элективный курс по немецкому языку для 9 класса
Курс «Страноведение. Германия» рассчитан на 1 год, 17 часов (0,5 часа в неделю) для общеобразовательного класса
(9 класс), проводится за счёт факультативных занятий, которые выносятся за рамки основной программы, и предполагает уровень образованности выше стандарта обучения.
Основная цель курса - способствовать развитию мировосприятия учащихся, их культурно-страноведческому обогащению; помочь глубже понять и оценить культуру родной страны; подготовить школьников к восприятию культуры другого народа и участию в межкультурном общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_nemetskomu_yazyku_9_klass.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРАНОВЕДЕНИЕ. ГЕРМАНИЯ.
Учебная программа элективного курса ППО
Выполнил: Коробейникова
Галина
Алексеевна
учитель
Пояснительная записка.
Курс «Страноведение. Германия» рассчитан на 1 год, 17 часов (0,5 часа в неделю) для общеобразовательного класса (9 класс), проводится за счёт факультативных занятий, которые выносятся за рамки основной программы, и предполагает уровень образованности выше стандарта обучения.
Основная цель курса - способствовать развитию мировосприятия учащихся, их культурно-страноведческому обогащению; помочь глубже понять и оценить культуру родной страны; подготовить школьников к восприятию культуры другого народа и участию в межкультурном общении.
Развивающие цели, связанные с получением и переработкой страноведческих и лингвострановедческих знаний, направлены на решение следующих задач:
- развитие языковых способностей учащихся; умение оперировать знаниями, полученными в курсе страноведения, участвуя в непосредственном или опосредованном диалоге с носителем языка;
- развитие личности школьника, его творческого потенциала.
Образовательные цели предполагают решение следующих задач:
- приобретение учащимися прочных базовых знаний о стране изучаемого языка, её истории, географии, культуре, общественному и политическому устройству, традициях и обычаях;
- расширение кругозора учащихся, их образовательной компетенции;
- формировать умение сопоставлять сведения, полученные в курсе страноведения о стране изучаемого языка, с фактами и реалиями своей страны.
Практические цели направлены на решение следующих задач:
- формировать умение извлекать, осмысливать и интерпретировать страноведческую информацию различного типа;
- достичь более высокого уровня владения всеми видами речевой деятельности;
- через тексты по страноведению способствовать обогащению словарного запаса уч-ся страноведческими сведениями и терминологией, связанной с темой курса; переводу в разряд активных лексики и грамматики; усвоению функциональных многообразных стилей языка, связанных с особенностями социокультурной среды носителей языка.
Воспитательные цели направлены на решение следующих задач:
- воспитание интереса к получению сведений о стране изучаемого языка;
- формирование позитивного отношения, уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого, его культуре, традициям и обычаям.
Содержание обучения.
Данный курс предполагает уровень сформированности всех видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, страноведческой и учебно-познавательной.
- Формирование коммуникативной компетенции состоит в способности понимать и составлять иноязычные высказывания на основе и в связи с содержанием и формой источника страноведческой информации в разных ситуациях общения (беседа, дискуссия, спор, обмен мнениями и т. д.).
- Страноведческая компетенция складывается из соответствующих знаний языка, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным; владения языковыми единицами с национально-культурной семантикой; а также знаний правил речевого и неречевого этикета в определённых стандартных ситуациях.
- Учебно-познавательная компетенция предполагает владение уч-ся рациональными приёмами умственного труда, работу с различными источниками информации, способность уч-ся к анализу, синтезу и творческому переосмыслению страноведческой информации.
К концу данного курса учащиеся должны уметь:
- извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
- пользоваться словарём и различными справочниками по страноведению;
- умение сделать вывод из прочитанного, услышанного, увиденного, выразив при этом своё отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации;
- умение находить нужную страноведческую информацию для устного высказывания, участия в дискуссии;
- умение составлять рефераты, доклады, писать эссе на различные темы;
- умение делать публичные сообщения по страноведческой тематике с опорой на план, тезисы, реферат; участвовать в дискуссиях.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся.
Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные учащимися:
- конкурсные переводы страноведческих текстов,
- сообщения, доклады на родном и иностранных языках;
подготовленные учителем:
- тестирование,
- практикумы,
- контрольно-тренировочные упражнения;
ученик выполняет задания творческого практикума:
- подготовка и защита рефератов, подготовка и защита проектов и сообщений.
Критерии оценки.
По результатам работ учащихся выставляются только хорошие оценки. Если работа выполнена, но результат не заслуживает высокой оценки - работа засчитывается (зачёт), но оценка не ставится. Отличные оценки выставляются за ясность, образность и аргументированность работы; учитывается также самостоятельность, глубина суждений, грамотность.
Итоговая оценка учитывает активность участия ученика на занятиях.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количест- во часов | Формы контроля | Примечание |
1. | Вводное занятие | 1 | Тест. Контрольно-тренировочные упражнения в монологе | |
2. | Немецкий язык в современном мире | 1 | Монологическое высказывание. Устный перевод | |
3. | Государственное устройство Германии | 2 | Творческая работа. Телемост | |
4. | Достопримечательности и памятные места Германии | 2 | Защита сообщений и докладов | |
5. | Жизнь Германии сегодня. Обобщающее занятие | 1 | Тест, конкурсный перевод | |
6. | Средства массовой информации Германии | 2 | Практикум | |
7. | Традиции, обычаи старой и современной Германии | 3 | Защита проекта | |
8. | Система образования в Германии | 1 | Устный перевод | |
9. | Немецкая литература | 3 | Тестирование по всем видам речевой деятельности | |
10. | Заключительное занятие | 1 | Защита рефератов |
Параметры оценки итогового реферата.
1. Качество оформления реферата.
2. Наличие плана.
3. Объём содержания.
4. Логичность изложения.
5.Наличие существенных данных.
6. Аргументация основных положений.
7. Грамотность трансформации лексических и грамматических средств.
8. Качество устного сообщения.
9. Уровень самостоятельности.
10. Реакция на вопрос.
Краткое содержание программы.
Тема № 1.
Вводное занятие.
- Что мы уже знаем о ФРГ. Что нам хотелось бы узнать ещё?
- Цели и задачи курса «Страноведение. Германия».
Тема № 2.
Немецкий язык в современном мире.
- Немецкий язык как национальный и государственный язык Германии.
- Немецкий язык как язык международного общения.
- Немецкий язык в странах Европы (Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн).
Тема № 3.
Государственное устройство Германии.
- Общая характеристика государственного устройства.
- Высшая законодательная и исполнительная власть страны.
Тема № 4.
Достопримечательности и памятные места Германии.
- Берлин- город туризма.
- Бонн - «политическая столица» Германии. Города Германии.
Тема № 5.
Жизнь Германии сегодня.
(Обобщаем знания).
Тема № 6.
Средства массовой информации Германии.
- Средства информации: радио и телевидение.
- Пресса Германии. Популярные молодёжные журналы и газеты в Германии.
Тема № 7.
Традиции, обычаи старой и современной Германии.
- В мире праздников.
- Образование и выбор профессии.
- Досуг, одежда и мода.
Тема № 8.
Система образования в Германии.
Тема № 9.
Немецкая литература.
- Великие немецкие писатели и поэты, их творчество: И. В. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер, Б. Брехт.
- Современная немецкая литература: Т. Манн, С. Ленц, Э. Кестнер, Г. Цверенц.
Тема № 10.
Германия. Страноведение. Итоговое занятие.
Перечень лабораторных и практических работ.
Номер урока | Тема | Вид деятельности |
1. | Путешествие по Германии | Контрольно-тренировочные упражнения. Работа с фильмом |
2. | Немецкий язык в современном мире | Конкурсный перевод страноведческих текстов |
3. | Государственное устройство Германии | Практика диалогической речи. Работа в творческих группах |
5. | Обобщающее занятие | Конкурсный перевод. Практика монологической речи. Аудильные учебные материалы |
6. | Средства массовой информации Германии | Работа с незнакомым аутентичным текстом. Компьютерные учебные программы. Практикум |
7. | Традиции, обычаи старой и современной Германии | Практика монологической и диалогической речи. Защита творческих проектов |
8. | Система образования в Германии | Диалогическая речь. Работа в парах |
9. | Немецкая литература | Работа с фильмом. Практика устной речи |
10. | Путешествие по Германии | Практика монологической и диалогической речи. Сообщения и доклады учащихся |
Перечень оборудования.
Географические карты, аудиокассеты, карточки индивидуального обучения, технические средства обучения.
Перечень учебных материалов.
1. Каменецкая Н. П. Немецкий язык для школ с углубленным изучением языка / Н. П. Каменецкая - М.: Просвещение, 1998. - 210 с.
2. Журналы “Juma” (“Das Jugendmagasin”), № - № 1 - 8 / Берлин, 2004 - 2005, газета «Первое сентября. Deutsch» № -№ 1 - 5 / Москва, 2007.
3. Журнал «Германия», № - № 1 – 6 / Франкфурт на Майне, 2004.
4. Книги для чтения по немецкому языку в 9 - 10 классах / Сост. Л. А. Чернявская. - М.: Просвещение, 2002.
5. Воронина Г. И. Немецкий язык, контакты: Учебник для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Воронина, И. В. Карелина. Книга для чтения / Сост. Г. И. Воронина, И. В. Карелина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 224 с.
Литература.
Для учащихся.
Основная:
1. Яковлева Л. Н. Deutsche Literatur. Lesen wir mit (9. Klasse) / Л. Н. Яковлева. - М.: Просвещение, 2006. - 109 с.
2. Овчинникова А. В., Овчинников А. Ф. Deutschland im Überblick. Хрестоматия / А. В. Овчинникова, А. Ф. Овчинников. - М.: Оникс, 2002. -350 с.
3. Морохова Н. Практикум по немецкому языку / Н. Морохова. - М.: Аквариум, 2001 - 350 с.
4. Книги для чтения по немецкому языку в 9 - 10 классах / Сост. Л. А. Чернявская. - М.: Просвещение, 2002.
5. Воронина Г. И. Немецкий язык, контакты: Учебник для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Воронина, И. В. Карелина. Книга для чтения / Сост. Г. И. Воронина, И. В. Карелина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 224 с.
Дополнительная:
1. Красильщикова К. Ю. разговорные темы к экзаменам по нем. языку.
Практикум / К. Ю. Красильщикова - М.: Корона, 2003. -190 с.
2. Лебедева В. А. Дидактические игры на занятиях / В. А. Лебедева. - Абакан, 2003. - 112 с.
3. Журналы “Juma”, “Deutschland”, газета «Первое сентября. Deutsch»
Для учителя.
Основная:
1. Концепция профильного обучения. - М., 2002.
2. Профильная подготовка по ин. языку. / ИЯШ № 6, 2003.
3. Профильное обучение: тематический выпуск. / Вестник образования № 4, 2002.
4. Комарова Е. А. Элективные курсы и курсы по выбору, их методическое обеспечение / Е. А. Комарова. - М.: Школьное обозрение № 2, 2005.
5.Информационное письмо МО РФ № 14-51 - 277/3 от 13. 11.2003 Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки).
Дополнительная:
1. Соловова Е. Н. Программа курса «Гид-переводчик» / Соловова Е. Н. - М.: Просвещение, 2003. - 63 с.
2. О содержании литературного образования школьников. / ИЯШ № 4, 2005.
3. Журналы “Juma”, “Deutschland”, газета «Первое сентября. Deutsch»
Аудильные учебные материалы.
Аудиокассеты к учебнику Немецкий язык для 9 класса / М.: Просвещение, 2005.
Визуальные учебные материалы.
Видеокассета с видеосюжетами из учебного пособия «Всего доброго» / М.: Просвещение, 2004.
Компьютерные учебные материалы.
Библиотека электронных наглядных пособий Deutsch Gold Bibliothek. Немецкий язык (основная школа) / Москва, 2004.
Методические пособия и рекомендации для учителя.
1. Остапенко А. А. Профильное обучение в старших классах малочисленной школы / Остапенко А. А. - М: Школьные технологии, № 3, 2003. -85 с.
2. Овчинникова А. В., Овчинников А. Ф. Deutschland im Überblick. Хрестоматия / А. В. Овчинникова, А. Ф. Овчинников. - М.: Оникс, 2002. -350 с.
3. Егорова Т. М. Модели предпрофильной подготовки по иностранному языку / Т. М. Егорова - ИЯШ № 2, 2005.