Главные вкладки
Публикации
Учебно-методические публикации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.12 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности в начальной школе
Хлебникова О.А., учитель начальных классов
МАОУ Домодедовской СОШ №4 с УИОП
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия "функциональная грамотность" - к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.
И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.
Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
Сделаем на них акцент:
- самостоятельность
- ответственность
- инициативность
- способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях
- готовность к получению новых знаний в течение всей жизни
- умение выбрать свой профессиональный путь
А также:
- умение легко адаптироваться в любом социуме
- умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения
- отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими
- отличное владение информационными технологиями
Содержание функциональной грамотности младших школьников
Проблема в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом:
- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Рассмотрим одно из составляющих функциональной грамотности. Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Этапы работы с текстом в начальной школе:
1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
учитель начальных классов
МАОУ Домодедовской СОШ №4 с УИОП
Хлебникова Оксана Александровна
Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит ему
долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и
укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего
детства.
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы.
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений
деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные
технологии.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и
духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам
обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый
образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как
составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально
взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов
обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его
здоровья.
«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного
из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья
– в качестве приоритетного направления деятельности образовательного
учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным
образовательным стандартам общего образования (МНО РФ.Москва, 2011))
Технология – это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности учреждения образования по формированию,
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в
школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в
соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить
национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша
новая школа».
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья
учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете
внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся,
формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных
технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и
воспитания как современные, так и традиционные.
Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения используются основные средства обучения: средства
двигательной направленности; оздоровительные силы природы;
гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти на занятия
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый
школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников
отмечаются функциональные отклонения.
Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих
технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения
здоровьесбережения своих воспитанников.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и
практический материал по обеспечению здоровья школьников в
образовательном процессе на уроке.
Современный здоровьесберегающий урок любого учителяпредметника разнообразен.
Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий. Включение в урок специальных методических
приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует
больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.
Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:
Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ
жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им,
что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
- выполнение требований СанПиН
- соблюдение этапов урок
- использование методов групповой работы
- использование интерактивных методов
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
- оптимальная плотность урока
- индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени
- чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.
- оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Какова же «Структура современного здоровьесберегающего
урока»?
У каждого учителя свои методы, приемы.
Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.
Основная часть формулирует новые представления (это наиболее
информативная часть урока).
Заключительная часть используется для закрепления.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.
Важное условие урока - это создание положительной психологической
атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
В своей педагогической деятельности использую следующие
здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого
возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.
Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые
влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Они выделены в
рекомендациях по проведению урока:
- Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать
норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения
класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей)
- Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных
пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов
учебной деятельности – 7-10 минут.
- Количество видов преподавания (словесный, наглядный,
самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые
соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких
упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация:
оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу.
Динамические игры и паузы
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов
считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче
мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе,
покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические
коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что
неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю
динамические игры и паузы, которые хорошо развивают
психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают
функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Упражнение №1:
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
И кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия
на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Кинезиологические методы позволяют активизировать различные
отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей
человека.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий
активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария
обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе
систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка
развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация
внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими
эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу
можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное
рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать
одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты,
треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается
эффективность работы всего мозга.
Упражнение №2:
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз – кулак сожмем, на счет два – в локтях согнем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Упражнения для глаз
Основной объем информации дети получают через зрительный
анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия
повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной
особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов»
является то, что дидактический материал размещается на максимально
возможном от детей удалении.
Каждому упражнению можно придать игровой или творческий
характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого
листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под
порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме
способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной
возбудимости, агрессии
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими
упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые
быстро показывает учитель, схематично изображены человечки,
выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения
1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его
движения.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза.
Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в
воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Упражнение №3:
Носиком дышу, дышу глубоко,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Упражнение №4:
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок.
Упражнение №5:
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
Мимические упражнения.
На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с
различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их
копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций.
Дети их повторяют.
Релаксация
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих
напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения
на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.
Упражнение «Путешествие на облаке»
- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и
выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на
белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако
медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши
лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое
место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное
и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и
поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь,
выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также
можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») - закрыть глаза,
расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень
приятном.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом
устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике
заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного
характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую
позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую
работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую
память, а также снимают утомления и дают возможность избежать
переутомления.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов,
предложений и фраз.
«Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) –
произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.
Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует
общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной
саморегуляции.
Работа с текстом
1. Словарная работа.
Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи,
здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и
продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали,
называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди,
которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно
исполняются, давайте вместе скажем:
2. Контрольное списывание текстов о здоровье.
Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники
ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной
системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить
необходимые результаты (постоянно как учитель слежу за осанкой детей во
время урока).
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках
реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности
учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических
навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья
детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных
изменениях в состоянии здоровья учеников.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить
перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать
важность сохранения здоровья.
Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии?
- снижение показателей заболеваемости детей
- улучшение психологического климата в коллективах
- повышение мотивации к учебной деятельности
- прирост учебных достижений
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается
простор для педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо,
хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте
его крепким и здоровым».
От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной
программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому,
уделяя огромное внимание здоровью учащихся.