Кружок "Бумажные фантазии"
Здесь будет представленна работа кружка с работами ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2014-2015_uchebnyy_god.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой деятельности по
художественно-эстетическому направлению
«Бумажная фантазия»
срок реализации программы 1 год.
Автор - составитель: Громыко Оксана Николаевна-педагог-библиотекарь
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Проблема развития познавательной самостоятельности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает педагога к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель кружковой деятельности по художественно – эстетическому направлению, включающая нетрадиционные формы обучения и воспитания: игры, соревнования, театрализованные и компьютерные уроки, конкурсы, уроки с групповыми формами работы и др.
Содержание программы «Бумажные фантазии» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: аппликация, бумагопластика, декорирование природными материалами, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей возникновения бумаги, бумагопластики, природными материалами, изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
- Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Приобщать школьников к народному искусству;
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Бумажные фантазии» разработана на один год занятий (32 часа) с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях кружковой деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Они включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Бумажные фантазии» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Таким образом, нетрадиционные формы уроков помогают педагогу раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на занятии творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно, так как этого требует от нас образовательный стандарт. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные занятия, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы занятий.
Содержание программы «Бумажные фантазии»
Занятия будут направлены на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, природные материалы и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Тематический план занятий по программе «Бумажные фантазии »
(2 часа в неделю)
Дата проведения | Тема занятия | Элементы содержания занятия | Форма проведения |
Сентябрь | 1.Введение: правила техники безопасности. Происхождение бумаги. | Познакомить детей с правилами техники безопасности. Рассказать о происхождении бумаги и ее видах и назначении. | Беседа Презентация |
Сентябрь | 2.Что такое аппликация. Аппликация «Вспоминаем о лете». | Познакомить детей с видами аппликаций. Оформление выставки. | Практическая работа |
Сентябрь | 3.Коллаж «Подарки осени» | Совершенствовать умение работать с разной бумагой. | Практическая работа |
Сентябрь | 4.Мозаика из бумаги «Божьи коровки и бабочки на ромашке». | Научить детей нарезать мелко бумагу и приклеивать ее на картон. | Практическая работа |
Октябрь | 5.Праздничная открытка ко дню пожилых людей. | Познакомить детей с историей праздника. Выполнение открытки | Беседа Практическая работа |
Октябрь | 6.Композиция «Шахматное плетение». | Научить детей из полосок бумаги составлять орнамент. | Практическая работа |
Октябрь | 7.Аппликация из бумажных комочков. | Дать представление о гофрированной бумаге, научить работать с ней. | Беседа Практическая работа |
Октябрь | 8.Вышивка по картону | Провести инструктаж по технике безопасности с иглой. Познакомить детей с вышивкой и ее историей. | Беседа Презентация Практическая работа |
Ноябрь | 9.Изготовление открыток «Подарок маме». | Помочь детям в выборе темы для открытки. Познакомить с историей праздника. | Беседа Практическая работа |
Ноябрь | 10.Свободная тема. Рисование | Помощь в выборе темы. Выставка работ. | Практическая работа |
Ноябрь | 11. Симметричное вырезание из бумаги | Повторить правила безопасности с ножницами. Выбор темы. | Практическая работа |
Декабрь | 12.Знакомство с техникой «бумажный туннель». Изготовление шаблонов. | Познакомить детей с новой техникой. | Практическая работа Беседа |
Декабрь | 13.Выполнение открытки «Зимняя сказка». | Научить детей правильно составлять открытку. | Практическая работа |
Декабрь | 14.Новогодняя снежинка в технике «квиллинг». | Познакомить детей с квиллингом. Повтор техники безопасности. | Практическая работа |
Декабрь | 15.Изготовление новогодней снежинки. | Помочь составить эскиз снежинки и правильно склеить ее. Выставка снежинок. | Практическая работа |
Январь | 16.Композиция «Зима» из природных материалов | Научить детей делать картинки из сыпучих круп. | Практическая работа |
Январь | 17.Открытка «Зимний пейзаж» в технике «бумажный туннель» | Помочь детям с выбором темы и изготовлением открытки. | Беседа Практическая работа |
Январь | 18. «Волшебная тарелочка» | Научить детей декорировать бумажную тарелочку. | Практическая работа |
Февраль | 19.Изготовление валентинок. | Познакомить детей с историей праздника. Научить оформлять открытки. | Презентация Практическая работа |
Февраль | 20. «Полосатый коврик» | Закрепить знания детей в плетении из полосок цветной бумаги. | Практическая работа |
Февраль | 21.Открытка к 23 февраля. | Помочь детям с выбором тематики. Познакомить с историей праздника. | Практическая работа Беседа |
Февраль | 22.Аппликация «Барашек». | Учить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки и приклеивать на подготовленную основу. | Практическая работа |
Март | 23. «Открытка к 8 Марта». | Познакомить с историей праздника. Помочь выбрать композицию и оформить ее. | Практическая работа |
Март | 24. «Аквариум». | Закрепить знания и умения при работе в технике «квиллинг». | Практическая работа |
Март | 25.Мозаика «Бумажные фантазии». | Совершенствовать навыки в работе с мелко нарезанной бумагой. Развивать желание фантазировать. | Практическая работа |
Март | 26. Тематическая композиция «У пруда». | Учить детей работать сообща, используя знакомые приемы работы. Вызвать интерес к окружающему миру. | Коллективная работа. |
Апрель | 27.Открытка ко дню космонавтики. | Познакомить с историей космонавтики. Помочь выбрать эскиз для открытки. | Практическая работа. Презентация |
Апрель | 28. История куклы. | Познакомить детей с историей происхождения кукол. Выбор эскиза. | Презентация Практическая работа |
Апрель | 29. Кукла – актер. Пальчиковые куклы. | Техника безопасности. Изготовление куклы. | Практическая работа |
Май | 30.Изготовление открытки «День Победы» | Познакомить детей с историей праздника. Помочь с выбором темы. | Презентация Практическая работа |
Май | 31.Композиция из комочков бумаги «На лесной полянке». | Закрепить знания при выполнении работы. Помочь детям выбрать и оформить композицию. | Практическая работа |
Май | 32.Итоговое занятие. Выставка детского творчества. | Организовать выставку работ. | Награждение |
Список литературы
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
- Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14