Методическая разработка "Программа профильного палаточного лагеря "Робинзонада"

Чумаченко Константин Александрович

В последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирование её физической культуры. Это и организация, и проведение различных спортивных соревнований разных уровней, и повышение авторитета спортсменов, выступающих на международных соревнованиях и олимпиадах за Россию, и введение третьего часа физической культуры в школы Российской Федерации, требования ФГОС к выпускникам школ. Но самое главное – это создание условий для систематического занятия спортом и физической культуры у детей и подростков.  Важно поддерживать интерес к активным занятиям спортом у детей в течении всего года и особенно в дни летних каникул.

Лето — самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее время препровождение — это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряжённый период, чем зима. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

В целях организации летнего отдыха подростков в возрасте с 14 до 17 лет была разработана Методическая разработка «Программа профильного палаточного лагеря «Робинзонада».

Цель программы: создание благоприятных условий для привлечения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях мною и моими коллегами была разработана программа профильного палаточного лагеря «Робинзонада».

Актуальность программы обусловлена тем, что такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создаёт основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Новизна программы в том, что она предполагает другой стиль общения педагогов и обучающихся. Детский палаточный лагерь – это прекрасная возможность для каждого ребенка отдохнуть на природе и научиться многим, столь необходимым во взрослой жизни, навыкам: ориентироваться на местности, разводить костёр, готовить пищу и особенно - общаться со сверстниками.   Все это в будущем поможет ребёнку вырасти человеком, отлично приспособленным к жизни.

Кроме того, туризм помогает расширить кругозор и обогатить духовную жизнь детей и подростков, учит замечать красоту природы, ценить и оберегать её богатое разнообразие. Повышает экологическую культуру детей, прививает глубокие патриотические чувства. Приключения и романтика, свойственные туризму, особенно привлекательны для детей подросткового возраста, и способны стать альтернативой нездоровому образу жизни, который ведут многие современные школьники. Именно туризм способен оторвать подростков от чрезмерного увлечения компьютерными играми, увести из плохой компании сверстников, заставить отказаться от вредных привычек.

Задачи:

  1. Поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды.
  2. Организация активного летнего отдыха и получение детьми навыков жизни в природных условиях.
  3. Увеличить число обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
  4. Формировать у обучающихся, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
  5.  Повысить уровень физической подготовленности обучающихся к сдаче всероссийских норм ГТО.
  6. Повышение уровня экологической культуры подростков.
  7. Воспитание нравственных и волевых качеств.
  8. Повышение   социальной   адекватности   подростков, развитие   лидерских   качеств, воспитание патриотической позиции.

Методическая разработка «Программа профильного палаточного лагеря «Робинзонада» была разработана в 2017 году и впервые апробирована летом 2017г. В 2018г.  профильный палаточный лагерь был организован на базе МБОУ «Клюквинская СОШИ» во второй раз. В 2017г.  профильная смена была организована для 10 воспитанников школы   в возрасте от 14 до 17 лет и продолжалась 5 дней.  В 2018г.  профильная смена была организована для 15 воспитанников школы   в возрасте от 14 до 17 лет. 2019 году в программу были внесены корректировки: продолжительность смены увеличилась до 7 дней; количество участников смены выросло до 15 воспитанников в возрасте от 14 до 17 лет.

Ежегодно на подготовительном этапе открытия лагеря программа утверждалась на уровне образовательной организации, а также согласовывалась начальником Управления образования Администрации Верхнекетского района. Для организации лагеря было разработано и утверждено в Роспотребнадзоре меню лагеря, получено санитарно-эпидемиологическое заключение, обновлена материально-техническая база.

В 2019г. в рамках подготовки к профильной смене палаточного лагеря, а также  рамках реализации Плана мероприятий на 2018 - 2020 годы Департамента дополнительного образования Томской области, в рамках Десятилетия детства, в соответствии с распоряжением Администрации Томской области от 11.09.2018 года № 598-ра «Об утверждении плана мероприятий на 2018 - 2020 годы, проводимых в Томской области в рамках Десятилетия детства в Российской Федерации» ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» 23 марта 2019 года на базе МБОУ «Клюквинская СОШИ» состоялся  выездной семинар-практикум по туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей в Верхнекетском районе. На Семинаре-практикуме были проведены мастер-класс по установке и прохождению туристской полосы препятствий для обучающихся образовательных организаций Верхнекетского района, а также заседание Круглого стола с педагогами по вопросам развития туристско-краеведческого направления дополнительного образования в Верхнекетском районе.

В Семинаре-практикуме приняли участие обучающиеся МБОУ «Клюквинская СОШИ», МБОУ «Степановская СОШ», педагоги МБОУ «Клюквинская СОШИ».

В ходе работы палаточного лагеря в 2019 году были реализованы следующие направления:

Туристическое: установление палаток, заготовление дров, разжигание костров и приготовление пищи, и все это без удобных для нас домашних приборов. 

Оздоровительное: ежедневные водные процедуры, утренняя зарядка и пробежки на свежем воздухе.

Спортивное: марш-броски, спортивные игры, эстафеты, соревнования, подготовка к сдаче нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Досугово-творческое: в 2019 году программа палаточного лагеря была посвящена 97-годовщине   детской пионерской организации имени В.И Ленина и названа «Ретро – пионерской организации». План мероприятий включал: песни, игры, активный отдых времён пионерии.

Патриотическое: изучение истории своей страны через участие в мероприятиях программы лагеря.

Трудовое: привитие навыков физического труда, бережного отношения к окружающей среде, экологической культуры и т.д.

Программа профильного палаточного лагеря «Робинзонада» была представлена:

  1. На X Областном смотре-конкурсе детских специализированных (профильных) палаточных лагерей в 2018г. Отмечена дипломом за II место https://ocdo.tomsk.gov.ru/news/front/view?id=34666&ysclid=lf7ur8reoa243408599  

Распоряжение Департамента общего образования Томской области «Об итогах проведения X областного смотра-конкурса детских специализированных (профильных) палаточных» от 12.11.2018г. №959-р https://ocdo.tomsk.gov.ru/uploads/ckfinder/372/userfiles/files/%D0%9E%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5.pdf

  1. На XI Областном смотре-конкурсе детских специализированных профильных палаточных лагерей в 2019г. Отмечена дипломом за I место. https://ocdo.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/47339?ysclid=lf7uvnoyr7435560027
  2. 24.12.2020г. в рамках работы районного методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ.

В 21 октября 2022г. в Верхнекетском районе для обучающихся 7-11 классов состоялся первый «Туристический слёт». В мероприятиях слёта приняли участие обучающиеся МБОУ «Клюквинская СОШИ», которые в 2019г. принимали участие в профильной смене палаточного лагеря «Робинзонада», а в 2022г. в летнем туристическом походе.  В рамках слёта ребята на практике продемонстрировали навыки, полученные в профильном лагере и походе.  По итогам соревнований команда обучающихся МБОУ «Клюквинская СОШИ» заняла I место

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: