мои разработки
Элективные курсы, статьи, уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс Гармония человека и природы | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ»
Программа для общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев и вузов
Пояснительная записка
Актуальность. Создание программы по предмету «Гармония человека и природы» для учащихся общеобразовательных школ и вузов обусловлено проблемой взаимоотношения человека, общества и природы, которая достаточно остро стояла на всех этапах развития человечества, но в последние десятилетия существенно обострилась.
Современная система экологического образования молодого человека как человека культуры явно отстает от темпов развития коэволюционной культуры, науки и от темпов нарастания экологической опасности. Учитывая это, можно сказать, что современные образовательные учреждения, как школы, так и вузы, должны стать одним из главных центров формирования экогуманистического мировоззрения человека культуры.
Именно данный инновационный учебный предмет проясняет, какие отношения человека и природы наиболее гармоничны, какая из человеческих деятельностей в большей мере влияет на окружающую среду. В практике воспитания острейшее противоречие обозначено как теоретическая и практическая неподготовленность педагогов к осуществлению такой деятельности как в общеобразовательной школе, так и в вузе. Практика показала, что потребность в подобном учебном курсе велика: учебные материалы дают возможность каждому учащемуся понять то, что вина за причиненный вред природе лежит на всех людях, так как он есть следствие неразумного отношения к природным ресурсам. Вместе с тем ученик осознает собственную ответственность за исправление ошибок, допущенных в отношении природопользования другими поколениями. Участие каждого в экологической деятельности помогает осознать истинное положение вещей, понять личное предназначение, развить умения к сохранению живой природы и ее красоты во всем многообразии, пересмотреть свое отношение к себе и к миру в целом.
По определению предметом экогуманистического мировоззрения как одной из частей общего мировоззрения человека культуры являются моральные нормы и нравственное отношение во взаимодействии «человек – природа – общество». Обладание экогуманистическим мировоззрением, прежде всего, несет оздоровление духовного мира личности учащегося, освоение коэволюционной культуры и гуманистической морали. Экогуманистическое мировоззрение формирует человека культуры, так как содержит в себе экологию личности.
В неспециальном виде экологическое образование осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии — Конфуция, Лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию экологической науки.
Экологическое образование — это органичная и приоритетная часть всей системы образования, имеющего целью воспитание человека культуры, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку, несущая личности экогуманизм отношений. Данная программа направлена на формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности человека культуры, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей в воспитательном учебном пространстве.
Спецкурс предполагает формирование гуманистической среды воспитания как условие развития коэволюционной культуры и практической готовности учащегося к экологическому образованию в его современном и прогрессивном понимании.
Данный спецкурс также нацелен на личностное развитие и саморазвитие человека культуры, усвоение им культурных и природных приоритетов и ценностей; необходимых образовательных и методических знаний, мировоззренческих представлений о системе «человек-общество-природа», осуществление интеграции исследовательской и научно-педагогической деятельности в этой области; создание ситуаций, стимулирующих творческое саморазвитие учащегося.
Для поддержания и развития коэволюционной культуры общество нуждается в специальных социальных институтах, которые в той или иной мере заняты проблемой взаимодействия общества и природы, то есть в «механизме», который поддерживает и развивает его коэволюционную культуру. Элективный курс «Гармония человека и природы» является частью институциональной деятельности образовательных учреждений — школы и вуза.
Воспитательное пространство. Проблема формирования человека культуры, обладающего экогуманистическим мировоззрением, включает в себя и проблемы воспитательного пространства, среды и индивидуального поля личности. Их целью является моделирование единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе и, как следствие, формирование человека с экогуманистическим мировоззрением, который будет и человеком-гражданином, и человеком-патриотом, и семьянином-родителем, и специалистом-профессионалом. Для этого педагогически целесообразно моделирование таких организационных условий образовательной деятельности (воспитательное пространство, воспитательная среда, индивидуальное поле личности и др.), при которых личность человека культуры сможет двигаться в направлении к объективной субъектности, обусловленной сущностью экогуманистического мировоззрения.
Человек культуры. Человек культуры — это в первую очередь мировоззренческая личность, обладающая экологической культурой и, как следствие, экогуманистическим мировоззрением.
Обладание экогуманистическим мировоззрением, прежде всего, несет оздоровление духовного мира общества, освоение экологической культуры и гуманистической морали. Экогуманистическое мировоззрение формирует человека культуры, так как содержит в себе экологию личности.
Чтобы не допустить экологических трагедий, нужно чтобы каждый субъект признал ответственность за последствия своей деятельности. Решать эту проблему можно только через формирование человека культуры — мировоззренческую личность, наделенную совокупностью научных, философских, эстетических, экологических и других взглядов и убеждений.
Таким образом, у человека достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности, то есть во многом формирует человека культуры.
Характеристика спецкурса. «Гармония человека и природы» — один из тех учебных предметов, которые помогают учащемуся стать духовно и нравственно более зрелым. Ядром содержания элективного курса является изучение взаимодействия человека и природы, нравственных (гармоничных) норм поведения человека культуры по отношению к природе.
Учебный предмет органично сочетает в себе живое эмоциональное восприятие с системой умозаключений, свободу творческой фантазии с напряженной работой ума. Гармония человека и природы формирует, развивает и удовлетворяет нравственные, интеллектуальные, эстетические, экологические и другие запросы учащегося как человека культуры в процессе активной жизнедеятельности.
Цель преподавания. Целью специального курса является развитие и формирование коэволюционной культуры, экогуманистического мировоззрения, нравственного, ответственного, рационального отношения молодого поколения к природе в процессе самодвижения к человеку культуры как высшей цели саморазвития.
В ходе обучения формируются такие личностные качества, как сопереживание, благоговение перед проявлением любой жизни, чувственность и уважение не только к себе, но и к другим.
Гуманистическая направленность и интеллектуальная насыщенность предмета объединяет в своих рамках аналитическое и экологическое начало процессов самопознания и личностного роста учащихся.
Функции. Мировоззренческая – воспитательная – обучающая – развивающая – познавательная — культурная – эстетическая – мотивационная — культуротворческая.
Принципы. При конструировании программы мы опирались на важнейшие педагогические законы и закономерности, следуя принципам развивающего и воспитывающего характера обучения, научности содержания методов учебного процесса, систематичности и последовательности в овладении достижениями в области экологических наук, связи обучения с жизнью.
Программа отвечает требованиям принципа историзма, в ее основе также – принцип единства теории и практики, согласованности и преемственности тем, учета возрастных особенностей учащихся, разностороннего развития личности. Были использованы принципы творческой активности школьников, положительного эмоционального фона обучения, развития познавательных сил учащихся, личностно ориентированного характера обучения, взаимосвязи между предметами. Принципу целостности подчиняется связь элементов воспитания и обучения, а также соотношение знаний, представлений, умений и навыков.
Программа выстроена в соответствии с базовыми принципами экологического воспитания: связью всей экологической деятельности с процессом формирования экогуманистического мировоззрения и нравственности, единством экологической и коэволюционной культуры, принципом эколого - творческой деятельности и самодеятельности детей, принципом охраны среды.
Содержание спецкурса. Данный спецкурс реализуется в виде нескольких взаимосвязанных составляющих.
Экологическая составляющая спецкурса: направлена на оптимизацию, гармонизацию отношений человека и природы, развитие у него экогуманистического сознания. Эти качества формируются в процессе экогуманистической деятельности, непосредственного общения учащихся с природой, т.к. она является источником вдохновения, одухотворения человека. Поэтому необходима организация экогуманистической деятельности в самых разнообразных формах: экологический лагерь, научно-исследовательские проекты и эксперименты, экологические и натуралистические кружки, экологические движения и др.
Этическая составляющая: предполагает познание учащимися этики и этикета, которые направлены не только на формирование культуры поведения в общении с людьми, но также и с природными объектами (ценностные установки личности, направленные на поддержание гармоничных отношений в социоприродной среде).
Творческо – эстетическая составляющая: позволяет осуществлять духовное развитие личности через искусство, непосредственную творческую деятельность в нем. Для этого на занятиях спецкурса предполагается организация эстетического блока с различными направлениями (музыкальным, художественным и др.).
Правовая составляющая: направлена на развитие правосознания личности как неотъемлемого элемента экогуманистического мировоззрения. Действительно, такие качества правосознания как законопослушность, уважение к правам других людей, бережное отношение к природе, гражданственность, патриотизм и др. могут быть основаны только на развитых духовно-нравственных ориентирах личности.
Валеологическая составляющая: направлена на изучение культуры здорового образа жизни. Причем в данном случае имеется в виду не только физическое, но и духовное здоровье. Актуальность валеологических знаний продиктована возрастающим в обществе числом стрессов, физических заболеваний на фоне загрязнения окружающей среды, ведения нездорового образа жизни, урбанизации и, вследствие этого, отчуждения человека от естественной природной среды. Важным элементом его жизни в настоящем и будущем должно являться, на наш взгляд, умение поддерживать в норме свое физическое и эмоционально-духовное состояние.
Развивающая составляющая, связанна с развивающим обучением, где в прошлом остается механическое воспроизведение полученной им информации, без осмысления, творческого овладения ею, а будущее направлено на развитие у человека высших психических функций: памяти, внимания, творческого и логического мышления. В их основе лежат умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, систематизировать, создавать новое. Все эти качества мыследеятельности необходимы в экологическом мышлении, направленном на поддержание гармоничных отношений в системе «общество-человек-природа».
Интегративная составляющая, направленная на развитие целостного мировоззрения личности.
Информационная составляющая спецкурса, направлена на развитие умения учащихся оперировать информацией. Количество информации стремительно нарастает, поэтому полностью охватить даже узкую область знания становится реально невозможным, недостижимым, да и ненужным, так как человек должен учиться мыслить глобальнее. В таком случае знания превращаются в материал, сырье, при работе с которым у человека развивается логическое и творческое мышление, техника коммуникации с техническими устройствами.
Регламент преподавания:
Оптимальный вариант – это освоение курса в течение одного года, по 4 учебных часа в неделю. Курс может быть сокращен или увеличен в зависимости от организационных возможностей, необходимости усложнения или упрощения программы воспитания и обучения.
Форма обучения – аудиторная (классная). Основной структурной единицей обучения является лекционно-семинарские занятия (для школы урок). На занятиях применяются некоторые формы тренинга образного мышления, а также такие формы учебно-воспитательной работы, как диспуты на нравственные и эстетические темы, экологическую тематику, экскурсии в учреждения с экологической направленностью, зачет.
Методы обучения: фронтальное обучение, диспут, прения, «переговорные площадки», «круглые столы», деловые и ролевые игры, тренинги, экскурсии и др.
В процессе преподавания спецкурса рекомендуется использовать проблемный, эвристический и исследовательский методы, чаще обращаться к заданиям развивающего и творческого характера, создавать ситуации, побуждающие к дискуссии.
В число методов, необходимых для успешной реализации программы, также входят беседа, лекция, рассказ, учебная дискуссия, работа с книгой, устные, письменные и графические упражнения, метод иллюстраций, просмотр слайдов, демонстрация видеофильмов, прослушивание музыкальных записей, организация наблюдения, самостоятельная и практическая работа.
Для лучшего усвоения экологических знаний используются задания, сочетающие исследовательские и игровые элементы.
Средства обучения. Для эффективного обучения необходимо:
- Технические средства обучения (графопроектор, диапроектор, музыкальный центр, компьютер, видеомагнитофон).
- Учебник, учебные и методические пособия, художественная литература.
- Наглядные средства обучения (фотографии, слайды, схемы, макеты, видеофильмы, экологические экспозиции, аудиокассеты с записями, CD и DVD - диски с записями).
- Объекты окружающей среды.
Контроль и оценка знаний. Знания оцениваются по пятибалльной системе, однако для себя преподаватель может вести учет успеваемости по десятибалльной шкале, соотнося отметку с уровнем сформированности экогуманистического мировоззрения учащегося (первый уровень – 8 - 10 баллов, второй – 5 – 7 баллов, третий – 2 – 4 балла, четвертый 0 - 2). Итоговый контроль – зачет.
Основные требования к знаниям и умениям. Знания, практические умения и навыки, а также ключевые понятия по темам представлены в тексте программы.
Новизна авторской позиции. Отличие нашей программы заключается в следующем:
- Программа строго ориентирована на формирование экогуманистического мировоззрения человека культуры (школьника и студента).
- Сквозными проблемами специального курса являются развитие экогуманистического сознания, коэволюционной культуры, экогуманистической деятельности.
- Значительное внимание уделено эстетической, валеологической, философской, педагогической тематике, что подчеркивает мировоззренческую и воспитательную функции культуры.
- Структура курса отличается композиционной и классификационной гибкостью, совмещая хронологический, региональный и морфологический принципы построения.
- Содержание программы способствует сближению логики и образности, рационального и эмоционального начала человеческой психики.
Условия реализации программы.
- Введение специального курса «Гармония человека и природы» в сетку занятий.
- Поощрения умственной инициативы учащихся, опора на продуктивные мыслительные операции (суждение, оценку, сравнение, целенаправленное наблюдение, узнавание и воспроизведение, мыслительный эксперимент).
- Наличие наглядных и технических средств обучения.
- Соответствие программы обязательным требованиям государственных стандартов.
Рабочая программа
Направление: теоретико – практическое
Класс: 5-10
Форма: лекционно-самостоятельная (факультативная)
Количество часов: 68 ч.
Из них:
- лекции: 32 ч.
- практическое занятие: 28 ч.
- экскурсии: 8ч.
Таблица 1
Тематическое планирование
№ п/п | Тематика | Количество часов | ||
Лекции | Практические занятия | Экскурсии | ||
1. | Глобальные проблемы человечества | 6 | 4 | |
2. | Становление и развитие экологии как науки | 4 | 4 | |
3. | Система «человек – общество – природа» | 4 | ||
4. | Взаимоотношения человека, общества и природы | 6 | 6 | |
5. | Экологическое образование | 8 | 8 | 4 |
6. | Проблемы экологии человека | 4 | 6 | 4 |
Итого: | 32 | 28 | 8 |
Содержание теоретического раздела (лекции — 32 часа)
- Глобальные проблемы человечества.
2.1. Понятие глобальных проблем. Их классификация.
2.2. Глобальное сознание.
2.3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
- Становление и развитие экологии как науки.
2.1. Основные этапы и определяющие факторы развития экологии.
3. Система «человек – общество - природа».
- Исторические тенденции взаимодействия человека, общества и природы.
- Конфликтные ситуации современного природопользования.
4. Взаимоотношения человека, общества и природы.
4.1. Основные направления взаимодействия человека, общества и природы.
4.2. Ненасилие как форма отношения к природе.
4.3. Субъективное отношение к природе.
5. Экологическое образование и воспитание.
5.1. История и перспективы экологического образования.
5.2. Педагогические основы экологического образования.
5.4. Экологическое воспитание как формирование коэволюционной культуры.
6. Проблемы экологии человека.
5.1. Экология человека.
5.2. Город, природа, человек.
Содержание экскурсий (8 часов)
- Экологическое образование и воспитание.
1.1. Значение учреждений дополнительного образования с экологическим уклоном (г. Оренбург) для экологического воспитания.
2. Проблемы экологии человека
2.1. Природные объекты г. Оренбурга как главное условие гармонии человека и природы.
Содержание практических занятий(28 часов)
1. Глобальные проблемы человечества.
- Экологическая этика. (2 часа)
- Проблемы и принципы экологического кризиса. (2 часа)
2. Становление и развитие экологии как науки
2.1. Концепция коэволюции природы и общества В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева (2 часа)
2.2.Ролевая игра «Хоть сказки не рассказывай об этой экологии» (2 часа).
3. Взаимоотношения человека, общества и природы.
3.1. Концепция С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина. (2 часа)
3.2. Переговорная площадка «Моя хата с краю! Или нет». (4 часа)
4. Экологическое образование и воспитание.
4.1.Экологическая педагогика. (2 часа)
4.2. Экологизация образования. (2 часа)
4.3.Экологическое образование и воспитание в цикле естественных и гуманитарных наук. (4 часа)
5. Проблемы экологии человека.
5.1. Ролевая игра «Судебный процесс». (2 часа)
5.2. Мировоззренческая экогуманистическая игра «Что будущему мы готовим?». (4 часа)
Самостоятельная познавательная деятельность
Самостоятельная деятельность учащихся состоит в работе с лекционным материалом, подготовке к семинарским занятиям и выполнении индивидуальных домашних заданий.
Содержание тем элективного курса «Гармония человека и природы»
ТЕМА №1. Глобальные проблемы человечества.
Понятие глобальных проблем. Факторы, определяющие актуальность глобальных проблем. Классификация глобальных проблем.
Исторические корни нашего экологического кризиса. Экологическая этика. Этика экологической ответственности: загрязнение окружающей среды, ресурсы, население, охрана природы, моральные традиции. Глобальное моделирование Римского клуба. Глобальное сознание в разных концепциях.
Основные понятия: глобальные проблемы, экологический кризис, экологическая этика, глобальное сознание.
Вопросы для обсуждения:
- Что понимается под глобальной проблемой? В чем отличие глобальных проблем от региональных и локальных?
- В чем причина возникновения и обострения глобальных проблем?
- В чем сущность метода глобального моделирования?
- Охарактеризуйте основные стратегии природоохранной деятельности.
- Каково значение системы образования в свете глобальных проблем?
Задания:
I. Закончите предложение (вставьте пропущенные слова).
1. Ядерное оружие и ряд других факторов выдвинули на первый план .
2. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит .
3. Одним из наиболее продуктивных путей на сегодня является предложение ученых, которые обратились к такому известному и устоявшемуся общественному институту, как .
Слова для вставки: Римский клуб, задача выживания человечества, система образования.
II. Кто это сказал:
«Не только важно, но и не нужно, чтобы отдельные части социального целого совпадали в своих стремлениях и идеях. Важно и нужно, чтобы каждая группа не забывала об остальных и в определенной мере разделяла их жизнь»……..
«…Условия выживания достаточно ясны… Будучи живыми существами, мы должны согласоваться со своим окружением, научиться жить помогая, а не мешая осуществлению жизненных циклов природы.»
«Баланс Природы предоставляет нам объективную нормативную модель, которую можно использовать в качестве основополагающей для человеческих ценностей…»
Имена ученых для подсказки: Пол Сиэрс, Х. Ортега -и - Гассет, Б. Ко-луэлл - мл.
ТЕМА №2. Становление и развитие экологии как науки.
Понятие «экология». История развития экологии как науки. В.И. Вернадский и его учение о биосфере. Развитие биосферы в ноосферу – сферу разума. Концепция Н.Н. Моисеева. Человек как антропогенный экологический фактор. Пути решения экологических проблем. Как решаются экологические проблемы за рубежом: США, Италии, Швеции, Японии. Международные экологические организации.
Основные понятия: экология, ноосфера, антропогенный фактор.
Вопросы для обсуждения:
1. Как менялось содержание термина «экология» по ходу развития цивилизации?
2. Как изменились взаимоотношения человека и природы по мере развития человеческой цивилизации?
3. Когда возникла экология как наука?
4. Кто ввел термин «биосфера» и «ноосфера»?
5. Какие вам известны направления в экологии?
Задания:
- Проанализируете концепции двух ученых и заполните таблицу:
Таблица 4
Сходства | Различия | ||
Концепция В.И. Вернадского | Концепция Н.Н. Моисеева | Концепция В.И. Вернадского | Концепция Н.Н. Моисеева |
II. Докажите, что экология необходима человечеству.
III. Сочините небольшое стихотворение с использованием ниже изложенных слов.
Слова для стихотворения: планета, человечество, экология, наше будущее.
ТЕМА №3. Система «человек – общество – природа».
Характеристика системы «человек - общество - природа». Характеристика отдельно взятых элементов системы: человека, общества и природы. Законы взаимоотношений человека и природы.
Основные подходы в природопользовании: анимизм, антропоморфизм, зооморфизм, пантеизм, неоплатонизм. Их основоположники и основные идеи.
Перспективы и направления взаимодействия человека – общества – природы. Оценка взаимодействия человека, общества и природы.
Развитие системы. Проблемы и достижения.
Основные понятия: социализация, анимизм, антропоморфизм, зооморфизм, пантеизм, неоплатонизм.
Вопросы для обсуждения:
1. По какому принципу построены все законы взаимоотношения человека и природы?
2. Какая основная идея лежит во всех подходах природопользования?
Задания:
- Поменяйте составляющие системы. Проанализируйте и объясните результат.
Например: «природа – общество – человек»
ТЕМА№4. Взаимоотношения человека, общества и природы.
Природа как ценность. Правила и принципы гармонии человека и природы. Основные направления взаимодействия человека и природы: антропоцентризм, натуроцентризм. Ненасилие как понятие. Ненасилие в отношении к природе. Концепция «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Проблема ненасилия взаимодействия человека общества и природы в религиозных концепция: Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Даосизм. Ислам. Христианство. Их характеристика и суть. Концепция С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина. Субъективное восприятие мира. Историческая хроника понятия экологического сознания. Классификация людей как носителей экологического сознания. Основные свойства и принципы экологического сознания.
Основные понятия: экологическое сознание, саморефлексивность, антропоцентрическое экологическое сознание, эксцентрическое экологическое сознание.
Вопросы для обсуждения:
- Что значит «природа есть ценность»?
- В чем суть концепции А. Швейцера и каково ее значение для современности?
- Что можно взять для себя за правило из религиозных концепций ненасилия?
- Какова суть концепции С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина?
- Экологическое сознание, что это?
- К какому типу людей с экологическим сознанием вы относитесь?
- Какие свойства присущи экологическому сознанию?
Задания:
- Составьте схему взаимоотношений человека – общества – природы.
- Проанализируете ниже изложенное письмо. Сделайте выводы и аргументируйте свой ответ.
«Меня зовут Сергей Михайлович. Я – лесоруб, специалист высшего класса.
Родился в России, г. Хабаровске. Мне 70 лет. Мой отец тоже был лесорубом. Из роддома мать меня принесла в лагерь лесорубов, где мы жили. Так что вся моя жизнь связана с лесом.
Я еще помню девственные леса, где заготовка велась хищническими методами и была абсолютно бесконтрольной, а масштабы наносимого природе ущерба – ужасающими. Мы вырубли лес до самого русла рек, уничтожили красивейшие ручьи. Подобные драгоценным камням озера превращались в безобразнейшие ямы, обращенные к небосводу.
Я видел одинокое дерево с гнездом орла, которое миновал топор. Но птицы покинули его, а дерево погибло, так как без леса оно не могла выжить.
Я участвовал в тысячах сплошных вырубок леса, видел животных, бегущих врассыпную под перекрестным огнем охотников, охваченных ужасом, не знающих, куда им скрыться.
Меня глубоко беспокоит судьба наших лесов. Они исчезают, возраст древостоя снизился с 600 до 35 лет! Люди сажают новые деревья, разводят лес, но площадь лесов все сокращается и сокращается.
Вот так обстоит дело, господа. И добавить здесь больше нечего. Но помните – время уходит».
ТЕМА№5. Экологическое образование и воспитание.
История развития экологического образования (ЭО). Становление ЭО в рамках биологических наук. Развитие и перспективы ЭО.
Международное сотрудничество в области. Дискуссионные вопросы ЭО: проблема методической организации ЭО, ориентация ЭО. Подходы к проблеме содержания ЭО: «представленческий», «отношенческий», «технологический». Модели ЭО.
Основные задачи ЭО. Первая задача - формирование экологических представлений личности. Основные положения единства человека и природы. Представление о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе. Представление об энергетическом обмене между техносферой и биосферой. Представление о мире природы как о духовной ценности. Представление о взаимосвязи природных условий и развития общества. Вторая задача - формирование отношения личности к миру природы. Широта отношения к природе. Интенсивность отношения к природе. Степень осознанности отношений. Устойчивость отношений. Третья задача – формирование стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
Становление экологической педагогики (ЭП). Цели ЭО с позиций ЭП. Задачи ЭО с позиции ЭП. Методологические особенности ЭП.
Теоретические аспекты экологического воспитания. Задачи экологического воспитания. Деятельность учащихся как фактор развития экологического образования. Изменения отношения к природе. Методика экологического воспитания в Японии и США. Коэволюционная культура важная составляющая экологического воспитания. Культура человеческих отношений. Экогуманистическая деятельность. Экологическое мышление. Коэволюция общества и природы.
Основные понятия: техносфера, экологическое образование, ноосферное образование, природа, личность, экологическая личность, экологическая педагогика, экологическое воспитание, деятельность, культура, коэволюционная культура, экогуманистическая деятельность, экологическое мышление.
Вопросы для обсуждения:
- Каковы основные тенденции развития экологического образования в мире?
- Какие задачи должно решать современное экологическое образование?
- Какие факторы способствовали возникновению экологической педагогики?
- Как вы себе представляете стратегии экологического образования?
- Как надо формировать экологические представления личности?
- Как надо формировать положительное отношение личности к миру природы?
- Какие задачи решаются в процессе экологического воспитания?
- Что такое коэволюционная культура?
- Как проходит экологическое воспитание в Японии?
- Какие модели экологического образования вы знаете? Дайте им краткую характеристику.
Задания:
- Разбейтесь на четыре команды, каждая из которых коллективно готовит одного выступающего по теме «Экологическое образование и воспитание в (какой – либо) стране», страну выбираете сами. Его задача: в течение 15 минут убедить всех в эффективности и перспективности экологического образования в данной стране. Подготовьте необходимое вам оформление и инвентарь. План приведен ниже.
План:
- Цель экологического образования.
- Задачи экологического образования.
- Методы экологического образования.
- Результаты экологической деятельности.
- Запишите в тетради, пользуясь энциклопедией, словарями, учебниками, учебными пособиями и.т.д., определение экологического образования и воспитания (со сноской на автора):
- экологическое образование – это…
- экологическое воспитание – это…
- Как вы считаете, прав ли автор?
«Человек – существо глубоко антропоцентрическое, которое зачастую в окружающем мире видит только себя, используя этот мир как средство, воображая себя целью мира, бытия, природы. Но человек не является ни средством, ни целью для природы. Социальность – это лишь экологическая ниша, которая позволила выжить человеку в условиях ожесточенной борьбы за существование в ходе эволюции живого.
Однако человеческое сознание XX века отказалось от признания каких-либо ограничений его суверенности. Отсюда следует, что должно измениться мировоззрение людей, стать не только критическим, но и самокритичным. Мощь человеческой цивилизации такова, что она может соперничать с силой природных факторов, а иногда и превосходить их! Это, однако, не означает превосходства человека над природой, более того, это свидетельство слабости цивилизации, ибо очередные усилия, направленные на «покорение природы», могут лишь привести к экологической катастрофе и вымиранию человека на Земле в течение нескольких десятков или сотен лет. Главное поэтому – не социум и не экономика, а «экос», «биос», жизнь на Земле, то живое вещество, благодаря которому Земля стала домом для человеческих существ». (А.К. Астафьев).
- Приведите примеры из жизни, когда вас возмутило безалаберное, безответственное отношение к природе. Обсудите с коллегами (одноклассниками) эти моменты.
ТЕМА№6. Проблемы экологии человека.
Понятие экология человека. История введения данного понятия в научный оборот. Понятие экология человека с разных позиций: экологии, медицины, философии, экономики и т.д. Экология человека и экологическая безопасность. Взаимодействие человека с окружающей средой. Загрязнение воздуха, воды, почвы, жилья, радиоактивное загрязнение, шумовое загрязнение, загрязнение медицинскими и косметическими препаратами, загрязнение пищевых продуктов. Природоохранная деятельность.
Основные понятия: экология человека, человек экологический.
Вопросы для обсуждения:
- Чем определяется продолжительность жизни человека? Какая она в городе, а какая в сельской местности?
- Чем определяется экологически здоровый образ жизни?
- Чем чревато загрязнение воды, воздуха, почвы?
- Какие последствия оставляет радиоактивное загрязнение?
- Как шумовое загрязнение влияет на здоровье человека?
Задания:
I. Подготовьте выступление об экологической обстановке в вашем городе.
II. Разделитесь на три команды и подготовьте доклады о загрязнении воздуха, воды, почвы в вашем городе?
- Заполните таблицу:
Таблица 5
Загрязнение окружающей среды | Сельская местность | Город |
Загрязнение воздуха | ||
Загрязнение воды | ||
Загрязнение почвы | ||
Шумовое загрязнение | ||
Радиоактивное загрязнение |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
тематика
контрольных и творческих работ (рефератов, сообщений и т.д.)
- Эстетическое воспитание учащихся – одна из составляющих коэволюционной культуры.
- Творческая и экологическая деятельность – условие развития гармонии человека и природы.
- Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности учащегося.
- Воспитание ответственного отношения к природе средствами художественной культуры, художественной и научно-популярной литературы.
- Природа в киноискусстве как средство экологического воспитания учащегося.
- Роль музыки в развитии нравственного отношения учащегося к природе.
- Экологическая культура как составляющая общечеловеческой культуры.
- Народная педагогика в экологическом воспитании молодежи.
- Ноосфера основа мировоззрения
- Новое экологическое мышление.
- Экологическое сознание и власть.
- Конъюнктурность народного экологического мировоззрения.
- Формирование и развитие экологического сознания у детей и подростков.
- Проблемы формирования экологического мировоззрения.
- Образовательная деятельность в формировании экологического мировоззрения.
Приложение 2.
ЛЕКЦИЯ: «Ненасилие как форма отношения к природе».
Прежде чем определиться, что такое ненасилие, необходимо четкое представление о понятии насилие. Буквально насилие означает делание чего-либо через силу, принуждение силой, это право сильного, возведение силы в закон.
Различают насилие прямое и косвенное, явное и скрытое, активно и пассивное, физическое и моральное и др. Насилие может быть биологическое, педагогическое, средовое, ситуационное, общественное, государственное, мировоззренческое — религиозное, Я-концептуальное, межгосударственное (например, захватническая политика фашистской Германии, политика приоритета американских интересов на территориях других стран, политика вмешательства — бомбардировки американцами Югославии и т.д.), общечеловеческое, террористическое и др. Однако, отрицая в целом насилие как средство воздействия на личность, следует признать, что оно, с точки зрения гуманистически разумного подхода, нередко бывает необходимо. Оно является естественным элементом ненасилия.
Можно ли отнести запрет школьникам на курение, требование не мешать на уроке, установку на повиновение, когда ребенку хочется пошалить, и т.д. к форме насилия? Конечно, да — скажут одни, другие категорично ответят «нет». И первые, и вторые будут правы.
Практически насилие — это всегда прямое или косвенное ограничение кого-либо или каких-либо действий человека. Пресечение, ограничение всегда в той или иной мере есть насилие, потому что предписывает нормы поведения и общежития, смирения, несмотря на то, согласен ли индивид следовать этим нормам и правилам, подчиниться жесткой установке усечения своих потребностей. Насилие трансформируется в ненасилие при условии принятия человеком разнообразных табу, которое, безусловно, имеет свободный характер, так как является нравственным выбором. С точки зрения феномена ненасилия, выработка духовно-нравственной основы личности и принятие общечеловеческих ценностей представляет объективное ограничение культуры насилия.
Глобальные проблемы современности требуют первоочередного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение к природе. Сегодня на фоне бездумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых существ, основу современных отношений человека и природы должен составлять экогуманистический взгляд на настоящее и будущее человечества. Именно экогуманистический подход способен оптимально, без насилия, удовлетворять потребности людей сегодня и не поставить под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их завтра.
Феномен ненасилия – способность человека проявлять лояльность к представителям другой культуры, то есть Другому, инакомыслию, это желание и умение быть терпеливым, добрым, гуманным и в то же время деятельным, способным отстаивать ценности ненасилия, нести их ближнему.
В то время, когда стираются границы между добром и злом, нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи. Вот почему любой зрелый человек должен брать на себя задачу формирования экогуманистического мировоззрения ребенка. Тем более эту задачу должен решать профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.
Нельзя не учитывать и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои экологические знания. Этот фактор складывается, конечно, из суммы результатов семейного, школьного, вузовского воспитания. Однако в первую очередь он является результатом влияний общественной культуры. Она же включает в себя экологическую культуру, а та в свою очередь — экогуманистическое мировоззрение.
Ненасилие характеризует отношения человека к миру в целом: к природе, к людям, ко всему живому с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его жизнедеятельность. Ненасилие, с точки зрения экогуманистического мировоззрения, — это жизненный экологический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, и прежде всего человека и его существования.
В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости. Более того, природа планеты Земля, имея статус общечеловеческой ценности, находится здесь под пристальным вниманием общественности.
Ценностное осмысление природы выражает нерасторжимое единство человека и общества с природой. Последние выступают как элементы единой системы «природа – общество», вне которой их существование невозможно, однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получая приоритет над интересами общества. При таком подходе природа в новой системе ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа.
По определению предметом экогуманистического мировоззрения как одной из частей общего мировоззрения являются моральные нормы и нравственность в области отношений «человек – природа – общество». Обладание экогуманистическим мировоззрением, прежде всего, несет оздоровление духовного мира общества, освоение экологической культуры и гуманистической морали. Экогуманистическое мировоззрение формирует человека культуры, так как содержит в себе экологию личности.
В связи с названными существенными особенностями экогуманистического мировоззрения в ее внутренней структуре важно выделить значение морального выбора и ответственности. Здесь же можно сказать не только о высокой личной ответственности, но и о социально-экологической ответственности, поскольку, по нашему мнению, она имеет решающее значение для формирования экогуманистического мировоззрения.
Формирование экогуманистического мировоззрения учащегося сопровождается совокупностью правил и принципов:
- экологическая позиция в отношениях человека к природе должна быть, прежде всего, гуманистической, т.е. имеющей в качестве приоритета как благо человека, так и благо природы. Связь между ними институализирует «экологический императив», выдвинутый академиком Н.Н. Моисеевым и предписывающий, придерживаясь теории коэволюционного развития общества и природы, не вступать в противоречие с естественными закономерностями, дабы не вызвать необратимых процессов в биосфере;
- во взаимосвязи человека и природы должен действовать «принцип партнерства»;
- необходимо относиться к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности;
- принцип ненасилия как обладающий большим интеграционным потенциалом по отношению к другим принципам экогуманистического мировоззрения должен соотноситься с ее гуманистической составляющей.
Помимо вышеизложенного следует выделить еще один принцип построения отношений человека с природой, основанный на понимании целостного единства человека с миром, прежде всего со всем живым. Это принцип «благоговения перед жизнью» А. Швейцера: «Я испытываю побуждение высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле и жизни, так и по отношению к любой другой».
А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое исходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мышление – такое мышление, которое занято природой познания, логическими построениями, естественными науками; если же человек побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже другого типа мышления.
В сжатом виде содержание концепции А. Швейцера состоит в следующем.
Реальный мир – мир, полный жизни.
О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни; к этому миру он имеет как пассивное, так и активное отношение; как существо, стоящее в пассивном отношении к миру, он приходит к духовной связи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отношении к миру, человек приходит к духовной связи с ним благодаря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.
Начав думать о тайне своей жизни и о связях, соединяющих его с жизнью, человек уже не может относиться к своей и окружающей его жизни иначе, как в соответствии с принципом «благоговения перед жизнью», и этот принцип не может не проявиться в экологическом миро- и жизнеутверждении, которое выражается в его действиях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь.
Для человека по-настоящему нравственного жизнь священна даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей, он делает различия только в каждом конкретном случае, под давлением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую. «Если этика Благоговения перед жизнью затронула его, – пишет А. Швейцер, – он наносит вред в жизни и разрушает лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и никогда - из-за недомыслия. Насколько он является свободным человеком, настолько он использует любую возможность, что испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и отвести от нее страдание и разрушение».
Этика А. Швейцера одинаково и гуманистична, и реалистична. Признавая тот факт, что человек не может избежать насилия над жизнью и ее уничтожения, тем не менее он, как существо разумное, не будет этого делать на субъективном основании, произвольно, помня всегда о том, что «он несет ответственность за жизнь, которая принесена в жертву». Такого рода подход, весьма близкий принципу ненасилия, может, по нашему мнению, способствовать разрешению глобальной проблемы, гармонизации взаимодействия человека и природы, полноте использования собственного разума, когда индивид осознает как ценность окружающий мир, так и собственную ценность и когда эти ценности связаны воедино неразрывными узами.
Итак, субъект, обладающий экогуманистическим мировоззрением, должен вести деятельность, направленную на искоренение эгоистического отношения к природе, потребительского и пренебрежительного отношения к будущему поколению. В связи с этим система экологического воспитания и обучения требует перестройки.
Нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к природе, если сам педагог занимает антиэкологические позиции. Поэтому важно, чтобы экогуманистическое мировоззрение вошло в учебно-воспитательтный процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой. Для этого необходимо вести разработку комплексных программ по воспитанию экогуманистического мировоззрения, а также специальных программ по подготовке учителей к такой работе, обеспечить их всем необходимыми методическими материалами.
Экологическое образование принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения. В силу этого экологическое образование должно стать непрерывным.
В.М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование – это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.
Далее, не менее важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею.
В настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого- информационной культуры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для учеников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образования и т.д.).
В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность. Экогуманистическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.
В процессе становления субъекта как личности, человек соприкасается с большим разнообразием культур. У каждого формируется свой собственный культурный опыт, свое мировоззрение, складывающееся из разных соотношений тех или иных субкультурных и культурных пространств.
На общественном уровне: богатство связей субкультур и форм их взаимодействия формирует ту культуры, которая и позволяет человеку стать индивидуальностью, а каждой социальной группе самореализоваться в обществе.
На уровне личности: многообразию культурного пространства помогает личности в ее жизненном самоопределении; чем больше субкультур «участвуют» в жизнедеятельности человека, тем больше для жизненного выбора, больше условий для формирования широкого взгляда на мир.
С самоопределением тесно связаны чувство собственного достоинства, самопожертвования и высокий уровень самосознания.
Основной акцент делается на развитии так называемой экологической совести и экологического долга. Долг в экологической интерпретации состоит не только в том, чтобы сберечь то, что есть, поддерживать сложившееся равновесие в природе, но и предпринимать усилия для достижения наилучшего состояния экосистем. Только через призму такого подхода можно рассматривать и практические интересы человека, решать проблемы, связанные с его жизнью и деятельностью.
Самоопределение, характеризует процесс полноценного проживания, т.е. самореализации человека, его сил и способностей. Жить – значит выработать свою жизненную позицию, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, к природе, понять себя и других.
Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, является наличие сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения. Таких сфер четыре – человек, общество, природа, интегрированные продукты человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии – такова суть ненасилия в экогуманистическом мировоззрении.
В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изменяет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная личность. Здесь уместно будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем жестокое обращение с животными еще более противно долгу человека перед самим собой, так как препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослабляются и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности в отношениях с другими людьми».
В заключении хотелось бы отметить, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это особенно характерно для нашей страны), что новая экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор система экологического воспитания и обучения подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных ценностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы образования подрастающих поколений, которая в полной мере учитывала бы достижения современной экологической философии, экологической психологии и педагогики.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абрамов, Ю.Ф. Лицей эколого-информационных технологий / Ю.Ф. Абрамов., М.П. Алешкевич, А.М. Буровский , А.К. Костин - Иркутск, 1998.
- Агаджанян, Н.А. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия./ Н.А. Агаджанян. - М., 1995.
- Баранова, В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // В.И. Баранов. Экология, культура, образование. - М., 1989.
- Бездухов, В.П. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя./ В.П. Бездухов, В.И. Гусаров. Самара: Изд - во СамГПУ, 2000.
- Бореев, Ю.Б Эстетика./ Ю.Б. Бореев. В 2-х. Т.1.- 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997.
- Воробьева, С.В. Образовательная деятельность в формировании экологического мировоззрения. //С.В. Воробьева, В.Д. Шантарин, О.В. Смирнов. Социально – политический журнал. – М., 1996. – №4.
- Гирусов, Э.В. Экология и культура./ Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова - М., 1989.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и франц./ сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаевой; вводн. ст. Ю.А. Шрейдера. – М.: Прогресс, 1990.
- Гранин, Ю. Экологическое сознание и власть // Ю. Гранин. Высшее образование в России. – М., 1999. - №1.
- Гудин, Д. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ./ под общ. ред. Т.В. Барчуновой./ Д. Гудинг, Дж. Леннокс. – Ярославль: ТФ «Норд» 2001.
- Гуревич, П.С. Основы философии: учебное пособие./ П.С. Гуревич. – М.: Гардарика, 2004.
- Гусейнов, А.А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование./ А.А. Гусейнов. - М., 1989. - С. 5 - 11.
- Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология./ С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону, Изд. «Феникс» 1996.
- Жигарева, Т.Е. Экологическая культура как составляющая общечеловеческой культуры. / материалы регион. – науч. – практ. конференции. Взаимодействие этнических культур в образовательном пространстве Урала./ Т.Е. Жигарев. – Уфа: Изд. БГПУ, 2003.
- Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования./ А.Н. Захлебный. - М., 1991.
- Зверев, И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения./ И.Д. Зверев. - М., 1993.
- Иванова, Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии./ Т.В. Иванова. - 1999. - № 3.
- Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения. Пер. с нем. Н.М. Соколова; науч. ред. и авт. вступ. ст. и примеч. В.Н. Брюшинкин, Калининград: / И. Кант. кн. изд – во., Т 3. 1998.
- Кочергин, А.Н. Экологическое знание и сознание./ А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев. - Новосибирск, 1987.
- Кряж, И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии./ И.В. Кряж. - 1998. - № 1.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп./ Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт – М, 2001.
- Мамедов, Н.М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие./ Н.М. Мамедов. - М., 1995.
- Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума./ Н.Н. Моисеев. – М.: Языки русской культуры, 2000.
- Моисеев, Н.Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии./ Н.Н. Моисеев. - М., 1996. - С. 1 - 12.
- Никонорова, Л.В. Культура и мировоззрение. – В кн.: Ежегодник Философского общества СССР./ Л.В. Никонорова. - М., 1984
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Педагогика ненасилия: реалии и перспективы. Материалы XI конференции. М., 1994.
- Плюснин, Ю.М. Конъюнктурность народного экологического мировоззрения. // Социально – политический журнал. – М., 1996. – №4. – С. 217 – 221.
- Радугин, А.А. Психология. учебное пособие для высших учебных заведений./ А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001.
- Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография // под ред. д.п.н., проф. А.В. Кирьяковой. – М.: 2000.
- Рейменс, Н.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. М.: мысль, 1990.
- Родзевич, Н.Н. Проблемы формирования экологического мировоззрения. // География в школе./ Н.Н. Родзевич. – М., 2000. - №3. – С. 38 – 44.
- Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр./ В.С. Селиванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Ситаров, В.А. Психология и педагогика ненасилия./ В.А. Ситаров, В.Г. Маралов. - М., 1997.
- Сластенина, Е С. Экологическое образование в подготовке учителя./ Е.С. Сластенина. - М., 1984.
- Урсул, А. Ноосфера – основа мировоззрения. // Вестник высшей школы./ А. Урсул. – М., 1991. - №5.
- Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. – М.: Прогресс – Традиция, 2001.
- Селиверстова, С.А. Феномен ненасилия в экогуманистическом мировоззрении. Философия и практика ненасилия. / Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXVI Всероссийской научно – практической конференции (Санкт-Петербург 21 апреля 2005 г.)/ Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С./ С.А. Селиверстова. – СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2005.
- Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Ю.Л. Хотунцев. – М.: издательский центр «Академия», 2002.
- Человек культуры: Коллективная монография / В.В. Князева, Л.Б. Соколова, Н.В. Алешина и др.; науч. рук. проекта и ред. В.В. Князева. Книга 1. – Оренбург: Изд – во ОГПУ, 2004.
- Черняго, Л.С. Новое экологическое мышление. // География в школе./ Л.С. Черняго. – М., - 1998. - №3.
- Шаповалов, В.Ф. Основы Философии. От классики к современности: учеб. пособие для вузов./ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР – Пресс, 1999.
- Швейцер, А. Культура и этика./ А. Швейцер. Перевод с немецкого Н.А. Захарченко и Г. В. Колшанского. Общая редакция и предисловие проф. В. А. Карпушина. Изд. "Прогресс", М., 1973.
- Шеляховская, Н.К. Формирование и развитие экологического сознания у дутей и подростков. // Экономика и жизнь./ Н.К. Шеляховская. – М., 1998. - №6.
- Шендрик, А.И. Коллизии ценностного сознания российской молодежи в постперестроечный период.// Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции./ А.И. Шендрик. - М., 1994.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред Л.П. Печко. – М.: Педагогика, 1984.
- Экологические сказки: пособие для учителей 1-6 классов / сост. Г.А. Фадеева – Волгоград: Учитель, 2003.