эссе. Моя педагогическая философия.

Моя педагогическая философия.

Эссе.

Автор: Красников Александр Иванович.

«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье»

Цицерон.

 

      Моя педагогическая философия заключается в том, что я как учитель не должен разочаровать ученика в процессе обучения в школе, а главное, когда дети, повзрослев, смотрят на нас не снизу вверх, а на равных «по-взрослому»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя педагогическая философия17 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

Эссе.

Автор: Красников Александр Иванович.

«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подспорье»

Цицерон.

      Моя педагогическая философия заключается в том, что я как учитель не должен разочаровать ученика в процессе обучения в школе, а главное, когда дети, повзрослев, смотрят на нас не снизу вверх, а на равных «по-взрослому». Они оценивают учителя с позиции сформировавшегося человека и понимают, что им и сегодня есть чему поучиться у своих наставников. Я стремлюсь к тому чтобы и через много лет ученики обращались за житейским советом, за сочувствием и пониманием к своему учителю. Вот это по – моему высшее мастерство и счастье учителя. К сожалению, наш технологический век коснулся и образовательного процесса. Я не против технологического прогресса, я за него. Однако за стремлением систематизировать, запрограммировать, отехнологичить обучение и воспитание порой теряется личность. Принижаются межличностные отношения ученика и учителя, они отдвигаются на третий, четвертый план. В жертву технологии, алгоритма, конвейерности производства мы приносим личность ребенка, воспринимая его как заготовку, пустышку в которую мы обязаны напихать как можно больше информации. И тогда с конвейера энской средней  школы выйдут новенькие выпускники готовые к эксплуатации обществом. Такое общество погружается в стагнацию, а затем и деградирует. Учитель своим непрерывным трудом, самоотдачей, собственным совершенствованием обязан за технологической картой разглядеть личность ребенка и научить его мыслить конструктивно. Показать ему, как строить мыслительные конструкции, извлекая пользу из полученных знаний, теорию претворяя в практику.  Ибо, как говаривал Гете устами Фауста «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет…»

    Перед педагогом стоит сверхзадача активизации интереса учащихся к учебному предмету, и к учебе в целом. Известно, что если детям нравиться учитель, как человек, то этот интерес отражается и на предмете. Я вспоминаю рассказ об одном учителе географии, который сумел привлечь интерес к своему предмету тем, что рассказывал о своих поездках на побережья Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океана и другие  океаны и моря. Но главная его ценность была коллекция флаконов с водой из многих частей Мирового океана, привезенная из этих поездок. Ученики, как завороженные слушали его рассказы с демонстрацией образцов воды и подробностями путешествий. Вода во флаконах была разных оттенков и цветов, да и сами флакончики были экзотическими на внешний вид. Когда учитель рассказывал о морях и доставал очередной флакон с образцом воды, казалось, что по классу проносился легкий морской бриз с запахом моря, водорослей и неуловимым ароматом путешествий.  И вот однажды обман учителя раскрылся, оказалось, что в пузырьках обычная подкрашенная  водопроводная вода. Оправдана ли такая ложь? Педагог лично для себя не получил материальных бонусов, не имел и корыстных побуждений. Просто зарабатывал дешевый авторитет. Но возможно своим обманом он разом убил доверие детей не только к себе лично, но в человечество.  Красивая мечта ребенка, грезы о морских приключениях, лопнули в одно мгновение, как мыльный пузырь после непродолжительного полета. Романтика сменилась разочарованием. Стоило ли жертвовать доверием детей? Вопрос открыт и каждый решает его самостоятельно.

            Хорошо быть сельским учителем! Мы сельские педагоги совмещаем труд творческий, интеллектуальный и радость физического труда, общения с природой. Всё по Маяковскому « землю попашем, попишем стихи…».  Монотонная физическая работа позволяет сосредоточиться, проанализировать прошедшие события. На свежем воздухе вольготно дышится и думается. О чем думаешь сельский интеллигент? А мысли все о вечном, о добре и зле, альтруизме и корысти, о неучах и профессионалах. В общем, о нас учителях и учениках. Впрочем, это деление очень условно, потому, что запись в дипломе ещё не делает тебя автоматически наставником, а  только допускает к этой деятельности, а уж как сложится твой педагогический путь, зависит от каждого и у каждого он свой индивидуальный и неповторимый.  Вопрос профессионального мастерства учителя достаточно острый и актуальный. Со мной произошел интересный и иллюстративный случай на курсах повышения квалификации учителей географии. В один из дней курсовой подготовки к нам в аудиторию вошла молодая девушка. Она решительно прошла к преподавательскому столу и села на стул.  Достала из папки брошюру и принялась нам её читать вслух. На лицах слушателей отражались различные эмоции от крайнего удивления до полного непонимания происходящего. Было заметно, что многие учителя, имеющие за плечами не один десяток лет стажа, с таким способом и методикой преподавания столкнулись впервые. Чтение вслух продолжалось с постепенным замедлением темпа - лектор явно устал. Девушка подперла голову рукой и полулёжа на столе продолжала чтение, нервно поглядывая на часы. Похоже, брошюра заканчивалась, а времени до конца лекции оставалось ещё много.  Дочитав брошюру до конца и обведя аудиторию томным, полным тоски и скуки взглядом девушка поинтересовалась, не желает ли наша группа пораньше уйти на обед. На этом лекция была окончена. Ни темы лекции, ни имени лектора в памяти не сохранилось. Во второй половине  учебного дня лекцию читала профессор Мария Андреевна Андреева.  Преподаватель для большинства учителей-географов знакомый, потому что большинство из нас учились у Марии Андреевны. Она вошла в аудиторию одновременно со звонком, поздоровалась и тут же попросила чтобы ей принесли кафедру.  Учителя, как первоклассники бросились к своему наставнику. Мария Андреевна почти всех помнила по именам и когда выпускались из института. Завязалась короткая беседа. А затем профессор Андреева М.А. четыре часа читала лекцию стоя за кафедрой, отвечала на вопросы, демонстрируя остроту памяти, игру интеллекта, актуальность тематики, широту взглядов. Наглядно продемонстрировав нам высший уровень профессионализма. Марии Андреевне в то время было 79лет. Весь курс, стоя и аплодисментами провожал её после лекции. Таким образом, за один день суждено было увидеть пример полного отсутствия профессионализма у одного «лектора». А так же  лицезреть высшую степень мастерства педагога, наставника, ученого, вершину учительского таланта, то к чему необходимо стремиться. В 2005году Марии Андреевны не стало.

   Мы в очередной раз убедились, что если тебе интересно, то дело, которым ты занимаешься, тот оно непременно увлечет и других. А равнодушие, пассивность вызывают  ответные равнодушные чувства.

Но что мной зримая вселена?                                                                                         И что перед тобою я?..                                                                                                     Ничто! Но ты во мне сияешь                                                                                Величеством твоих  доброт,                                                                                                     Во мне себя изображаешь,                                                                                           Как солнце в малой капле вод.                                                                                   Г.Р.Державин

_____________А.И. Красников