Педагогам.

Ерёменко Анна Николаевна

Цикл консультаций для педагогов.

Здоровье ребенка.

     Как известно, здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и его полное физическое, психическое и социально-нравственное благополучие. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, психического и социального благополучия. Современный ФГОС также направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе,  их эмоционального благополучия. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Только при таком подходе к решению этой проблемы реализация Программы происходит в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего, в игровой и двигательной, а также в проявлениях творческой двигательной активности, обеспечивающих физическое развитие ребенка. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка двигательной инициативы детей в различных видах деятельности ориентированы на индивидуальные возможности, интересы и склонности ребенка. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее (Комментарии к ФГОС дошкольного образования, к разделу II пункта 2.7. (первый абзац), что в полной мере можно отнести и к проведению прогулок. Соответственно, ООД по физическому развитию – самый яркий элемент здоровьесбережения, который получает качественно новое звучание в свете ФГОС: не обучать, а сотворять. Так, сюжетные формы ООД хорошо воспринимаются детьми мл. и ср. дошк. возраста, общий  и двигательный опыт которых позволяет им «войти в образ», подражать герою. Старшим дошкольникам понятна смысловая сторона движения, поэтому главной задачей становится развитие двигательной инициативы и самостоятельности, стимуляция умений ребенка найти оригинальный  способ решения двигательной задачи. Таким образом, формируется алгоритм «сотворчества» от формирования двигательного опыта детей до разного рода импровизаций:самостоятельные импровизации, имитационность и образность движений, развитое воображение как основа, свобода выбора способа решения двигательной задачи, двигательный опыт.

     Развивающий потенциал физических упражнений огромен. В арсенале средств, формирующих личность, они – благоприятная основа детской изобретательности и творчества. Использование разнообразных форм двигательно- игровой деятельности-  детей, насыщенной подвижными и спортивными играми – самая доступная форма сотворчества на свежем воздухе, в виде развлечений, способствуют полноценному физическому развитию и укреплению здоровья ребенка   Физкультурные праздники и досуги, Дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемые в самых разнообразных  условиях, которые  целенаправленно создает  инструктор по физической культуре. Такой подход не только стимулирует физическое развитие дошкольников, но и способствует более успешному освоению остальных образовательных областей.

Интеграция образовательных областей

     Образовательная область «Физическая культура» невозможна без интеграции образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз­витие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Интеграция с областью «Социально-коммуникативное развитие» развивает игровой опыт совмест­ной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждает к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Задает нормы спортивного поведения, открывает поиск новых способов для разрешения игровых конфликтных ситуаций (использование жестового диалога). Взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, оценивание результатов во время игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

     Интеграция с областью «Познавательное развитие»активизирует мышление детей при формировании целостной картины мира посредством накопления и обогащения двигательного опыта ребенка. Способствует развитию сенсорных впечатлений ребенка: зрительных, слуховых, тактильных, дает представление о функциях человеческого организма в целом. Развивает интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формирует представления о здоровье, его ценно­сти, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.Расширяет кругозор детей о двигательных режимах, видах спорта, олимпийских играх.

     Интеграция с областью «Речевое развитие»обогащает активный словарь, развивает звуковую и инто­национную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх. Использует прием «оречевления» как  принцип специально организованного вербального (словесного) воздействия, в результате которого дети постигают для себя значение физических упражнений.  Активизация творческого, самостоятельного создания ребенком новых движений, желания их выполнять, «проживать»  сказку. Художественные произведения используются с целью развития воображения для освоения двигательных эталонов, для создания сказочных образов в творческой форме (психогимнастика, логоритмика, пластические этюды).

    Интеграция с областью «Художественно-эстетическое развитие» открывает возможности для реализации собственного двигательного опыта ребенка в музыкально-ритмическом творчестве, в играх-импровизациях в соответствии с характером и темпом му­зыкального сопровождения. Музыкально-ритмическая деятельность используется с целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме – в любых видах организации физического развития. Фоновая музыка служит для усиления положительных эмоций детей.

Формы и виды организации физического воспитания дошкольников

 в рамках единого образовательного пространства.

Формы организации физического развития детей

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Формы работы

Область применения

Организованная деятельность в ходе режимных моментов

Совместная деятельность педагога с детьми в ОДРМ:

- утренняя гимнастика;

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

-гимнастика пробуждения;

-закаливающие процедуры в группе;

-спортивные праздники, развлечения.

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

 

Организованная образовательная деятельность

 

Совместная деятельность педагога с детьми в ООД:

-физическая культура;

-физкультминутки, релаксации, динамопаузы, смена позы в других видахООД;

-вработе по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки;

-спортивные праздники, развлечения.

 

Подгрупповые

Индивидуальные

 

 

 

Самостоятельная деятельность детей

Создание условий для самостоятельных физических упражнений в группе и на улице:

- наличие спортивных уголков в группах;

- наличие выносного спортинвентаря;

-оборудованная спортивная площадка.

Самостоятельная деятельность:

- игровые упражнения;

-имитационно-подражательные движения;

- игры большой и малой подвижности

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

 

 

 

 

 

 

Совместная деятельность с семьей

-общие и групповые родительские собрания;

-групповые и индивидуальные консультации для родителей;

-индивидуальные беседы с родителями;

-создание наглядной информационно-педагогической среды для родителей (стенды, папки и ширмы-передвижки);

-оказание помощи родителям по приобщению к ЗОЖ в семье;

-включение родителей в подготовку и проведениесовместныхспортивных праздников и развлечений в ДОУ;

-посещение и совместное участие в спортивных мероприятиях детского физкультурно-оздоровительного комплекса «Горняк», детской спортивной школы и стадиона, ПСОШ №3 микрорайона Гранитный.