Учитель года 2020

Ганчурина Татьяна Александровна

Учитель года 2021. Учитель предметник. Окружающий мир. Начальная школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта

учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им.Р.Г.Хасановой»

Приволжского района г. Казани

Ганчуриной Татьяны Александровны

Тема: «Развитие познавательной активности на уроках окружающего мира».

Автор: Ганчурина Татьяна Александровна, учитель начальных классов.

G:\106MSDCF\DSC04662.JPG

Интерес к учению есть там, утверждает В. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к предмету «Окружающий мир», к проблемам экологии, которые так остро стоят в современном мире. Как заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Каковы же пути,  позволяющие  воспитывать у  учащихся  интерес к окружающему нас миру? Таких путей много, но один  из них -  это  использование элементов  занимательности. Использование элементов занимательности на уроках «Окружающий мир», вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценить себя на фоне других.

Я очень люблю этот предмет и уделяю ему большое внимание, так как считаю, что любовь к природе, истории формирует положительные качества личности моих учащихся.  

В основе методики преподавания  курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Однако, учебно-методический комплекс А.А.Плешакова не может полностью решить проблему познавательной активности.  Почему?

Во-первых, при огромном информационном материале на изучение многих тем отведено минимальное количество  времени;

Во-вторых, учебный материал носит иллюстративный, а не содержательный характер;

В-третьих, методический аппарат учебника при изучении многих тем отсутствует.

В связи с этим возникает проблема – не только не допустить снижения познавательной активности обучающихся, но и стремиться активизировать её.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям.  

С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета.

С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Мы остановимся сегодня на использовании дидактических игр как на одном из способов познавательной активности.

Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и  правила, результат.

Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причём не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.

Разработанные нами правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.

Проектируя свою деятельность мы поставили перед собой следующие задачи:E:\DCIM\101MSDCF\DSC04901.JPG

  1. изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  2. спрогнозировать развитие познавательной активности у обучающихся;
  3. смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий;
  4. проанализировать эффективность использования дидактических игр.

        В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие. Мною разработаны сценарии игр «В стране сказочных животных», Экологический марафон, «Экскурсия по цветочной галерее», «Соблюдай правила дорожного движения», «Каким я вижу мир , в котором я живу», «Легенды и предания о возникновении мира».

Игры проводятся на различных этапах урока:

- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);                                                                   

- при проверка домашнего задания  (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания);G:\DCIM\100CANON\IMG_9350.JPG

- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);

- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);

- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).

Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.

                Я разработала сценарий игры «Поле чудес «Редкие животные»», «Пять звёзд (о здоровом образе жизни)», «Путешествие в мир растений», «Ярмарка профессий», «Школа путешественника».

        Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.G:\DCIM\100CANON\IMG_9368.JPG

Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета, провожу занятия с использованием интерактивной доски и мультимедийного проектора.

Преимущества использования дидактических игр.

  1. Игра – средство познания действительности.
  2. Повышается активность детей.
  3. Игра – школа социальных отношений.
  4. Игра обеспечивает межличностное общение.
  5. В игре происходит развитие познавательных процессов.

Недостатки:

  1. Трудно оценить работу каждого ученика на уроке.
  2. Много времени уходит на подготовку дидактической игры.

Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации. Промежуточное подведение итогов позволяет говорить о некоторых результатах.

Активное участие в школьных олимпиадах, творческих конкурсах, растёт количество и качество творческих работ.

Все задания способствуют  повышению уровня качества знаний учащихся, вызывают  у них интерес,  помогают усваивать учебный материал в более доступной форме. При выполнении заданий, учащиеся проявляют свою индивидуальность, формируются как личности, перестают бояться трудности, освобождаются от комплексов и неуверенности в собственных силах.

Интерес учащихся к предмету позволяет придать процесс учения не созерцательный, а активный целенаправленный характер. Под влиянием познавательного интереса на уроке проявляется возможность вести активный поиск, что говорит об исследовательском подходе к обучению. В процесс познания оказываются вплетены эмоциональные переживания: чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Тем самым через формирование познавательного интереса достигается задача гармоничного развития школьника.



Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Учитель будущего»

учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им.Р.Г.Хасановой» Приволжского района г. Казани

Ганчуриной Татьяны Александровны

 «Настоящий учитель – не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает  стать тебе самим собой.»М. Светлов

Как и немецкому философу Канту, мне хочется задать себе мучительные вечные вопросы: Кто я? Кто я дома? Кто я на работе? Кто я для окружающих меня людей? Каким буду через несколько лет?

Кто же такой учитель?

Мне кажется, лучше всего это выразил П.Коэльо: «А что такое "учитель"? Это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить то самое лучшее, что в нем есть, чтобы раскрыть то, что ему уже известно».

Для меня «учитель» – не  просто профессия, не просто работа... Для меня «учитель» – смысл моей жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а, прежде всего – перед учеником. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот задача!  Трудно, конечно, но ведь никто и никогда не говорил мне, что быть учителем просто и легко. Профессия учителя заставляет меня быть справедливой,  толерантной,  мудрой,  хитрой, ироничной,  доброй,  сострадательной,  артистичной,  думающей,  логично и алогично мыслящей, улыбчивой, строгой, заботливой, беспокойной, авторитарной и либеральной, страдающей, сомневающейся, гордой победами других и удовлетворенной собственными достижениями – в общем, счастливой! Моя профессия дает мне возможность максимально раскрыть свои способности, весь мой потенциал. Знаю, что больше нигде и ни в чем я не получу такого удовлетворения и такой отдачи, как в школе. Работа в школе многому научила меня: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к себе.

Окончив педагогическое училище, я думала о том, что, наконец-то, закончилось моё обучение, и я теперь дипломированный специалист на всю жизнь. Но вот уже на протяжении многих лет постоянно чему-то учусь, переучиваюсь, совершенствуюсь и приспосабливаюсь к новым, постоянно меняющимся требованиям в образовательной деятельности.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир.

Но что же будет через несколько лет?

Когда пытаешься представить, как будет выглядеть типичный урок в школе будущего, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы или роботов из серии фильмов «Звездные войны». Кажется, что учитель будущего будет в совершенстве знать, что такое Big Data, с легкостью управлять «умным» пространством и принимать звонки на наручные часы. Не стоит забывать, что главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле.

Итак, учитель будущего…
Это неравнодушный, мотивированый, чуткий человек, который в состоянии видеть каждого ученика и реагировать на индивидуальные особенности. С течением времени эти качества все более актуальны.

Это человек умеющий и любящий учиться сам, то есть человек, готовый к самообразованию, к изменениям, не догматичный.

Это тот, кто способен уловить волну интереса ученика и использовать ее.

Это уже не транслятор знаний. Он, скорее, проводник в мир предмета, тот, кто дает инструменты для исследования и учит ими пользоваться”.

Воспитание лидера – одна из важнейших задач учителя будущего. В каждом из своих учеников такой учитель должен уметь видеть личность со всеми ее интересами, увлечениями, потребностями.

Учитель будущего  должен обладать высоким мастерством корректирования сложных взаимоотношений ученика с окружающим миром, налаживать баланс его интересов и образовательного процесса. Без увлеченности обучение превращается в рутину и со временем оказывается заброшенным. Если нет интереса к предмету, то и цели обучения не достигаются. Учитель будущего должен быть мастером дискуссии, ему также необходима способность вести обучение в виде диалога. Детям всегда важно быть услышанными. И учитель должен проявлять уважение к мнению школьника. Ведь в противном случае ребенок замыкается в себе. Талантливый учитель помогает ученику самостоятельно отыскать истину. Мастерски задавая вопросы, он развивает в классе дискуссию, так, что предмет перестает быть скучным. Каждый из учеников вовлекается в процесс обсуждения, и вопрос о том, как «заставить» детей учиться, отпадает сам собой.

Сейчас я точно знаю: работа в школе – это творчество, полёт души, это взлёты и падения. А учитель – скульптор, художник, поэт, артист.…Так было раньше, так будет и в будущем!  Как писал М. Горький в рассказе «Часы»: "Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую. Мужественные и щедрые - вторую". Я уже выбрала себе путь и готова гореть, зажигать огоньки маленьких сердец, освещать им путь, по которому они пойдут. Гореть, совершенствуя и оттачивая мастерство во имя воспитания Личности.