программы по воспитательной работе

Эта страница содержит программы по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volontyorskogo_dvizheniya_2011_2012_uch_g.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Программа волонтёрского движения в МОУ Коробовском лицее

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в лицее, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику лицея успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”. О каких же ключевых компетенциях идёт речь? Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций. Именно этими компетенциями, по мнению ЮНЕСКО, и должны обладать выпускники средней школы.  Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.  Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.    В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.  

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.  Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,

 во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение;  

           Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования))

 в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наш лицей решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами.

- Чем занимаются наши волонтеры?

     Всем, чем угодно! Волонтёры могут работать в любые дни, в любое время суток. Обычно в неурочное время организуются знакомства, проводятся просветительская работа и компании по сбору средств, спортивные состязания, мероприятия по защите окружающей среды и самаритянская помощь ближнему.

Цели программы

  1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  2. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
  3. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
  4. Развитие подросткового добровольческого движения в лицее.
  5. Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

Задачи

  1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
  3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  4. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
  5. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
  6.  Иницирование и развитие подросткового добровольческого движение;
  7. Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.
  8.  Создать механизм работы лицея с окружающим социумом, через  создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
  9.  Освещение деятельности в СМИ, связь с общественностью.

Этапы работы:

1. Организационный: создание волонтерской команды.

2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;

3. Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде  добровольческого движения;

4. Деятельность: реализация деятельности по направлениям

5. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрение в своем районе.

Элементы  в волонтерском движении:

  1. Планирование
  2. Поиск волонтёров
  3. Контроль и проверка
  4. Поощрения
  5. Информация
  6. Вовлечение
  7. Управление (менеджмент)

Информационный модуль 

  1. Беседы со специалистами.
  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.
  3. Изготовление плакатов, видео.
  4. Выпуск газеты.
  5. Оформление информационного стенда.
  6. Акции волонтеров.
  7. Листовки.
  8. Игры.
  9. Викторины.

Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия с волонтерам.
  2. Мини-тренинги для учащихся.
  3. Интерактивные игры.

Альтернативный модуль 

  1. КВНы.
  2. Игры, конкурсы.
  3. Встречи со спортсменами.
  4. Неделя “Только здоровые привычки”.
  5. Спортивные мероприятия.
  6. Фотоконкурс.

Ожидаемые результаты:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:

  1. увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;
  2. привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН;
  3. создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых лицеем, районом.

Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.

Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе. 

  1. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде  добровольческого движения;
  2. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи,
  3. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
  4. Организованы игры, диспуты и другие культурно-эстетические развлекательные мероприятия;
  5. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.

Программа  рассчитана на три года:

1. Формирование и становление волонтерского движения;

2. Работа по развитию волонтерского движения;

3. Совершенствование волонтерского движения.

    Мы открыты для сотрудничества со всеми благотворительными организациями района и России.

Давайте поможем друг другу все вместе!

Программа включает в себя 4 направления

1   «Милосердие»

Цель : Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

2  «Спорт и здоровый образ жизни»

Цель: 1.Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом.

2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.

3  «Наглядная агитация»

Цель: Привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.

4  «Творческий блок»

Основные программные мероприятия

Направления

Мероприятия

Ответственные

I

 «Милосердие»

- оказание помощи  сиротам

- помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ;

- помощь неуспевающим сверстникам;

- участие в акции «Подарок герою»

- участие во Всесоюзном Дне добра.

Детское общественное объединение «Радуга»

Волонтерская команда

II

«Спорт и здоровый образ жизни»;

- строгое выполнение тех  пунктов Устава лицея, касающихся здоровому образу жизни;

- участие во всех соревнованиях: классных, общешкольных, районных.

- организация спортивных праздников и мероприятий;

- организация походов, экскурсий;

- вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки;

- выпуск стенгазет о здоровье, стендов об известных спортсменах республики, района.

- встречи со спортсменами, выпускниками школы;

 - беседы с медработниками о здоровом образе жизни;

 - участие на классных часах, посвященных ЗОЖ

Детское общественное объединение «Радуга»

Волонтерская команда

III

«Наглядная агитация»

- выпуск стенгазет;

- распространение брошюр, агитационных листовок;

- сотрудничество с газетой «Ленинская Шатура»;

- проведение анкетирований;

- организации конкурсов рисунков, плакатов;

- организация творческих работ (сочинений, поделок

Волонтерская команда

Детское общественное объединение «Радуга»

IV

«Творчество»

- организация и проведение вечеров, праздников;

- участие в художественной самодеятельности, агитбригадах;

- участие в общешкольных месячниках, акциях, предметных неделях;

- проведение традиционных праздников (праздник урожая, Новый год, Масленица, День птиц и т.д.)

Волонтерская команда

Детское общественное объединение «Радуга»

V

«Экология»

- Помощь в благоустройстве пришкольного участка, клумб;

- охрана и уход за цветами в лицее;

- выпуск экологической стенгазеты;

- акция «Посади дерево и сохрани его»;

- «Марш парков и садов».

Волонтерская команда

Детское общественное объединение «Радуга»

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
  3. Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.

Заповеди волонтеров лицея

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. 

Качества волонтеров:

  1. Сочувствие  людям
  2. Здравый смысл: уступчивость, практическая смекалка, умение работать в команде
  3. Последовательность
  4. Надежность

Правила деятельности волонтера: 

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  2. Будь генератором идей!
  3. Уважай мнение других!
  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
  5. Обещаешь – сделай!
  6. Не умеешь – научись!
  7. Будь настойчив в достижении целей!
  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров: 

  1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
  2. Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
  3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
  4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)
  5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
  6. Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
  7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее - это мы! ”)
  8. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
  9. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!

   

Календарный план
работы отряда «Волонтеры»

Мероприятия

Сроки

1.

Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений.

октябрь

2.

Составление плана работы на год

октябрь

«Улыбнись, ведь ты же педагог». Праздничная программа ко Дню Учителя.

День лицеиста

октябрь

3.

Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды

октябрь

4.

“Полезные и вредные привычки”  игра для школьников  младшего и среднего звена

Мероприятия, посвященные Дню матери (1-11 классы)

ноябрь

5.

 Игра путешествие «Лидер» (8-9 классы)

Проведение классных часов «Влияние алкоголя на здоровье человека»  в среднем и старшем звене

ноябрь-декабрь

6.

Агитбригада «Если ты куришь…»

декабрь

7.

Урок здоровья «Друзья  доктора Айболита» (1-2 классы).

Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Умей сказать – “Нет!” и т.д.

Праздничные мероприятия, посвященные 23 февраля: 

Солдат войны не выбирает (об участниках боевых действий в Афганистане, Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск») (10-11 классы)

Фестиваль патриотической песни «Песни великого подвига» (4-8 классы)

январь-май

8.

Выпустить и раздать буклеты о вреде пива “Мифы и реальность” Праздничные мероприятия, посвященные 8 марта: 

Поздравление учителей с праздником 8 марта;

Утренник для 1-4 классов «Сегодня мамин день»;

Конкурс рисунков (4-7 классы);

Бант- шоу (5-6 классы);

«Мисс весна» (7-8 классы)»

«Супершкольница» (9-11 классы)

март

9.

Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”

Игра- викторина «Птичьи разговоры» (5-6 классы). Благотворительная акция «Мир не обойдется без тебя» (5-8 классы) Круглый стол «Мир профессий» (9 классы)

Познавательная программа «Путешествие в космос». (1-4 классы)

апрель

10.

“Как сказать наркотикам: “Нет!”.

Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо» (9-11 классы)

Интеллектуальная игра «Знай свое Отечество» (7-8 классы)

май

11.

Организация интерактивных акций членами волонтерской команды здоровья в пришкольном летнем детском оздоровительном лагере

июнь

12.

Ведение дневника волонтерской команды

систематически

13.

Подведение итогов работы

ежемесячно

Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационный подход, мы реализовываем данную программу в нашей школе.