Как готовиться к ЕГЭ и ГИА
Составление и использование тестов по биологии.
Достоинства и недостатки тестирования.
Как составить тест по биологии.
Как готовиться к ЕГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Голубева Н.А.
учитель биологии МОУ Илешевской СОШ
Как составить тест по биологии.
Основные этапы и принципы составления педагогических тестов.
Составление качественных педагогических тестов, даже из готовых тестовых заданий и для повседневной деятельности педагога, обязательно включает несколько этапов.
1. Определение целей тестирования (форма контроля, контингент, ресурсы).
2. Конкретизация используемых понятий и конструирование показателей теста.
3. Анализ содержания учебной дисциплины и отбор учебного материала.
4. Разработка спецификации теста; создание тестовых заданий и пилотного теста.
5. Экспертиза и апробация пробного (пилотного) теста.
6. Статистическая обработка результатов апробации. Коррекция тестовых заданий, исключение неудовлетворительных и отбор удовлетворительных заданий в конечный вариант теста. Создание теста.
7. Использование предметного теста в практике педагогического контроля.
На первом этапе (целеполагания) определяется, для кого и для чего создается тест: вид контроля, исследуемый контингент.
Второй этап: строится на описании учебных целей в виде результатов учебной деятельности так, чтобы о степени достижения цели можно было судить вполне однозначно. В результате этого этапа необходимо декларировать и численно определить, какими знаниями должен овладеть ученик в результате обучения (виды знания) и на каком уровне. Для критериально ориентированных тестов задаются критерии.
На третьем этапе выбирается, что должен знать ученик, т.е. проводится отбор контролируемых элементов содержания и соответствующего учебного материала (регламентирующих документов и источников информации).
Результатом первых трех этапов разработки педагогического теста является
четвертый этап – построение расширенного описания, или спецификации, теста. На основе спецификации составляются тестовые задания и из них формируются варианты теста согласно представленному в спецификации плану. Вернее, составляются предтестовые задания (ПтЗ), и из них компонуются варианты предтеста (предварительного, или пилотного, теста).
Пятый этап композиции теста включает экспертизу и апробацию пилотного теста.
Апробация – предварительное педагогическое тестирование на представительной выборке учащихся для определения соответствия педагогического теста его целям и заданным характеристикам. На шестом этапе выявленные в результате апробации ПТЗ неудовлетворительные статистические характеристики, корректируются по форме, содержанию или по тому и другому или удаляются из теста, а удовлетворительные ПТЗ становятся тестовыми заданиями. Из них согласно спецификации и плану составляется предметный тест, состоящий из нескольких параллельных вариантов.
Конечно, в практической деятельности педагога составление тестов для текущего, тематического, рубежного контроля пятый и шестой этапы необязательны, да и не нужны. Однако определение цели и критериев тестирования необходимо при составлении (использовании) любых тестов.
Профессиональный тест отличается прежде всего наличием трех обязательных компонентов: спецификации, вариантов и таблицы ответов.
Спецификация педагогического теста – это полное и всеобъемлющее его описание, в котором должны быть однозначно сформулированы и указаны: – педагогические цели тестирования;
– содержание теста – контролируемая область знаний;
– исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста;
– учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию;
– применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста (нормативно ориентированный или критериально ориентированный тест);
– элементы содержания предмета, включенные в тест (содержательные линии);
– требования к уровню подготовки респондента: обычный или профильный класс;
– соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровня усвоения знаний;
– уровень трудности заданий;
– структура теста – расположение заданий согласно логике предмета или по возрастании трудности;
– доминирующая деятельность испытуемого (тесты действия, устные, письменные, компьютерного предъявления);
– форма предъявления – тесты бланковые, предметные и аппаратурные;
– инструкции для испытуемых;
– количество вариантов теста;
– количество заданий в варианте теста;
– количество форм заданий в варианте теста, примеры, иллюстрирующие данные формы, и инструкции к каждой форме заданий;
– формы заданий по способам оценки (дихотомическая или политомическая оценка);
– общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания.
Для критериально ориентированного теста должна быть обязательно приведена шкала процентов выполнения теста с выбранным одним (или несколькими) критериальным баллом (баллами).
Для тестовых заданий, предусматривающих политомическую оценку, должны быть приведены критерии оценки (полностью верный ответ, частично верный ответ, неверный ответ) и соответствующие этим ответам первичные тестовые баллы.
Существенной частью спецификации является План теста – таблица, строки которой представляют собой контролируемые элементы содержания – содержательные линии (раздел, тема, вопрос), а столбцы – порядковый номер задания в тесте (шифр), характеристику вида контролируемых знаний и умений, характеристику требуемого уровня усвоения знаний,
процент ожидаемых правильных ответов (трудность), планируемое время на выполнение задания. При самостоятельном составлении педагогом теста План – необходимая и обязательная часть работы. Содержательная линия в плане теста должна быть определена достаточно узко: тема, подтема, вопрос, но не раздел предмета. При составлении теста особое внимание необходимо уделить полноте охвата тестовыми заданиями контролируемой области знания путем со поставления плана теста с содержанием Государственного образовательного стандарта или соответствующих учебных программ. В критериально ориентированном педагогическом тесте должны быть представлены все темы и вопросы. В нормативно ориентированном тесте, предназначенном для итогового контроля, должны быть представлены только наиболее значимые элементы содержания. Для рубежных и итоговых педагогических тестов число тестовых заданий, контролирующих усвоение данного раздела программы, должно быть пропорционально количеству учебных часов, отводимых программой на освоение данного раздела.
Планируя длину теста и соответственно время тестирования, необходимо исходить из того, что на выполнение каждого задания отводится в среднем 1–2 мин. Число заданий в варианте рубежного и итогового теста должно быть не менее 25. Поэтому для итогового теста можно рекомендовать (в зависимости от назначения теста) время тестирования от 45 до 180 мин и
соответственно от 25 до 50 заданий. Для тематических и рубежных тестов
время тестирования составляет от 25 до 45 мин и объем теста 15–35 заданий. При этом рубежный тест охватывает все темы предмета, а тематический – все подтемы.
Тест для текущего контроля может быть рассчитан всего на 10 мин и включать 10 заданий, освещающих наиболее важные вопросы (учебные элементы). Мономорфные тесты должны содержать задания одной формы, полиморфные – двух или нескольких форм. Каждая форма тестовых заданий описывается в спецификации, снабжается примером и подробной и однозначной инструкцией для учащегося. Текст теста рекомендуется разделить на части, в каждую из которых включить задания разной формы, в начале каждой части следует поместить инструкцию по выполнению заданий, общую для всех заданий данной части. Требование корректности формы заданий является обязательным.
Как правило, по одной спецификации составляется несколько (много) параллельных вариантов теста – близких по содержанию тестов, имеющих одинаковую структуру. Во всех вариантах теста задание с определенным порядковым номером (шифром) должно контролировать строго одну и ту же определенную планом содержательную линию, один и тот же вид знаний и умений, один и тот же уровень усвоения знаний, одну и ту же форму. Для композиции вариантов согласно плану используют уже составленные тестовые задания с атрибутированными параметрами.
Таблица правильных ответов теста включает номера правильных ответов для закрытых ТЗ и эталоны ответов для открытых заданий.
Особое внимание уделяется эталонам ответа для открытых ТЗ свободного изложения.
Практика разработки тестов текущего, тематического и рубежного контроля предусматривает одни и те же этапы и способы. Однако в силу разницы объемов контролируемого материала и целей тестирования композиция тестов разного назначения имеет свои особенности.
Разработка теста текущего контроля
Для теста текущего контроля по одному из параграфов спецификация
будет выглядеть следующим образом:
• педагогические цели тестирования – определение степени усвоения
классом и каждым учеником материала предыдущего урока, выявление типичных ошибок и их причины;
• содержание теста – общая биология, тема «автотрофный тип обмена веществ»
• исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: Программа среднего (полного) общего образования
по биологии. 10–11-й классы. Базовый уровень / авторы: И.Б. Агафонов, В.И. Сивоглазов / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5-й класс. Биология. 6–11-й классы. – М.: Дрофа, 2005. – С. 78–98;
• учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.общая биология, 10–11-й классы: Учебник для базового уровня. – М.: Дрофа, 2005;
• применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально ориентированный тест;
• элементы содержания предмета, включенные в тест– типы питания, автотрофы и гетеротрофы, особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий, пластический обмен, фотосинтез;
• требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень;
• соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний – 90%
ТЗ ориентированы на фактуальные биологические знания и репродуктивный уровень усвоения;
• уровень трудности заданий – 50–80%;
• структура теста – расположение заданий согласно логике предмета;
• доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты;
• форма предъявления – бланковые тесты;
• инструкции для испытуемых: «К каждому заданию дано несколько
ответов, из которых только один верный.
выберите верный, по вашему мнению, ответ.
В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (X) в клеточке, номер которой равен номеру выбранного вами ответа»;
• количество вариантов теста – один;
• количество заданий в варианте теста – десять;
• количество форм заданий в варианте теста – одна, закрытые тестовые
задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных;
• форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1);
• общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания – 10 мин (1 мин на выполнение одного задания);
• критерии оценки:
правильное выполнение 10 заданий теста – отметка «5» (нет ошибок),
правильное выполнение 9–8 заданий теста – отметка «4» (1–2 ошибки),
правильное выполнение 7–6 заданий теста – отметка «3» (3–4 ошибки),
правильное выполнение 5 заданий теста и менее – отметка «2» (5 и более ошибок).
Составлять план теста текущего контроля не имеет смысла. Для разработки тестовых заданий согласно данной спецификации необходимо использовать к качестве тезауруса прежде всего термины, имеющиеся в базовом учебнике: автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы,
хлоропласты, хлорофилл, фотосинтез, фотоны, световая фаза, темновая фаза, фотолиз воды,
АТФ, АДФ, углекислый газ, кислород, глюкоза, хемосинтез. Кроме того, желательно в тесте вспомнить термины и сведения, не упомянутые в учебнике, но введенные педагогом на предыдущем уроке при объяснении материала: миксотрофный тип питания, эффективность
фотосинтеза, спектральный состав используемого при фотосинтезе света и т.д. (задание N 6). При текущем контроле почти все задания должны быть ориентированы на фактуальные биологические знания и репродуктивный уровень усвоения, но желательно вводить 1–2 задания, оценивающие степень понимания усвоенных знаний учащимися, такие, прямой ответ на которые отсутствует в учебнике, т.е. ориентированные на третий уровень усвоения (задания N 1 и 5). Если тема позволяет, желательно вводить задания на сравнительные (алгоритмические, классификационные, системные) знания (задание N 7). При текущем контроле, на который отводится всего 10–15 мин, нет смысла применять сложные по форме задания, лучше всего использовать традиционные ТЗ множественного выбора. Это позволяет тут же проверить успешность выполнения теста. При текущем контроле целесообразно параллельно проверке педагогом проводить самопроверку: учащийся при выполнении теста заполняет два одинаковых
бланка ответов (1–2, 2–3, 3–2, ... 10–1), один отдает учителю для проверки и выставления отметки, другой оставляет у себя, проверяет сам, когда учитель зачитывает номера правильных ответов. Процедура самопроверки занимает всего несколько минут, но позволяет провести «работу
над ошибками», глубже понять и усвоить материал.
Тест текущего контроля по теме
«Автотрофный тип обмена веществ» (общая биология) (мономорфный критериально ориентированный)
К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный.
Выберите верный, по вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (X) в клеточке, номер которой равен номеру выбранного вами ответа.
1. Растения проводят фотосинтез, чтобы обеспечить
1) себя органическим веществом
2) себя кислородом
3) животных органическим веществом
4) животных кислородом
2. Источником кислорода при фотосинтезе является
1) углекислый газ
2) вода
3) АТФ
4) глюкоза
3. Основными процессами световой фазы фотосинтеза являются
1) поглощение СО2 и синтез глюкозы
2) синтез глюкозы и выделение кислорода
3) выделение кислорода и синтез АТФ
4) синтез АТФ и поглощение СО2
4. В темновой фазе фотосинтеза
1) синтезируется глюкоза, потребляется АТФ
2) синтезируется глюкоза, синтезируется АТФ
3) окисляется глюкоза, потребляется АТФ
4) окисляется глюкоза, синтезируется АТФ
5. В световой фазе фотосинтеза происходит превращение энергии
1) световой в химическую
2) световой в механическую
3) химической в химическую
4) химической в механическую
6. Хлорофилл наиболее активно поглощает ... цвета спектра.
1) желтый и синий
2) синий и красный
3) красный и зеленый
4) зеленый и желтый
7. Зеленые растения потребляют
1) при фотосинтезе – углекислый газ, при дыхании – кислород
2) при фотосинтезе – углекислый газ, при дыхании – углекислый газ
3) при фотосинтезе – кислород, при дыхании – углекислый газ
4) при фотосинтезе – кислород, при дыхании – кислород
правильное выполнение 7–6 заданий теста – отметка «3» (3–4 ошибки),
правильное выполнение 5 заданий теста и менее – отметка «2» (5 и более ошибок).
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по биологии «Человек» в 8 классе по теме «Строение и значение опорно-двигательной системы»
Тематический полиморфный тест, 2 вариант
А1. С возрастом позвонки срастаются в отделе 1)шейном 2)грудном 3) поясничном 4)крестцовом
А2. К трубчатым костям относят: 1)ребро 2)лучевую кость 3)теменную кость 4)позвонки
А3. Мышцами - антогонистами называются мышцы: 1)прикрепляющиеся к разным костям 2)производящие движение в одном направлении 3)производящие движения в противоположных направлениях 4)производящие движения и в одном, и в разных направлениях.
А4. Структуры, с помощью которых скелетные мышцы прикрепляются к костям: 1)миофибриллы 2)связки 3)сухожилия 4)соединительнотканная оболочка
А5. Снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы или при большей нагрузке называют: 1)замедлением 2)утомлением 3)усталостью 4)торможением
А6. Способностью к длительным, активным произвольным сокращениям обладают клетки: 1)гладкой мышечной ткани 2) поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани 3) поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани
А7. Полость имеется внутри: 1)смешанных костей
2)трубчатых костей
3)плоских костей
А8. Полуподвижные соединения образуются между костями: 1) позвоночника 2)нижних конечностей 3)верхних конечностей 4)черепа
Выбрать 3 правильных ответа из 6 предложенных вариантов:
В1 Грудную клетку образуют: 1)рёбра 2)ключицы 3)лопатки 4)грудина 5)грудной отдел позвоночника 6) шейный отдел позвоночника
В2. К мышцам туловища относятся: 1)межрёберные мышцы 2)икроножная мышца 3)ягодичная мышца 4)трапециевидная мышца 5) височная мышца 6)надчерепная мышца
Задание на установление соответствия:
В3 Установите соответствие между костями и типом, к которому они относятся: ТИП 1)плоские
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
КОСТИ А) затылочная 2)трубчатые Б)малая берцовая кость В)тазовые кости Г)локтевая кость Д)височные кости черепа Е)лучевая кость
В4 Установите соответствие между костями и частью скелета, к которой они относятся: 1)скелет нижних конечностей
А)таранная 2)скелет верхних конечностей
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Б)лучевая В)бедренная Г)локтевая Д)ключица Е)малая берцовая
В6 Установите правильную последовательность отделов позвоночника: А) копчиковый крестцовый Б)поясничный В)шейный Д)грудной
Г)
В7 Установите соответствие между костями и отделами скелета человека, в состав которых они входят: А) локтевая Отделы скелета:
Б)лопатка 1)пояс верхней конечности
В) бедренная 2)верхняя конечность
Г)крестец 3)нижняя конечность
Д)большая берцовая 4)пояс нижней конечности Е)плечевая
В8 Установите соответствие между видами мышечных тканей и их особенностями: А) многоядерные волокна цилиндрической формы с цитоплазматическими мостиками Б)образует стенки внутренних органов и кровеносных сосудов В)клетки веретеновидной формы, одноядерные Г) многоядерные волокна цилиндрической формы, длина которых достигает 12см Д)сокращается произвольно, быстро Е) образует миокард
- Костный шов – это полуподвижное соединение костей.
- Скелет свободной верхней конечности образуют ключица, плечевая, и локтевая кости.
- Крестцовый отдел позвоночника состоит из 7 позвонков.
- В состав плечевого пояса входит четыре кости.
Предварительный просмотр:
Спецификация теста
тематического контроля по разделу «Человек»: Тест рубежного контроля
Цель: тематический контроль знаний учащихся
Задачи:
- определить степень сформированности знаний и умений по пройденной теме;
- обеспечить понимание закономерностей работы сердца и кровеносной системы;
- формировать у учащихся представление о строении и функциях крови;
- объяснить причины возникновения различных заболеваний сердечнососудистой системы.
Используемая литература:
«Биология. Тестовые задания» Минск, 2012г.;
«Тесты по биологии» Ростов – на – Дону, 2012г.;
«Биология в таблицах и схемах» С-Петербург, 2010г.;
«Лекционный материал по составлению тестов. 5-8 лекции» Москва, 2010г.
«Контрольно-измерительные материалы по биологии 8 класс» Москва, 2011г.
«Биология: весь курс» Москва. 2011г.
Форма проведения: индивидуальная.
Содержание работы:
- С начала урока каждый учащийся получает бланк с заданиями и бланк для ответов.
- В течение урока учащиеся выполняют тестовую работу.
- Бланки с ответами сдаются учителю, каждый учащийся получает отметку.
- Критерии оценки:
- 15 баллов - отлично;
- от 11 до 14 баллов - хорошо;
- от 8 до 10 баллов – удовлетворительно;
- от 0 до 7 баллов – неудовлетворительно.
- Бланк для ответов:
- Ф.И._______________________
- Класс ______________________
Вопрос | Ответ |
А 1 | |
А 2 | |
А 3 | |
А 4 | |
А 5 | |
А 6 | |
А 7 | |
В 1 | |
В 2 | |
В 3 | |
В 4 | |
Да/нет | |
Да/нет | |
Да/нет | |
Да/нет |
• педагогические цели тестирования – определение степени усвоения
классом и каждым учеником материала темы «Строение и функции опорно-двигательной системы человека», выявление структуры знаний на содержательном уровнях;
• содержание теста – биология человека, 8-й класс, 64 ч;
• исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: Программа среднего (полного) общего образования по биологии, 8- й класс. Базовый уровень / автор: Н.И. Сонин /
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–11-й классы. – М.: Дрофа, 2005. – С. 48–55;
• учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию: Сонин Н.И. Биология. 8-й кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 216 с.;
• применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально- ориентированный тест;
• элементы содержания предмета, включенные в тест, – согласно Программе;
• требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень; Как составить тест по биологии;
• соотношение заданий в варианте по теме, видам деятельности и уровням усвоения знаний – 75% тестовых заданий ориентированы на фактуальные биологические знания и 94% – на репродуктивный уровень усвоения;
• средний уровень трудности заданий – 50%;
• структура теста – расположение заданий согласно логике предмета и Программе;
• доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты;
• форма предъявления – бланковые тесты;
• инструкции к испытуемым – в тесте;
• количество вариантов теста – 2;
• количество заданий в варианте теста – 15;
• количество форм заданий в варианте теста – 5: часть А – закрытые тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных;
часть В – выбрать 3 правильных ответа из 6 предложенных; два – на установление соответствия; на установление последовательности биологических процессов и событий; 4 задания - выбрать правильные утверждения.
• форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1);
• общее время выполнения теста и планируемое время на выполнение каждого задания – 45 мин.