Материалы для родителей
Памятка выпущена в помощь родителям, ребенок которых пошел в первый класс. В ней содержится много полезной информации по организации режима, питания, двигательной активности, причинах возникновения многих заболеваний и их профилактике. Будет полезной родителям, педагогам, студентам колледжа и педагогических вузов, всем кто заинтересован растить детей здоровыми и счастливыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mne_nravitsya_uchitsya.docx | 181.09 КБ |
adaptatsiya_detey_k_obucheniyu.docx | 107.21 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 14.93 КБ |
pamyatka_roditelyu_ot_rebenka.docx | 17.27 КБ |
poleznye_sovety.docx | 32.07 КБ |
rezhim_dnya_pervoklassnika.docx | 89.77 КБ |
deti_v_internete.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мне нравиться учиться
Наступило 1 сентября! Это непростой период в жизни первоклассника и его родителей. И от того, как Вы вместе с ребенком впишитесь в этот новый для него мир, будет зависеть многое в вашей жизни. Вы купили ему все необходимое: тетрадки, ручки и карандаши. Самое время напомнить ребенку и правила безопасности в школе. В наши дни детям надо быть более осторожными, а родителям - более бдительными, чем раньше. При заметном социальном расслоении нашего общества, выросшем уровне преступности и криминализации, заметно снизился уровень безопасности сегодня.
В школе и по дороге в нее из нее вы не можете находиться рядом с детьми всё время. Поэтому остается рассчитывать только на способность ваших детей вырабатывать и сохранять собственные защитные навыки. Предлагаем вам несколько правил, с которыми надо особенно скрупулезно ознакомить ваших детей:
- сделайте так, чтобы ваши дети ходили в школу и из школы в сопровождении взрослых или надежных старших товарищей; предупредите учителей, что детей ни при каких обстоятельствах не могут встречать и отвозить домой посторонние люди, в том числе женщины;
- предупредите детей, чтобы в ваше отсутствие, они не впускали в дом незнакомых, не принимали никаких пакетов или предметов от малознакомых или неизвестных лиц;
- поддерживайте дружеские отношения с соседями, поскольку они первыми могут помочь вам и вашим детям, предупредить о подозрительных лицах, вмешаться в конфликтные ситуации и оказать помощь;
- обсудите с детьми и семьей, что нужно делать в случае опасной или тревожной ситуации на улице, в доме, в школе; сделайте необходимые распоряжения на этот случай, укажите надежных лиц, к кому можно обратиться за помощью и номера телефоном, по которым надо звонить.
Не существует ребенка, который, учась в школе, не попал бы хоть раз в неприятную историю, либо в качестве жертвы, либо как сообщник или виновник. В таких случаях у родителей появляется естественное желание вмешаться и контролировать все, чем занимаются дети. Между тем они должны сами справляться с возникающими трудностями. Очевидно, если вы будете решать за них все проблемы, то у них не выработаются собственные навыки в разрешении сложных жизненных ситуаций. Бесполезно слишком стараться, оберегая детей от мелких насмешек и конфликтов. Их могут дразнить (разве подобного с вами в детстве не случалось?), по-своему «эксплуатировать» дети постарше; они могут попадать в ситуации, когда будут ощущать робость и неуверенность. Все это, к сожалению, может случаться довольно часто. Следует ли вмешиваться по любому поводу? Спросите об этом своих детей, выслушайте, что они скажут, и позвольте им, по возможности, самим решить, нужна ли тут ваша помощь. Часто дети в ней вовсе не нуждаются, а просто хотят обсудить с вами сложившуюся ситуацию. Помните, что событие, которое может казаться вам пустяком, мелким инцидентом, в глазах вашего ребенка подчас достигает масштабов беды. Познакомьтесь с учителями, активно вникайте в школьную жизнь, систематически участвуйте в родительских собраниях, поинтересуйтесь у них, как идут дела у ваших детей. Если возник конфликт между учителем и ребенком, не принимайте чью-либо сторону, пока сами во всем не разберетесь. В случае, если у ребенка с учителем постоянно возникает одна и та же проблема, не молчите и не успокаивайтесь, пока все не выясните. Настойчивость - единственная в своем роде тактика, дающая наибольший эффект при решении проблемных ситуаций. А разговор, при котором присутствуют учитель и ученик - действенный прием, чтобы выяснить истинное положение дел и наладить отношения.
Ваш ребенок уже посещает школу, но, тем не менее, для Вас должна быть интересна степень его готовности к школе и над чем вам предстоит с ним работать.
С целью определения готовности ребенка к школе используют такие понятия, как "школьная зрелость" и "школьная незрелость", которые характеризуют умственные и физические возможности ребенка перед поступлением в школу.
Школьная зрелость означает овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для освоения школьной программы личностными качествами. В некоторых случаях школьная зрелость отождествляется с умственными способностями ребенка, со степенью развития психических процессов.
К началу систематического обучения в школе ребенок должен иметь:
- достаточный запас слов и умение составлять распространенные предложения;
- достаточный уровень развития произвольного внимания (т. е. способность сосредоточиться на одном предмете, на одном задании);
- необходимое для обучения письму развитие тонких движений пальцев рук;
- соответствующий возрасту уровень физического развития, показатели которого служат критериями "биологической зрелости детей";
От развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения. Наиболее успешно учатся в школе те дети, которые приучены к полным развернутым ответам. К 6-7 годам ребенок в основном овладевает артикуляцией, правильно произносит звуки. Однако у многих детей седьмого года жизни еще отмечается неустойчивость произношения, у некоторых — косноязычие. У детей с ослабленным здоровьем и отстающих в физическом развитии дефекты речи сохраняются дольше.
Чем выше уровень моторной зрелости детей, тем быстрее происходит запоминание последовательности как простых, так и более сложных движений. Двигательная память играет существенную роль при освоении таких специфических форм интеллектуальной зрелости, как рисование, написание букв, цифр и т. д. Работа мышц вызывает повышение тонуса коры головного мозга, обеспечивая благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования имеющихся. Следовательно, у ребенка потеря в движениях неизбежно отражается на его знаниях и умениях.
Для оценки школьной зрелости может быть использован простейший так называемый филиппинский тест, который основан на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновременно с "полуростовым скачком" — увеличением интенсивности роста длины конечностей (в первую очередь рук).
Филиппинский тест — способность ребенка достать через голову правой рукой левое ухо.
Таким образом, младшие школьники обладают рядом особенностей, которые следует учитывать при организации педагогического процесса, включая организацию труда и жизнедеятельности дома. Пренебрежение к требованиям, вытекающим из объективных закономерностей анатомо-физиологического развития, приводит к тому, что дети с недостаточным уровнем биологической, моторной зрелости, а в итоге школьной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а с опережающим развитием, наоборот, — утрачивают интерес к учебе. Развитие ребенка - это состояние непрерывного изменения, обновления, появления новых функций, видов деятельности. Это поступательный процесс, при котором неизбежно и закономерно простые количественные изменения ведут к коренным качественным.
Для ребенка важны каждые пол года, так как идет интенсивный процесс развития. К 7 годам позвоночник ребенка еще гибок и податлив, процессы окостенения еще не завершены. Верхние и нижние поверхности тел позвонков состоят из хрящевой ткани. Это важно учитывать при продолжительности статической нагрузки (сидение за партами), для правильного подбора мебели (стола и стула) - рабочего места ученика дома, его правильной посадке при выполнении работы на рабочем месте, как в школе, так и дома.
Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму. У детей быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке. Об этом должны помнить и родители при выполнении детьми домашних заданий.
Особенности развития мышц и тканей сердца и легких представляет благоприятную почву для развития различных инфекций, а непродолжительные физические напряжения, эмоции ведут к быстрому нарушению ритма дыхательных движений, резкому увеличению их частоты.
Недостаточно развиты глазодвигательные мышцы, участвующие в движениях глазным яблоком. Такие проблемы у младших школьников как перескакивание» с одной строки на другую, через буквы, слоги, слова часто связаны с тем, что большее количество движений глазных яблок у этих детей встречаются чаще, чем у детей старшего возраста.
Психические и психофизиологические особенности детей 6 -7 лет имеют ряд особенностей.
Высшая нервная деятельность детей младшего школьного возраста характеризуется неустойчивостью, быстрой утомляемостью. Возбуждение в коре головного мозга не может долго концентрироваться, процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. У детей этого возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во время занятий дети не всегда могут концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий они могут встать и заявить, что устали и хотят играть или гулять. Поэтому учебные занятия и занятия с детьми дома должны строиться с учетом психофизиологических особенностей младших школьников.
В возрасте 6-7 лет дети:
- осознают свое положение в обществе ровесников и взрослых, умеют общаться, проявляют интерес к другим людям;
- выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту;
- умеют управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых;
- осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют интерес к новым знаниям;
- характерно наглядно-образное и действенно образное мышление
- имеют в словарном запасе 3,5-7 тыс. слов
- умеют правильно произносить все звуки;
- различают геометрические фигуры, классифицируют фигуры по форме, цвету, размеру;
- могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
- различают и воспроизводят несложные ритмические рисунки, выполняют ритмические движения;
- однотипной деятельностью могут заниматься не более 10-12 минут;
- не способны еще быстро и часто переключать внимание с одного объекта на другой;
- отличаются высокой функциональной истощаемостью нервных клеток коры головного мозга, следствием чего является малая устойчивость
внимания, быстро развивающееся «охранительное возбуждение». Это проявляется в двигательном беспокойстве и отвлечении детей во время деятельности, требующей сосредоточенности. Некоторое время могут сосредоточиться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо.
- Способны к произвольным действиям памяти, но преобладает непроизвольное запоминание. Объём памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии и запоминании.
- Эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности.
- Эмоционально, иногда неадекватно, реагирует на замечания взрослых.
- Очень чувствительны к стилю отношения взрослых (и особенно учителя) к себе. Еще раз обращаем Ваше внимание на то, что в период от 6 до 7 лет готовность организма ребенка к обучению нарастает с каждым полугодием. В возрасте 5,5 лет число «незрелых» детей составляет до 76%, в 6 и 6,5 лет этот показатель снижается соответственно до 51 и 32%, а к 7 годам - до 13%.
Предварительный просмотр:
Адаптация детей к обучению
Поступление в школу – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. Это период адаптации (привыкания) организма ребенка к систематическому обучению. От того, как он пройдет, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Для ребенка трудности этого периода проявляются чаще всего в ухудшении наиболее чувствительных параметров сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и, особенно, нервно-психической сферы.
Более тяжелое протекание адаптационного периода возможно у детей, имеющих хронические заболевания, недостаточный уровень функциональной готовности к школьному обучению, отставание биологического развития. О неблагоприятном течении адаптационного периода сигнализирует:
- снижение массы тела;
- нарастание количества астено - невротических реакций (быстрая утомляемость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.);
- снижение гемоглобина крови;
- ухудшение нервно-психического здоровья: головные боли, нарушение сна, изменение аппетита и др.;
- снижение или повышение артериального давления;
- падение общего мышечного тонуса, что приводящего к нарушению осанки.
Поиск информативных и объективных физиологических и социально-психологических критериев адаптации, оценка течения адаптации чрезвычайно важны, так как позволят своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить ее причины и провести соответствующие корригирующие мероприятия.
Оптимальный срок адаптационного периода длится один - полтора месяца. Для каждого ребенка он может быть индивидуально растянутым во времени в зависимости от факторов, влияющих на характер его протекания.
Физиологические и гигиенические исследования последних лет показывают, что во многом способность ребенка к адаптации определяется структурно-функциональной организацией его мозга. Последняя, в силу неодновременности созревания отдельных структур мозгового обеспечения разных детей, состоит из элементов разной зрелости. Отсюда отчетливые различия в уровне психического и моторного развития детей-одногодков, проявлением чего становится известное расхождение паспортного и биологического возраста. В начале систематического обучения этот разрыв, по данным Н.В.Дубровинской, может достигать полутора лет, не свидетельствуя при этом о задержке развития ребенка.
Плохое настроение - тревожный симптом. По каким признакам родители могут понять, что ребенок плохо привыкает к школе? - Стал много плакать. Только пошел в школу - тут же заболел. Стал плохо спать. Чувствует себя утомленным. Появилась раздражительность. Жалуется на головные боли. Иногда ребенок не может объяснить, почему он не хочет идти в школу, но у него меняется настроение. Надо быть внимательным к таким симптомам. В первые месяцы надо почаще расспрашивать первоклассника, как он себя чувствовал в школе, что ему там понравилось, и фиксировать его внимание на позитивных моментах. Говорить о том всем хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях… Так формируется позитивное отношение к школе, и к обучению. Многие первоклассники начинают спать днем, хотя до школы уже много месяцев днем не спали. Это нормально. Но если при большой потребности во сне у ребенка еще плохое настроение, тогда это тревожный симптом. Важным, на наш взгляд, настроить ребенка, что в школе есть свои правила, их надо выполнять. Понимая это, школьные требования для него не будут казаться неприятными, и вызывать у него дух противоречия.
Состояние здоровья детей 6-7лет
Состояние здоровья ребенка, степень и характер изменений здоровья во многом зависят от сложности программ, соответствия методических подходов на уроках возрастным возможностям детей седьмого года жизни, от организации учебного процесса и всего суточного бюджета времени (режима дня). Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия - в период адаптации (привыкания) организма ребенка к систематическому обучению.
Изменения показателей состояния здоровья учащихся в период адаптации и на протяжении всего учебного года во многом зависят от их исходного уровня, то есть того состояния, с которым ребенок поступил в первый класс, его стартовых возможностей.
Пристальное внимание необходимо уделять охране зрения первоклассников, учитывая, что длительная работа с текстом, другим учебным материалом, а также за компьютером требует большого зрительного напряжения. Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Следует помнить, что нарушения зрения вызывают у детей большие затруднения в познании окружающего мира, сужают социальные контакты, ограничивая возможность заниматься многими видами деятельности.
В школе дети, имеющие сниженную остроту зрения, сталкиваются с огромными трудностями при освоении чтения, письма и счета, так как у таких детей, как правило, замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Зачастую многие из них агрессивны и раздражительны, замкнуты, испытывают трудности в учебе, общении со сверстниками, а вследствие перенапряжения у них довольно часто ухудшается зрение.
Важным, на наш взгляд, является состояние опорно-двигательного аппарата. Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
Правильная осанка - залог здоровья
Осанка - это сбалансированное расположение составляющих нашего тела. Неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего не комфортного состояния. В большинстве случаев сколиоз, остеохондроз, ухудшение зрения являются следствием невыполнения надлежащих гигиенических требований. Осанка портится по нескольким причинам. Например, неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся деятельности: сгорбленного сидения за столом, либо когда одна рука находится в кармане (результат - искусственный перекос плечевого пояса и нарушение осанки). Осанка зависит от времени выявления ее нарушения. А определение круга мероприятий, направленных на исправление осанки, поможет избежать многих проблем со здоровьем и в частности развития сколиоза.
Среди искривлений позвоночника сколиоз занимает "достойное место". Это самое частое ортопедическое заболевание, которое наблюдается, примерно у каждого 20-го ребенка. При данном заболевании позвоночник как бы "скручивается" вбок и со временем начинает напоминать знак вопроса, вызывая очень серьезные последствия.
Родители, взгляните на спину ребенка!
Сколиоз на ранней стадии можно определить уже при внешнем внимательном осмотре ребенка, что называется "на глазок". Для этого нужно раздеть ребенка, поставить прямо спиной к себе и проверить симметричность точек: высота стояния плечевого пояса, плечи должны находиться на одном уровне;
высота стояния лопаток, лопатки должны быть расположены на одном уровне;
глубина треугольника в талии - "впадинки" по талии с одной и другой стороны одинаковы, бедра и колени находятся на одном уровне;
уровень тазовых костей также одинаков, без перекоса. Сегодня больны сколиозом в классе 10-12 школьников (в среднем, три ребенка в классе). И в 90% случаев эта болезнь является приобретенной.
Сколиоз часто называют "болезнью школьника": во-первых, приобрести его можно только в школьные годы (пока не закончил расти скелет), а во-вторых, появляется он, по большей части, от долгого и неправильного сидения за партой и рабочим столом дома.
У многих возникает ощущение, что позвоночнику становится легче, когда мы садимся. Это заблуждение. В стоячем положении тело поддерживают скелет и массив мускулатуры, а когда мы садимся, мышцы расслабляются и вся нагрузка ложится на позвоночник. Вот некоторые цифры. Если предположить, что в стоячем положении давление на межпозвоночные диски составляет 100%, то сидя - 140%, сидя с наклоном вперед (стандартная поза школьника) - 185%, лежа на спине - 25%, на боку - 75%. Больше всего подвержены сколиозу школьники в 6-7 и в 12-15 лет: в этом возрасте очень быстро растет скелет. Бывает, что за лето мальчики становятся выше на 20 сантиметров. Неудивительно, что мышцы, призванные поддерживать позвоночник в прямом положении, не справляются с новой нагрузкой. Ребята низко склоняются над партой, горбятся, одно плечо становится выше другого, и позвоночник деформируется. На ранней стадии этот дефект физического развития еще можно исправить. Однако, если вовремя этого не сделать, врачам останется лишь диагностировать сколиоз - грубые изменения в позвоночнике, когда позвонки сдвигаются и поворачиваются вокруг вертикальной оси, а из-за этого деформируется грудная клетка, смещаются и снижаются внутренние органы.
Как не надо сидеть!!!
Сколиоз - меры его профилактики
Дети должны спать без подушек или на подушке толщина, которой соответствует размерам безымянного пальца;
Не рекомендуется читать или смотреть телевизор лежа;
Обязательны: утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых.
Дети должны находиться в состостоянии движения от 4 до 6 часов в день;
Рекомендуются занятия ходьбой, бегом, гимнастикой и плаванием;
Большое место занимают массаж (а не мануальная терапия, которая детям до 13 лет категорически запрещена) и лечебная гимнастика;
Ранец первоклассника должен весить не более 2,5-3 кг. Портфель 12 - летнего ученика - не более 5 кг;
Ребенку необходима мебель по росту;
Рабочее пространство письменного стола должно быть достаточно просторным: на нем должны уместиться е только книга и тетрадь, но и локти;
Профилактикой сколиоза является и раннее выявление нарушений осанки у школьников;
В рационе должно быть достаточно молочных продуктов, овощей и фруктов, рыбы - естественных источников кальция и витаминов;
Не забывайте и о влиянии эмоционального состояния на двигательный стереотип. Дети, страдающие неврозами, склонны к сутулости. Позаботьтесь о здоровье своих детей своевременно!
При сильном дефекте осанки занятия приобретают свои особенности в зависимости от вида нарушений. Необходимо, чтобы комплекс упражнений корректировал врач-ортопед. Причем одними только упражнениями не обойтись. Нужен целый комплекс мер: закаливание, физические упражнения, массаж. Не забывайте и о правильном питании. Особенно важен для позвоночника и костей кальций.
Развивайте в ребенке внутреннюю самодисциплину. Он сам должен постоянно следить за своей осанкой (когда идет, стоит, сидит, отдыхает), ежедневно заниматься лечебной физкультурой, придерживаться правильного распорядка дня.
Рекомендации для здоровья спины:
СОН - на жесткой постели в положении лежа на спине или животе
ОБУВЬ - из натуральной кожи, не на сплошной подошве, а с небольшим каблучком
РЕЖИМ ДНЯ - строгое соблюдение графика работы и отдыха
СПОРТ - необходимо много двигаться, особенно полезно плавание
ПРИВЫЧКИ - нужно отказаться от привычки стоять на одной ноге, сидеть, опершись на локти или склонившись вперед…
СУМКА - ранец на жесткой основе
Но почему все-таки некоторые дети постоянно сидят, скрючившись, и с ними ничего не происходит, а другие быстро зарабатывают сколиоз? Дело в наследственности. Конечно, сама болезнь (принимающая у взрослых форму остеохондроза) по наследству не передается, но предрасположенность - всегда. Это не так страшно, как кажется. Если ребенком заниматься, можно избежать даже простого искривления позвоночника. Что же надо делать?
В формировании правильной осанки главную роль играют мышцы (спины и брюшного пресса). Если вокруг позвоночника создан мощный мышечный корсет, ходить и сидеть с прямой спиной оказывается нетрудно, правильная осанка вырабатывается самой.
Вспомните гимнасток. Они всегда ходят и сидят идеально ровно, вызывая зависть окружающих, и вовсе не потому, что им "положено по званию". Просто во время занятий они тренируют те группы мышцы, которые отвечают за позвоночник.
Специалисты считают, что добиться того, чтобы мышцы достаточно долго удерживали позвоночник в правильном положении, вполне можно в домашних условиях. Для этого необходимо тратить на элементарную зарядку около получаса не меньше трех раз в неделю. Полезно также плавание: в воде вес тела на позвоночник не давит, а все мышцы работают.
Есть простой способ проверить, насколько мышечный корсет вашего ребенка далек от идеального. Надо засечь, сколько времени ребенок сможет продержаться лежа на животе в позе "рыбка". Норма такая: в 7-11 лет -1,5-2 минуты; в 12-16 лет - 2-2,5 минуты. Если школьник выдерживает нужное время, значит, мышцы справляются со своей задачей. Если нет - необходимо их развивать. Кстати, взрослые тоже могут себя проверить, их норма 3 минуты.
Брюшной пресс проверяется количеством сделанных переходов из положения лежа на спине в сидячее положение. В 7-11 лет норма - 15-29 раз, в 12-16 - 25-30 раз.
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать веселую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Начинают обычно зарядку с ходьбы или легкой пробежки, затем делают потягивания с глубоким дыханием, наклоны вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. Закончить можно легким бегом в течение 15-30 секунд, либо подпрыгиванием на месте на двух ногах или поочередно на каждой ноге по 20-30 раз. Напоследок — ходьба с постепенным замедлением темпа и дыхательными упражнениями для успокоения. Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения четко, ритмично, без напряжения, контролировал осанку (положение плеч, головы, туловища) и дыхание (глубокое и ритмичное, вдох носом, выдох ртом). Гимнастику можно завершить водными процедурами: обтиранием, обливанием или душем и растиранием сухим полотенцем. Ребенок охотнее будет делать зарядку по утрам, если вы будете делать ее вместе с ним, подавая пример.
Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассником
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 10—15 минут выполнения домашних заданий.
- Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
- Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.
- Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой — для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» — энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» — попеременное, активное протирание вообpaжаемого окна.
В. «Ловим бабочку» — воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
- После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
- Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
- Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный, спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т. д.
- Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Некоторые данные статистики:
- Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
- К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
- 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
- 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
- 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
- Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
- Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
- 4,2% учащихся начальной школы делают физическую зарядку.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Воспитатель и учитель – ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.
Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом воспитателю заблаговременно.
Систематически интересуйтесь школьными делами ребёнка, радуйтесь успехам, не огорчайтесь его временным неудачам.
В случае необходимости оказывайте ребёнку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребёнка.
Нацеливайте ребёнка на умение отвечать на вопросы: «Почему?», «Как?», "Можно ли сделать это по-другому?"
Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребёнка. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность.
Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы воспитателя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.
Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи – регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут вам избежать ошибок.
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно в присутствии ребёнка. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.
Не бойтесь извиняться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Предварительный просмотр:
Памятка родителю от ребенка
- Не балуйте меня, вы меня этим портите.
- Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место.
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком» и «плаксой».
- Не делайте за меня и для меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания, если вы скажете мне всё спокойно и с глазу на глаз.
- Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остаётся мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позже.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает столько внимания.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
- Не беспокойтесь, что мы проводим с вами слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Пусть мои страхи и опасения не вызовут у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
- И, кроме того, я вас сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
Предварительный просмотр:
Полезные советы
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. Доказано, что при правильном обращении компьютер не может принести вреда здоровью. Для этого необходимо знать санитарно-гигиенические требования работы на видеодисплейных аппаратах и их соблюдать.
Важно помнить несколько правил безопасности обращения с компьютером:
• Выбирайте безопасные для здоровья мониторы или устанавливайте защитный экран!
• Разместите монитор в углу комнаты, чтобы сзади и сбоку от него никто не находился, поскольку именно там уровень излучения гораздо выше, чем от экрана.
• Установите экран монитора так, чтобы на него не падали прямые солнечные лучи. Считается вредной и работа за компьютером в темной комнате.
• Сидеть от экрана монитора необходимо на расстоянии вытянутой руки. Полезен зеленый коврик на уровне глаз за монитором, на который время от времени надо смотреть секунд по 10.
• Не забудьте о пользе физических упражнений во время перерывов. *Помните, что существуют санитарно-гигиенические нормы и правила работы на видеодисплейных аппаратах, которые необходимо соблюдать самим и приучить к этому детей
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Секреты добрых отношений
Пробуждение ребенка.
Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как-то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".
Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".
Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.
Можно включить громче радио.
Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
Выход в школу.
Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.
"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".
Возвращение из школы.
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
- Что получил? и т.д.
Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. Лучше спросить ребенка: "День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца», « Ты рад, что пришел домой?" и т.д.
Пора спать.
Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.
Развитие речи
Родители также могут способствовать развитию речи своих детей, правильно произнося слова, открывая все многообразие языковых возможностей. Обязательно исправляйте у ребенка неправильное произношение и ошибки речи.
Навыки разговорной речи, которыми должен обладать ребенок перед поступлением в школу:
1. Правильно произносить знакомые ему слова.
2. Говорить свободно, бегло, четко проговаривая все слова. В зависимости от ситуации он должен уметь говорить громче или тише.
3. Уметь выражать свои мысли в кратких связных предложений и рассказывать небольшие истории.
4. Уметь отвечать на простые вопросы, касающиеся содержания прочитанной сказки или рассказа, просмотренного детского фильма.
5. Уметь самостоятельно формулировать вопросы, если ему что-то непонятно.
6. Знать наизусть небольшие стихотворения, уметь правильно расставлять акценты в предложении.
Не следует беспокоиться, если ребенок овладел еще не всеми из перечисленных навыков устной речи. Все, что он еще не умеет или не знает, он познает в школе. При необходимости используйте специалистов в этой отрасли и старайтесь не упускать время для начала занятий с ним.
Как научить ребенка слушать?
Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят, по крайней мере, еще 11 лет в школе:
- Ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).
- Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения) - аудио кассеты.
- Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно, какие именно актеры, и в какой студии озвучивали текст.
- Если ребенку тяжело слушать, он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.
Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио.
Родителям о наказаниях
- Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
- Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
- Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
- Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.
- Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
- Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
- У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт
- Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
- Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
- Нельзя наказывать ребенка до 2, 5-3 лет.
- Не кричите на детей, ведь Вам это тоже не нравиться.
- Не унижайте ребенка.
Чем заменить наказания?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
Как привить интерес к чтению?
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.
На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
В доме должна быть детская библиотечка.
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Как избежать простуды и инфекций
Осень, зима, ранняя весна - самое время для бродящих по городу инфекций и простуд. Череда зимних праздников только усугубляет ситуацию - нам с детьми хочется на школьный праздник или на концерт, по магазинам, в гости и на природу. Давайте сегодня поговорим о том, как своими силами свести риск заболеваний к минимуму!
Несколько простых шагов, обдумав и предприняв которые мы постараемся весело и безболезненно (в прямом смысле этого слова!) провести зимние каникулы:
Да здравствует мыло душистое! Требуйте от всех пришедших в дом людей немедленно и тщательно мыть руки. Следите, чтобы мыло всегда было доступно и гостям, и членам вашей собственной семьи. Замените душистый нежный гель для рук бактерицидным мылом на время угрозы эпидемии. У раковины в ванной имейте специальное "гостевое" полотенце для рук, которое меняйте как можно чаще, либо же поместите тут рулон одноразовых бумажных полотенец.
Защита рук. Как можно больше времени во время шоппинга или уличных мероприятий проводите в перчатках. В сумочке имейте влажные обеззараживающие салфетки - их можно приобрести в любой аптеке - и протирайте руки, если пришлось держаться за поручень в транспорте, открывать двери в магазине, здороваться за руку с другим человеком.
Болеть нужно дома! Как только кто-то из членов вашей семьи почувствовал простудное недомогание - убедите его оставаться дома! Так вы не только сможете эффективнее бороться с недугом - вы не станете его распространителем!
Моем все, попадающее в дом из вне! Любые продукты, принесенные в дом из магазина или с базара, нужно мыть или протирать. Возможно, это прозвучит немного непривычно в случае с запечатанными продуктами, но представьте себе, что, выбирая упаковку чая или кофе, больной человек брал и ставил ее обратно на полку теми самыми руками, которыми только что прикрывал рот от кашля? Неприятная картинка? Так что уж лучше перестраховаться и протереть лишний раз дома купленную запечатанную упаковку чая...
Протираем все, к чему часто прикасаемся. Этот совет тоже может показаться немного экстремальным, но на период особого риска стоит задуматься о том, чтобы на ежедневной основе протирать выключатели, дверные ручки, пульты дистанционного управления, клавиатуру компьютера обеззараживающими салфетками или специальными растворами. Даже если кто-то в семье принесет болезнь из вне, вы сможете снизить риск ее распространения на всех близких.
Чистота в ванной. Сейчас особенно важно поддерживать в чистоте места, где мы проводим ритуалы личной гигиены. Туалет, ванная, раковина должны быть вымыты и обработаны очищающими средствами ежедневно.
Постели и одеяла. Регулярно стираем и меняем постели и одеяла для всех членов семьи. Во время сна мы прижимаемся лицом к подушке, дышим, кашляем... Крайне важно поддерживать чистоту здесь. То же самое касается одежды для сна и домашней одежды.
Зубные щетки. Регулярно меняем зубные щетки для всех членов семьи. Когда кто-то из домашних болеет - не забываем держать его зубную щетку отдельно прочих и регулярно ее дезинфицировать.
В кинотеатре, в кафе, на концерте. Во время праздников хочется бывать в общественных местах! Подумаем о своей безопасности там. Постараемся, как можно меньше дотрагиваться до ручек дверей, кнопок в лифте, перил лестниц. Конечно, совсем избежать контакта не получится, но минимизировать его нужно постараться. В помощь нам опять же будут перчатки и влажные салфетки. Бывая в местах общественного питания, старайтесь не использовать общие солонки, перечницы и прочие подобные предметы.
Не дотрагиваемся до лица! Контролируем сами себя и приучаем ребенка как можно меньше трогать руками лицо, нос, губы. Следим, чтобы малыши в транспорте или общественных местах не прижимались лицом к окну, поручню, одежде людей.
Эти советы просты и применимы в любой ситуации. Мы не сможем защититься от заражения воздушно-капельным путем, но точно можем немного снизить риск попадания в организм микробов с рук, одежды, предметов обихода. И не забывайте, что, почувствовав первые признаки болезни, необходимо отказаться даже от самых заманчивых праздничных планов, проконсультироваться с доктором и заняться лечением.
Рекомендации психолога
1. Любовь - это самая важная потребность всех детей.
Любовь также важная позитивная составляющая воспитания. Чем больше вы проявляете свою любовь к детям, обнимая, целуя их и говоря «Я тебя люблю», тем больше они хотят доказать вам, что заслуживают ее. Любовь взрослого укрепляет уверенность ребенка в себе и уважение к своей личности.
2. Слушайте внимательно, что вам говорят дети.
Проявляйте интерес к тому, что они делают и чувствуют. Убедите их, что все чувства естественны - надо только уметь верно, их выразить. Чем чаще вы будете так делать, тем реже вам придется прибегать к наказаниям.
3. Даже при самых любящих внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения (или запреты).
Это - часть родительских обязанностей. Но помните, что для детей естественно и нормально испытывать эти границы на прочность. Это не каприз - это часть процесса обучения. Дети чувствуют себя более защищенными (хотя иногда и жалуются), если вы придерживаетесь установленных правил, при условии, что они обоснованы.
4. Смех помогает разрядить напряженную ситуацию.
Иногда родители бывают слишком серьезны, словно юмору не место в общении с детьми. Старайтесь видеть забавные стороны и разрешите себе посмеяться, когда это возможно.
5. Видение событий с точки зрения ваших детей и представление о том, что они чувствуют - это ключ к пониманию их поведения.
Попробуйте вспомнить, что вы чувствовали, когда были детьми и взрослые несправедливо обращались с вами, и вы станете лучше понимать своего ребенка.
6. Хвалите и одобряйте своих детей.
Ожидайте, что они будут хорошо себя вести, поощряйте их усилия хвалите за хорошее поведение и старайтесь игнорировать плохие поступки. Чем больше вы придираетесь, тем меньше дети будут вас слушать.
7. Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека.
Привлекайте ваших детей к принятию решений; прислушайтесь к их точке зрения. Если вы поддались искушению сказать что-нибудь, что ранит вашего ребенка, то подумайте, как бы это выглядело, если вы сказали то же самое взрослому. Извинитесь перед своими детьми, если вы чем-то обидели их.
8. Установите определенный распорядок дня.
Маленькие дети чувствуют себя гораздо счастливее и в большей безопасности, если они едят, спят, играют, гуляют в одно и то же постоянное время. Многих конфликтов вы можете избежать, если у ребенка будет четкое время для приема пищи, сна или время для шумных игр.
9. Некоторые правила необходимо соблюдать в каждой семье, но старайтесь быть гибкими с маленькими детьми.
Однажды установив в своей семье правила, будьте последовательны в их исполнении. Если вы устанавливаете правило, а на следующий день заменяете его на другое, то вашим детям будет трудно понять, какое из этих правил действует сейчас. Иногда, вне дома, вам потребуются другие правила, которые необходимо объяснить детям.
10. Не забывайте о своих собственных потребностях!
Если вы чувствуете, что устали и вашему терпению вот-вот придет конец, выделите некоторое время для своего отдыха. Занимайтесь чем-нибудь, от чего вам будет лучше. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой или готовы закричать на своего ребенка, оскорбить его или ударить, найдите способ успокоиться.
Предварительный просмотр:
Со скучного слова "режим" мы и начнем сегодня разговор о школьных днях нашего первоклассника. Как правильно и рационально организовать режим дня для первоклассника? Все мы знаем, что такое режим и что этот самый режим очень важен для здоровья нашего ребенка и просто необходим не только для скорейшей адаптации малыша к школе, но и для успешного обучения. Теоретически… Ну, а на практике, что тут скрывать, зачастую родителей бывает трудно убедить, что многие трудности обучения и ухудшение здоровья связаны именно с нарушением этого злосчастного режима.
Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников? Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине учебного дня - большая динамическая перемена. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной. Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня. Это поможет ребенку стать организованным. Можете внести в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребенка.
А ведь режим не просто так придуман врачами и педагогами, он основан на закономерностях, по которым живет организм. Наш организм насквозь пронизан ритмами. Ритмично все – работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга.
Ритмичность, регулярность, распорядок всегда и все находили полезным и положительно влияющим на самочувствие и настроение.
А для здоровья и правильного развития маленького человека продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.
Важно помнить, что нет и не будет универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. И все-таки…
Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий, т.е. в 7.00 –7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко находится Ваш дом от школы. Однако, утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы проснуться и собраться.
Итак, включаем бодрую музыку и начинаем утреннюю зарядку. Верно, не зря ее называют зарядкой, она на весь день заряжает ребенка хорошим настроением, помогает быстро устранить вялость, сонливость, повышает работоспособность.
Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении. Длительность зарядки для детей 6-7-летнего возраста - 10-15 минут.
Часто родители жалуются, что ребенка «никак не заставить» делать утреннюю гимнастику или, что на это «не хватает времени».
Разумеется, если Вы сами валяетесь в постели, а несчастному ребенку командуете: "Быстрее! Энергичнее! Давай, веселей!", он чувствует себя мучеником, начинает хныкать и отказываться. Но можно помочь! Заставьте себя надеть спортивный костюм и вместе с ребенком начинайте зарядку.
Да, я понимаю, наверное, Вы приведете нам много доводов и оговорок, почему у нас не получается делать зарядку по утрам и приучать к ней ребенка. У нас действительно мало времени, и хочется поспать лишние 10 минуток, и не хочется будить несчастное дитя раньше времени… Мы понимаем, это непросто… И все-таки попробуйте…
Не все дети любят рано завтракать. Не надо настаивать, важно сохранить у ребенка хорошее настроение. И готовьте ему завтрак из продуктов, которые он ест с удовольствием. Лучше всего, если до школы он сможет ходить пешком, лишняя прогулка на свежем воздухе пойдет на пользу. Итак, ребенок пришел из школы. Одна из наиболее частых родительских ошибок – усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Дорогие родители, ни в коем случае не повторяйте этой ошибки!
Специальными исследованиями установлено, что 40% первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного, выраженного утомления, а у 68-75% детей непривычные школьные нагрузки и недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях, поэтому учебу следует чередовать с полноценным отдыхом.
Утомление – закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. Ребенок приходит из школы на спаде работоспособности! И накопление, кумуляция утомления чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для них врачи настаивают на обязательной организации дневного сна. Другой способ восстановления сил - прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Гигиенисты считают, что нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа. Увы - столько времени на воздухе проводят лишь 21 % всех детей младшего школьного возраста...
Работоспособность человека, и ребенка в том числе, – одна из функций, которая ритмически меняется на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10-13 часов (не зря большинство школьников учится в первую смену), а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам. Таким образом, наиболее целесообразное время для выполнения домашнего задания с 16 часов, т.е. на подъеме работоспособности. По нормативным указаниям в первой половине учебного года первоклассникам домашние задания запрещаются. Однако, как всем нам известно, задание все же задают. Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем через каждые 15-20 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3-5 минут. Не заставляйте ребенка многократно переписывать задание из черновика в чистовик и, конечно, не заставляйте ребенка делать все за один «присест». Работа в один присест, по принципу "пока не закончишь, не встанешь", малоэффективна и создает дополнительное напряжение.
Режим питания: Первый прием пищи – завтрак дома (в течение 1 часа от момента пробуждения) – 7-8 час утра. Второй завтрак – в школе с 10 до 11час. Обед (дома или в школе) с 13 до 14 час. Ужин – дома 19-часов
Полдник (дома или в школе) с 16 до 17час Кефир перед сном
Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.
Ежедневно в рацион питания детей следует включать мясо, молоко, кисломолочные продукты, сливочное и растительное масло, овощи, фрукты, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи).
Рыбу, яйца, сыр, творог, кондитерские изделия рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня.
Не рекомендуется в питании детей: газированные и энергетические напитки, квас, карамель, жевательная резинка, чипсы, кириешки (сухарики), сухие рыбные продукты, концентраты (лапша Доширак, кубики Магги и пр.). Копченые колбасы, мясопродукты, копченая рыба, пищевые продукты, содержащие красители, ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки. Орехи, арахис, ядро абрикосовой косточки, майонез, уксус, горчица, хрен, острый перец, острые соусы, кетчупы, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты, грибы. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия. Кофе натуральный. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры.
С поступлением в школу многие родители стараются определить ребенка еще и в музыкальную школу, плюс бассейн, танцы и парочка иностранных языков. И получается, как в известном стихотворении А. Барто:
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота,
- За кружок по рисованию
Тоже все голосовали…
Конечно, все эти интересные занятия очень важны для развития Вашего малыша. Но подумайте, насколько они посильны для ребенка? Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы, такие полезные, как спортивные.
Поэтому, дорогие родители, подумайте, возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда Ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Если же Вы решили, что дополнительные занятия необходимы Вашему ребенку, то для семилетнего ребенка их продолжительность должна быть не больше часа.
И, пожалуйста, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Они способствуют росту, развитию ребенка и прекрасно снимают «школьное» утомление.
И, наконец, наш самый больной вопрос, дорогие друзья, – это телевизор и компьютер. От прогресса никуда не деться: компьютеры ныне есть почти в каждом доме. И многие из нас мучаются угрызениями совести, глядя на увлеченно играющего в «стрелялки», «догонялки» малыша. Помните – компьютер ребенку – не игрушка. Понятно, что полностью «отлучить» ребенка от компьютера не возможно: слишком прочно он вошел в нашу жизнь. А вот разумно ограничить «общение» малыша с машиной не только можно, но и нужно. Для этого стоит узнать о том, как именно влияет техника на здоровье детей.
Нагрузка на зрение. Это первый и самый главный фактор: зрительное переутомление может привести к снижению остроты зрения. Перерывы и небольшая гимнастика для глаз могут профилактировать нарушения остроты зрения. Кроме того, проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.
Стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок смотрит на экран с определенного расстояния и одновременно держит руки на клавиатуре (или на джойстике). Это вынуждает его принять определенное положение и не изменять его до конца игры. Значит нужно, чтобы это положение было максимально удобным. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребенка: подвижные игры, прогулки, занятия спортом.
Психическая нагрузка. Компьютер требует не меньше сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, и все же психическую нагрузку можно уменьшить, соблюдая перерывы. Необходимо следить за содержательной стороной игр. Игры, в которой на высокой скорости двигаются изображения, мелькают мелкие элементы, быстро меняются цвета – настоящие «вредители». После подобного игрового сеанса ребенок еще долго будет находиться на взводе. Так что на ночь – ни-ни.
Мы не откроем Вам Америки, если скажем, что многочасовой просмотр телевизора и продолжительные игры на компьютере – это большая эмоциональная и зрительная нагрузка для ребенка.
Вы, наверное, скажете, что это нереально, однако, врачи рекомендуют детям младшего школьного возраста смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю и не более 1 часа. К сожалению, всем нам известно, что ребенок просиживает у экрана гораздо больше времени. А если еще учесть выходные, то это время увеличивается.
И все-таки, просим Вас, дорогие родители, пожалуйста, ограничивайте продолжительность просмотра телевизора и игр на компьютере. Поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал из просмотренной телепередачи или попросите пересказать увиденный фильм. И не забывайте, врачи установили, что расстояние между экраном и зрителями (при нормальном зрении) должно быть не меньше 2 м и не больше 5 м. Расстояние от телевизора до ребенка измеряется – ширина экрана умноженная на 5. После работы на компьютере приучите ребенка мыть руки, так как на клавиатуре, которая систематически не обрабатывается накапливается огромное количество вирусов и бактерий.
Вечером необходимо выкроить время, чтобы пообщаться с ребенком (дома или на прогулке). Проверьте, как приготовлены уроки (приготовлению уроков мы посвятим отдельный выпуск). А чтобы утром не тратить лишнее время на сборы и избавить ребенка от двойки по физкультуре из-за забытой спортивной формы, приучите своего ребенка собирать все необходимое для школы с вечера.
Не забывайте, что полноценный сон — это единственный вариант самого главного отдыха, который позволит ребенку восстановить свои силы после трудного дня. Не сомневайтесь, не выспавшийся малыш «проспит» все, что ему нужно услышать и понять в школе. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Ребенок младших классов должен ложиться спать не позднее 21.00. Лучше, если перед сном, вместо просмотра кровавого боевика или еще чего-нибудь в этом духе, Вы выйдете прогуляться с ребенком минут на 15-20. Малыш уснет быстрее, и спать будет спокойнее. Кстати, в выходные время отхода ко сну должно быть таким же, как и обычно.
Вот кажется и все. Если Вы еще не составили режим дня для своего ученика, то составьте и обсудите его вместе с ребёнком. И постепенно реализуйте этот режим дня в жизнь.
Предварительный просмотр:
Дети в Интернете: кто предупрежден, тот вооружен
Некоторым родителям Интернет представляется местом более опасным, чем реальная темная улица рядом с домом. Полезнее будет энергию, которая тратится на это беспокойство, перевести в активную и осмысленную заботу о том, чтобы ребенок с первых шагов в Интернете мог чувствовать себя уверенно и постепенно научился быть осторожным и защищаться от нежелательного влияния. Примерно до 12 лет вы можете достаточно жестко контролировать поведение ребенка в сети (например, ограничивать список сайтов, которые он может посещать), а с подростком нужно будет скорее договариваться о том, как он будет соблюдать правила безопасности, и полагаться на его доверие к вам.
Не все знакомства одинаково полезны
В Интернете не водится каких-то особенных, «компьютерных» преступников – они те же, что могут встретиться ребенку на улице, в магазине, в кинотеатре. Только их труднее распознать из-за того, что в сети люди не видят друг друга – как по телефону. Не стоит ребенку рассказывать в подробностях, кто такие педофилы или что такое мошенничество с платежными средствами, – достаточно кратко объяснить, что некоторые люди в силу психического нездоровья или плохого воспитания могут нанести серьезный вред здоровью ребенка, бюджету семьи, безопасности и спокойствию вашей жизни. Даже если ребенок не поймет в точности, чего ему следует опасаться, он может почувствовать ваше беспокойство и заботу о нем, и с готовностью будет делать то, что вы попросите. Для этого нужно как можно яснее, короче и однозначнее определить правила, по которым в вашей семье принято пользоваться Интернетом. Там должны быть упомянуты права и обязанности каждого члена семьи. Ваши преимущественные права (например, проверять его почту или журнал посещений страниц) вы можете объяснить ребенку по аналогии с правами администратора сайта: он тоже имеет право отслеживать поведение посетителей сайта и принимать меры предосторожности.
От общего к частному
Родителей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Наши измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества также соответствует нормативам. Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода - увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых. А также ... Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Наши исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Научите ребенка много читать и не попадать в сети паутины. Как показано на картинке.
Десять советов родителям и педагогам
Еще раз напоминаем, что маленький ребенок – это бурно развивающийся, очень чувствительный организм. В дошкольном и младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, в том числе и те, которые необходимы для успешного взаимодействия с компьютером. Продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной нагрузке, но ее резкое нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».
Очень уязвима и психика ребенка на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки (дома, в детском саду, в школе), нерегламентированные занятия на компьютере могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка. К тому же, как показывают исследования, большинство детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди детей 4–7 лет здоровых только 20% (I группа здоровья), с функциональными отклонениями в состоянии здоровья – 60% детей (II группа здоровья), с хроническими и органическими заболеваниями – 15% (III группа здоровья).
Итак, на что необходимо обращать особое внимание?
Совет 1. Если вы решились на покупку компьютера, то не экономьте на здоровье детей: компьютер и видеотерминалы должны быть хорошего качества.
Совет 2. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.
Совет 3. Следует правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.
Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115–130 см рекомендуется высота стола – 54 см„ высота сидения стула – 32 см; для детей ростом выше 130 см – соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50–70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть. Поза ребенка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3–3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора 4 для ног обязательна). Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
Совет 4. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
Совет 5. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.
Совет 6. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.
Совет 7. Чаще проветривайте комнату, а для того чтобы увеличить влажность воздуха, в помещении должен быть аквариум или другие емкости с водой.
Совет 8. С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
Совет 9. Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
Совет 10. После каждого занятия проводите с ребенком офтальмотренаж (упражнения для глаз) и общеукрепляющие упражнения, предложите помыть руки.
Простые и не очень простые советы
Защита глаз пользователей компьютеров, профилактика заболеваний, коррекция начинающихся нарушений – дело вполне реальное, требующее всего лишь некоторого здравого смысла, последовательности и внимания к своему здоровью.
Чаще моргайте. Может показаться смешным, но частое моргание при работе с компьютером – один из способов увлажнения слизистых глаза. Чем выше зрительная нагрузка, тем чаще следует моргать.
Пейте больше чистой воды. Одна из не лучших привычек в питании наших современников – недостаточное потребление жидкости, главным образом – чистой воды. В связи с этим в последние годы в нутриициологии появилось такое понятие как «водяной голод». Другими словами, люди отвыкли пить чистую воду. А ведь всего лишь несколько стаканов чистой воды в день помогут нормализовать водно-солевой обмен, улучшат состояние слизистых оболочек и конъюнктивы глаз.
Включайте в рацион продукты с витаминами А, С, В2. Для сохранения зрения важно разнообразие в питании. Полезно умеренное потребление рыбы жирных сортов, икры, печени трески, сливочного масла. Витамин А и его предшественник – бета-каротин содержится в моркови, красном перце, помидорах, петрушке и сельдерее, хурме, в других фруктах и овощах красно-оранжевого цвета. Богатый источник витамина С – цитрусовые (апельсин, лимон, грейпфрут). Необходимы для поддержания зрения черный хлеб, крупы (после минимальной тепловой обработки), фасоль, белокачанная капуста, мед, молоко и молочные продукты. Что же касается нежелательных пищевых привычек, то это избыточное потребление в течение многих лет крахмала, сахара, белка. Многие офтальмологи уверены: углеводы вредны для зрения, избыток мучной пищи может привести к ухудшению зрения.
Не злоупотребляйте глазными каплями. Капли с сосудосуживающим эффектом снимают покраснение, но их длительное применение приведет к расстройству регуляции тонуса сосудов и к обратному эффекту. Смягчающие капли для «сухих» глаз тоже следует использовать лишь для увлажнения и временного облегчения, но не применять постоянно – правильнее установить и устранить причину зрительных расстройств.
И последний совет. Сильные раздражающие факторы для глаз – сухой воздух, пыль, сигаретный дым. Поэтому воздух в рабочем помещении должен быть достаточно влажным, а отдыхать от компьютера с сигаретой в руках не стоит.