воспитательная работа

Лушникова Елена Витальевна


Классные часы для 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chasy.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классные часы для учащихся 5-6 класса

«ОРДЕНА ПОБЕДЫ

Задачи:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся  через поиск  и систематизацию материала по теме;
  2. Пополнить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  3. Расширить кругозор учащихся

Учитель.

        Чем дальше во времени уходит от нас Великая Отечественная война, тем грандиознее возвышается над всей историей страны та бессмертная Победа, которую выстрадали, вытерпели и подняли на своих плечах люди военного поколения.

        То, что они сделали, называется подвигом. Это значит, что им было невероятно трудно, но они все равно сумели защитить свою Родину и спасти всех нас, кто родился или еще родится на этой земле. Наши отцы и матери, дедушки и бабушки, а то и прадеды с прабабушками были такими же обыкновенными людьми: им было страшно подниматься в атаку и умирать, им было больно получать раны, было холодно в окопах и в цехах военных заводов, они страдали от голода, усталости, недосыпания, приходили в отчаяние, теряя близких людей... И все же они сделали это! Не жалея ничего, отдавали деньги, силы, молодость, здоровье, саму жизнь.

        Миллионы героев, готовых жертвовать своей отдельной судьбой ради общей победы – такую страну нельзя поставить на колени.

Нет, они не были обыкновенными людьми.

Они были и останутся в веках поколением Победителей!

        Многие из них так и не увидели Великой Победы, а до ее 65-летней годовщины, увы, дожили немногие. Но у всех нас еще есть возможность вглядеться в их лица, заглянуть в глаза, в душу, услышать и запомнить то, что они пережили и сделали.

        Наш  урок мужества «Ордена Победы» попытка еще раз напомнить всем ныне живущим о подвигах, которые  совершались на фронтах Великой

Отечественной,  рассказать об орденах, которыми награждались герои

1 ученик

Орден Отечественной войны утвержден в мае 1942 г. Состоит из двух степеней: I и II степени. Высшей степенью ордена является I степень. Этот орден  - первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны. Также это первый советский орден, имевший разделение на степени.

Первыми кавалерами ордена Отечественной войны стали советские артиллеристы.

        Когда в мае 1942 года на советские позиции двинулось 200 фашистских танков, артиллеристы и бронебойщики встретили их достойно и метко били по врагу, нанося ему весьма ощутимые потери. За два дня непрерывных боев артиллерийский дивизион уничтожил 32 вражеских танка. Капитан И. И. Криклий лично подбил 5 фашистских машин, но сам был тяжело ранен. Когда погибли несколько номеров боевого расчета, старший сержант А. В. Смирнов продолжал вести огонь даже после того, как осколком снаряда ему оторвало кисть руки.         Капитан И. И. Криклий стал первым кавалером ордена Отечественной войны I степени.

2 ученик

Орден Славы —  военный орден СССР, учреждён  8 ноября 1943года.

Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались. Орден Славы по своему статуту и цвету ленты полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград  Георгиевский крест. Орден Славы имеет три степени.

        Первым кавалером Ордена Славы стал ефрейтор Митрофан Тимофеевич Питенин (28 ноября 1943).Он  возглавил группу саперов, которые юго-западнее белорусского города Витебск участвовали в разминировании укрепленной полосы противника. Их «накрыл» диверсионный отряд гитлеровцев, завязалась перестрелка. В бою Питенин отбил у врагов пулемет и огнем из него уничтожил свыше десяти гитлеровских солдат и офицеров.

        За этот подвиг он был представлен к ордену Славы I степени, но награду Митрофан Тимофеевич так и не успел получить. 3 августа 1944 года в одном из боев он был смертельно ранен.

Первым полным кавалером Ордена Славы стал гвардии старший сержант Н. А. Залетов. 

3 ученик.

Орден «Победа» — В ноябре 1943 года был учрежден самый высокий и по-своему уникальный военный орден Советского Союза «Победа».  Орден «Победа» – самый красивый и самый большой по размерам.Орден предназначался в награду

лицам высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение операции в масштабе одного или нескольких фронтов

высочайший военный орден СССР, был учреждён Указом Президиума ВС СССР

Обладателем ордена № 1 стал командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза Г.К.Жуков.

        Знак ордена изготавливается из платины. В украшении ордена использованы платина, золото, серебро, эмаль, пять искусственных рубинов в лучах звезды и 174 мелких бриллианта.

Это один из редчайших орденов в мире. В живых не осталось ни одного кавалера

ордена «Победа». Ныне подлинник ордена «Победа» можно увидеть в Кремлевском Алмазном фонде  Всего в годы войны орденом было награждено 19 человек. Дважды им были награждены Сталин, Жуков, Василевский.

4 ученик.          «Орден Суворова»            

     Утверждён  в июля 1942 года. Орденом Суворова награждались командиры

Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками. Это старший из орденов, носящих имя полководца; первый, имеющий три степени.

 Орден Суворова I степени за № 1 был вручён Маршалу Советского Союза Георгию Жукову.

        Единственная женщина, награждённая этим орденом — гвардии подполковник Евдокия Бочарова, командир 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка.

В ходе Великой Отечественной войны в 28 лет возглавила сформированный женский бомбардировочный полк. Атаки женского полка под предводительством Евдокии Давыдовны были так удачны, стремительны и точны, что немцы прозвали женщин-лётчиц "ночными ведьмами".

В современной России еще не произведено ни одного награждения.

5 ученик.                                      

Орден Кутузова был учрежден  в  1942  году, в самый разгар войны.  Им   награждали   военачальников  за мужество   и   тактическую   гибкость,   за   нанесение противнику больших потерь.

Всего орденом Кутузова I степени было произведено более 660 награждений.

Награждения орденом Кутузова

        Орден Кутузова I степени № 1 получил генерал-лейтенант Иван Васильевич Галанин. за успешные действия подчиненной ему в это время 24-й армии Донского фронта и за участие в Сталинградской  битве.

        За подвиги и заслуги в период Великой Отечественной войны орденом было награждено  более 40 тыс. человек.

        После 1945 года награждения орденом Кутузова не производились, но слава этого ордена и его кавалеров, как и слава Михаила Илларионовича Кутузова, навсегда останется в истории нашего Отечества.

6 ученик

        Орден Александра Невского был учреждён  2 июля 1942 для награждения

командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и

руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций

успехи в боях за Родину.

        Орденом Александра Невского №1 был награжден командир батальона морской пехоты старший лейтенант (впоследствии подполковник) Рубан И.Н. за отражение атаки целого фашистского полка, поддержанной танками, в районе излучины Дона в августе 1942 года . Батальон Рубана уничтожил 7 танков и более 200 вражеских солдат.

        Женщины-офицеры также награждались этим полководческим орденом. Так, орденом Александра Невского была награждена гвардии капитан (позднее майор) Смирнова Мария Васильевна, командир эскадрильи 46-го гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова III степени авиаполка. Этот женский авиаполк был оснащен легкими ночными бомбардировщиками По-2.

Известно немало случаев повторного награждения орденом.

7 ученик  Орден Богдана Хмельницкого

 Орден Богдана Хмельницкого (1943) последним из “сухопутных”полководческих орденов, состоит из трех степеней. Это единственный орден, одной из степеней которого могли удостаиваться рядовые бойцы и партизаны. Он также единственный орден СССР, имевший надпись  на украинском языке.  

Орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени был награжден командующий этой армией генерал-майор А. И. Данилов за участие в освобождении города Запорожье.

За успешные боевые действия по разгрому войск немецко-фашистских захватчиков орденом Богдана Хмельницкого награждено более 1000 воинских частей и соединений.

Кавалерами ордена Богдана Хмельницкого I степени стали несколько сотрудников НКВД и контрразведки.

8 ученик.  Орден  Ушакова

Это орден учрежден  3 марта 1944 года.

Орден Ушакова – высший флотоводческий орден СССР. Орденом Ушакова награждаются офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в

разработке, проведении и обеспечении морских активных операций.

Орден Ушакова состоит из двух степеней.

Знак ордена Ушакова №1 был вручен вице адмиралу Трибуцу В.Ф., командовавшему тогда Краснознаменным Балтийским флотом.

         Зимой 1941 - 1942 годов флот помогал войскам, оборонявшим северную столицу. По замыслу Трибуца, подводные лодки, несмотря на противодействие неприятеля, прорывались на Балтику и топили суда, нарушая перевозки гитлеровцев. Моряки вели контрбатарейную борьбу, помогали войскам отбивать наступление противника, зимой и летом обеспечивали перевозки по Ладоге. Когда же развернулось наступление на запад, флот также принял в нем участие. Трибуц лично руководил освобождением Моонзундских островов и Выборгской операцией.

        Орден Ушакова I степени стал вторым по редкости (после ордена “Победа”) советским орденом. Всего орденом Ушакова  было совершено 241 награждений

9 ученик. Орден Нахимова

Орден Нахимова учрежден  3 марта 1944 г.Этот военный орден, названный именем выдающегося русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, был учрежден для награждения офицеров Военно-Морского флота. Имеет I и II степени.

Орденом Нахимова I степени первым был награжден начальник береговой обороны Черноморского флота генерал-лейтенант береговой службы Моргунов П,А. за содействие в освобождении Севастополя

Орден Нахимова I степени №1 был вручен 24 мая 1945 года контр-адмиралу Фельдману Н.Э.

        Всего орденом Нахимова I степени было произведено 82 награждения, в том числе четыре части и соединения Военно-Морского Флота.

        Орденом Нахимова II степени было произведено 469 награждений, в том числе две части Военно-Морского Флота.

Особенности  ордена

        Орден Нахимова - один из самых редких орденов СССР.

Учитель.

Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным, всеми любимым, дорогим, трагичным и скорбным, но в тоже время и светлым праздником.
9 мая 1945 года… Все дальше и дальше теперь от нас эта дата. Но мы помним, какой ценой досталась нашим дедам эта великая Победа.
Праздник Великой победы – 9 мая – один из главных праздников нашей страны, самый трагичный, самый прекрасный и трогательный. Наверное, в каждом городе около вечного огня в этот день собираются те, кто пришел возложить цветы, вспомнить наших защитников и героев, минутку помолчать и в который раз сказать им СПАСИБО… Спасибо за нашу мирную жизнь, за наших детей и внуков, за их счастье! Спасибо Вам, низкий поклон и вечная память…

Библиографический список:

  1. Школьная энциклопедия. История России. 20 век. – М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003. – 544с., ил.
  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников./ Сост. И.А. Дамаскин, П,А. Кошель, Ю.А. Никифоров. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- 512с., ил..
  3. ресурсы интернет

pravnukipobedi.tom.ru Орден Отечественной войны 

vimpel-v.com   Капитан И. И. Криклий 

http://www.skorodnoe60.narod.ru/index15.html  ордена Славы

rayman182.blog.tut.by орден Славы 

http://copypast-ru.livejournal.com/630173.html  Орден "Победа"

www.vgavt-nn.ru ЖУКОВ Г.К.

http://www.bf-clan.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=5 Орден Суворова

http://www.bestwriter.ru/fotoar.htm  Бершанская (Бочарова) Евдокия Давыдовна.

http://www.artsuvenir.com/articles/history/   Орден Кутузова 

http://wiki.saripkro.ru/index.php/Страница_Группы_№_17_второй_этап_Интернет-марафона_Великая_Победа  Иван Васильевич Галанин.

http://rayman182.blog.tut.by/2010/05/06/orden-aleksandra-nevskogo/  Рубан

http://www.alexeim44.ru/sovetskiy_soyuz/ordena_i_medali/orden_aleksandra_nevskogo.html 

орден А. Невского

http://users.livejournal.com/_zmei/59569.html  Емельянов Борис Николаевич.

http://www.artsuvenir.com/articles/history/   орден Богдана Хмельницкого 

www.vladregion.info Генерал-лейтенант Данилов Алексей Ильич.

http://wot-arma.clan.su/index/nagrady/0-8  Орден  Ушакова 

сайт     edu.kap/ru

« Я выбираю здоровый образ жизни»

Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.

Задачи: актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Подготовительный этап: Готовясь к мероприятию, можно подготовить фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух», «Мир моих увлечений», «Здоровые дети должны быть на планете», а также предложить учащимся ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут учителю определить их отношение к обсуждаемой проблеме. Напротив утверждения, с которым ученики согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны – знак «-».

  1. Анкета. Алкоголь. Сигареты. Наркотики: 
  • Поднимают настроение.
  • Придают уверенность.
  • Способствуют общению.
  • Избавляют от скуки.
  • Утрачивают контроль над поступками.
  • Укорачивают жизнь.
  • Ведут к тяжелым болезням.
  • Ослабляют потомство.
  • Наносят вред семье, обществу, государству.
  • Дают чувство свободы.
  • Способствуют взрослению.

Оформление класса:

Русские народные пословицы:

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Какую дружбу заведешь – такую и жизнь поведешь.
  • Век живи – век трудись, а трудясь – век учись.
  • Любой жует, да не любой живет.
  • Здоровье – всему голова.
  • Здоровая душа в здоровом теле.
  • Здоровье дороже денег.
  • Здоровье не купишь.
  • Наше счастье в наших руках.
  • Счастье не ищут, а делают.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.

Ученые о здоровье:

Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.

(П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)

Здоровое тело – продукт здорового рассудка.

(Б. Шоу.)

Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других.

(Д.С. Лихачев.)

У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения.

(А. И. Солженицын.)

Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни.

(И. Аршавский)

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.

(И. Брехман -основатель валеологии.)

Необходимо выбрать жюри, в состав которого могут входить учителя биологии, психолог.

Столы в классе расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли работать в группах по 4-6 человек.

Ход мероприятия

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости.

Звучит магнитофонная запись песни «Я люблю тебя, жизнь». После окончания первого куплета учитель, приглушив звук, спрашивает учащихся: «Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь – это…»

Учащиеся под негромкую мелодию записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (работают 2-3 мин). Затем учитель предлагает обсудить в группах эти записи и расставить их по степени значимости.

Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: состояние ОС, достаточное питание, материальное благополучие, медицинское обслуживание… Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей.

Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему.

Итак, сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни.

Два учащихся читают:

Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку –
То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши
И в бассейн не идешь,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровья не найдешь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это только нужно нам!

Далее учитель предлагает учащимся обсудить вопрос о том, что они вкладывают в понятие «здоровый образ жизни». После обсуждения ученики делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:

  • Отказ от курения.
  • Отказ от алкогольных напитков.
  • Отказ от наркотиков.
  • Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.
  • Рациональное питание.

Далее учитель предлагает учащимся разделиться на 4 команды для участия в конкурсной программе.

«Разминка»

Ведущий предлагает капитанам выбрать лепесток от цветика – семицветика. На этих лепестках – задания для «разминки». На листке написано название вида спорта.

Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан.

За пантомиму команда получает 1–3 балла. Та команда, которая первой разгадает вид спорта, получает 1 балл.

«Веселые эстафеты»

В конкурсе от каждой команды участвуют 4 человека. Каждому члену команды особое задание:

первому

бег «задом наперед»;

второму

бег «гигантскими» шагами;

третьему

ходьба в полуприседе ;

четвертому

бег боком.

Жюри оценивает скорость и качество выполнения задания. Максимальная оценка – 4 балла.

Конкурс эрудитов

Правильный ответ – 1 балл команде.

  1. А.П. Чехов говорил: «Целовать курящую женщину все равно, что…» (…целовать пепельницу). 
  2. Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (Наркоманом, от греч. nark – оцепенение, mania – влечение). 
  3. В декабре 2000 года городские власти этого города впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, баре, ресторане. За курение в общественном месте виновного наказывают лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Где был принят этот закон? (Этот закон был принят властями Нью-Йорка). 
  4. Закончите английскую пословицу: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает…» (Мозг). 
  5. Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода). 
  6. Назовите принципы закаливания – «Три П». (Постепенно, последовательно, постоянно). 
  7. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши). 
  8. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу). 
  9. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами). 
  10. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет). 
  11. Сколько часов в сутки должен спать человек?  (Взрослый человек – 8 часов, подросток – 9 – 10 часов, ребенок – 10 – 12 часов). 
  12. Зачем для профилактики ангины и насморка делают холодные ножные ванны? (Нервные окончания стопы и носоглотки связаны). 
  13. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки? (Плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой). 

Чудодейственное касание: массаж «точек воздействия»

Проводит учитель со всеми учащимися класса.

Массаж помогает восстанавливать силы, дарит бодрость и хорошее настроение людям.

  Приведем пример точечного массажа с целью профилактики острого респираторного заболевания (ОРЗ).

Существует много невидимых бактерий и вирусов и среди них те, которые вызывают кашель, насморк, боль в горла, ушах, то есть острые респираторные заболевания. ОРЗ – коварные и опасные заболевания. Иногда даже легкое течение болезни может дать тяжелые осложнения. Есть много различных способов профилактики и лечения ОРЗ, но один из самых простых, эффективных и безвредных – это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов. Приемы точечного массажа очень легко освоить. Давайте учиться!

  ТОЧКА 1  связана со слизистой трахеи, бронхов, и также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

ТОЧКА 2  регулирует иммунные функции организма. Повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

ТОЧКА 3  контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

ТОЧКА 4  шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата.

ТОЧКА 5  расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонка.

ТОЧКА 6  улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

ТОЧКА 7  улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

ТОЧКА 8  массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

ТОЧКА 9  руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.

Массаж надо делать ежедневно 3 раза в день по 3 секунды (девять раз в одну сторону, девять в противоположную).

Будьте здоровы!

«Самый веский аргумент»

Капитанам команд в течение минуты необходимо привести самый убедительный аргумент в необходимости здорового образа жизни.

«Домашнее задание»

Темы:

  1. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
  2. «Курить – здоровью вредить!»
  3. «От улыбки станет всем светлей».
  4. «Танцы на завтрак, танцы на обед, танцы на ужин – вот и весь секрет».

Задание дается командам заранее. Темы распределяют по жребию. Нужно подготовить литературно-музыкальную композицию-шутку о необходимости здорового образа жизни. Длительность выступления – 5–7 минут. Максимальная оценка конкурса – 7 баллов. Жюри оценивает соответствие темы, достоверность материала, артистизм, оригинальность, музыкальное сопровождение.

После окончания конкурсов жюри подводит итоги, награждает победителей призами.

Информационный лекторий

Компоненты здорового образа жизни.

а)Правильное дыхание.

Выступление учащегося. Очень важно всегда дышать через нос. В носовых ходах воздух очищается, согревается, увлажняется. В оздоровительной гимнастике под названием «йога» принято считать, что «одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».

Конечно же, важно и то, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым.

б)Рациональное питание. 

  Выступление учащегося. Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение.

  «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.

Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты,  повышающие жизнедеятельность организма. (Угощает всех присутствующих). Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Также важно помнить, что продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.

в)Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание.

Выступление учащегося.  Необходимо добавить, что к компонентам здорового образа жизни относится еще и двигательная активность (не менее 30 минут в день). Она улучшает работу всех жизненно важных органов. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», – так считал римский поэт Гораций.

  Самые полезные и доступные виды спорта: плавание, езда на велосипеде, гимнастика, походы.

Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.

а) Табакокурение.

В течение недели нами был проведен анонимный опрос учащихся 8В класса под названием «Черный ящик». Мы хотели узнать число курящих и пробовавших курить школьников и причины, побудившие взять сигарету. Предлагалось ответить «да», «нет» на следующие вопросы:

  • Курят ли ваши родители?
  • Пробовали ли вы курить?
  • Курите ли вы сейчас?
  • Я курю:
    а) потому, что чувствую себя взрослым,
    б) за компанию,
    в) из-за интереса.
  • Знают ли ваши родители, что вы пробовали курить (курите)?
  • О вреде курения вы узнали:
    а) от родных,
    б) из газет, журналов, TV,
    в) в школе.

Заполненные анкеты учащиеся бросали, как при голосовании, в ящик, обернутый черной тканью.

По результатам анкеты был составлен «Лист здоровья» для класса в виде диаграммы, проведены классные часы и беседы с родителями.

Выступление учащегося.

Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний-210.

Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Если женщина курит в период беременности, то повышается вероятность выкидыша, снижается вес плода, могут произойти преждевременные роды. Ребенок у такой женщины чаще болеет. Если женщина курит в период кормления грудью, то ребенок становится слабым, болезненным, отстает в развитии. Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.

Два учащихся читают стихотворение Д. Бершадского, причем после выступления 1 ученика трое ребят изобразили и озвучили органы, которые отравляются в результате курения.

1 ученик:

Мое имя – сигарета,
Я красива и сильна.
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам.
Скажем прямо – слабакам.

Сердце:

Мне так плохо, я так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, жить осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода.
Меня так душит никотин.
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные –
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас нe спасете
Мы от куренья пропадем!

Легкие:

Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас люди:
«А вы курите зачем?»
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд.
Наши бронхи он сжигает.
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?

Головной мозг:

Иссушил меня проклятый злодей.
Нету больше светлых идей.
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет.

2 ученик:

Запомни – человек не слаб.
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету.
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен сильным быть!»

б) Алкоголизм.

«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума, войны», –

У. Гладстон.

Выступления учащихся класса.

1 ученик: В глубокой древности человек познакомился с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но и приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивается головной болью, разбитостью, дурным настроением. Наши далекие предки и не догадывались, какого страшного врага они приобрели.

  Основным составляющим веществом большинства алкогольных напитков является этиловый спирт. Принятый вовнутрь, через 5–10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени.

2 ученик: Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, – вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу (низших) подкорковых отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. Каждая новая порция спиртного все больше парализует нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных низших отделов мозга.

3 ученик: Известный русский психиатр С.С. Корсанов так описывал это состояние: «Опьяненный не думает о последствиях своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно… Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждают к более или менее диким поступкам. А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым. Все в его личности, что сдерживается воспитанием, навыками приличия, как будто вылезает наружу. В состоянии опьянения человек может рассказать любую тайну, теряет бдительность, перестает быть осторожным. Недаром говорится: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

4 ученик: На телеэкране запрещена реклама алкогольных напитков и сигарет, а реклама пива все же присутствует. Пиво – совершенно доступный напиток для молодежи. Значит, оно безвредно?

Пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Оно делается из полезного продукта – ячменя. Этот напиток содержит углеводы, белки, жиры и даже витамины. Но в процессе приготовления пива микробы брожения уничтожают все полезные компоненты, так что пользы от него, мягко говоря, немного. К тому же 0,5 л пива соответствуют 60-80 г водки. По наблюдениям немецкого психотерапевта Э. Крепелина, 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно  много пили пива. Кроме того, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют.

в) Наркомания.

Выступление учащегося: Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в 30-40 лет наркоман – это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2–3 месяца.

Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечно-каменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД.

Нарушаются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие.

Учитель благодарит всех выступающих и обобщает выше сказанное:

– В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных привычек;
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции;
  • высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

После чего раздает всем детям памятки и напоминает о разговоре в начале мероприятия.

– Ребята, давайте попытаемся наши представления о счастливой полноценной жизни выразить в виде дерева жизни. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: « я могу», «я хочу», «я должен». Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – «составляющими здоровый образ жизни».

Заканчивается занятие изучением общественного мнения: каждому раздаются заготовки (изготовленные контуры лица, на котором нарисованы только глаза.

  В зависимости от отношения к проблеме здорового образа жизни, веры в личные возможности сделать свою жизнь счастливой, оптимизма, дети рисуют различные выражения лица – чем шире улыбка, тем больше уверенности в завтрашнем дне и в свои силы. Затем рисунки вывешиваются на доске, на натянутой капроновой нитке.