элективный курс по немецкому языку для 9 класса

Коробейникова Галина Алексеевна

Курс «Страноведение. Германия» рассчитан на 1 год, 17 часов (0,5 часа в неделю) для общеобразовательного класса

(9 класс), проводится за счёт факультативных занятий, которые выносятся за рамки основной программы, и предполагает уровень образованности выше стандарта обучения.

Основная цель курса - способствовать развитию мировосприятия учащихся, их культурно-страноведческому обогащению; помочь глубже понять и оценить культуру родной страны; подготовить школьников к восприятию культуры другого народа и участию в межкультурном общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_nemetskomu_yazyku_9_klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАНОВЕДЕНИЕ. ГЕРМАНИЯ.

Учебная программа элективного курса ППО

                                                                                             Выполнил: Коробейникова

                                                                                                    Галина

                                                                                                                         Алексеевна        

                                                                                                      учитель

Пояснительная записка.

Курс «Страноведение. Германия» рассчитан на 1 год, 17 часов (0,5 часа в неделю) для общеобразовательного класса (9 класс), проводится за счёт факультативных занятий, которые выносятся за рамки основной программы, и предполагает уровень образованности выше стандарта обучения.

Основная цель курса - способствовать развитию мировосприятия учащихся, их культурно-страноведческому обогащению; помочь глубже понять и оценить культуру родной страны; подготовить школьников к восприятию культуры другого народа и участию в межкультурном общении.

Развивающие цели, связанные с получением и переработкой страноведческих и лингвострановедческих знаний, направлены на решение следующих задач:

  • развитие языковых способностей учащихся; умение оперировать знаниями, полученными в курсе страноведения, участвуя в непосредственном или опосредованном диалоге с носителем языка;
  • развитие личности школьника, его творческого потенциала.

Образовательные цели предполагают решение следующих задач:

  • приобретение учащимися прочных базовых знаний о стране изучаемого языка, её истории, географии, культуре, общественному и политическому устройству, традициях и обычаях;
  • расширение кругозора учащихся, их образовательной компетенции;
  • формировать умение сопоставлять сведения, полученные в курсе страноведения о стране изучаемого языка, с фактами и реалиями своей страны.

Практические цели направлены на решение следующих задач:

  • формировать умение извлекать, осмысливать и интерпретировать страноведческую информацию различного типа;
  • достичь более высокого уровня владения всеми видами речевой деятельности;
  • через тексты по страноведению способствовать обогащению словарного запаса уч-ся страноведческими сведениями и терминологией, связанной с темой курса; переводу в разряд активных лексики и грамматики; усвоению функциональных многообразных стилей языка, связанных с особенностями социокультурной среды носителей языка.

Воспитательные цели направлены на решение следующих задач:

  • воспитание интереса к получению сведений о стране изучаемого языка;
  • формирование позитивного отношения, уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого, его культуре, традициям и обычаям.

Содержание обучения.

Данный курс предполагает уровень сформированности всех видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, страноведческой и учебно-познавательной.

- Формирование коммуникативной компетенции состоит в способности понимать и составлять иноязычные высказывания на основе и в связи с содержанием и формой источника страноведческой информации в разных ситуациях общения (беседа, дискуссия, спор, обмен мнениями и т. д.).

- Страноведческая компетенция складывается из соответствующих знаний языка, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным; владения языковыми единицами с национально-культурной семантикой; а также знаний правил речевого и неречевого этикета в определённых стандартных ситуациях.

- Учебно-познавательная компетенция предполагает владение уч-ся рациональными приёмами умственного труда, работу с различными источниками информации, способность уч-ся к анализу, синтезу и творческому переосмыслению страноведческой информации.

К концу данного курса учащиеся должны уметь:

  • извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
  • пользоваться словарём и различными справочниками по страноведению;
  • умение сделать вывод из прочитанного, услышанного, увиденного, выразив при этом своё отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации;
  • умение находить нужную страноведческую информацию для устного высказывания, участия в дискуссии;
  • умение составлять рефераты, доклады, писать эссе на различные темы;
  • умение делать публичные сообщения по страноведческой тематике с опорой на план, тезисы, реферат; участвовать в дискуссиях.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся.

Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные учащимися:

  • конкурсные переводы страноведческих текстов,
  • сообщения, доклады на родном и иностранных языках;

подготовленные учителем:

  • тестирование,
  • практикумы,
  • контрольно-тренировочные упражнения;

ученик выполняет задания творческого практикума:

  • подготовка и защита рефератов, подготовка и защита проектов и сообщений.

Критерии оценки.

По результатам работ учащихся выставляются только хорошие оценки. Если работа выполнена, но результат не заслуживает высокой оценки - работа засчитывается (зачёт), но оценка не ставится. Отличные оценки выставляются за ясность, образность и аргументированность работы; учитывается также самостоятельность, глубина суждений, грамотность.

Итоговая оценка учитывает активность участия ученика на занятиях.

Учебно-тематический план.


п/п

Тема

Количест-

во

часов

Формы контроля

Примечание

1.

Вводное занятие

1

Тест. Контрольно-тренировочные упражнения в монологе

2.

Немецкий язык в современном мире

1

Монологическое высказывание. Устный перевод

3.

Государственное устройство Германии

2

Творческая работа. Телемост

4.

Достопримечательности и памятные места Германии

2

Защита сообщений и докладов

5.

Жизнь Германии сегодня.

Обобщающее занятие

1

Тест, конкурсный перевод

6.

Средства массовой информации Германии

2

Практикум

7.

Традиции, обычаи старой и современной Германии

3

Защита проекта

8.

Система образования в Германии

1

Устный перевод

9.

Немецкая литература

3

Тестирование по всем видам речевой деятельности

10.

Заключительное занятие

1

Защита рефератов

Параметры оценки итогового реферата.

1. Качество оформления реферата.

2. Наличие плана.

3. Объём содержания.

4. Логичность изложения.

5.Наличие существенных данных.

6. Аргументация основных положений.

7. Грамотность трансформации лексических и грамматических средств.

8. Качество устного сообщения.

9. Уровень самостоятельности.

10. Реакция на вопрос.

Краткое содержание программы.

Тема № 1.

Вводное занятие.

  • Что мы уже знаем о ФРГ. Что нам хотелось бы узнать ещё?
  • Цели и задачи курса «Страноведение. Германия».

Тема № 2.

Немецкий язык в современном мире.

  • Немецкий язык как национальный и государственный язык Германии.
  • Немецкий язык как язык международного общения.
  • Немецкий язык в странах Европы (Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн).

Тема № 3.

Государственное устройство Германии.

  • Общая характеристика государственного устройства.
  • Высшая законодательная и исполнительная власть страны.

Тема № 4.

Достопримечательности и памятные места Германии.

  • Берлин- город туризма.
  • Бонн - «политическая столица» Германии. Города Германии.

Тема № 5.

Жизнь Германии сегодня.

(Обобщаем знания).

Тема № 6.

Средства массовой информации Германии.

  • Средства информации: радио и телевидение.
  • Пресса Германии. Популярные молодёжные журналы и газеты в Германии.

Тема № 7.

Традиции, обычаи старой и современной Германии.

  • В мире праздников.
  • Образование и выбор профессии.
  • Досуг, одежда и мода.

Тема № 8.

Система образования в Германии.

Тема № 9.

Немецкая литература.

  • Великие немецкие писатели и поэты, их творчество: И. В. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер, Б. Брехт.
  • Современная немецкая литература: Т. Манн, С. Ленц, Э. Кестнер, Г. Цверенц.

Тема № 10.

Германия. Страноведение. Итоговое занятие.

Перечень лабораторных и практических работ.

Номер

урока

Тема

Вид деятельности

1.

Путешествие по Германии

Контрольно-тренировочные упражнения. Работа с фильмом

2.

Немецкий язык в современном мире

Конкурсный перевод страноведческих текстов

3.

Государственное устройство Германии

Практика диалогической речи. Работа в творческих группах

5.

Обобщающее занятие

Конкурсный перевод. Практика монологической речи. Аудильные учебные материалы

6.

Средства массовой информации Германии

Работа с незнакомым аутентичным текстом. Компьютерные учебные программы. Практикум

7.

Традиции, обычаи старой и современной Германии

Практика монологической и диалогической речи. Защита творческих проектов

8.

Система образования в Германии

Диалогическая речь. Работа в парах

9.

Немецкая литература

Работа с фильмом. Практика устной речи

10.

Путешествие по Германии

Практика монологической и диалогической речи. Сообщения и доклады учащихся

Перечень оборудования.

Географические карты, аудиокассеты, карточки индивидуального обучения, технические средства обучения.

Перечень учебных материалов.

1. Каменецкая Н. П. Немецкий язык для школ с углубленным изучением языка / Н. П. Каменецкая - М.: Просвещение, 1998. - 210 с.

2. Журналы “Juma” (“Das Jugendmagasin”), № - № 1 - 8 / Берлин, 2004 - 2005, газета «Первое сентября. Deutsch» № -№ 1 - 5 / Москва, 2007.

3. Журнал «Германия», № - № 1 – 6 / Франкфурт на Майне, 2004.

4. Книги для чтения по немецкому языку в 9 - 10 классах / Сост. Л. А. Чернявская. - М.: Просвещение, 2002.

5. Воронина Г. И. Немецкий язык, контакты: Учебник для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Воронина, И. В. Карелина. Книга для чтения / Сост. Г. И. Воронина, И. В. Карелина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 224 с.

Литература.

Для учащихся.

Основная:

1. Яковлева Л. Н. Deutsche Literatur. Lesen wir mit (9. Klasse) / Л. Н. Яковлева. - М.: Просвещение, 2006. - 109 с.

2. Овчинникова А. В., Овчинников А. Ф. Deutschland im Überblick. Хрестоматия / А. В. Овчинникова, А. Ф. Овчинников. - М.: Оникс, 2002. -350 с.

3. Морохова Н. Практикум по немецкому языку / Н. Морохова. - М.: Аквариум, 2001 - 350 с.

 4. Книги для чтения по немецкому языку в 9 - 10 классах / Сост. Л. А. Чернявская. - М.: Просвещение, 2002.

5. Воронина Г. И. Немецкий язык, контакты: Учебник для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Воронина, И. В. Карелина. Книга для чтения / Сост. Г. И. Воронина, И. В. Карелина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 224 с.

Дополнительная:

1. Красильщикова К. Ю. разговорные темы к экзаменам по нем. языку.

Практикум / К. Ю. Красильщикова - М.: Корона, 2003. -190 с.

2. Лебедева В. А. Дидактические игры на занятиях / В. А. Лебедева. - Абакан, 2003. - 112 с.

3. Журналы “Juma”, “Deutschland”, газета «Первое сентября. Deutsch»

Для учителя.

Основная:

1. Концепция профильного обучения. - М., 2002.

2. Профильная подготовка по ин. языку. / ИЯШ № 6, 2003.

3. Профильное обучение: тематический выпуск. / Вестник образования № 4, 2002.

4. Комарова Е. А. Элективные курсы и курсы по выбору, их методическое обеспечение / Е. А. Комарова. - М.: Школьное обозрение № 2, 2005.

5.Информационное письмо МО РФ № 14-51 - 277/3 от 13. 11.2003 Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки).

Дополнительная: 

1. Соловова Е. Н. Программа курса «Гид-переводчик» / Соловова Е. Н. - М.: Просвещение, 2003. - 63 с.

2. О содержании литературного образования школьников. / ИЯШ № 4, 2005.

3. Журналы “Juma”, “Deutschland”, газета «Первое сентября. Deutsch»

Аудильные учебные материалы.

Аудиокассеты к учебнику Немецкий язык для 9 класса / М.: Просвещение, 2005.

Визуальные учебные материалы.

Видеокассета с видеосюжетами из учебного пособия «Всего доброго» / М.: Просвещение, 2004.

Компьютерные учебные материалы.

Библиотека электронных наглядных пособий Deutsch Gold Bibliothek. Немецкий язык (основная школа) / Москва, 2004.

Методические пособия и рекомендации для учителя.

1. Остапенко А. А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы / Остапенко А. А. - М: Школьные технологии, № 3, 2003. -85 с.

2. Овчинникова А. В., Овчинников А. Ф. Deutschland im Überblick. Хрестоматия / А. В. Овчинникова, А. Ф. Овчинников. - М.: Оникс, 2002. -350 с.

3. Егорова Т. М. Модели предпрофильной подготовки по иностранному языку / Т. М. Егорова - ИЯШ № 2, 2005.