Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Шмелева Светлана Викторовна

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

 

Организуя работу с детьми по развитию воображения в изобразительной деятельности, во-первых, обращается внимание на обучение дошкольников различной технике рисования, которая включает в себя нетрадиционные техники: (кляксография, рисование пальцами, рисование губкой, рисование по мокрому, набрызг, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток ладони, ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др.), применению каждого вида рисования изображения отдельно и в комплексе различные их виды. И, во-вторых, предлагаются задания, где детям надо анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе предлагается детям самим создать подробные, близкие с реальными изображениями образы.

Ещё одним видом работы по развитию творческого воображения старших дошкольников является использование опорного материала (в качестве которого выступают как тела, слова, так и схематические изображения геометрических фигур). Например, детям предлагается нарисовать  (слепить) то, что бывает круглой формы или рисуются на доске в качестве образца контуры геометрических фигур и даётся задание изобразить предметы, которые бывают такой же формы или «разгадать» кто в них «спрятан».

В этом случае, с одной стороны творческая активность дошкольников направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получаются интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывает и решает рисунок самостоятельно и по своему видит конечный результат.

Так же очень помогают в развитии творческого воображения задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Придумай игрушку», «Представь, что ты дизайнер (архитектор, изобретатель)», «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете» и другие. Это по сути, творческие задания, поэтому нецелесообразно давать оценку детям, так как любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным.

Стимулировать развитие творческого воображения в изобразительной деятельности можно с помощью таких упражнений. Например, детям включается музыкальное произведение (из серии «Звуки природы»), после прослушивания предлагается нарисовать то, что они представляли себе во время прослушивания. Или – детям  даётся задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать что может расти на дереве (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравей и так далее); того, кто может ухаживать за этим деревом (девочка, мальчик, мама, папа и так далее). Объекты, которые предлагается нарисовать, можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать, что растёт на дереве – обозначить кругом, если – кто сидит – в виде восьмёрки, кто ухаживает – схематическое изображение человека.

Также детям можно предложить нарисовать сказочный домик. В процессе рисования ребёнок придумывает не только украшения для своего домика, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. Всякий раз дополнение детьми важно отмечать, подчёркивать разнообразие решений. Опыт показывает, что это  стимулирует выдумку, фантазию дошкольников, а также развивает не только творческое воображение, но и мышление дошкольников. Такие задания и упражнения дошкольники выполняют с удовольствием.

Выше названные задания и упражнения, являются прекрасным приёмом на играх – занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать творческое воображение детей и стимулировать способность дошкольников к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности или части игр – занятий позволяют избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий повышает творческую активность дошкольников.