Собщение "Использование Рабочей тетради на уроках истории древнего мира в 5 классе"
Сообщение "использование рабочей тетради в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_rabochey_tetradi_na_urokakh_istorii_v_5_klasse.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне, и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
Китайская мудрость
В современных условиях, когда говорят о кризисе современной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В. О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение».
Система развивающего обучения разрабатывается на основе синтеза достижений педагогики и психологии. Развивающий эффект рассматривается как основной. Развивающее обучение ориентировано не только на развитие познавательных функций (мышление, восприятие, память и др.), но в большей степени - на процесс становления ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Развивающее обучение – это специально организованное обучение, целью которого является формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения.
Достижение цели требует сознательной, целенаправленной деятельности учителя и учащегося.
Учебная деятельность в системе развивающего обучения – это организованная, активная деятельность учащегося по овладению знаниями.
Организация учебной деятельности, направленная на эффективное усвоение учебного материала, требует соблюдения системы дидактических условий. Наиболее важным является формирование учебной деятельности во всей её структурной полноте.
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Но добиться эффекта можно, только если дети научены решать такие задачи. Поэтому начинать эту работу целесообразно с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения. .
Рабочая тетрадь по истории древнего мира Годера Г.И. создана применительно к учебнику "История Древнего мира" авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.
Разнообразные задания рабочей тетради помогают становлению исторического мышления школьников, усвоению главных исторических фактов школьного курса истории Древнего мира, формируют основные понятия, необходимые интеллектуальные умения и навыки, развивают оперативные способности ума.
Достоинство рабочей тетради в том, что, учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки, психолого-педагогические особенности и при подготовке к уроку сам определяет какие задания дать сильным учащимся, какие слабоуспевающим, какие задания выполнять всем классом, какие дать на дом.
Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития ученика. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради позволяют повысить эффективность учебного процесса.
На протяжении нескольких лет использую рабочую тетрадь в преподавании истории в 5 классе.
Задания тетради использую как при опросе домашнего задания, так и во время урока, так же даю задания на дом. Выработала целостную систему работы с рабочей тетрадью.
Задания в рабочей тетради можно систематизировать по следующим группам:
- Работа с контурными картами
- Работа с линией времени
- Работа с кроссвордами
- Исправить ошибки в тексте
- Работа с рисунками и заданиями к ним.
- Составить рассказ к рисунку.
- Впишите не достающие слова и т.д.
В начале года у многих ребят вызывает сложность задания по контурным картам. Объясняю, как заполнять контурные карты. Для этого учащиеся должны использовать карты в учебнике. Сильные учащиеся быстро ориентируются и хорошо выполняют эти задания. Чаще всего задаю эти задания на дом, иногда использую, когда остается время в конце урока. Оценку за выполнение этой работы снижаю в том случае, если ученик не приступал к выполнению задания, если допущены ошибки, разбираем их на уроке и исправляем.
Работу с линией времени использую на уроке. На пример:
- Ответьте на вопрос.
Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне.
Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?
Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и год разрушения Ниневии.
- Отметьте на «линии времени» 100-й год до н. э. и 100-й год н. э. Подсчитайте, какой год был раньше. На сколько раньше?
Кроссворды задаю на дом, но чаще всего разгадываем их в начале или в конце урока по цепочке. Выполнение заданий проверяю в начале урока, исправляем допущенные ошибки, привлекая сильных учащихся. Часто используя задания «Кто первым заполнит кроссворд» (беру не большие и несложные). Если ученики затрудняются, никогда не даю правильного ответа, называю страницу, где они могут найти ответ. Учащиеся очень быстро принимают условия игры и спрашивают уже не ответ, а страницу, на которой они могут его найти. Обратила внимание, если вопросы повторяются через несколько уроков , сильные ученики легко находят ответ.
Решите кроссворд «Персидская держава».
Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название знаменитой дороги в древней Западной Азии. Причудливая форма рамки напомнит вам эту дорогу (рассмотрите ее изображение на карте учебника).
Задания исправить ошибки, используя как в домашнем задании, так и в ходе урока. Правда я облегчила выполнение этого задания. Я разрешаю учащимся подчеркивать ошибки или их нумеровать. Это позволяет сэкономить время на уроке.
Задания составить рассказ по рисунку развивают письменную и устную речь учащихся. Эти задания даю в основном на дом. Выслушиваем несколько вариантов рассказа, затем задаю вопрос, какой рассказ понравился больше и почему. Учащиеся учатся оценивать ответы товарищей.
Задания вставь пропуски в текст использую в основном по ходу урока. Например: впишите недостающие слова, вспомните главные сражения греков с персами, впишите недостающие буквы, слова, даты. Рассмотри рисунок и заполни пропуски в тексте.
С большим удовольствием учащиеся выполняют задания закончи рассказ. Например: Придумайте окончание древнеегипетской сказки.
Много задач на логическое мышление. Например: найдите ошибку и объясните, почему ученые пришли к такому мнению. Почему жители Вавилона называли одно водное пространство «морем Восхода», другое «морем Заката». Чем объяснить эти названия? Как в наши дни называются эти водные пространства?
Результаты срезовых работ свидетельствуют об увеличении общего уровня сформированности у учащихся не только количественных, но и качественных различий уровня сформированности исторического мышления и личностного отношения к истории.
МОУ СОШ с. Малая Семеновка Балашовского района Саратовской области.
Сообщение
«Использование Рабочей тетради на уроках истории
Древнего мира в 5 классе».
(Из опыта работы учителя истории Газаровой И.М.)
2013 г.