Учитель года 2020
Учитель года 2021. Учитель предметник. Окружающий мир. Начальная школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание педагогического опыта учителя начальных классов | 642.87 КБ |
Эссе "Учитель будущего" | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им.Р.Г.Хасановой»
Приволжского района г. Казани
Ганчуриной Татьяны Александровны
Тема: «Развитие познавательной активности на уроках окружающего мира».
Автор: Ганчурина Татьяна Александровна, учитель начальных классов.
Интерес к учению есть там, утверждает В. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к предмету «Окружающий мир», к проблемам экологии, которые так остро стоят в современном мире. Как заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся интерес к окружающему нас миру? Таких путей много, но один из них - это использование элементов занимательности. Использование элементов занимательности на уроках «Окружающий мир», вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценить себя на фоне других.
Я очень люблю этот предмет и уделяю ему большое внимание, так как считаю, что любовь к природе, истории формирует положительные качества личности моих учащихся.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Однако, учебно-методический комплекс А.А.Плешакова не может полностью решить проблему познавательной активности. Почему?
Во-первых, при огромном информационном материале на изучение многих тем отведено минимальное количество времени;
Во-вторых, учебный материал носит иллюстративный, а не содержательный характер;
В-третьих, методический аппарат учебника при изучении многих тем отсутствует.
В связи с этим возникает проблема – не только не допустить снижения познавательной активности обучающихся, но и стремиться активизировать её.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям.
С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета.
С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Мы остановимся сегодня на использовании дидактических игр как на одном из способов познавательной активности.
Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.
Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причём не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.
Разработанные нами правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.
Проектируя свою деятельность мы поставили перед собой следующие задачи:
- изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
- спрогнозировать развитие познавательной активности у обучающихся;
- смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий;
- проанализировать эффективность использования дидактических игр.
В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие. Мною разработаны сценарии игр «В стране сказочных животных», Экологический марафон, «Экскурсия по цветочной галерее», «Соблюдай правила дорожного движения», «Каким я вижу мир , в котором я живу», «Легенды и предания о возникновении мира».
Игры проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);
- при проверка домашнего задания (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания);
- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);
- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).
Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.
Я разработала сценарий игры «Поле чудес «Редкие животные»», «Пять звёзд (о здоровом образе жизни)», «Путешествие в мир растений», «Ярмарка профессий», «Школа путешественника».
Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.
Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета, провожу занятия с использованием интерактивной доски и мультимедийного проектора.
Преимущества использования дидактических игр.
- Игра – средство познания действительности.
- Повышается активность детей.
- Игра – школа социальных отношений.
- Игра обеспечивает межличностное общение.
- В игре происходит развитие познавательных процессов.
Недостатки:
- Трудно оценить работу каждого ученика на уроке.
- Много времени уходит на подготовку дидактической игры.
Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации. Промежуточное подведение итогов позволяет говорить о некоторых результатах.
Активное участие в школьных олимпиадах, творческих конкурсах, растёт количество и качество творческих работ.
Все задания способствуют повышению уровня качества знаний учащихся, вызывают у них интерес, помогают усваивать учебный материал в более доступной форме. При выполнении заданий, учащиеся проявляют свою индивидуальность, формируются как личности, перестают бояться трудности, освобождаются от комплексов и неуверенности в собственных силах.
Интерес учащихся к предмету позволяет придать процесс учения не созерцательный, а активный целенаправленный характер. Под влиянием познавательного интереса на уроке проявляется возможность вести активный поиск, что говорит об исследовательском подходе к обучению. В процесс познания оказываются вплетены эмоциональные переживания: чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Тем самым через формирование познавательного интереса достигается задача гармоничного развития школьника.
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Учитель будущего»
учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов им.Р.Г.Хасановой» Приволжского района г. Казани
Ганчуриной Татьяны Александровны
«Настоящий учитель – не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает стать тебе самим собой.»М. Светлов
Как и немецкому философу Канту, мне хочется задать себе мучительные вечные вопросы: Кто я? Кто я дома? Кто я на работе? Кто я для окружающих меня людей? Каким буду через несколько лет?
Кто же такой учитель?
Мне кажется, лучше всего это выразил П.Коэльо: «А что такое "учитель"? Это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить то самое лучшее, что в нем есть, чтобы раскрыть то, что ему уже известно».
Для меня «учитель» – не просто профессия, не просто работа... Для меня «учитель» – смысл моей жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а, прежде всего – перед учеником. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот задача! Трудно, конечно, но ведь никто и никогда не говорил мне, что быть учителем просто и легко. Профессия учителя заставляет меня быть справедливой, толерантной, мудрой, хитрой, ироничной, доброй, сострадательной, артистичной, думающей, логично и алогично мыслящей, улыбчивой, строгой, заботливой, беспокойной, авторитарной и либеральной, страдающей, сомневающейся, гордой победами других и удовлетворенной собственными достижениями – в общем, счастливой! Моя профессия дает мне возможность максимально раскрыть свои способности, весь мой потенциал. Знаю, что больше нигде и ни в чем я не получу такого удовлетворения и такой отдачи, как в школе. Работа в школе многому научила меня: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к себе.
Окончив педагогическое училище, я думала о том, что, наконец-то, закончилось моё обучение, и я теперь дипломированный специалист на всю жизнь. Но вот уже на протяжении многих лет постоянно чему-то учусь, переучиваюсь, совершенствуюсь и приспосабливаюсь к новым, постоянно меняющимся требованиям в образовательной деятельности.
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир.
Но что же будет через несколько лет?
Когда пытаешься представить, как будет выглядеть типичный урок в школе будущего, воображение рисует шлемы виртуальной реальности, проекцию учителя в виде голограммы или роботов из серии фильмов «Звездные войны». Кажется, что учитель будущего будет в совершенстве знать, что такое Big Data, с легкостью управлять «умным» пространством и принимать звонки на наручные часы. Не стоит забывать, что главные качества учителя по-прежнему будут касаться человека и его способности ориентироваться в огромном информационном поле.
Итак, учитель будущего…
Это неравнодушный, мотивированый, чуткий человек, который в состоянии видеть каждого ученика и реагировать на индивидуальные особенности. С течением времени эти качества все более актуальны.
Это человек умеющий и любящий учиться сам, то есть человек, готовый к самообразованию, к изменениям, не догматичный.
Это тот, кто способен уловить волну интереса ученика и использовать ее.
Это уже не транслятор знаний. Он, скорее, проводник в мир предмета, тот, кто дает инструменты для исследования и учит ими пользоваться”.
Воспитание лидера – одна из важнейших задач учителя будущего. В каждом из своих учеников такой учитель должен уметь видеть личность со всеми ее интересами, увлечениями, потребностями.
Учитель будущего должен обладать высоким мастерством корректирования сложных взаимоотношений ученика с окружающим миром, налаживать баланс его интересов и образовательного процесса. Без увлеченности обучение превращается в рутину и со временем оказывается заброшенным. Если нет интереса к предмету, то и цели обучения не достигаются. Учитель будущего должен быть мастером дискуссии, ему также необходима способность вести обучение в виде диалога. Детям всегда важно быть услышанными. И учитель должен проявлять уважение к мнению школьника. Ведь в противном случае ребенок замыкается в себе. Талантливый учитель помогает ученику самостоятельно отыскать истину. Мастерски задавая вопросы, он развивает в классе дискуссию, так, что предмет перестает быть скучным. Каждый из учеников вовлекается в процесс обсуждения, и вопрос о том, как «заставить» детей учиться, отпадает сам собой.
Сейчас я точно знаю: работа в школе – это творчество, полёт души, это взлёты и падения. А учитель – скульптор, художник, поэт, артист.…Так было раньше, так будет и в будущем! Как писал М. Горький в рассказе «Часы»: "Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую. Мужественные и щедрые - вторую". Я уже выбрала себе путь и готова гореть, зажигать огоньки маленьких сердец, освещать им путь, по которому они пойдут. Гореть, совершенствуя и оттачивая мастерство во имя воспитания Личности.