учреждения. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю.
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования с 5 по 9 класс предшествует курс «окружающий мир», в котором аккумулированы сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии, формируя элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Рассматриваются физико-химические понятия, которые более полно раскрываются с научной точки зрения на основе биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен и превращение энергии, фотосинтез, эволюция).
Содержание курса включает сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема
|
Всего часов
| В том числе | ||
лабораторных работ | контрольных работ | экскурсий | |||
| Введение | 3 |
|
|
|
1. | Уровни организации живой природы | 52 |
|
|
|
| Молекулярный уровень |
| 1 | 1 |
|
| Клеточный уровень |
| 1 | 1 |
|
| Организменный уровень |
| 1 | 1 |
|
| Популяционно-видовой уровень |
| 1 |
|
|
| Экосистемный уровень |
|
| 1 | 1 |
| Биосферный уровень |
|
|
|
|
2. | Эволюция | 8 |
| 1 | 1 |
3. | Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 | 1 |
|
|
| Итого: | 68 | 5 | 5 | 2 |
Ценностные ориентиры
Глобальные цели определяются ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации и как следствие особенности развития современных подростков):
• социализация обучамых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так так данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса химии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Раздел II Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни; .
3) сформированность познавательных интересов и мотиен, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: -
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организ-
е человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравени ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Раздел III ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Раздел 2. Клеточный уровень
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Раздел 3. Организменный уровень
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за сущест-
вование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов— микроэволюция. Макроэволюция.
Раздел 5. Экосистемный уровень
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Раздел 6. Биосферный уровень
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Изкчение морфологического критерия вида.
Изучение палеонтологических доказательств эволюции
Экскурсия
Экскурсия в краеведческий музей (основные биогеоценозы)
Причины многообразия видов в природе
Раздел IV. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | неделя | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Введение. | ||||
1 | Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.
| 2 | 1нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, генетика, биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология, научное исследование, наука, научный метод , научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория, гипотеза, жизнь, обмен веществ, процессы синтеза и распада, открытая система, размножение, наследственность, изменчивость, развитие. Характеризуют биологию как науку о живой природе, основные методы научного познания, этапы научного исследования. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Готовить презентации о профессиях, связанных с биологией, используя компьютерные технологии. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования Выделяют отличительные признаки живых организмов |
2 | Познавательные УУД: - структурирование знаний, - построение логической цепи рассуждений, - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Коммуникативные УУД: -Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоетм; | |||
Раздел 1. Уровни организации живой природы (54 часа) Тема 1.1 Молекулярный уровень: | ||||
3 | Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы Липиды. | 2 | 2 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биологическая система, уровни организации: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры. Углеводы (сахариды), моно-, ди-, полисахариды, рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза, сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал, гликоген, хитин, липиды, жиры, гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная. Характеризуют молекулярный уровень организации живого, состав и строение молекул углеводов, Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. Анализировать текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей Устанавливают причинно‑следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов и липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Сравнивают химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения
|
4 | Состав, строение белков и функции белков. Нуклеиновые кислоты модель структуры белка | 2 | 3 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Белки или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты, пептидная связь, структуры белка, денатурация, ренатурация. Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая, гормон. Нуклеотиды, пентозы, азотистые основания, ДНК, иРНК, тРНК, рРНК, Строение и функции нуклеиновых кислот. Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков, состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно‑следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков и нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Решать биологические задачи (на математический расчёт; на применение принципа комплементарности) |
5 | АТФ и другие органические соединения клетки Биологические катализаторы
| 2 | 4 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: комплементарность АТФ, АДФ, АМФ, макроэргические связи, жирорастворимые и водорастворимые витамины. Нуклеотид, двойная спираль. Катализатор, фермент, кофактор, активный центр, специфичность действия. Характеризуют состав и строение молекулы АТФ, роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры витаминов, ферментов входящих в состав организмов, их локализации и их биологическую роль. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов и ферментов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы. Выполняют лабораторную работу.№1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» |
6 | Вирусы
| 2 | 5 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: вирусы, строение вирусов, сердцевина, капсид, ретровирусы, бактериофаг, жизненный цикл, ВИЧ, самосборка. Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса, общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты. Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности вирусов. |
7 | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные УУД: - Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; -Учет разных мнений и умение обосновать собственное - Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать -Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Регулятивные УУД:
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоетм; | |||
Тема 1.2 Клеточный уровень организации (15 часов) | ||||
8 | Предмет, задачи и методы цитологии. Основные положения клеточной теории.
| 2 | 6 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: клетка, предмет, задачи и методы цитологии (световая микроскопия, электронная микроскопия), основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдона, микроскоп. Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, её химический состав, методы изучения. Объяснют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники. Рассматривают клетки растений и животных под микроскопом. Выполняют практическую работу «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом |
9 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана Ядро. Хромосомный набор клетки. | 2 | 7 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз, прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный набор, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор, гаметы. Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью, сравнивать процессы фагоцитоза и пиноцитоза, особенности строения клеток прокариот и эукариот. Описываютособенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно‑следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различий.
|
10 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения Различия в строении клеток эукариот и прокариот | 2 | 8 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты, граны. Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, базальное тельце, клеточные включения. Анаэробы, споры. Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно‑следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение) |
11 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 2 | 9 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: ассимиляция, диссимиляция, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, синтез белка, фотосинтез. АТФ, макроэргическая связь, неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, полное кислородное расщепление глюкозы, клеточное дыхание. Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания. |
12 | Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Гетеротрофы. | 2 | 10 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы световая фаза, темновая фаза, фиксация углекислого газа, хемосинтез, серобактерии, железобактерии, азотофиксирующие бактерии, сапрофиты, паразиты, голозойное питание. Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение). Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведённой в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчётные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале. Выделяют существенные признаки процессов обмена и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. |
13 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция Транспортные РНК. Трансляция Деление клетки. Митоз
| 2 | 11 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, правило комплиментарности, антикодон, трансляция, тРНК, иРНК, рибосомы, полисома. Жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, цитокинез, кариокинез, морфология хромосом, хроматиды, центромера, веретено деления. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке, биологическое значение митоза. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности генетического кода, основные фазы митоза. Устанавливают причинно‑следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки. |
14 | Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы» | 2 | 12 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы, характеризуют пройденные процессы . Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различают на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявляют взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах. |
15 | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Коммуникативные УУД: - Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; -Учет разных мнений и умение обосновать собственное - Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать -Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Регулятивные УУД: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоетм;
| |||
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов) | ||||
16 | Способы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Оплодотворение. Развитие половых клеток. Мейоз
| 2 | 13 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетки, период размножения, период роста, период созревания, мейоз: мейоз I, мейоз II, конъюгация, кроссинговер, направительные тельца, оплодотворение (наружное, внутреннее, двойное оплодотворение у покрытосеменных растений), зигота. Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, сперматогенез и овогенез, рост и развитие. Объясняют биологическую сущность мейоза и оплодотворения. |
17 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
| 2 | 14 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: онтогенез, филогенез, эмбриогенез, бластуляция, гаструляция, органогенез, эктодерма, энтодерма, мезодерма, хорда, нервная трубка, зародышевые листки. Филогенез, биогенетический закон Мюллера и Геккеля, закон зародышевого сходства, биогенетический закон, типы онтогенеза: прямой, личиночный, с полным и неполным метаморфозом. Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно‑следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием. Выделяют существенные признаки процессов роста, развития, размножения.
|
18 | Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | 2 | 15 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: предмет задачи и методы генетики, наследственность, изменчивость, гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомозиготные и гетерозиготные организмы, доминантные и рецессивные признаки, расщепление, I и II законы Менделя, гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование. Генотип, фенотип,, анализирующее скрещивание. Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание. |
19 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Кроссинговер | 2 | 16 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, решетка Пеннета, закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Локус гена. Перекрест. Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решётки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание. |
20 | Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | 2 | 17 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Кодоминирование. Комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропия. Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, сцепленное с полом наследование. Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно‑следственные связи на примере зависимости развития пола особи от её хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом. |
21 | Решение задач по генетике. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость . Мутационная изменчивость.
| 2 | 18 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Решение задач, изменчивость, модификации, норма реакции. Генные, хромосомные и геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества. Характеризуют закономерности модификационной изменчивости, мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции, мутаций у организмов. Устанавливают причинно‑следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов «Выявление изменчивости организмов». Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов. Готовят сообщения к уроку‑семинару «Селекция на службе человека» |
22 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 2 | 19 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Гибридизация. Массовый и индивидуальный отбор. Чистые линии, близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики . Характеризуют методы селекционной работы. Биотехнология. |
23 | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные УУД: - Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; -Учет разных мнений и умение обосновать собственное - Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать -Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Регулятивные УУД: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
| |||
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) | ||||
24 | Вид. Критерии вида. Популяция Биологическая классификация
| 2 | 20 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Вид, критерии вида: морфологический, физический, генетический, экологический, географический, исторический, популяция. Ареал. Популяция, группа, самовоспроизводство, биотические сообщества, экология, демографические показатели. Систематика, двойное название видов, систематические категории, естественная классификация. Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. |
25 | Организм и среда Экология как наука. Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы |
| 21 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Экология, аутэкология, демэкология, синэкология , биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера,. Экологические факторы- биотические, абиотические, антропогенные, раздражители, ограничители, модификаторы, сигналы, биологический оптимум, толерантность, эврибионты, стенобионты, правило минимума. Температура, влажность, свет, вторичные климатические факторы. Загрязняющие вещества. Экологические, энергетические, пищевые ресурсы Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно‑следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Смысловое чтение |
26 | Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция |
| 22 нед | Жизненные формы, морфологические приспособления, ритмы жизни Конкуренция, хищничество- истинное, собирательное, пастбищное, паразитизм- облигатный, факультативный, временный, постоянный, эктопаразиты, эндопаразиты, мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. Динамика популяций. Рождаемость, смертность, регуляторные механизмы, циклические колебания численности. Приводят примеры примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях. Составляют таблицу «тип взаимоотношений-примеры» |
27 | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные УУД: -Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; Регулятивные УУД: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоетм;
| |||
Тема 1.5. Экосистемный уровень | ||||
28 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 2 | 23 нед. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера,. Биоценоз, биотоп, фитоценоз, зооценоз, микробоценоз, структуры биоценоза-видовая, пространственная, трофическая, экологическая, ярусность, мозаичность. Редкие виды, виды средообразователи. Пищевая цепь, пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень. Экосистема, биогеоценоз, экотоп, климатоп, эдафотоп, продуценты, консументы, редуценты, трофические цепи- пастбищные, детритные, пищевые сети, показатели экосистем, экологические пирамиды- чисел, биомассы, энергии. Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях, экосистем разного уровня. Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ, аквариум как искусственную экосистему. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Выделяют существенные признаки экосистемы, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. |
29 | Продуктивность сообществ. Искусственные биоценозы. Саморазвитие экосистемы (экологическая сукцессия).
| 2 | 24 нед | Определяют понятия: продуктивность, плодородие, первичная и вторичная, общая и чистая продукция, дыхание, экологическая сукцессия, равновесие, первичная и вторичная сукцессия. Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Решают экологические задачи |
30 | Познавательные УУД: - структурирование знаний - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - установление причинно-следственных связей - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выделение существенных признаков - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Коммуникативные УУД: -Потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -Учет разных мнений и умение обосновать собственное, -Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно- - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,осознание качества и уровня усвоением; -волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
| |||
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа) | ||||
31 | Биосферный уровень Биосфера. Среды жизни Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере | 2 | 25 нед | Определяют понятия: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды жизни, средообразующая деятельность, круговорот веществ. Механическое и физико-химическое воздействие, перемещение вещества.Гумус. Фильтрация. Биогеохимический цикл, биогенные (питательные) вещества, микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни. Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Устанавливают причинно‑следственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества. Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. |
32 | Биосфера и человек Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Экологические кризисы. | 2 | 26 нед | Определяют понятия: Биосфера, В.И.Вернадский, живое, биогенное, биокосное, косное вещество, природные ресурсы Неисчерпаемые, исчерпаемые ресурсы, экологический след, ноосферная цивилизация, устойчивое развитие, рациональное природопользование Сокращение биоразнообразия, обезлесение, лесовозобновление, интродукция, виды-переселенцы, экологические кризисы, охрана природы, Красная книга, ООПТ, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки. Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Объясняют возможные причины экологических кризисов. Устанавливают причинно‑следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в природе. Овладевают умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
|
33 | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - установление причинно-следственных связей - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: -Потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -Учет разных мнений и умение обосновать собственное, -Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно- - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,осознание качества и уровня усвоением; -волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. | |||
Раздел 2. Эволюция (7 часов) | ||||
34 | Основные положения теории эволюции Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.
| 2 | 27 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Эволюция, теория Дарвина, изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование, синтетическая теория эволюции Ненаследственная и наследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Популяционная генетика, генетическое равновесие. Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж. Б. Ламарка и основные положения учения Ч. Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч. Дарвине, в том числе с использованием компьютерных технологий. Работают с Интернетом как с источником информации |
35 | Борьба за существование. Естественный отбор, искусственный отбор. Селекция.Эволюционные факторы. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора | 2 | 28 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Внутривидовая, межвидовая борьба за существование, борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы, стабилизирующий, движущий и дизруптивный отбор Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Разрабатывают эксперименты по изучению действий отбора, которые станут основой будущего учебно‑исследовательского проекта
|
36 | Изолирующие механизмы. Микроэволюция. Видообразование
| 2 | 29 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Изоляция и видообразование. Вид и критерии вида Изолирующие механизмы: географическая, биологическая, экологическая, этологическая, репродуктивная изоляция, географическое, экологическое и внезапное видообразование, критерии вида,полиплоидия, микроэволюция. Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Выделяют существенные признаки вида. Анализируют текст учебника с последующим выдвижением гипотез о других возможных механизмах видообразования. Составляют таблицу«способы видообразования» |
37 | Макроэволюция Основные закономерности эволюции Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»
| 2 | 30 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Доказательства эволюции, макроэволюция, микроэволюция, филогенетические ряды, закон зародышевого сходства, атавизмы, рудименты, гомологичные, аналогичные органы. Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс. Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро‑ и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции с одноклассниками и учителем. Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию |
38 | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Коммуникативные УУД: - Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; -Учет разных мнений и умение обосновать собственное - Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать -Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно- - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий | |||
Раздел 3 Возникновение и развитие жизни (7 часов) | ||||
39 | Гипотезы возникновения жизни Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина –Холдейна. Современное состояние гипотезы о происхождении жизни | 2 | 31 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции Гипотеза Опарина-Холдейна, коацерваты, пробионты, химическая эволюция, перенос наследственной информации Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем.
|
40 | Основные этапы развития жизни на Земле. Развитие жизни в архее (эра древней жизни), протерозое, палеозое.
| 2 | 32 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Гипотеза симбиотического происхождения эукариот, гипотеза происхождения эукариот путем впячивания клеточной мембраны, эубактерии, прогенот, коацерваты, архебактерии, палеонтология, эра, эпохи, период, катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, палеонтология. Эпоха, эра, период, Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, Пермь, трилобиты, риниофиты, кистеперые рыбы, стегоцефалы, ихтиостеги, терапсиды. Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле, развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней. жизни. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивают гипотезы А. И. Опарина и Дж. Холдейна. Обсуждают проблемы возникновения и развития жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно‑следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Выполняют л.р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» |
41 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое
| 2 | 33 нед | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые и плацентарные млекопитающие., палеоген, неоген, антропоген. Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое.
|
42 | Обобщающий урок по разделу «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 2 | 34 нед |
|
43 | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД: - Потребность в общении со взрослыми и сверстниками - Умение слушать собеседника, - Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, - Регулятивные УУД: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
|
Раздел V. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного
предмета БИОЛОГИЯ
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1. | БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1. | Стандарт основного общего образования | Д |
|
1.2. | Авторские рабочие программы по биологии В.В. Пасечника | Д |
|
1.3. | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков): Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464 с.-(В помощь школьному учителю). | Д |
|
1.4. | Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/ авт.-соста. Е.Ю Щелчкова.-Волгоград: Учитель, 2010. – 293 с. | Д |
|
1.5. | Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника / авт.сост. М.В.Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.-168 с. | Д |
|
1.6. | Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2009.
| Р |
|
1.7. | Учебники (баз.) Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений.– М.: Дрофа, 2005 – 2009.
| Р |
|
1.8. | Раздаточный материал для работы в группах, распечатки тестов, дополнительный материал | Ф |
|
|
|
|
|
2. | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||
| Таблицы |
|
|
2.1. | Портреты ученых, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
| Д |
|
2.2. | Правила поведения в учебном кабинете. Правила поведения на экскурсии.
| Д |
|
2.3. | Развитие животного и растительного мира | Д |
|
2.4. | Размножение растений | Д |
|
2.5. | Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. Сукцессия. Биотехнология. Генетика. Основы экологии. Центры происхождения культурных растений и домашних животных.
| Д |
|
2.6. | Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплиментарность) | Д |
|
2.7. | Передние конечности млекопитающих | Д |
|
2.8. | Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву | Д |
|
2.9 | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности |
| Текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных. |
2.10. | Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности |
| Виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой для изучения материала (строения клетки, генетики) |
3 | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде) | ||
| Видеофильмы |
|
|
3.1 | Основы цитологии | Д |
|
3.2 | Основы селекции | Д |
|
3.3 | Общая биология | Д |
|
| Коллекция цифровых образовательных ресурсов Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,; «Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы» | Д/П |
Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно- справочных материалов по курсу биологии, в том числе задачник |
4. | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) | ||
4.1. | Стол для проектора | Д |
|
4.2. | Экран | Д | Минимальный размер 1,5х1,5 м |
5 | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
| Приборы, приспособления |
|
|
5.1 | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Р П | Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. |
5.2 | Микроскоп школьный ув. 300-500 | Р |
|
5.3 | Микроскоп лабораторный | Р |
|
6. | МОДЕЛИ | ||
| Модели объемные |
|
|
6.1 | Модель молекулы ДНК | Д |
|
| Муляжи | Д |
|
|
|
|
|
7. | НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ||
7.1. | Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
| Р | Используется раздаточный материал |
| Микропрепараты | Р |
|
7.2 | Строение клеток эукариот, Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом.
| Р |
|
7.3 | Комнатные растения по экологическим группам | Д |
|
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),
П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).
Раздел VI. Планируемые результаты изучения учебного предмета
№ | Обучающиеся научатся |
|
1. | Предметные результаты |
|
| Раскрывать понятия: - свойства живого;
— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;
Объяснять:
Объяснять понятия:
— описывать организменный уровень организации живого;
Объяснять критерии вида и его популяционную структуру;
Знать основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных. |
|
2 | Метапредметные результаты обучения
|
|
| Учащиеся смогут:
|
|
3 | Личностные результаты обучения
|
|
|
|
|
| Ученик получит возможность научиться |
|
| Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы; Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации. Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления; Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы; Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике. |
|
| Критерии освоения материала: Усвоение базового уровня не менее 50% - «удовлетворительно», Усвоение более 50% базового уровня и 25% повышенного уровня – «хорошо», Усвоение не менее 75% базового и 50% повышенного уровня – «отлично» |
|
Раздел VII. Формы контроля.
Формы контроля уровня усвоения знаний учащимися: самопроверка, взаимопроверка, устный и письменный контроль со стороны учителя, тестирование, семинары, подготовка сообщений, рефератов, презентаций.
Домашние задания учащиеся получают по материалу учебника и рабочей тетради, творческие и дополнительные задания предполагают расширенный поиск информации в Интернете и библиотеках.
Результат обучения в 9 классе проверяется на государственной итоговой аттестации, поэтому в качестве контрольно-измерительных материалов рационально использовать тесты для подготовки к ГИА соответствующего года. Например: Кириленко А.А., Колесников С. И. Биология.9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни: учебно-методическое пособие.- Изд. 3-е, дополн. – Ростов на Дону: Легион, 2012.- 256 с. – (ГИА-9.), ГИА 2014. Биология. 9 класс, Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.И. Лернер. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 158