Главные вкладки
Капунова Людмила Александровна
Мои мысли после прочтения православной книги
Я очень люблю читать произведения протоиерея Николая Агафонова. От его прозы сердце замирает. Одна только « Молитва алтарника» чего стоит ! Как умеет автор заглянуть в душу человека и искренне по- доброму передать читателю свои переживания, затаенную нежность и удивительную доброту. Читала рассказ « Молитва алтарника» и плакала. Действие рассказа происходит в рождественский сочельник, когда вся земля готовится к главному чуду – явлению Божественного Младенца Христа. Ждут праздника настоятель собора с протодияконом и сетуют на отсутствие снега: - Что за наваждение в этом году, ни снежинки. Как подумаю, что завтра Рождество, а снега нет, так никакого праздничного настроения. - Правда твоя, - поддакивал ему настоятель собора, - в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь» Ждет праздника и алтарник. Тяжело читать строчки о горестной судьбе мальчика. Валерка – сирота, воспитывался бабушкой, давно лишился родителей. Отец – алкоголик, мать избивал до такой степени, что однажды ударил головой так сильно, она и отдала Богу душу. Кое –как окончил Валерка восемь классов для умственно отсталых. А главной школой для него были бабушкины молитвы да соборные службы. Умерла бабушка, когда Валерке было 19 лет. Мир не без добрых людей. Настоятель проявил сострадание, пожалел его( куда ему убогому) и оставил Валерку при храме алтарником. За тихий и боязливый нрав называли Валерку Трепетной Ланью, часто посмеивались над его бестолковостью и чудачеством. Но вот в богослужении Валерку бестолковым нельзя было назвать. Что и за чем следует , он знал наизусть лучше некоторых клириков. На его робкое предложение помолиться о даровании «снежка» «настоятель повертел вслед ему пальцем у виска. А протодиакон хохотнул: - Ну, Валерка, чудак, думает, что на небесах, как Дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо» Валерка не просто верит в чудо, а в горячей молитве просит Пресвятую Богородицу пред ее иконой «Скоропослушнице» сотворить это чудо: «…Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон - добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снегу нет к Рождеству... Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя «Царица моя Преблагая... Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын» . Валерка стоял на коленях перед иконой, и всхлипывал, и задумывался, и подсчитывал про себя что-то, и тяжко вздыхал, и закрывал глаза, и бледнел, а потом решительно сказал: -Матерь Божия , скажи Своему Сыну, я совсем не буду мороженое покупать, лишь бы снежок пошел. Ну, пожалуйста. Ты мне не веришь? Тогда я прямо сейчас пойду за свечками, а ты, Пресвятая Богородица, иди к Сыну Своему, попроси снежку нам немного. Невозможно без слез читать эти строки. В них столько детской чистоты и веры, столько искренней надежды и горячей любви к Богу и людям, что ни одно сердце не способно устоять перед его слезной просьбой, тем более сердце Той, которая является Матерью и Заступницей всего рода христианского. Монолог героя занимает центральное место в произведении Н. Агафонова, этим определяется название рассказа. Автор изображает нравственную борьбу в душе героя, в результате которой юноша отказывается от любимого лакомства – мороженого крем-брюле, чтобы на все подаренные отцом протодияконом деньги купить свечей и поставить их к иконе Божией Матери «Скоропослушнице». Это его жертва во имя любви к ближнему - а значит, любви к Богу. В рассказе затронута проблема истинной веры, которая волновала писателей всех времен, и которая особенно актуальна в нашем XXI веке – в эпоху возрождения Православия. День за днем, произнося привычные слова молитв, мы делаем это механически, не вдумываясь в их смысл. Уста говорят, а ум и сердце отсутствуют. Например, уборщицу раздражает поведение «ненормального» Валерки, который молится в «неурочный час». Женщина, стараясь о внешнем благолепии храма, забывает главное: молиться можно везде и всегда. А Валерка, несмотря на свой девятнадцатилетний возраст, разумом и душой – ребенок, и его молитва оказалась услышанной. Он умолил Пресвятую Богородицу обрадовать людей ниспосланием снега в Рождество Христово. «Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями». Я зрительно представляю эту картину: куда ни глянешь, всюду в воздухе кружатся белые легкие снежинки. Детвора вываливает из подъездов и домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон солидно вышагивает к службе, улыбается во весь рот, раскланивается на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он кричит: - Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника. - Снежок - это хорошо, - ответил настоятель… - Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков…» Действительно, прав писатель, говоря, что чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем его . Блаженный Валерка. Не жаль ему ни труда своего, ни добра. Главное для него помочь людям, которые окружают его, помочь искренне, от чистого сердца. Как мало в нашем современном мире таких людей, чудных , безобидных, добрых. В конце произведения отношение читателя к главному герою резко меняется: алтарник словно вырастает в наших глазах (даже имя его «Валерка» автор заменяет почтительным «Валерий»), и приходит понимание, что молитвами таких блаженных, тихих, внешне незаметных людей, но исполненных горячей веры, испокон века держится Русская земля. Это о них сказано: «Кто из вас меньше всех, тот будет велик.»