Дополнительное образование "Азбуковедение"
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Дополнительная образовательная программа “Азбуковедение” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность предшкольной подготовки | 13.84 КБ |
Цели и задачи | 14.82 КБ |
Работа с родителями | 14.53 КБ |
Содержание программы | 14.05 КБ |
Учебно-тематический план | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Как быстро пролетает дошкольное детство! «Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами, контрольными и домашними заданиями. Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый школьник, достигая определенного возраста, идет в школу. От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения будущих первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.
Как помочь маленькому человеку, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые-педагоги, психологи и учителя-практики. Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость продуманного подхода к организации предшкольной подготовки к обучению первоклассников.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
Актуальность организации предшкольной подготовки.
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки, «нашим традициям ближе понятие "образование детей старшего дошкольного возраста"».
Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, у первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
Предварительный просмотр:
Цель данной программы:
- Обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе;
- Подготовить в ходе дошкольного обучения личность, заинтересованную в изучении родного языка;
- Облегчить дошкольнику дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы;
- Расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире.
Программа курса по подготовке к обучению грамоте учит детей слушать свою речь, речь окружающих, обеспечивает потребность «…и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему».
Задачи обучения:
- Формирование интереса к процессу обучения.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
- Развитие умений говорить и слушать других людей.
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- Звуки окружающего мира;
- Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- Гласны звуки;
- Согласные звуки (без классификации);
- Согласны твердые и мягкие;
- Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:
- Слово;
- Слог;
- Предложение;
- Заглавная буква;
- Вопросительное предложение;
- Ударение.
Планируемый результат:
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Выделять слова в предложении, определять их место.
- Составлять предложение с заданным словом. Чтение предложений.
- Иметь представление о вопросительном предложении.
- Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
- Составлять слова из готовых слогов.
- Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
- Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
- Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
- Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
- Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
- Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.
В программе курса учтены общедидактические принципы:
- Научность;
- Систематичность;
- Постепенность усложнения;
- Перспективность;
- Доступность;
- Связь с жизнью.
Предварительный просмотр:
Работа с родителями.
Данное обучение невозможно вести без совместной работы с родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей. Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагога. Родители должны тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в план-программу и в индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки. С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Они с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес малышей и взрослых, способствует возникновению желания мам и пап заниматься со своими детьми. Совместное создание предметно-развивающей среды для детей, участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений, родительские гостиные, тренинги по запросам родителей, мастер-классы, совместное творчество родителей, детей и специалистов и дают положительные результаты. Какой заряд положительных эмоций получают родители, принимая участие в интеллектуальных состязаниях, праздниках и досугах, в работе кружка.
В тесном взаимодействии с родителями педагог проводит диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают развивающую игровую среду.
Руководитель кружка рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Звуковой анализ слова
Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.
Раздел II. Членение предложения на слова
Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».
Раздел III. Знакомство с буквами
Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).
Раздел IV. Обучение чтению
Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.
К концу года дети могут:
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Выделять слова в предложении, определять их место.
- Составлять предложение с заданным словом.
- Иметь представление о вопросительном предложении.
- Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
- Составлять слова из готовых слогов.
- Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
- Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
- Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
- Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
- Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
- Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке.
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание. |
1 | Мы расскажем сказку Слова и предложения. Познакомить детей с понятиями: СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей. |
2 | По щучьему велению… Предложения длинные и короткие Учить выделять предложения из речи, добавлять в предложения свои слова - «удлинять» предложение, подбирать слова на заданную тему. Учить слушать ответы других детей и помогать им. |
3 | Слушаю - послушаю Слово – звук. Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой). Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово. Формировать интерес к процессу обучения. |
4 | Звуки разные нужны, звуки всякие важны. Артикуляционные и акустические признаки звуков Учить детей различать звуки по месту образования (чем произносим?) Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать интерес и внимание к слову. Обучать детей звуковому анализу. |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Мы гостей к себе позвали. Звуки и буквы А и О Дать детям представление об отличии звука и буквы, помочь усвоить понятие гласный звук. Развивать умение слышать звук в словах, соотносить его с буквой. |
2 | Где же вы, АУ! Звук и буква У. Учить детей слышать звук в словахи выделять его голосом. Помочь запомнить букву У. Читать ряд гласных УА, АУ. Развивать навыки звукового анализа слов. Воспитывать умение слушать собственную речь. |
3 | Вдоль по улице идем… Повторение букв А, О, У, понятия СЛОГ. Учить детей анализировать ряд гласных звуков, делить слова на слоги, помочь запомнить понятие слог – часть слова. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес к родному языку. |
4 | Дружба начинается с улыбки. Звук и буква И Учить выделять звук И в словах и фразах. Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей. |
НОЯБРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Таинственный голос. Звук и буква Ы. Учить находить местонахождение звука Ы в слове, продолжать учить детей делить слова на слоги. Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание. |
2 | Новенькие. Согласные звуки. Твердые и мягкие. Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, определять твердость – мягкость первого звука в слове. Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитывать умение работать самостоятельно. |
3 | Молоток стучит: «Тук-тук» Буква Т, звуки Т и Ть. Повторение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ, МЯГКИЙ звук. Учить детей читать прямые слоги с буквой Т, анализировать обратные слоги и обозначать их буквами. Воспитывать умение работать самостоятельно. |
4 | Прятки Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой. Совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов с буквой Т. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Учить образовывать слово путем добавления заданного слога. Повторить понятие «предложение», воспитывать внимание. |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Куда села галочка? Звуки К и Кь, буква К Учить детей дифференцировать звуки К и Кь, делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Воспитывать интерес к слову. |
2 | Программа телепередачь Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО-_ПРЕДЛОЖЕНИЕ Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами. |
3 | Помогаем хомячку. Звуки Х и Хь, Буква Х Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), помочь запомнить новую букву, учить читать короткие слова ОХ,АХ,УХ. |
4 | Зимушка – зима, что ты нам принесла… Вопросительное предложение. Помочь детям запомнить понятия «вопросительное предложение», «знак вопроса». Расширить словарный запас «зимних слов», повторить понятие «заглавная буква».Развивать внимание, учить придавать эмоциональную окраску голосу. |
5 | Новогодние хлопоты Вопросительное предложение, согласные звуки. Учить детей составлять вопросительные предложения, выделять первый согласный звук в слове, читать слова из знакомых букв, развивать логическое мышление. |
ЯНВАРЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Ура, у нас каникулы.!!! Повторение понятий звук, буква, слово. Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза, умения произносить отдельно каждый звук в слове. Учить детей соотносить звуки и буквы. |
2 | Приготовили насосы Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса. Учить детей находить в словах слог с заданным звуком, помочь запомнить новую букву. Продолжать учить детей делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом. Учить составлять вопросительное предложение. |
3 | Гуси - лебеди Повторение ранее изученных букв. Развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Учить детей восстанавливать нарушенную последовательность слогов в слове, Придумывать слово с заданным слогом. Учить детей работать самостоятельно, контролировать свои действия. |
4 | Друзья Говорунчика Звуки П и Пь, буква П Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Повторить понятие «заглавная буква». Развивать внимание, умение работать самостоятельно. |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Как змея шипит язык Звук Ш, буква Ш Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; помочь детям запомнить новую букву. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях. |
2 | Поспешишь – людей насмешишь. Дифференциация С и Ш. Учить дифференцировать звуки С и Ш в словах и фразах, преобразовывать слово в другое путем замены звука. Дать понятие родственных слов. Развивать зрительное внимание. Совершенствовать мелкую моторику рук. |
3 | Мы впервые в Звукобуквии. Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие. Учить детей различать звуки по звонкости, читать слоги и слова с буквой М. Познакомить детей с последовательным преобразованием слова в другое слово путем замены буквы. |
4 | Сказка про невидимку Ударение. Продолжать учить детей делить слова на слоги, дать понятие «ударный слог», учить находить его в словах, развивать интерес к слову, к собственной речи. |
МАРТ
Неделя | Название, тема, программное содержание. |
1 | Еще одна встреча с невидимкой. Повторение «Ударный слог» Продолжать учить находить ударный слог в словах, совершенствовать навык чтения слов по слогам. Познакомить с многозначностью слова КИСТИ. Учить детей «читать» слова с помощью звуковых обозначений |
2 | К нам пришла лиса. Звуки Л и Ль, буква Л. Учить детей различать звуки Л и Ль, читать слова и слоги с новой буквой. Учить изменять слово путем замены одного звука на другой. повторить понятие «ударный слог». Развивать интерес к процессу обучения. |
3 | Путешествие на самолете Повторение буквы Л. Закрепить знание ранее изученных букв, читать слова и слоги с буквой Л, повторить понятие «ударный слог». Воспитывать умение слушать себя и других детей. |
4 | Сказка за сказкой Повторение тем «предложение», «заглавная буква» Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги. Воспитывать умение слушать ответы других детей. |
АПРЕЛЬ
Неделя | Название, тема, программное содержание |
1 | Ру-ру-ру- начинаем мы игру… Звук Р. Закрепить произношение звука Р в словах и фразах. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа Учить детей находить место звука в слове. Развивать слуховое внимание. |
2 | Семь раз отмерь, один раз отрежь. Звук Рь, Р. Буква Р. Закрепить произношение звуков Р и Рь в словах и фразах. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. Воспитывать умение думать, слушать ответы других детей. |
3 | Ура, ура! Я в цирк иду! Дифференциация Р и Л. Учить детей дифференцировать звуки Р и Л в словах и фразах, изменять слово путем замены Л на Р. Учить детей преобразовывать слово путем добавления буквы. Воспитывать интерес к слову... |
4 | Лети, лети, лепесток… Дифференциация Р и Л. Продолжать учить детей различать звуки Р и Л, произносить слова сложного слогового состава с этими звуками, читать слоги и слова из знакомых букв. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей. |
МАЙ
Неделя | Название, тема, программное содержание. |
1 | Как хорошо уметь читать! ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО. Повторить понятия звук, слог, слово. Совершенствовать навыки чтения слов по слогам. Учить детей получать новое слово путем перестановки слогов. Воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, видеть свои ошибки. Развивать слуховое внимание. |
2 | У Слона на дне рождения. Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО. Развивать слуховое внимание, учить детей составлять слова из готовых слогов. Совершенствовать навыки звукового анализа. учить отгадывать простые ребусы. Развивать интерес к слову, как к предмету изучения. |
3 | Полет в космос (проводится в конце апреля- в начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии) Звуки Н, Нь, буква Н Учить детей различать звуки Н и Нь, читать слова с новой буквой. Развивать фонематический слух, составлять слово из заданных звуков. Повторить понятия слово – предложение. Воспитывать интерес к обучению. |
4 | Дополнительное занятие с учетом особенностей группы детей К нам пришел Летовичек (Июль Июлевич Август) (Или игра в школу) Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов. Развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Воспитывать интерес к учебе, побуждать к выполнению «трудных» заданий. |
Дети должны знать:
- определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
- отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
- обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
Дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
- различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
- определять ударные гласные, слоги;
- определять в словах место и последовательность звуков;
- определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
- выполнять звукобуквенный анализ слов;
- производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
- графически обозначать звуки, слоги и слова;
- составлять графическую схему предложения.