программы по воспитательной работе
Эта страница содержит программы по воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volontyorskogo_dvizheniya_2011_2012_uch_g.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа волонтёрского движения в МОУ Коробовском лицее
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в лицее, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику лицея успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”. О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы. Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,
во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение;
Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования))
в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наш лицей решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами.
- Чем занимаются наши волонтеры?
Всем, чем угодно! Волонтёры могут работать в любые дни, в любое время суток. Обычно в неурочное время организуются знакомства, проводятся просветительская работа и компании по сбору средств, спортивные состязания, мероприятия по защите окружающей среды и самаритянская помощь ближнему.
Цели программы
- Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
- Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
- Развитие подросткового добровольческого движения в лицее.
- Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.
Задачи
- Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
- Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
- Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
- Иницирование и развитие подросткового добровольческого движение;
- Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.
- Создать механизм работы лицея с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
- Освещение деятельности в СМИ, связь с общественностью.
Этапы работы:
1. Организационный: создание волонтерской команды.
2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;
3. Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения;
4. Деятельность: реализация деятельности по направлениям
5. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрение в своем районе.
Элементы в волонтерском движении:
- Планирование
- Поиск волонтёров
- Контроль и проверка
- Поощрения
- Информация
- Вовлечение
- Управление (менеджмент)
Информационный модуль
- Беседы со специалистами.
- Групповые занятия волонтеров для учащихся.
- Изготовление плакатов, видео.
- Выпуск газеты.
- Оформление информационного стенда.
- Акции волонтеров.
- Листовки.
- Игры.
- Викторины.
Тренинговый модуль
- Обучающие занятия с волонтерам.
- Мини-тренинги для учащихся.
- Интерактивные игры.
Альтернативный модуль
- КВНы.
- Игры, конкурсы.
- Встречи со спортсменами.
- Неделя “Только здоровые привычки”.
- Спортивные мероприятия.
- Фотоконкурс.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН;
- создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых лицеем, районом.
Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.
Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.
- Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения;
- Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи,
- Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
- Организованы игры, диспуты и другие культурно-эстетические развлекательные мероприятия;
- Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.
Программа рассчитана на три года:
1. Формирование и становление волонтерского движения;
2. Работа по развитию волонтерского движения;
3. Совершенствование волонтерского движения.
Мы открыты для сотрудничества со всеми благотворительными организациями района и России.
Давайте поможем друг другу все вместе!
Программа включает в себя 4 направления
1 «Милосердие»
Цель : Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
2 «Спорт и здоровый образ жизни»
Цель: 1.Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом.
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
3 «Наглядная агитация»
Цель: Привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.
4 «Творческий блок»
Основные программные мероприятия
Направления | Мероприятия | Ответственные |
I «Милосердие» | - оказание помощи сиротам - помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ; - помощь неуспевающим сверстникам; - участие в акции «Подарок герою» - участие во Всесоюзном Дне добра. | Детское общественное объединение «Радуга» Волонтерская команда |
II «Спорт и здоровый образ жизни»; | - строгое выполнение тех пунктов Устава лицея, касающихся здоровому образу жизни; - участие во всех соревнованиях: классных, общешкольных, районных. - организация спортивных праздников и мероприятий; - организация походов, экскурсий; - вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки; - выпуск стенгазет о здоровье, стендов об известных спортсменах республики, района. - встречи со спортсменами, выпускниками школы; - беседы с медработниками о здоровом образе жизни; - участие на классных часах, посвященных ЗОЖ | Детское общественное объединение «Радуга» Волонтерская команда |
III «Наглядная агитация» | - выпуск стенгазет; - распространение брошюр, агитационных листовок; - сотрудничество с газетой «Ленинская Шатура»; - проведение анкетирований; - организации конкурсов рисунков, плакатов; - организация творческих работ (сочинений, поделок | Волонтерская команда Детское общественное объединение «Радуга» |
IV «Творчество» | - организация и проведение вечеров, праздников; - участие в художественной самодеятельности, агитбригадах; - участие в общешкольных месячниках, акциях, предметных неделях; - проведение традиционных праздников (праздник урожая, Новый год, Масленица, День птиц и т.д.) | Волонтерская команда Детское общественное объединение «Радуга» |
V «Экология» | - Помощь в благоустройстве пришкольного участка, клумб; - охрана и уход за цветами в лицее; - выпуск экологической стенгазеты; - акция «Посади дерево и сохрани его»; - «Марш парков и садов». | Волонтерская команда Детское общественное объединение «Радуга» |
Условия для организации волонтерского движения
- Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
- Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
- Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Заповеди волонтеров лицея
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Качества волонтеров:
- Сочувствие людям
- Здравый смысл: уступчивость, практическая смекалка, умение работать в команде
- Последовательность
- Надежность
Правила деятельности волонтера:
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
- Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
- Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
- Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
- Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)
- Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
- Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
- Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее - это мы! ”)
- День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
- Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Календарный план
работы отряда «Волонтеры»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. | октябрь |
2. | Составление плана работы на год | октябрь |
«Улыбнись, ведь ты же педагог». Праздничная программа ко Дню Учителя. День лицеиста | октябрь | |
3. | Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды | октябрь |
4. | “Полезные и вредные привычки” игра для школьников младшего и среднего звена Мероприятия, посвященные Дню матери (1-11 классы) | ноябрь |
5. | Игра путешествие «Лидер» (8-9 классы) Проведение классных часов «Влияние алкоголя на здоровье человека» в среднем и старшем звене | ноябрь-декабрь |
6. | Агитбригада «Если ты куришь…» | декабрь |
7. | Урок здоровья «Друзья доктора Айболита» (1-2 классы). Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Умей сказать – “Нет!” и т.д. Праздничные мероприятия, посвященные 23 февраля: Солдат войны не выбирает (об участниках боевых действий в Афганистане, Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск») (10-11 классы) Фестиваль патриотической песни «Песни великого подвига» (4-8 классы) | январь-май |
8. | Выпустить и раздать буклеты о вреде пива “Мифы и реальность” Праздничные мероприятия, посвященные 8 марта: Поздравление учителей с праздником 8 марта; Утренник для 1-4 классов «Сегодня мамин день»; Конкурс рисунков (4-7 классы); Бант- шоу (5-6 классы); «Мисс весна» (7-8 классы)» «Супершкольница» (9-11 классы) | март |
9. | Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье” Игра- викторина «Птичьи разговоры» (5-6 классы). Благотворительная акция «Мир не обойдется без тебя» (5-8 классы) Круглый стол «Мир профессий» (9 классы) Познавательная программа «Путешествие в космос». (1-4 классы) | апрель |
10. | “Как сказать наркотикам: “Нет!”. Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо» (9-11 классы) Интеллектуальная игра «Знай свое Отечество» (7-8 классы) | май |
11. | Организация интерактивных акций членами волонтерской команды здоровья в пришкольном летнем детском оздоровительном лагере | июнь |
12. | Ведение дневника волонтерской команды | систематически |
13. | Подведение итогов работы | ежемесячно |
Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационный подход, мы реализовываем данную программу в нашей школе.