Мои выступления на педсоветах, методобъединениях

Богданович Галина Николаевна

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Стиль педагогической деятельности и смысложизненные ориентации личности педагога – важные составляющие педагогического воздействия в формировании социально-психологической адаптации и самореализации детей с ограниченными возможностями»

В мировом сообществе все более заметным становится поворот от «культуры полезности» к «культуре достоинства». В контексте этой концепции человек с ограниченными возможностями независимо от своей дееспособности и полезности для общества рассматривается как объект, медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи, ориентированной на создание условий для социально-психологической адаптации и полной самореализации его личности.

Комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов называется его реабилитацией (от позднелатинского rehabilitatio — «восстановление»).

Педагогический вклад в реабилитацию детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, имеет большое значение. Деятельность педагога направлена на развитие личности ребенка, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др.

Каков должен быть педагог, работающий с такими детьми? Какими качествами должен обладать?

Конечно, он должен обладать осмысленностью своей жизни (своего прошлого, настоящего и будущего) и оптимальным для себя стилем педагогической деятельности.

Смысложизненные ориентации личности – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования.  Каждый человек по-разному осознает свою жизнь и по-разному выражает свое  отношение к явлениям и изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира.

Виктор Франкл, автор книги «Человек в поисках смысла», считает, что люди желают в жизни не удовольствия как такового, они просто хотят того, что для них значимо, имеет смысл. Также Франкл подчеркивает, что нам нужно не столько само счастье, сколько основания для него; если они есть, счастье придет само. Попытка же обойти необходимость осуществления смысла и напрямую получить ощущение счастья порождает алкогольную и наркотическую зависимость. Именно смысл служит основанием для счастья, и обладание им — предпосылка счастья и даже самой возможности его испытывать. Отсутствие смысла лишает человека способности как переживать счастье, так и переносить страдание.

В связи с этим человек стремиться к смыслу. Только имеющий смысл своей жизни человек может взять на себя ответственность, верит в свою способность осуществлять контроль над своей судьбой и изменять ее. Основным показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание значимости жизни.

Смысл непосредственно связан с потребностями человека. Вы, вероятно, знакомы с «пирамидой потребностей» Абрахама Маслоу. Этот выдающийся психолог определяет следующую последовательность потребностей. Самые низшие потребности человека в пище. Когда смысл человека связан только с потребностями в пище, человек находится на самом низшем уровне развития. Если потребности в пище удовлетворены, возникает потребность в защите. У человека смысл сводится к покупке квартиры. Если и эта потребность в защите удовлетворена, возникает следующая потребность – в любви. Смыслом человека становится семья, дети. Но эта потребность не является высшей для человека. Высшая потребность человека – в самореализации его в деятельности (в профессии), в значимости среди людей (общества). Когда смысл жизни человека сводится к этому, он находится на высшей ступени развития.

Смысложизненные ориентации наших педагогов я попыталась рассматреть с помощью двух тестов: теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева и методики «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной.

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева включает наряду с общим показателем осмысленности жизни, еще пять показателей: цели в жизни (придает жизни осмысленность); процесс жизни (показывает, воспринимается ли жизнь интересной, эмоционально насыщенной); результативность жизни (показывает удовлетворенность самореализацией); локус контроля, (Я - хозяин жизни, представление о себе как о сильной личности); локус контроля-жизнь (управляемость жизни, то есть то, в какой мере человек может управлять своей жизнью).

Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной измеряет наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни. Индекс жизненной удовлетворенности - интегративный показатель системы отношений человека к жизни, общего умонастроения

Реализовать высшую потребность человека можно совершенствуя свой стиль деятельности. Стиль педагогической деятельности – это некий «почерк» в работе учителя. Чтобы работать хорошо, результативно, разные люди должны работать разными способами.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется: в темпераменте; характере реакций на те или иные педагогические ситуации; (наследственные признаки) выборе педагогом методов обучения; подборе средств воспитания; стиле педагогического общения; реагировании на действия и поступки детей; манере поведения; предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; применении определенных средств психолого-педагогического воздействия на детей (признаки, основанные на жизненном опыте человека).

Согласно многим исследованиям, благоприятные условия для раскрытия индивидуальности учителя профессионала и становления позитивного индивидуального стиля педагогической деятельности создаются в том случае, когда профессия оказывается доминирующим компонентом смысла жизни.

Стиль педагогической деятельности  исследовался мной с помощью следующих тестов: теста «Оценка профессиональной направленности личности учителя» Ю.А. Корелякова; вопросника для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности А.К. Марковой.

Тест «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (методика экспресс-диагностики направленности учителя) Ю.А. Корелякова основан на следующей типологии педагогов: педагог-коммуникатор,  педагог-организатор, педагог-предметник, педагог-интеллигент, деятельность которых направлена соответственно на общение, на организацию различных мероприятий, на преподаваемый предмет или на нравственность, духовность.

Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Если какое-то направление у педагога ярко выражено, то это говорит об особенности его стиля, его личности. Учителя в силу своих личностных особенностей в большей степени приспособлены для реализации одних профессиональных функций, в то время как другие функции оказываются им просто недоступны.

Так, «интеллигент» без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функций, а также функции самосовершенствования. «Предметник» лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» — исполнительную, мобилизационную, организаторскую; «коммуникатор» — лишь коммуникативную функцию. Отметим, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе, т.е. и «коммуникатор» может выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у «организатора».

В своей деятельности нужно знать свои лучшие стороны и использовать их, но профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой — изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.

Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было показано выше, в педагогической профессии существуют четыре таких типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях. Так, для учителя-«коммуникатора» характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интимные темы и проч.

Учитель-«организатор» может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-«организаторы» реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной.

Учитель-«интеллигент» («просветитель»), много лет отдавший профессии, может сформировать у себя склонность к философствованию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность, так и в силу склонности к самоанализу уйти в себя, в созерцание окружающего мира и размышления о его несовершенстве.

Изменения личности учителя-«предметника» оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. Учителя этого типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень — специфический.

Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач, так как от этого во многом зависит и психологический климат педагогического коллектива и психическое здоровье детей.  

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности А.К. Марковой основан на следующих характеристиках деятельности учителя: ориентация учителя на процесс или результат своего труда, гибкость, устойчивость, переключаемость, уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету.

На основе этого был выделен ряд индивидуальных стилей: эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС), при котором стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность учащихся сочетаются с непрочными знаниями и недостаточно сформированными навыками учения; эмоционально-методический стиль (ЭМС), проявляя который учитель стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета (Методичность – это последовательность в своих действиях, рассчитанная заранее и поддерживаемая в направлении); рассуждающе-импровизационный стиль (РИС), который характеризуется преобладанием осознания учителем своих действий и независимостью от ситуации на уроке, по сравнению с предыдущими стилями, при этом учащиеся обладают не только прочными знаниями, но и сформированными навыками учения (Рассудительность - руководство требованиям рассудка, благоразумие; обдуманность; часть рациональности, одно из проявлений рациональности); рассуждающе-методичный стиль (РМС), в результате проявления которого сформированные навыки учения и прочные знания у учащихся сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Наиболее эффективными являются индивидуальные стили, объединяющие методичность с эмоциональностью, а импровизационность с рассудительностью, т. е. промежуточные стили.

Зная особенности своего стиля педагогической деятельности и осознавая свои смысложизненные ориентации, каждый педагог может совершенствоваться в области своей профессиональной значимости и возможности участвовать в развитии личности ребенка, т.к. педагогическое воздействие – важная составляющая в формировании социально-психологической адаптации и самореализации детей с ограниченными возможностями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Из опыта работы классного руководителя Богданович Г.Н.

Основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь:

  • организуется познавательная деятельность;
  • формируются социальные отношения между учащимися;
  • реализуется забота о социальном благополучии детей;
  • решаются проблемы их досуга;
  • осуществляется первичное сплочение коллектива;
  • формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

И все это осуществляется с непосредственным участием классного руководителя. Именно он взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе. Поэтому я считаю, что быть классным руководителем – это важная миссия. Это миссия, которая помогает в формировании личности ребенка, в развитии его творческих способностей, в его социализации.

 

Анализируя свою работу классного руководителя, я пришла к выводу, что моя работа, как и работа всех классных руководителей, состоит из трех областей:

  1. Работа с классом;
  2. Работа с семьей;
  3. Взаимодействие с другими сторонами образовательно-воспитательного процесса.

Работу с классом можно классифицировать следующим образом:

  1. Создание эмоциональной атмосферы:
  1. создание и поддерживание дружеских отношений в классе;
  2. соблюдение грани перехода отношений в «панибратские».
  1. Изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся:
  1. изучение каждой личности;
  2. изучение взаимоотношений в коллективе;
  3. построение плана работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  1. Опора на общечеловеческие ценности:
  1. построение бесед с учащимися с опорой на общечеловеческие ценности;
  2. построение плана работы с опорой на общечеловеческие ценности.
  1. Организация:
  1. индивидуальные и коллективные беседы;
  2. индивидуальные и коллективные консультации;
  3. контроль;
  4. самоуправление в классе.
  1. Информатизация:
  1. индивидуальные и коллективные беседы;
  2. индивидуальные и коллективные консультации;
  3. система классных часов;
  4. другие мероприятия.
  1. Сплочение коллектива:
  1. совместная деятельность;
  2. совместный отдых.

Я не зря первым пунктом поставила создание эмоциональной атмосферы. Я считаю, что это одна из важных составляющих в работе с классом. Именно здоровая эмоциональная атмосфера помогает детям выполнять все правила и поручения с большим желанием и меньшим эмоциональным напряжением. А если учитывать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительная эмоциональная нагрузка вызывает переутомление, то создание дружеской и доверительной атмосферы в классе является одним из важных элементов здоровьесбережения.

Но здесь очень тонкая грань между дружбой и «панибратством». В связи с тем, что «нет пророка в своем отечестве» необходимо классному руководителю соблюдать ту грань, которая объединяет классного руководителя со своими подопечными и в тоже время, заставляет уважать его и следовать его советам и примеру.

Второе, что является основным в моей работе – это построение работы в данном классе на основе изучения и учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Я стараюсь учитывать также и их интересы в проведении различных мероприятий. Для этого вначале года расспрашиваю учащихся о том, чем они интересуются, что бы хотели обсудить вместе с классом, у кого есть какой-то интересный материал, которым бы они хотели поделиться.

Третий немаловажный аспект в моей работе – это опора в каждом возрасте на основные общечеловеческие ценности, такие как семья, родина, любовь, дружба, доброта, взаимопомощь. По мере взросления детей меняется план работы с ними, методика работы, но опора на перечисленные ценности остается.

Следующим пунктом моей работы я назвала организацию детей. Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить свое место в коллективе.

Просветительская роль классного руководителя состоит в донесении информации до детского ума. Основным способом донесения информации до детей в моей деятельности являются классные часы. Каждый классный час я готовлю тщательно подбирая информацию и методику проведения. Так у меня уже есть целая подборка классных часов о дружбе, взаимопомощи, доброте, толерантности. Классные часы, посвященные праздникам, связанным с историей нашей родины пропитаны чувством патриотизма и гордости за свою родину. Проведено много классных часов об отношениях в коллективе, мальчиков и девочек, семье. Так как у меня сейчас выпускной класс, готовлю серию классных часов «Идеальный спутник», которые помогут серьезнее отнестись к выбору своего партнера в жизни. И еще немаловажным в выпускном классе является самоопределение детей, выбор профессии. Мной в этом году было проведено три классных часа на тему «От призвания к признанию», где дети познакомились с двумя профессиями: продавца и повара. И очень были удивлены, сколько нужно знать и сколькими качествами обладать, чтобы освоить такие на первый взгляд простые профессии.

Очень важным в работе классного руководителя считаю сплочение коллектива. Здесь основной формой является совместная деятельность и отдых класса. Для этого мой класс вместе готовит классные часы о дружбе, в классе проводились различные игры и упражнения для сплочения коллектива, мы постоянно вместе трудимся на пришкольном участке, и каждый праздник отмечаем чаепитием и пожеланиями друг другу. В день именинника каждый говорит что-то хорошее про именинника. Я столкнулась с тем, что говорить хорошее детям гораздо труднее, чем критиковать. Но постепенно, это получается.

2. Работу с семьей я также классифицировала по следующим аспектам:

  1. Создание эмоциональной атмосферы:
  1. создание и поддерживание дружеских отношений с родителями;
  2. соблюдение грани перехода отношений в «панибратские».
  1. Изучение и учет индивидуальных особенностей семей:
  1. изучение каждой семьи;
  2. изучение взаимоотношений между родителями;
  3. построение плана работы с родителями с учетом индивидуальных особенностей каждой семьи.
  1. Организация:
  1. индивидуальные и коллективные беседы;
  2. индивидуальные и коллективные консультации;
  3. контроль;
  4. самоуправление.
  1. Информатизация:
  1. индивидуальные и коллективные беседы;
  2. индивидуальные и коллективные консультации;
  3. родительские собрания;
  4. другие мероприятия.
  1. Сплочение коллектива:
  1. совместная деятельность;
  2. совместный отдых.

Немаловажным в работе классного руководителя является работа с семьей ребенка. Именно семья является и генетическим и воспитательным звеном в жизни детей, которое обуславливает всю его жизнь. Именно в семье закладываются и методы воздействия на ребенка и примеры его поведения. И для успешной социализации ребенка в дальнейшем необходимо, чтобы семья и школа были одинаково заинтересованы в воспитании ребенка и вели работу в одном направлении. Поэтому, по моему мнению, классному руководителю необходимо установить дружескую атмосферу не только с ребенком, но с его семьей. А также просвещать родителей об особенностях возраста детей, вместе выяснять причины их поступков.

В этом направлении каждое мое родительское собрание содержит материал не только сообщающий об успехах и неудачах детей, но и направленный на их просвещение (информация о возрастных особенностях, о воспитании детей, тесты и т.д.)

Индивидуальные тематические консультации, которые я стараюсь проводить как можно чаще, полезны как для родителей, так и для классного руководителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка. Педагог же – необходимые сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Классному руководителю также желательно сотрудничать с:

  • учителями-предметниками,
  • педагогами дополнительного образования,
  • спортивными руководителями,
  • педагогом-организатором (завучем),
  • библиотекарем,
  • медицинской службой,
  • педагогом-психологом,  
  • другими образовательными организациями.

Это помогает мне быть в курсе процесса обучения, досуга, здоровьесбережения моих воспитанников, квалифицированно решать  их проблемы,  а также вовлекать моих подопечных в конкурсы и соревнования. Я сотрудничаю  с Алтайским экологическим центром, учителями других общеобразовательных школ. Большую квалифицированную помощь в своем самообразовании я получаю от проекта «Школа цифрового века», «Интуит», ООО «Форум», где я прохожу курсы, участвую в конкурсах педагогического мастерства и привлекаю к участию в конкурсах детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы классного руководителя Выполнила: учитель биологии КГБСКОУ « Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида» Богданович Г.Н.

Слайд 2

Классный руководитель - это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

Слайд 3

В классе: организуется познавательная деятельность; формируются социальные отношения между учащимися; реализуется забота о социальном благополучии детей; решаются проблемы их досуга; осуществляется первичное сплочение коллектива; формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Слайд 4

Области классного руководства: Работа с классом; Работа с семьей; Взаимодействие с другими сторонами образовательно-воспитательного процесса.

Слайд 5

Работа с классом: Создание эмоциональной атмосферы: создание и поддерживание дружеских отношений в классе; соблюдение грани перехода отношений в «панибратские». Изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: изучение каждой личности; изучение взаимоотношений в коллективе; построение плана работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Опора на общечеловеческие ценности: построение бесед с учащимися с опорой на общечеловеческие ценности; построение плана работы с опорой на общечеловеческие ценности. Организация: индивидуальные и коллективные беседы; индивидуальные и коллективные консультации; контроль ; самоуправление в классе. Информатизация: индивидуальные и коллективные беседы; индивидуальные и коллективные консультации; система классных часов; другие мероприятия. Сплочение коллектива: совместная деятельность; совместный отдых .

Слайд 6

Работа с семьей: Создание эмоциональной атмосферы: создание и поддерживание дружеских отношений с родителями; соблюдение грани перехода отношений в «панибратские». Изучение и учет индивидуальных особенностей семей: изучение каждой семьи; изучение взаимоотношений между родителями; построение плана работы с родителями с учетом индивидуальных особенностей каждой семьи. Организация: индивидуальные и коллективные беседы; индивидуальные и коллективные консультации; контроль; самоуправление. Информатизация: индивидуальные и коллективные беседы; индивидуальные и коллективные консультации; родительские собрания; другие мероприятия. Сплочение коллектива: совместная деятельность; совместный отдых.

Слайд 7

Сотрудничество с: учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, спортивными руководителями, педагогом-организатором (завучем), библиотекарем, медицинской службой, педагогом-психологом, другими образовательными организациями.

Слайд 8

Тот , кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов . О. Бальзак Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В . Г. Белинский От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Джон Локк



Предварительный просмотр:

Дидактическая сказка

как прием активизации познавательной деятельности учащихся

Разум принимает только то,

что пропускают эмоции.

Современному обществу нужны новые люди: не полные энциклопедических знаний и оторванные от реальной жизни, а люди умеющие мыслить, размышлять, применять имеющиеся знания и умения. С каждым годом становится всё труднее заставить ребёнка мыслить самостоятельно. Обилие информации не делает детей способными это делать, зачастую ребёнок запутывается в ней, даже, имея необходимые знания, не может извлечь и применить необходимые.

Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребёнка. «Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плёткой.

Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения. «Сколько не кричи «халва, халва», - гласит восточная пословица, - во рту слаще не станет». Даже если все вокруг - и учителя, и родители, и сам ребёнок – будут твердить: «Надо учиться!», то скоро всё равно у него наступит охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Ведь воля и сознательность развиты у детей, а особенно у школьников с ДЦП, очень слабо, поэтому рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям  опрометчиво. А если они всё-таки и будут выучивать все-все, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, не задевшие психику ребёнка, лягут мертвым грузом.

Основным источником побуждения школьника к умственному труду может послужить интерес. Если вызвать у детей удивление, то возбудим у детей интерес. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с  возникновением некоторого  удовольствия, то оно  и превращается  в приятное удивление. Удивление вызывает у ребят  более острое и сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством, с их стремлением увидеть что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.

Поддерживать интерес можно различными приемами, постепенно его «воспитывая»: первоначально как интерес к своей непосредственной деятельности, на втором этапе как интерес к предмету, на конечном этапе как интерес к процессу самой мыслительной деятельности.

Привлечь первоначальное внимание к урокам можно разными средствами: особым красочным оформлением классного помещения, в котором отражаются удивительное сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром предмета, необычными вступительными словами учителя, создавшего эту ситуацию, в которую включены любимые герои сказок. Разве это не привлечёт внимание детей и не вызовет у них радостного удивления?

Любите ли вы сказки ?

Сказки любят все. Александр Сергеевич Пушкин писал из деревни брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания, что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В сказках можно найти всё: и очарование высокого вымысла, и мужественная героика, и весёлая шутка, и – самое главное – невероятная выдумка. Без чудес нет сказок.

Что ещё привлекает нас в сказках? В них нет непоправимых бед и несчастий. Сказка наказывает злодеев, делает удачливыми добрых и мужественных людей. Она не обманывают, она очаровывает, а мечта делает человека сильным, окрыляет.

И я считаю, что именно дидактическая сказка делает уроки интересными.

Во – первых,  дидактические сказки способствуют развитию: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Во – вторых, она помогает формированию творческих способностей учащихся.

В – третьих, способствует воспитанию культуры чувств, ибо дети в своих поступках руководствуются прежде всего чувствами.

Биология – увлекательная и интересная наука. Часто можно видеть, как дети с удовольствием и любовью ухаживают за растениями и животными, смотрят фильмы о живой природе. Но, приходя на уроки биологии, они сталкиваются с необходимостью знакомиться с множеством новых научных терминов, понятий, которые им порой неинтересны и непонятны. А если учесть, что для детей, страдающих детским церебральным параличом, характерны изменения высшей нервной деятельности в области восприятия, представлений, памяти, речи, мышления, познавательного интереса и деятельности, то будет понятно, что не всем бывает интересно изучать программный материал, постепенно теряется желание изучать предмет, начинаются проблемы с успеваемостью.

Одним из способов решения проблемы повышения интереса к предмету и как следствие – качества знаний по биологии может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приемов, ведь всем очевидно, что только тот предмет будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Использование при рассмотрении отдельных тем нестандартных приемов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно».

На уроках можно применять такие приемы, как например, дидактическая сказка, познавательная игра, викторина и другие игровые методы обучения. А также можно привлекать детей быть и самим активными участниками познавательного процесса (готовить рефераты, проекты, презентации др.; заниматься исследовательской деятельностью).

В дидактических сказках в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.

Дидактические сказки - создаются педагогами для «упаковки» учебного материала.

При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.

Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Дидактические сказки пишутся в соответствии с определённым алгоритмом.

  1. Описание сказочной страны, её героев.
  2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься. Например, разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
  3. Финал сказки. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.
  4. Задания для учащихся.

Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, рисунки, слайды, гербарии)

На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки-загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока, тип урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку я применяю при изучении нового материала и проверке знаний и обязательно в сочетании с другими приемами обучения.

Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов. Но помимо обучающих задач эти рассказы содержат в себе и высокие воспитательные цели.

Такие уроки перестают быть скучными и появляется смысл выполнения заданий  (подробнее об этом см. в книге Т. Грабенко и. Т. Зинкевич-Евстигнеевой  «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»).

Серия сказок Пиркко Коскимиес и Майи Линдген о Зайчишке-Пушишке может послужить для вас источником вдохновнеия или просто  материалом для рассказывания и чтения детям. В этих познавательных сказках рассказывается об удивительных приключениях маленького зайчишки.

Вот небольшой характерный отрывок из одной сказки: «Пришла осень. Прямо из земли начали выпрыгивать грибки. Сначала маленькие, они потом вырастали в большие и сочные. Красные, желтые, коричневые листья разукрасили деревья. Большинство птиц собирается лететь на юг. Они прилетели попрощаться. Остающиеся зимовать птички, Пушишка и белочка Курре желают им: «Счастливого путешествия! Прилетайте весной назад!»»

Говоря о дидактических  сказках, нельзя не упомянуть и о коротких увлекательно-познавательных произведениях Г.Н. Юдина. Его тексты содержат множество сведений про электричество, часы, водолазов, о животных и растениях; в них рассказывается, у кого какие уши, глаза, хвосты, языки, кто из насекомых, птиц и зверей в каком доме живёт.

Из чудесного известного советско-японского мультфильма «Приключения пингвинёнка Лоло́ о пингвиненке Лоло и его подружке Пепе дети узнают в интересной и доступной форме о жизни пингвинов и других животных Антарктиды и суровой природе крайнего Севера.

На уроках нам важно, чтобы ребенок «проникся» учебным материалом, и для этого мы тоже сочиняем сказки. Я опробовала сказки на разных возрастах учащихся. Наибольший интерес дидактические сказки вызывают у младших школьников. У них возникает желание немедленно помочь героям сказки и большое желание самим сочинять сказки.

 

Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы при изучении биологии в 10-м (при проверке знаний) и 7-м (для изучения нового материала) классах. К каждой сказке обязательно составляются задания для самостоятельной работы.

Тема: Потоки вещества и энергии (10 кл.)

Сказка про Красную шапочку

Пошла однажды Красная шапочка к бабушке и забрела на луг. Красная шапочка увлекалась биологией и, увидев, что луг пестреет разными растениями, воскликнула: «Какая биомасса! Сколько же здесь жизненных форм! Сколько консументов!»

Но тут из-за куста показался серый волк. «Ну здравствуй, редуцент!», - радостно закричала Красная шапочка. Волка еще никто так не называл. Он обиделся и побежал к опушке леса.

А девочка решила покушать и села на траву. И тут она увидела, что трава на этом лугу разной высоты. «А вот и ярусы», - подумала она. Но тут из-под земли выполз червяк. «А вот и продуцент!» - шепнула она червяку.

«Какая же я умная!» - подумала Красная шапочка засыпая.

Задание.

Найти в сказке ошибки и дать правильные названия

 

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.

Сказка о царице Кукурузе.

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.

Вопросы и задания.

  1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
  2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.
  3. Чем прославились растения этого семейства?

Вы сами можете придумывать сказки, которые помогут вашему ученику усвоить знания по предмету, научиться вести себя в школе и гостях. гостях. О чем еще можно  сочинить сказки?

  • О природе и природных явлениях (дождь, снег, солнце, водоворот воды в природе и т.п.).
  • О взаимоотношениях с людьми и правилах поведения.
  • О растениях (цветах, овощах, фруктах, грибах и т.п.).
  • О животных (зверях, птицах, насекомых, рыбах и т.д.).
  • О математических понятиях (цифрах, геометрических фигурах и т.п.).
  • О буквах (на что похожи буквы, какие слова начинаются на эти буквы).
  • О профессиях, транспорте, мебели, одежде и т.д.

Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно. 

Иногда придуманные  истории возникают спонтанно. Даже мама, видя, что её сын или дочь никак не может научиться различать цвета, берет лист бумаги, простой карандаш, краски и начинает рассказывать: «Жила-была одна добрая старая книжка. Картинки в ней были скучными, черно-белыми. Высоко-высоко в сером небе светило белое солнышко (рисуем простым карандашом солнышко) Трава и деревья были черными (рисуем). А речка непонятного мутного цвета (рисуем). Очень грустила книжка, что не может порадовать своих читателей разноцветными картинками. Однажды книжку положили рядом с коробкой красок (кладем рядом краски). Взмолилась книжка: «Милые краски! Сделайте, пожалуйста, мои картинки веселыми! Раскрасьте их в разные цвета!» Согласились краски и принялись за дело. Только никак не могли договориться, кто что раскрашивает (показываем, как краски толкают друг друга). Может, поможешь им разобраться?» В ходе такой обучающей сказки раскрывается смысл и важность выполнения игрового задания.

Чтобы научиться  сочинять сказки, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты (сказки «Колобок», «Теремок» и т.п.), «подстраивать» под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием. Сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка. 

Ну что ж, давайте попробуем сочинить свои дидактические сказки. Выбираем, например, тему «Что нужно растениям для жизни» и сочиняем свою дидактическую сказку по сюжету общеизвестной сказки «Каша из топора».

Как зайчонок морковку вырастил

Очень любил зайчонок морковку кушать, и решил он свою морковку посадить. «Чего проще! - думает  он. – Положу семена в ящик, и вырастет у меня большая морковка». День ждал, два ждал – не видно морковки. Решил зайчонок узнать у сосны, почему она такая большая выросла? «А меня земля питает», - ответила сосна. Зайчонок накопал землицы, положил ее в ящик, посадил туда семечки и стал ждать. А семечки всё не растут. Опять спросил Зайчонок сосну: «Сосна-сосна, а почему ты такая большая?». «А меня дождик поливает», - ответила сосна. Набрал Зайчонок в лейку воды и полил свои семечки. Но опять не растет морковка. А сосна шепчет: «Меня еще солнышко греет». Подставил зайчонок ящик с семечками под солнечные лучики. И вскоре появились первые зеленые росточки и стали расти. А внизу, в земле красная морковка виднеется. К концу лета у зайчика такая большая и сладкая морковка выросла – объедение! Оказывается, даже маленькой семечке, чтобы вырасти, нужно солнышко, вода и земля.

В качестве закрепления можно предложить ребенку вырастить  в домашних условиях укроп, петрушку, лук, морковку.  

Теперь сочиним сказку о геометрических фигурах на основе сказки про трех поросят.

Домик для Круга, Треугольника и Квадрата

Жили-были Круг, Треугольник и Квадрат. Они часто спорили, кто из них важнее. «Без меня, - говорил Круг, - ни одна машина не поедет: колеса-то - круглые!». «А из меня, - не отставал Квадрат – столы и стулья делают». «А я, а я, – вторил им Треугольник, – похож на шляпку гриба!» Спорили они, спорили, пока не наступила осень. Холодно стало Кругу, Треугольнику и Квадрату, и решили они построить себе домики. Круг построил круглый домик, но дом его всё время укатывался. У Квадрата дом был квадратный и без крыши. Когда шел дождь, Квадрату становилось в доме очень холодно и мокро. Треугольник построил себе треугольный дом, но никак не мог в него войти – дверей-то не было. Помучились-помучились Круг, Треугольник и Квадрат и решили построить один большой общий дом. Из квадрата сделали стены домика и дверь, из треугольника - крышу, а из круга – окошки. Весело зажили друзья в таком прочном домике. Тебе понравилась сказка? Тогда возьми карандаш и попробуй нарисовать их домик (или, если вы заранее заготовили детали домика, вырезав их из картона, можно предложить ребенку собрать их). 

 

Зная алгоритм сочинения дидактических сказок и что интересует вашего ученика (звёзды, динозавры, машины), вы можете придумать свои дидактические обучающие сказки. Сказочных вам успехов!