Учебные и методические разработки 2015-16 учебный год
В данном разделе появятся учебные материалы на 2 и 3 класс. А также работы по ФГОС в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приемы развития критического мышления на уроках английского языка | 196.01 КБ |
подготовка к контрольной работе_2 четверть_2 класс | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления и лексико-грамматические навыки на уроках английского языка в условиях ФГОС.
Аннотация
В данной статье рассматриваются приемы развития критического мышления при формировании лексико-грамматических навыков на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС НОО. В основе данной работе мною был использован УМК «Английский в фокусе – 4». После анализа данного УМК я выделила и систематизировала упражнения соответствующие приемам развития критического мышления и наиболее подходящие для формирования лексико-грамматических навыков речи на разных этапах урока. Обосновала целесообразность и эффективность их применения.
Вводная часть
Стандарты образования ставят перед нами определенные цели и задачи по формированию личности учащихся. На основании этих требований Модель выпускника начальной ступени обучения можно представить как:
творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.
В контексте формирования языковой компетенции такая личность должна уметь следующее:
1) соотносить новые слова с предметами, картинками; 2) общаться со своими одноклассниками на бытовые темы; 3) понимать и воспроизводить (со зрительной опорой) короткие высказывания; 4) читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале; 5) писать с опорой на образец короткие сочинения и другие виды работ.
Для этого должны быть качественно сформированы системные знания и представления о языке, а именно лексической и грамматической стороне речи. Лексическая сторона речи подразумевает лексические единицы ситуаций общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (напр. Doctor, film). Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (er, om, tion, ist, ful, ly, teen, ty, th), словосложение (postcard), конверсия (play – to play)
Лексические навыки – это важнейший компонент речевой деятельности, которая определяется знанием лексических единиц, навыками их использования, умениями употребить имеющиеся знания для выражения своей мысли, или распознания их в чужой речи с целью достижения понимания.
Грамматическая сторона речи – это основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные безличные предложения в настоящем времени. Простое предложение. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме. Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространенные предложения с однородными членами, сложносочиненные c союзами but and, сложноподчиненные because. Правильные и неправильные глаголы. Present, Future, Past Simle. Глагол связка. Модальные глаголы. Единственное и множественное число существительных. Нулевой, (не)определенный артикль. Притяжательный падеж существительных. Степени сравнения прилагательных. Местоимения. Наречия. Числительные. А также наиболее употребительные предлоги.
Обучение грамматике в начальной школе имеет коммуникативную направленность, т.к. грамматика – важнейшее средство акта коммуникации. Процесс овладения грамматическими явлениями строится в ходе выполнения коммуникативных заданий. Тренировочные грамматические упражнения выступают не как самоцель, а делается попытка подчинить их решению коммуникативной задачи в определенной ситуации общения: назвать предметы, ответить на вопросы, подписать картинки.
Основная часть
В условиях внедрения ФГОС НОО выделяют 3 этапа «Развития критического мышления»: стадия вызова, осмысления и рефлексии.
Из огромного количества приемов критического мышления: Кластер, Концептуальное колесо, Инсерт, Фишбоун, Синквейн и т.д. для каждого этапа можно выделить свои характерные приемы.
Стадия вызова
Так на стадии вызова я предлагаю применить Концептуальное колесо, Инсерт, Кластер или Круги по воде.
Ниже представлен пример «Концептуального колеса», в котором учащимся необходимо, в зависимости от поставленной задачи, либо подобрать к данному слову синонимы, либо имея заданные синонимы подобрать ключевое слово. Данный прием формирует лексические навыки, развивает языковую догадку, расширяет словарный запас.
Другой не менее эффективный прием это кластер. Кластер – это выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке. В центре – наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Например, Еда – овощи (капуста, морковь), фрукты (яблоки, груши). Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Данный прием делает упражнение интересным, наглядным, формирует лексические навыки и развивает критическое мышление, тренирует различные виды памяти.
Следующий прием называется «Круги по воде». Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбирается существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Таким образом, расширяется лексический запас учащихся по теме. А также при помощи этого приема можно отработать словообразование, навыки распознавания различных частей речи.
Стадия осмысления
На стадии осмысления, активно используются такие приемы критического мышления как: Инсерт, Фишбоун, Оживи картинку, Загадка, Бином фантазий.
С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации. Суть этого приема в том, что во время прочтения текста учащимся предлагается делать пометки на полях (или заполнить таблицу). Для маркировки используют символы «V» - уже знал, «+» - новое, «_» - думал иначе, «?» не понял. Для формирования грамматических навыков возможны небольшие изменения значений символов.
“V” знали до изучения | “+” Узнали новое | “-” Не согласны | “?” Не понятно |
|
|
|
|
Рис.3 Таблица Инсерт
Прием «Фишбоун» или «Рыбья кость» предполагает решение поставленной задачи. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте (или графической схеме). На верхних косточках отмечаются задачи, которые необходимо решить, на нижних косточках учащимся предлагается написать решение. В данном примере, учащимся даны небольшие диалоги и поставлен вопрос «Где были Ларри и Пако?», учащиеся читают текст, содержащий изученные лексические единицы, отвечают на ключевые вопросы по тексту и в конце находят ответ на главный вопрос.
Рис. Фишбоун
Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц. В УМК «Английский в фокусе» этот прием используется довольно часто.
Стадия Рефлексии.
На стадии рефлексии можно использовать: Дерево предсказаний Бином фантазий, «Оживи картинку», а также вернуться к Кластеру или использовать Синквейн.
Мне очень нравится такой прием как «Бином фантазий» или «Дерево предсказаний» основан на создании чего-либо нового, абсолютно никому неизвестного в природе (необычное животное, экзотический рецепт блюда и т.д.). Данный прием целесообразно использовать при работе над словообразованием. Он наглядно представляет, что учащиеся сегодня изучили, какие лексические навыки были сформированы, а над какими необходимо продолжить работу на следующем занятии. Предлагая детям возможность расслабится, этот прием помогает им сконцентрироваться на процессе обучения.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи в нескольких словах – важное умение. Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк, содержащее информацию в лаконичной форме.
1 строка: тема или предмет высказывания (одно слово, существительное).
2 строка: описание предмета (два прилагательных или причастия).
3 строка: 3 глагола, характеризующих действия предмета.
4 строка: фраза (обычно из 4 значимых слов), выражающая отношение автора к предмету.
5 строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Sunday
Free, bright
When I play
At last I can play
The weekend
Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию. На первых порах, можно предложить учащимся один синквейн на двоих. Это, с одной стороны, облегчит поиск слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.
Заключение
Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по достижению планируемых результатов:
- Личные: общее представление о мире; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, как средства общения; знакомство с миром зарубежных сверстников (через детский фольклор).
- Метапредметные: развитие умения взаимодействовать в пределах речевых потребностей и возможностей; развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Предметные: применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы; распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц и грамматических явлений; умение делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения. овладение начальными представлениями о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
Попробуйте сами эти приёмы и убедитесь в их эффективности.
Подберите к каждой букве слова BUTTER глагол по теме.
Составьте синквейн на любое слово или день недели.
Используйте прием Концептуальное колесо и подберите синонимы к слову, например, LIKE.
Учитель - это творец. Так творите, изобретайте, фантазируйте. Пусть каждый урок будет интересным, увлекательным и познавательным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запиши и запомни! Play - играть Count - считать Read - читать Write - писать Can I …? Ты умеешь…? Yes, I can. – Да, я умею. No, I can’t. – Нет, я не умею. I can… - Я умею …
Фонетическая зарядка Заполни пропуски и прочитай “ Tick, the______ says. _____, ____, _____. What ___ have __ __, do ____!
Answer my questions Do you like to play? Can you read? Can you write? Can you count
Let’s play S, Q, W, R, V, P, L, H, F, J G, K, O, Y, T, R, K, Z, C, D
Numbers Seven Four Ten Two Eight Five Three Six One Nine
Прочитай и переведи!
«Маска, маска, я тебя знаю?» What’s your name? (имя) How old are you? (возраст) Do you like…? (ты любишь..?) Do you have…? (у тебя есть…?) Can you…? (ты умеешь…?)
Составь рассказ о себе I’m …( имя) I’m … (возраст) I have… ( у меня есть) I like … (я люблю) I can … (я умею)