Обучающимся
Здесь помещён полезный для изучения биологии материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся понимать значение биологических терминов | 56.5 КБ |
Всего понемногу | 79 КБ |
Эволюция систем органов в царстве Животные | 1.04 МБ |
Шкала ЕГЭ-2018 | 920.5 КБ |
Шкала ОГЭ-2018 | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЕСЬ РАБОТАТЬ
С БИОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ
При подготовке к сдаче выпускного экзамена по биологии в школе и, тем более, вступительного в вуз старшеклассники сталкиваются с большим количеством терминов, смысл которых надо объяснить, а иногда и написать их. В этом случае знание греческих и латинских корней слов помогает понять значение термина даже тогда, когда материал вам не знаком. Вниманию интересующихся предлагается словарик, в который включены некоторые корни и приставки, часто встречающиеся в биологических терминах:
А-, ан- (приставка, выражающая отрицание) – авитаминоз, анальгетики, анаэробный, анемия, атрофия.
Авиа-, ави- (лат. – птица) – авиафауна.
Авто-, ауто- (греч. – сам, свой, собственный) – автогамия, автотрофный, аутэкология.
Анти- (греч. – приставка, означающая противоположность или враждебность чему-либо) – антибиотики, антитела.
Антропо- (греч. – человек) – антропогенез, антропогенный.
Арх-, архео- (греч. – древний) – архантропы, архей, археоптерикс, архозавры.
Аэр(о)- (греч. – воздух) – аэренхима, аэробионты, аэробы.
Био- (греч. – жизнь) – биология, бионика, биосфера, антибиотики.
Вегетативный (лат. – растительный) – вегетативный орган (орган питания и роста), вегетативное размножение, вегетативная нервная система.
Гаметы (греч. – супруг; половые клетки, сливаются в зиготу, образуя новый организм) – гаметогенез, гаметофит.
Гастро- (греч. – желудок) – гастроскопия, гаструла.
Гелио- (греч. – Солнце) – гелиотаксис, гелиотропизм, гелиофиты.
Гемо-, гемато- (греч. – кровь) – гемоглобин, гемофилия, гематология.
Гельминто- (греч. – червь, глист) – гельминтология, гельминтозы.
Ген (греч. – рождение) – антропоген, мутаген.
Генез (греч. – происхождение, возникновение) – генетика, эмбриогенез, филогенез.
Гео- (греч. – Земля) – геология, география, геоботаника, геосфера, геотропизм.
Герпето- (греч. – пресмыкающееся) – герпетология.
Гетеро- (греч. – другой) – гетерозиготность, гетерозис, гетеротрофный.
Гидро- (греч. – вода, влага) – гидробионты, гидросфера.
Гипер- (греч.– над, сверх, по ту сторону) – гипервитаминоз, гипертония, гипертрофия.
Гипо- (греч. – внизу, снизу, под) – гипогликемия, гиподинамия, гипоксия, гипотония.
Глик(о)-, глюк(о)- (греч. – сладкий) – гипергликемия, гликоген, глицин, глюкоза, глюкагон.
Гомео- (греч. – соответственный, подобный) – гомеостаз, гомойотермные.
Дендр(о)- (греч. – дерево) – дендриты, дендрарий.
Дерм(ато)- (греч. – кожа) – дерматоглифика, дерматоз.
Ди- (греч. – дважды) – диморфизм, дисахариды.
Дис-, диз- (лат. – приставка, обозначающая разделение, отделение, отрицание) – дистрофия, диссимиляция.
Завр (греч.- ящер, ящерица) – обычное окончание названий ископаемых рептилий (либо некоторых амфибий).
Зигота (греч. – соединение в пару) – клетка, образующаяся в результате слияния двух половых клеток (гамет) в процессе оплодотворения.
Зоо- (греч. – животное) – зоогеография, зоонозы (заразные болезни животных), зоопланктон, зоохория.
Иммун(о)- (лат. – свободный от чего-либо, незатронутый) – иммуноглобулины, иммунология.
Инсект(о)- (лат. – насекомые) – инсектициды.
Ихтио- (греч. – рыба) – ихтиозавр, ихтиология.
Лакт(о)- (лат. – молоко) – лактация, лактоза.
Лейко- (греч. – белый) – лейкопласт, лейкоцит.
Макро- (греч. – длинный, большой) – макрофаги.
Мез(о)- (греч. – средний, промежуточный) – мезозой, мезодерма.
Мет(а)- (греч. – после, за, через) – метаморфоз, метагенез, метафаза.
Микро- (греч. – малый) – микропиле, микрофлора, микроэлементы.
Мио- (греч. – мышцы) – миоглобин, миозин, миокард.
Мито- (греч. – нить) – митоз, митохондрия.
Моно- (греч. – один, единый) – моногамия, моносахариды, монофилия.
Невр-, невро- (греч. – жила, нерв) – невралгия, невроз, нейрон, нейросекреция, нейрула.
Нео- (греч. – новый) – неоантропы, неоген, неолит.
Нефр(о)- (греч. – почка) – нефридии, нефрит, нефроз, нефрон.
Нуклео- (лат. – ядро) – нуклеиновые кислоты, нуклеотиды.
Окси-, окс- (греч. – кислый – первая часть сложных слов, обозначающая: а)присутствие кислорода в соединениях или смесях; б)отношение к кислой среде) – оксигемоглобин, оксилофиты.
Орнито- (греч. – птица) – орнитозы, орнитология.
Остео- (греч. – кость) – остеоциты, остеобласты, остеопароз.
От(о)- (греч. – ухо) – отит, отоларинголог.
Палео- (греч. – древний) – палеоген, палеозой, палеолит, палеонтология.
Пар(а)- (греч. – возле, при) – парасимпатическая (нервная система), паротит.
Партено- (греч. – девственница) – партеногенез, партенокарпия.
Пато- (греч. – страдание) – патогенный, патология, невропатолог.
Пери- (греч. – вокруг, около, возле) – перидерма, перикард, перисперм.
Питек- (греч. – обезьяна) – австралопитек, питекантроп.Плазма (греч. – вылепленное, оформленное; жидкая или гелеобразная часть биологических структур) – плазма крови, протоплазма клетки, плазматическая мембрана, плазмолиз.
Пневм(а)- (греч. – легкое) – пневмония, пневмография.
Поли- (греч. – много, многое) – полихеты, полиморфизм, полиплоидия, полисахариды, полифилия.
Про- (греч. – перед, раньше, вместо; лат. – перед, впереди) – провитамины, прокамбий, протромбин, профаза, прокариоты.
Прото- (греч. – первый) – протозоология, протонема, протоплазма.
Сапро- (греч. – гнилой) – сапрофаги, сапрофиты.
Син- (греч. – вместе) – синантропные виды, синергиды, синэкология.
Скоп(ия) (греч.–смотрю, рассматриваю, наблюдаю)– микроскопия, гастроскопия.
Сома- (греч. – тело) – соматический.
Сперм- (греч. – семя) – сперматозоид, сперматогенез.
Стено- (греч. – узкий, тесный) – стенокардия, стенобионт.
Тиро- (греч. – щит) – тироксин.
Тромб- (греч. – сгусток) – тромб, протромбин, тромбоциты.
Троп- (греч. – поворот, направление) – тропизмы.
Троф- (греч. – питание) – гипертрофия, гипотрофия, трофический.
Фаг (греч. – пожирающий) – бактериофаг, энтомофаг, фагоцитоз.
Фибр- (лат. – волокно) – фибриллы, фибрин, фибриноген.
Фито-, фит- (греч. – растение) – фитогормоны, фитонциды, фитопланктон, фитоценоз).
Фил- (греч. – друг, любящий) – ксерофил, термофил.
Филл- (греч. – лист) – хлорофилл.
Фото- (греч. – свет) – фотопериодизм, фоторецептор, фотосинтез, фототропизм.
Хлор(о)- (греч. – зеленовато-желтый) – хлорелла, хлоренхима, хлоропласты, хлорофилл.
Хол(е)- (греч. – желчь) – холера, холерик, холестерин, холецистит.
Хромо- (греч. – цвет) – хроматофор, хромопласты, хромосомы.
Цито- (греч. – сосуд, клетка) – цитология, цитогенетика, цитоплазма.
Эв-, эу- (греч. – хорошо) – эврибионты, эукариоты.
Эври- (греч. – широкий) – эврибионты.
Экто- (греч. – вне, снаружи) – эктодерма, эктопаразиты.
Эндо- (греч. – внутри) – эндокринные, эндопаразиты, эндосперм.
Энтомо- (греч. – насекомое) – энтомология, энтомофаги, энтомофилия.
Предварительный просмотр:
29 ЯНВАРЯ – день мобилизации против угрозы ядерной войны; 2 ФЕВРАЛЯ – день водно-болотных угодий; 1 МАРТА – день борьбы с наркоманией; 22 МАРТА – день воды; 1 АПРЕЛЯ – день птиц; 7 АПРЕЛЯ – день здоровья; 22 АПРЕЛЯ – день Земли; 31 МАЯ – день без курения; 1 ИЮНЯ – день защиты детей; 5 ИЮНЯ – день окружающей среды; 16 ИЮНЯ – день защиты от опустынивания; 26 ИЮНЯ – день борьбы с наркоманией и распространением наркотиков; 15 СЕНТЯБРЯ – день мира; 16 СЕНТЯБРЯ – день борьбы за защиту озонового слоя; 26 СЕНТЯБРЯ – день моря; 27 СЕНТЯБРЯ – день туризма; 4 ОКТЯБРЯ – день защиты животных; 14 ОКТЯБРЯ – день по уменьшению опасности стихийных бедствий; 20 НОЯБРЯ – день отказа от курения; 1 ДЕКАБРЯ – день борьбы со СПИДом; 29 ДЕКАБРЯ – день биологического разнообразия. |
www.museum.ru – сайт музеев Москвы;
www.darwin.museum.ru – Дарвиновский музей;
www.dino.ru – история развития жизни;
www.zooclub.ru – дикие и домашние животные;
www.nature.ru – «Научная сеть» - научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотации книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое;
www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир»
www.bio.msu.ru – Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова;
www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, много фотографий и рисунков;
www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - «Редкие и исчезающие животные России»;
www.zoomax.ru – «Животные»;
www.povodok.ru – «Поводок» - один из самых полных сайтов, посвященных домашним животным;
www.petslife.narod.ru – «Домашние животные»;
www.luzhok.ru – «Лужок» - сайт, посвященный декоративным растениям. Содержит описания комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях. Сайт очень информативен и интересен, красочно оформлен;
www.aib.ru/loki/zoolog/zoo.htm - «Экзотическая зоология»;
www.nature.ok.ru – «Экологический центр МГУ»;
www.vokrugsveta.ru – журнал «Вокруг света»;
www.droug.ru – журнал «Друг»;
www.geoclub.ru – журнал «Гео»;
www.znanie-sila.ru – журнал «Знание-сила»;
www.nauka.relis.ru – журнал «Наука и жизнь».
ПРАВИЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПИРАМИДЫ:
При переходе с одного пищевого уровня на другой численность особей уменьшается, а размеры их увеличиваются.
ПРАВИЛО АЛЛЕНА:
У животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела меньше, чем у представителей того же вида из более теплых местностей.
ЗАКОН ЗАРОДЫШЕВОГО СХОДСТВА (К. Бэра):
…в онтогенезе животных сначала выявляются признаки высших таксономических групп (типа, класса), затем в процессе эмбриогенеза формируются признаки все более частных таксонов: отряда, семейства, рода, вида. Поэтому на ранних стадиях зародыши больше похожи друг на друга, чем на более поздних этапах развития.
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН (Геккеля-Мюллера):
Онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида.
ЗАКОН ОПТИМУМА:
Организмы чувствуют себя комфортно в зоне оптимума, т.е. при таком сочетании факторов внешней среды, когда процессы жизнедеятельности протекают нормально.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА (дарвинизм):
Виды реально существуют. Каждый вид способен неограниченно размножаться,
но этому препятствуют ограниченные ресурсы среды обитания. Виды изменяемы,
они эволюционируют в процессе исторического развития жизни. Факторами
эволюционного процесса являются борьба за существование и естественный
(искусственный) отбор. Следствиями естественного отбора являются видо-
образование, сопровождаемое адаптацией, дивергенция и прогрессивная
эволюция. Движущими силами эволюции являются изменчивость
организмов, их наследственность и отбор. Приспособленность организмов
носит относительный характер и направлена на выживание в конкретных
условиях.
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
(современное эволюционное учение):
Виды реально существуют в интервале времени. При изменении факторов
Среды идет процесс микроэволюции (видообразования); совокупность
факторов необходима и достаточна для процесса эволюции. Движущая сила
эволюции – мутации и естественный отбор. Отбор непосредственно действует
на фенотипы, в результате изменяются генотипы.
Элементарная единица эволюции – популяция. Отбор действует на всех
стадиях онтогенеза, а филогенез является генетическим рядом онтогенезов
организмов. Макроэволюция – результат объединения процессов микроэволюции
в исторической перспективе.
КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (М. Шлейден, Т.Шванн, 1839г.):
Клетка – элементарная структурно-функциональная единица жизни;
клетка может происходить только от клетки (закон Р. Вирхова).
Все клетки гомологичны друг другу, имеют общий план строения, т.к. произошли от одного предка; они имеют одни и те же органоиды, у них одни и те же обменные процессы, различия состоят в специализации.
МУТАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Х.Де Фриз, 1901-1903г.г.):
Мутации возникают внезапно, без всяких переходов. Мутантные формы могут быть вполне устойчивыми. Мутации – это качественные изменения, они наследуются. Мутации могут быть как полезными, так и вредными и безразличными. Выявление мутаций зависит от числа исследованных на мутагенез особей.
ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
( Т. Морган, 1920-е г.):
Преемственность свойств организмов в ряду поколений определяется преемственностью их хромосом. Распределение генетического материала у потомков зависит от расхождения и рекомбинаций хромосом родительских форм. Гены, локализованные в пределах одной хромосомы, составляют одну группу сцепления и наследуются совместно. Число групп сцепления соответствует гаплоидному числу хромосом. Признаки наследуются тоже сцеплено. Группы сцепления могут нарушаться в случае кроссинговера.
Это интересно знать…
- Собака – первое животное, которое приручил, а впоследствии и одомашнил, человек. Теперь мы не представляем своей жизни без этих замечательных животных. В настоящее время выведено более 200 пород собак, которые отличаются не только внешним видом (экстерьером), но и характером, темпераментом и инстинктивным поведением.
- Вид Собака домашняя относится к роду Волк. Волки ведут стайный образ жизни, но, в отличие от собак, образуют пары, сохраняющиеся на всю жизнь. Это не единственное качество, которое собака утеряла, став домашним животным. Например, собака может отравиться, так как чувство вкуса, в связи с изменившейся пищей, у нее притупилось.
- Размеры и масса тела волка, уровень развития его органов чувств и сложное поведение способствуют наилучшему соответствию условиям обитания. Волк – искусный охотник, способный выжить в самых суровых условиях своего ареала, который распространяется в умеренном поясе, доходя до границы полярного круга.
Собаки же некоторых пород весьма капризны, так как имеют признаки, отобранные человеком, а не природой. Так:
- пудели имеют постоянно растущую шерсть, которая, если ее не чесать и не стричь, сваливается, причиняя собаке неудобства;
- доги с массой тела около 70кг не прокормятся в морозы;
- пикинесы с глазами навыкате и короткими ногами бегают медленно и, соответственно, не могут найти себе пропитание самостоятельно.
Перечень несуразных для волка признаков собаки можно продолжать.
Таким образом, приспособив собаку к своим условиям жизни, человек полностью несет ответственность за это животное.